Апология преступления

Я также, как и большинство из вас, буду глубоко переживать, что над моим сыном или моей дочерью поиздевались. Я также, как и большинство из вас, не хочу лежать под забором с перерезанной глоткой. Я говорю «большинство», потому что закон статистического распределения неумолим: всегда найдется кто-то, хотя бы один, кому будет глубоко наплевать на то или на это – даже если ему перережут глотку, даже если изнасилуют его дочь. Таковы последствия любых философских и некоторых религиозных мировоззрений, из которых самым выпуклым и идущим до конца является экзистенциализм. Если ты философ не только за кафедрой, но и по жизни, если ты следуешь своим принципам до конца,- рано или поздно все человеческое в тебе умрет. Хотя, конечно, я утрирую: разум способен изжить самоё себя, но не способен сопротивляться элементарным рефлексам. Так что, не «разум когда-нибудь победит», а тело побеждает всегда.

Мы привыкли к тому, что «исключения подтверждают правило». Какая восхитительная уловка-22!

То, что мы не можем ранжировать исключения или исключение, пусть даже одно, говорит о нашей научной несостоятельности. А все почему? Потому что один идиот, Оккам, когда-то придумал свою «бритву». Так и повбывав бы!

Согласно принципу Оккама, который очень метко назвали бритвой, если для объяснения того или иного факта достаточно минимального набора доказательств, то любые дополнительные доказательства ни к чему.

Все было бы прекрасно, если бы не эти самые проклятые исключения. Ни одна наука, существовавшая до сих пор, не была способна сделать исключения естественным элементом какой бы то ни было научной системы, претендовавшей на стройность. Мы привыкли отмахиваться от исключений – спасибо Оккаму! И что в результате?

Когда человеку делают операцию на сердце – она помогает одному из тысячи. Когда начинает гнить нога, практически всегда дело кончается ампутацией. Когда человек заболевает шизофренией – все! – его жизнь кончена. Спасибо Оккаму!

Любое исключение – это крохотный, но очень опасный сигнал: система несовершенна! Вы скажете: ничего идеального не бывает. Бывает! По крайней мере, даже если у человеческих возможностей, любых, будь то чисто физические, психологические или интеллектуальные, есть предел, то мы от этого предела еще настолько далеко, как два конца вселенной друг от друга. Поэтому не будем себя убаюкивать самоуловками, которые позволят нам меньше знать и лучше спать (кстати, одна из чум нашего времени – депрессия, от которой происходит бессонница, поражает не только тех, кто действительно отличается глубоким умом и сообразительностью, но и совершенно обычных, среднестатистических людей).

Я говорю о стремлении, об общей установке, которую надо поменять. Если бы здорового сна действительно можно было добиться волевым актом информационной самоблокады, то я бы очень поразился такому факту.

Не будем подменять понятия: человек страдает бессонницей и депрессией, да и вообще всем, чем он страдает, совершенно не из-за информационной свалки в его голове, а от бесчеловечной среды, в которой рождается подавляющее большинство и в которой оно медленно бредет к неизбежной смерти. Свалка тоже дело нехорошее, но это всего лишь жалкая частица от той колоссальной летально-заряженной среды, в которой мы оказались волей или неволей (это как кому больше нравится).

И даже те немногие счастливчики, которые рождаются либо во внешней роскоши и безмятежности, либо во внутренней, и те не могут с уверенностью утверждать, что завтра, или через несколько секунд, их не ждет гибельный итог, как выразился, кажется, Хайям.

Мне говорят, даже некоторые люди с этого сайта: занимайся своими проблемами. А мне смешно: в конечном итоге мои проблемы все те же, что и у каждого человека, они может быть горше переживаются мной, конкретным мной, с моим конкретным образованием, устремлениями, идеалами и т.д. Может, они в каком-то смысле глобальнее. Но корень у них один – общечеловеческий.

Кто и когда ходил на мамонта один? Наши личные проблемы только кажутся нам личными – на самом деле они у всех одни и те же, с теми или иными отклонениями, но по сути: я никогда не слышал ни об одной человеческой судьбе, которая так или иначе не повторяла бы судьбы предыдущих поколений. Мало того, ваши судьбы похожи на судьбы ваших предков вплоть до мелочей. Изменились только декорации!

Вы также хотите любить и быть любимыми, вы также хотите самореализоваться, вы также хотите мало делать и много получать (я целиком и полностью на вашей стороне!), хотите лениться, не хотите или хотите иметь детей, гонитесь за призраками, иллюзиями и фантомами (целиком и полностью могу вас понять!), путешествовать, развиваться или не развиваться, делать или не делать преступления. Даже если вы один из немногих, последний из могикан, или Раскольников, или сам Будда, к сожалению, вы все равно укладываетесь в монолит принципа статистического распределения. Пусть вы одна миллиардная процента, но такие, как вы, уже приходили. Чем дольше живет человечество, тем меньше у него шансов сделать что-то революционно новое.

