Светлой памяти Ольги Петровны Карповой

Как хочется прожить еще сто лет,
Ну пусть не сто, хотя бы половину,
И вдоволь наваляться на траве,
Любить и быть немножечко любимым.
И знать, что среди шумных площадей
И тысяч улиц, залитых огнями
Есть Родина, есть несколько людей,
Которых называю я друзьями.
Этими словами закончился второй (и последний для меня) вечер нашего литературного клуба в Екатеринбургском педагогическом колледже, который прошел 2 декабря 1999 г. Как сейчас вспоминаю: темнота за окнами, приглушенный свет с потолка, звенящая тишина и тихий голос, произносящий эти строки. Голос этот принадлежит Ольге Петровне Карповой – хозяйке читального зала нашего колледжа, где и проводился этот вечер. Закончив цитировать стихотворение, она улыбается: «Вот вы – мои друзья. И поэтому я вам сегодня испекла яблочный пирог…» Собравшиеся участники вечера смеются; атмосфера в зале, и так камерная и негромкая, становится почти что домашней…
Такой я и запомнила Ольгу Петровну: улыбающейся, доброй, цитирующей замечательные стихи, возвышенной и творческой. Сказать по правде, я очень жалею, что мы очень мало общались: ведь что студенту надо – забежал в читалку, взял книги, какие нужно, и убежал заниматься. А поговорить… редко когда получалось. Только уже будучи курсе на третьем, заскочив в читальный зал, я случайно обмолвилась, что пишу стихи. «Да? – улыбнулась Ольга Петровна.– А давай устроим твой творческий вечер?» Я ужасно смутилась и принялась отнекиваться что есть силы. Ольга Петровна успокаивающе кивнула: «Хорошо. Пока не будем. Когда почувствуешь, что сможешь – скажи».
С этого момента и началось наше знакомство. Я стала чаще заходить в читальный зал, причем необязательно за книгой, а просто так ¬– поговорить, поздороваться. И всегда Ольга Петровна приветствовала меня неизменной улыбкой и ласковым добрым взглядом: «Привет, Катечка. Как дела?» Скоро я поняла, какой Ольга Петровна отзывчивый и понимающий человек. Очень многие приходили к ней не просто за книгой, а за советом, за утешением, за добрым словом. И всегда она была готова помочь, поговорить, выслушать…
Храбрости для «творческого вечера» я набиралась долго. В один прекрасный день я таки насмелилась, пришла и напомнила Ольге Петровне об этом нашем разговоре. Она очень обрадовалась: «Хорошо! А знаешь, ко мне еще приходят ребята, которые пишут. Что если нам устроить со всеми вами поэтический вечер?»
Идея была замечательной, и 23 апреля 1999 г. состоялся первый поэтический вечер литературного клуба нашего колледжа. Было всего четыре участника: Екатерина Болтенкова, Виктор Паршаков, Светлана Алексейчук и я. Собралось очень много людей, преподавателей и студентов. Ольга Петровна каждому из четверых участников по окончании выступления вручала подарки: гвоздику, ручку и толстую общую тетрадь. В этой тетради на первой странице Ольга Петровна написала короткое стихотворение-напутствие – для каждого своё. Вот что она написала мне:
«Не верь чужим словам,
Коль скажут - все пройдет;
Из тех, кто видит храм,
Не всяк в него войдет.
Пусть наша жизнь как бег
По разным этажам,
Но каждый человек
Свой выбор сделал сам.

