Классификация видов бессмертия

Мой новый сайт, на котром есть вся информация по рискам вымирания человечества:
http://www.humanextinction.ru/

Классификация видов бессмертия.

Своего рода введение: Для начала разберемся, что такое бессмертие.

Для того чтобы выяснить, как достичь бессмертия, нам надо понять, что это такое. Чтобы узнать, что такое бессмертие, надо понять, что такое смерть. А чтобы понять, что такое смерть, надо понять, что такое «я», которое умирает. Такой резкий переход темы в область высокой философии резко затрудняет понимание, поскольку никаких очевидных общепризнанных решений по поводу того, что есть «я», философия не смогла нам предложить за всё время своего существования. Поэтому попробуем зайти с другого конца.

Непознаваемость бессмертия.

Откуда некое существо может знать, что оно бессмертно? Оно могло бы знать, что оно прожило вечную жизнь, но тогда оно обладало бы памятью бесконечной длины, и даже счётчиком прожитого времени бесконечного размера. Физическая возможность существования существа с бесконечным объёмом памяти выглядит сомнительно.

Другой вариант знания о бессмертии состоит в том, что это существо знает некий факт, из которого следует его будущее бессмертие. Например, оно может знать, что копия его мозга хранится в Главном компьютере, или что «закон кармы» обещает всем существам вечную жизнь. Очевидно, однако, что знание о бессмертии не есть само бессмертие. В зависимости от своих представлений о бессмертии оно может содержать те или иные ошибки.

Наконец, существо может знать о своём бессмертии, проверив его экспериментально. Например, обнаружив, что оно не погибает в тех обстоятельствах, где гибнут все другие. Но даже это знание может быть ошибочно. Например, если из армии в миллион человек выжил один, он может думать, что это не статистическая флюктуация, а проявление его бессмертия. Но следующая пуля ответит на этот вопрос. Таким образом, индуктивное доказательство бессмертия не гарантирует реального бессмертия. Например, Ахилл был бессмертен по отношению к любому оружию – если не считать единственной точки уязвимости на пятке. Поэтому разумное существо может быть уверенно в своей живучести, но не бессмертии.

Наконец, возможна ситуация, когда некое существо бессмертно, но не знает об этом.

Из сказанного понятна абсурдность выражения «я достиг бессмертия», поскольку бессмертие – это не событие, и не место в пространстве. Никто не может знать наверняка, достиг ли он бессмертия на самом деле.

Бессмертие для себя и для других

Далее, есть существенная разница между «бессмертием-для-себя» и бессмертием-для-других». В первом случае я сам являюсь потребителем своего бессмертия. Это значит, что я могу не бояться смерти, планировать на огромное время вперёд и допускать высокий риск. Во втором случае я ожидаю, что те люди, которые для меня важны, сохраняться всегда в этом мире.

Разницу подчеркну следующим примером: если я улетел навсегда в другую галактику, то для других я эффективно мёртв, однако сам для себя вполне жив. Если наоборот, инопланетяне заменили меня неким монстром, который успешно притворяется мной, а меня самого замучили и сгнобили, то в этом случае я умер для себя, но жив для других.

Основная разница этих двух видов бессмертия в целях, которые ставят перед собой. Это можно проиллюстрировать на следующем примере, допустим, мы оживили Пушкина. Мы, наверное, будем ожидать, что он напишет нам новые красивые стихи. Но на месте Пушкина стихи его, вероятно, будут волновать в меньшую очередь, а в большую – судьба его семьи в прошлом и новая история человечества и техники. Отсюда видно, что бессмертие-для-других гораздо больше привязано к уровню того, что человек делает, а бессмертие-для-себя – к уровню, что человек чувствует. И только склонность людей сопереживать другим заставляет их желать, чтобы человек получил полноценное бессмертие – то есть то, в котором бессмертие-для-других и бессмертие-для-себя совпадают. И это относится только к тем людям, которых они любят. Например, если интересный мне писатель умрёт, я буду жалеть об этом, но мне будет достаточно того, чтобы создали его копию, которая сможет продолжить интересную мне серию романов. Однако это не так работает, если речь идёт о любимом человеке. Например, если любимая девушку покалечится, я буду любить её покалеченной, а не соглашусь на замену её другой красивой девушкой.
В связи с этим встаёт проблему удостоверения идентичности. Если мы оживим Пушкина, то наверняка найдётся люди, которые скажут, что это не настоящий Пушкин, и потребуют доказательств – пусть, мол, стих напишет. И как бы он бедный не старался – а он будет наверняка в состоянии шока – то, что бы он ни написал, это будет кем-то объявлено не подлинным. И это касается не только Пушкина. Даже если мы оживим деревенскую девушку, то всегда найдётся кто-то, кто скажет: я не чувствую, что этот человек настоящий. Но, конечно, эта проблема касается бессмертия-для других. Если меня оживили, то я не сомневаюсь, что я жив, и мне не так важно, хотя и обидно, если меня не признают за настоящего.