Не воспримите эти слова как выражение презрения. Я просто констатирую факт – мы должны знать свои границы. Другой вопрос – для одних достаточно клетки пять на пять, а нескольким и целого мира мало.

Весь вопрос в степени расширения вашего сознания. Я не скажу, что расширенное сознание приводит автоматически к бесконечному блаженству, но то, что только человек с расширенным сознанием способен создать систему бесконечного счастья для всех людей вообще, и для себя в частности – или, наоборот, ввергнуть человечество в глубочайший мрак, - это совершенно точно. Говоря «бесконечное счастье», я имею в виду только чисто человеческий идеал счастья, какой бы он у вас ни был. Конечно же, есть Бог, есть дьявол, пусть даже чисто умозрительно, в качестве ссылочных категорий,- так что и в чисто человеческом раю нам будет чем заняться.

Так вот, наша летально-заряженная среда – общая для всех – и есть мамонт, на которого бесполезно в одиночку. Вот почему я пишу эти строки. Потому что для меня абсолютно очевидно, что если будем счастливы мы все одновременно (в самой максимальной степени, в которой это возможно), будет намного счастливее и каждый индивид.

Только прошу вас не цепляться за общечеловеческие ярлыки и стереотипы типа романов Замятина «Мы» и Оуэна «1984» - которые они, или их исследователи, пафосно назвали «антиутопиями». Их надо бы убить, как и Оккама! (шучу конечно, просто желание возмездия за несправедливость клокочет…)

Обратите внимание, как Оккам или Замятин облегчили себе задачу – а все благодаря мерзавцу Оккаму, который решился вслух выразить самое кощунственное, что только можно было сказать – даже Ницше, Шопенгауэр, Гегель, Маркс, Ленин, Сталин и Гитлер по сравнению с ним всего лишь слегка провинившиеся щенки. Потому что они всего лишь провели в жизнь тот принцип, который с молчаливого согласия индифферентной общественности провозгласил Оккам.

Если переформулировать Оккама в направлении на конкретную человеческую жизнь, то получится: человек рождается таким, каким рождается, его нельзя изменить, его можно только измочалить во имя каких бы то ни было истин, и выбросить на свалку, как робот, отработавший свое.

Вот отсюда и Замятин, и Оуэн, и все остальные, которые фактически не что иное как гниющие декаденты, которые просто встали под разные знамена, замаскировавшие их мертвечинность, – от антигосударственных до коммунистических.

Истина может быть только одной, принцип счастья может быть только один, несмотря на все его кажущееся внешнее разнообразие.

Этот принцип гласит: дайте человеку жить так, как он хочет жить, но при этом защитите других от его возможных посягательств, кроме случаев, когда другие сами хотят, чтобы на них посягнули. Свобода воли действует во всех направлениях. Вам кажется, что это невозможно? Вам кажется это противоречием в основе своей? Вам кажется, что так можно дойти до анархии и раскольничества, до апологии чикатилл, лектеров и эминемов? Вот об этом я и хочу поговорить.

Начнем немного издалека – с психиатрии. Я когда-то принимал участие в работе общественной организации по защите прав людей с психическими отклонениями, пока власти очень высокого уровня не шикнули на нас и не сказали быть тише воды, ниже травы. О советской психиатрии я умолчу – российская психиатрия прямой и полноправный ее правопреемник. Вот зарубежная психиатрия – ей далеко не чета.

Один только факт: знаете ли вы о том, что в американских психушках вполне серьезно набирают в штат переводчиков с…не помню какого языка – на нем разговаривают инопланетяне из сериала Star Trek? Я лично видел такие объявления в Интернете.

Вы можете себе такое представить в России? Я нет! Один посетитель сайта сказал мне, мол, что ты защищаешь Америку, хотя у меня ни в одном глазу этого не было – тогда я говорил совсем о другом.

Чтоб вы знали: я ненавижу Америку, и совсем не потому, что они дважды не пустили меня к себе. Но при этом мне хватает ума отдавать должное их гуманности, проявляемой в каких-либо конкретных областях, в психиатрии, в частности.

Они действительно хотят вылечить глубоко больных людей – разве они не достойны уважения хотя бы за это?

О мрачной действительности российской (читай: советской) психиатрии здесь распространяться не буду, я уже все описал в своей Психиатрии.

Так вот, ради излечения психически больного, американские психиатры в первую очередь, так как они в этой сфере впереди планеты всей, и в более скромных масштабах – европейские психиатры, идут на некоторые хитрости.