Радости! Творчества! Любви!
С уважением, О.П. Карпова»
Писать стихи в эту тетрадку я начала уже на следующий день, ибо моя старая тетрадь со стихами как раз подошла к концу…
Помимо всех этих подарков каждому участнику был вручен изданный специально к этому вечеру сборник стихов. Это тоже придумала Ольга Петровна. Она придумала все – назвала каждую подборку, продумала оформление, иллюстрации… Назывался сборник «Вдохновение», на обложке был изображен Данко, держащий в руках свое горящее сердце. В данную книгу вошли четыре подборки стихов: «Мечта» Екатерины Болтенковой, «Истина» Виктора Паршакова, «Верность» Светланы Алексейчук и моя – «Ожидание». Напечатано их было всего лишь несколько экземпляров, и я свой храню как зеницу ока.
Для поэтического вечера Ольге Петровне удалось найти, помимо участников, еще очень многих творческих людей, пишущих стихи, поэмы, песни. По окончании «основной программы» собравшиеся настолько прониклись атмосферой вечера – душевной, доверительной – что еще несколько студентов захотели прочитать стихи собственного сочинения и даже спеть песни. Гитара нашлась почти сразу же, словно бы была припасена заранее… Так я познакомилась с Юлей Пьянковой, Инной Марушко, Наташей Кочневой-«Малышкой», Мариной Евсеевой, Ваней Беловым – все мы учились в разных группах, на разных отделениях, почти что не сталкивались, а этот поэтический вечер нас свел вместе и подружил - надолго. Так благодаря Ольге Петровне появился «костяк» творческих студентов колледжа.
Этот первый вечер вспоминали в колледже очень долго. Да, конечно, все мы – те, кто принимал в нем участие – общались на лекциях, на переменах, но всем нам очень не хватало той теплой и дружеской атмосферы, которую Ольга Петровна сумела создать на вечере. Мы пришли к Ольге Петровне с просьбой собраться еще, почитать стихи, попеть, организовать такой же вечер. Она улыбнулась и сказала: «Конечно, я не против. Только второй вечер организуйте вы сами».
Разумеется, студенты – люди занятые. Лекции, семинары, конспекты, домашние работы, практика… Но несмотря на все это, мы с Ваней Беловым, студентом-филологом, решились подготовить второй творческий вечер и, конечно же, издать сборник по его итогам. Было решено, что участников на этот раз будет больше, на участие мы уговорили даже некоторых преподавателей.
Второй вечер состоялся 2 декабря 1999 г. Было много людей, и расходиться долго никто не хотел. Пили чай с яблочным пирогом, читали стихи, пели…
Этот вечер стал последним вечером литературного клуба за время моей учебы. Но Ольга Петровна продолжала собирать вокруг себя творческих ребят, помогать им раскрыть себя, продемонстрировать свой талант окружающим. Некоторое время спустя после моего выпуска она позвонила мне и пригласила меня на очередной вечер литклуба. Я пришла и, хотя большинство выступавших ребят были мне незнакомы, атмосфера на вечере, как и прежде, завораживала, согревала – домашняя, откровенная, душевная… Под конец вечера Ольга Петровна попросила выступить и меня, как «ветерана» литературного клуба. И, конечно, опять не обошлось без подарка – ручки (куда без нее пишущему человеку!) и календарика с картиной Николая Рериха.
Знакомство с творчеством Рерихов – это еще одно, чем я обязана Ольге Петровне. То есть, конечно, об этих художниках я знала и раньше, но интересоваться их творчеством, ходить на выставки их картин я стала только благодаря Ольге Петровне. Она была очень светлым человеком, и все, что она делала, пронизывал теплый ласковый Свет, к которому она стремилась всем своим сердцем.
Время от времени, уже после выпуска из колледжа, я звонила ей. Спрашивала, как дела. Она сетовала, что ей пришлось уйти на больничный, и говорила, что с нетерпением ждет, когда она сможет вернуться на работу, что скучает по студентам. Иногда она сбрасывала мне на пейджер какое-нибудь сообщение, необязательно с какой-то информацией, иногда просто какое-то пожелание вроде: «Сил, удачи, любви и терпения! Ольга». Я перезванивала, благодарила, поддерживала ее – только редко, к сожалению – и все ждала, когда она вернется на работу в колледж и литературный клуб возобновит свою работу, и опять в читальном зале воцарится теплая дружеская атмосфера, зазвучат стихи и негромко запоет гитара…
Но болезнь, увы, оказалась сильнее. Под Рождество 2003 года Ольги Петровны не стало… И так получилось, что стихотворение Юрия Визбора, которое она цитировала тогда, в конце второго вечера, как бы «замкнулось в круг»:
Лучшие ребята из ребят
Раньше всех уходят, это странно,
Что ж, не будем плакать непрестанно,-
Мертвые нам это не простят.
Мы видали в жизни их не раз
И святых, и грешных, и усталых,
Будем же их помнить неустанно,
Как они бы помнили про нас,
Будем же их помнить неустанно,
Как они бы помнили про нас.

Мы шумно расстаемся у машин,
У самолетов и кабриолетов,
Загнав пинками в самый край души
Предчувствия и всякие приметы,
Но тайна мироздания лежит
На телеграмме тяжело и чисто,
Ведь слово "смерть", равно как слово "жизнь",
Не производит множественных чисел.


Рецензии