Итак, бессмертие-для-других – это во многом вопрос функции человека и его признания.


Наконец, бессмертие-для-других тесно связано с идентичностью того мира, в котором человек жил, и в котором его оживили. Если человек вчера умер, а сегодня его оживили, то он имеет тот же мир, и наоборот, тот же мир, получает этого человека назад. Если прошло 10 лет, то те же люди ещё живы в мире, но место этого человека уже занято: его жена снова вышла замуж, его работу выполняет другой, его квартира продана. Конечно, если этот человек обладает невероятно ценным навыком, то он будет востребован. Но что это может быть за навык? Даже новые стихи Пушкина бы сейчас не понадобились. Можно назвать только несколько творческих специальностей, которые бы были бы нужны, да и то, это привело бы к обострению конкуренции в отрасли. (В духе: «оживили Достоевского, и Пелевин остался без работы».) да и сам шок человека будет тем больше, чем дальше новый мир окажется от старого, и многие оживлённые захотят умереть обратно. В связи с этим возникает идея оживлять вместе с человеком и весь его мир и круг, например, в виде компьютерной инсталляции.

Мысленные эксперименты о копиях

Чтобы прояснить понятие о бессмертии, продолжим наши мысленные эксперименты. Из того, что в Америке живёт много народа, это никак не влияет на моё бессмертие. Если сейчас там кому-то делают больно, я не знаю об этом и никогда этой боли не почувствую. Очевидно, что это наблюдение не зависит от того, насколько похожи жители Америки на меня. Даже если в Америке живёт полная моя копия, и её там интенсивно обижают, это на меня никак не влияет, пока я об этом не узнаю.

Согласен ли в этом случае считать свою полную копию собой, а значит, и своим бессмертием? Ответ на этот вопрос разделяет людей сильнее, чем вопрос о вере в Бога (я спрашивал – мнения остро разделились).

Представим ещё один мысленный эксперимент. Допустим, ночью с меня копируют информацию и создают полную мою копию, причём я об этом ничего не знаю. Будет ли это для меня бессмертием? А если эту копию потом мучают, то будет ли эта боль моей болью? И если меня не волнует её боль, то почему я готов считать её своим бессмертием?

И, очевидно, любая загрузка в компьютер будет содержать малую долю ошибок; что в этом страшного, ведь и так каждый день мозг теряет значительную информацию? И если в моей памяти номер телефона школьного друга окажется на одну цифру другой, то какая разница? А если на две цифры? А если поменяется имя первой учительницы? Где проходит граница между несущественным в загрузке и просто другой личностью?

Более того, ИИ, который осуществляет загрузку, может попутно захотеть улучшить меня. Он поправит здоровье, улучшит память, сотрёт воспоминания о неприятных событиях, сделает мою систему убеждений непротиворечивой. В какой мере я могу считать себя этой копией?

Вывод состоит в том, что это зависит исключительно от моей веры в то, что моя улучшенная и изменённая копия – это я. Но если мне делают больно, это не зависит от моей веры.

Трудность с ответом на вопрос о собственной идентичности состоит в том, что человек эволюционно не обладает органом, способным отличать себя от не себя.

Рассмотрим следующую ситуацию. Я зачитался некой книгой настолько, что забыл о себе, и тем временем ИИ отключил мою память и подключил вместо неё память Пушкина. Кем я буду после этого – собой или Пушкиным? Другой вариант – ИИ начал постепенно заменять мою память по кусочкам на память Пушкина. В конце концов я стал Пушкиным – или нет?

Этот мысленный эксперимент позволяет нам различить два вида «я» - я как совокупность знаний, и я как моё сознание здесь и сейчас, иначе говоря, мгновенное я. Не нужно ИИ, чтобы показать, что есть ситуации, когда они отделяются одно от другого. Например, в случае тотальной амнезии, когда человека приходится учить с нуля. Или во сне, где мне кажется, что я – кто-то другой.

Смерть.


Важно подчеркнуть различие между абсолютной смертью и физической смертью. Для человека они совпадают. Поэтому он полагает, что если победить физическую смерть, то это значит и победить абсолютную смерть.

Физическая смерть – это материальный процесс смерти тела и мозга.

Абсолютная смерть – это исчезновение наблюдателя. Никто никогда не видел этого события, и оно является только гипотезой. Верующие обходят проблему смерти, говоря, что душа остаётся жива после физической смерти. То есть наблюдатель сохраняется в форме души. Но с логической точки зрения – это не решение проблемы абсолютной смерти, так как душа может потом тоже умереть, и в некоторых религиозных концепциях эта идея есть.