В отличие от советской психиатрической психологии, где шизофреник или параноик считается быдлом, не достойным человеческих условий, в западной психиатрии приоритет личности, даже переживающей глубокий кризис, остается незыблемым. Конечно же, буйного и там свяжут и вставят, скажем, аминазин (средство временного помрачения сознания, блокирующее «перегревшиеся» мозговые центры). Но как только наступит момент просветления, с ним будут работать, работать и работать – методично, вдумчиво, гуманно.

Итак, самая главная хитрость гениальной несоветской психиатрии – поддайся больному, выведи его тем самым на контакт, установи с ним человеческие отношения, декларируй уважение к тому, что он повелитель мух, или у него в голове спутниковое телевидение, или черт-те знает что еще (прости, Господи!), вступи с ним в глубинные мегафилософские диспуты, если надо, и жди своего момента, когда «противник» раскроется настолько, что станет уязвим для интервенции элементов нормального человеческого здравого смысла – и все! – он твой! Конечно, на практике такое удается далеко не сразу и не со всеми. Но факт остается фактом: шизофреники и параноики в большинстве своем возвращаются в общество, адаптируются в той или иной степени, открываются обыкновенным человеческим радостям – в общем, возвращаются к жизни. Если не верите, порыскайте в Интернете, там много отчетов, официальных и неофициальных (если вы не доверяете официальным). И самое смешное знаете что: на самом деле депрессивных оказывается вылечить гораздо труднее, чем иисусов, гитлеров или будд. Потому что шизофренические странности при всем их кажущемся ужасе для обычных людей – в большинстве своем не более чем причудливые формы логического мышления (логика может быть разной и вполне индивидуальной, но при этом она все также подчиняется общелогическим принципам, как то: предпосылка – посылка – постулат – аксиома, тезис – антитезис – синтез, и так далее), а вот депрессия в массе своей алогична.

Возвращаемся к Замятину и Оуэну. Как это легко – выстроить модель якобы единственно возможного «идеального» общества, строящегося на принципе: ты родился с талантом – мы будем возносить тебе почести в соответствии с твоим талантом, родился тупицей – добро пожаловать в газонокосильщики! А то что большинство инженеров даже стыдятся своей профессии, пусть даже неосознанно, из-за того, что фактически на 90% их работа состоит из рутины – а разве у подавляющего большинства певцов, художников и артистов это не так? (вспомним хотя бы «чес», или то, что художник вынужден размениваться на халтурку – очень денежные, но далекие от идеалов истинного искусства заказы, или то, что актер или актриса, мечтая о Гамлете и Джульетте, вынуждены сниматься в уничижающей пошлости сериалов и мелких кинокартинах, о которых завтра и не вспомнят, но зато платят за них хорошо), - никого не интересует.

Поэтому мне всегда смешно, когда кто-либо пытается меня уверить, что абсолютно и бесповоротно счастлив. Один только вопрос: ты на работе с 9 до 5? – все! – человека нет. Разве мы родились для того, чтобы пахать на дядю или тетю. Вы мне можете долго лепить насчет того, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, что так было всегда и т.д. Знаете – не убеждает! Не убеждает потому, что у меня есть окончательный убийственный довод: если бы ты мог работать только 2-3 часа в день, если бы ты мог при этом уйти в отпуск, когда хочешь ты и отдыхать, сколько хочешь, если бы, как любая звезда, при желании мог бы заниматься любым видом творчества, саморазвития, чего угодно – разве ты бы отказался от такой перспективы? Сомневаюсь, что найдется хоть один человек, который скажет «нет». Хотя – принцип статистического распределения неумолим, вполне возможно, что найдется. Но тем самым подтверждается правильность так яростно защищаемого мной принципа на полную свободу – хочешь работать двадцать четыре часа в сутки – работай. Но давайте смотреть правде в глаза: сколько реально наберется таких, кто стал бы защищать принцип измочаливания человека и восприятия его как рабочей лошади в течение двух третей его жизни, если не половины и даже больше?

Вы спросите: а при чем здесь Раскольников и Чикатилло? И как можно устроить такое общество, где каждый бы имел право на самореализацию?

Раскольников и Чикатилло здесь вот при чем.

Дело в том, что согласно закону статистического распределения, при наличии более или менее безобидного человеческого «середнячка» всегда найдется тот или те, кто захочет проверить, тварь ли он дрожащая или право имеет, преследуя определенный философский интерес, либо просто убивая и пожирая всех на своем пути, без всякой глубинной философии, а просто как итог некоторого сбоя в психопрограмме.

Поймите меня правильно: само по себе введение полового члена в анальное отверстие не является чем-то, глубоко противным человеческой природе,- иначе не было бы педерастов. Иначе каждый, еще до совершения такого акта, немедленно впадал бы в анафилактический шок, вызванный защитной реакцией организма. Проблема в другом: если человеку вводят это самое не по его воле, то вот тогда наступает шок, который в привычных терминах называется поруганная честь, или конфликт идеала и реалии – и вот это, собственно, и является основанием для квалификации таких действий как противоправных.

И тут действует принцип психиатрической уловки.

С одной стороны, если мы утверждаем принцип полной свободы для всех, мы должны идти до конца. Если хочешь убить – убей!, изнасиловать – изнасилуй! и т.д.

С другой стороны, гениальный философский принцип гласит: твоя свобода заканчивается там, где начинается моя. Или, проще говоря: в своей квартире можешь хоть голым ходить, а на улицу, будь добр, выйди прилично. А если хочется неприлично?

Как нам защитить право вора на воровство и при этом отстоять право обворованного не быть обворованным? Все очень просто! Мы применим психиатрическую уловку, в некотором смысле.

В обществе будущего, единственном, достойном человека, которое я так страстно защищаю, обязательно необходимо будет ввести специальные симуляционные установки, на которых каждый мог бы «отрабатывать» все мерзкое, что в нем есть, и от чего ни одному человеку не деться. Посмотрите правде в глаза: даже если мысль об убийстве или насилии никогда не посещала вас, можете ли вы назвать себя автоматически праведниками – ведь убийство или воровство всего лишь крайние точки греха. Не воруя и не убивая, разве вы можете утверждать, что вы совершенно невиновны в других грехах? Разве вы можете утверждать, что ваше рыльце совершенно не в пушку, что ни одного перышка мертвой курочки на нем нет?

Вот то-то и оно!
А если вы будете защищать себя и отстаивать то утверждение, что изнасилование и обжорство, или предательство, или ложь, нельзя ставить в один ряд – я рассмеюсь вам в лицо! Потому что каждый человек индивидуален. Для будды воровство – мелочь, а вот уничтожение целых галактик, может быть, имеет вес. А для маленького тараканчика маленькая ложь вполне соответствует его рангу, не правда ли?

Иными словами, себя надо судить не в сравнении с другими, а в сравнении с самим собой, со своими масштабами, со своими собственными идеалами и принципами, даже если они совпадают с идеалами и принципами многих других. Разве я не прав?

Так что, не судите – и не судимы будете. Я так понимаю: не судите других, но вот с собой надо быть построже, разве нет?

И не думайте, что я вот тут вещаю с недосягаемых высот абсолютного праведника и святоши. Мое рыльце тоже в пушку. Но мне неприятно, что оно в пушку, меня мучает совесть, что оно в пушку, я не хочу, чтобы оно было в пушку, я хочу исправиться и быть абсолютным праведником и святым. А разве вы – нет? хотя бы в той или иной степени…

Так что, если будут существовать симуляционные установки для выплеска братоубийственных или сестронасильственных позывов, то также могут существовать симуляционные установки для выплеска позывов, которые могут казаться вполне безобидными, но поверьте, они не менее гадки: приоритет секса, извращения, лжи, унижения, мизантропии, похоти, обжорства, манипулирования другими людьми, рабское сознание, сознание хозяина, мании величия и т.д. и т.п.

Вы скажете: но ты же сам отстаиваешь наше право на свободу, так что, если захотим, будем заниматься сексом до умопомрачения и лгать напропалую или понемножку – кто во что горазд! Отвечу: ради Бога! Но, как я уже говорил, кроме вас есть другие люди, которые имеют равные с вами права. Так что, из вас прет темная сила? – добро пожаловать в симулятор. Она поперла из вас посреди людской толпы – добро пожаловать в КПЗ! Не думайте, что я глубокий идеалист, или окончательный фанат своих идей, или беспробудный мечтатель. Я скорее оптимизатор, подводящий под все солидную базу.

Конечно же, без правоохранительных органов не обойтись даже в обществе, в котором потолок всеобщего блаженства бесконечно выше теперешнего, и заметьте, не ограничивается глубоко низменными идеалами, хотя и не отрицает их, и при этом также защищает право тех, кто считает себя в том или ином варианте не тварью дрожащей и не серой массой, вполне удовлетвориться. Но, как я уже говорил, Божественного рая я не обещаю, каким бы вы его себе ни представляли.

А вы говорите - невозможно, чтобы и волки сыты, и овцы целы. Представляете – сенсации иногда случаются!

Да ладно, 21й век же на дворе! Человечество и не такое видало! ;)))

С уважением,
Эволюкс.

P.S. Если найдется хоть один человек, который, одновременно с полной удовлетворенностью всех остальных, будет не удовлетворен хотя бы на йоту, мы не имеем право его третировать и делать изгоем – любое такое общество будет попросту не идеальным (опять же, в человеческом смысле, а не в Божественном). И это единственный потолок, единственный предел, единственный идеал, который я признаю. И больше ничего нет. Все остальное – мелочи и нюансы.


Рецензии