Наконец, есть третий вид смерти – «перестать быть». Перестать быть не значит умереть. Например, когда ребёнок вырастает и превращается в старушку, он перестаёт быть, но нельзя сказать, что он в какой-то момент умирает. Смерть – это событие, а «перестать быть» – его результат.

Смерть, точнее, представление о ней, состоит из:

• Последнего момента жизни до неё
• Момента перехода
• «того, что будет после»
• Прекращения жизни – «перестать быть»

Кроме того, смерть:
• Внезапна
• Непостижима
• Необратима
• Неизбежна
• Невозможно узнать способ своей смерти, даже если очень уверен, что вот-вот «отрубят голову»
• Невозможно узнать последний маг, последний кадр своей жизни. Иногда думаешь – ну всё конец, а потом следует следующий кадр.
Страх смерти.

Потребность в бессмертии связана с прошитой в нашем ДНК-Биосе потребностью жить. Бессмертие – это высшая форма реализации этого желания. Точно так же, как 72 девственные гурии в личном гареме – высшая форма реализации сексуального желания. Поэтому можно сказать, что достичь бессмертия – это значит удовлетворить желание жить. Понятна двусмысленность такой формулировки. Если желание жить проходит, потребность в бессмертии исчезает. Можно вспомнить Танатос, желание умереть.

Такому желанию достаточно победить хоть на миг, чтобы человек решился и умер. Кроме того, есть любопытство к смерти. Когда человек проживает всю полноту человеческого опыта, смерть становится загадкой, которую не раскрыть при жизни. И чем скучнее человеку, тем больше ему угрожает смерть.

Неудовлетворённость желания жить выражается в страхе смерти. Этот страх многосоставный.

Он состоит из:
• физиологического иррационального страха
• страха мучений перед смертью
• страха момента перехода
• страха абсолютного ничто
• страха утраты всего, что ценно в жизни и не доделано.
• Вины перед родными.
• Страха потустороннего мира.
• Страха самого страха

Если бы у нас было бы бессмертие, главный результат был бы в том, что мы могли бы больше не испытывать страха смерти. Однако люди иногда побеждают страх смерти и без помощи бессмертия, например, в состоянии опьянения, в бою или желая умереть.

А теперь обещанная классификация видов бессмертия.

Вся она является продуктом человеческой умственной деятельности. Как религиозные, так и технические сценарии.

1. Криозаморозка

2. Загрузка в компьютер

3. Самоописание

4. Жизнь в человеческой памяти.

5. Бессмертие через детей.

6. Физическое бессмертие за счёт совершенствования тела а) путь киборга б) путь йога

7. Дионисийское бессмертие вечного повторения

8. Бессмертие, связанное с множественностью миров.

9. Бессмертие души посредством вечной жизни в раю (или аду)

10. Бессмертие через непрерывное воплощения в разных существ.

11. Бессмертие через слияние с Богом.

12. Бессмертие через распад на вечные составляющие элементы – физические атомы или атомы опыта. Зелёный цвет вечен, и ничто не может его разрушить.

13. Бессмертие через остановку времени в бесконечно ярком переживании – личная сингулярность. Иначе говоря, переживание бесконечного по количеству и интенсивности опыта за конечный промежуток времени. Бердяев: свернуть в мгновение.

14. ДНК бессмертие. Сохранение образца ДНК и выращивание клона из него, а затем воспитание его почти так, как происходила жизнь первоначального человека, возможно, с помощью компьютерных симуляций.

15. Восстановление человека в компьютере путём вычисления его порождающей сущности через запись внешних фактов, вроде мемуаров или лайфлога.

16. Классическое «оживление». Улавливание отлетевшей души и возвращение её в заново созданное тело.

17. Создание хроновизоров и прямое считывание информации из прошлого.

18. Бессмертие через хэш функцию. Основная задача для оживления – неким образом считать и записать информацию о человеке. Если в будущем будет решена N- PN обратимость задач, то человека можно будет восстановить по его уникальной подписи. Разумеется, это должна быть подпись большого объёма. Может быть – дневник человека, который он писал от руки, или особые паттерны активности мозга, записанные на ЭЭГ. Хэш функция – в криптографии – это разновидность контрольной суммы, то есть короткий код, удостоверяющий целостность основного кода, и сильно различающийся при любых малых изменениях основного кода.

19. Бессмертие через узнавание. Другой критерий идентичности – это способность родственников и друзей узнать умершего человека. То есть нам не нужно считывать информацию о самом человеке, а только считать критерии, по которым его узнают родственники. И затем на основании этих критерием восстановить человека. И это гарантирует удовлетворение родственников. (Это – разновидность варианта с хэш функцией).

20. Голова профессора Доуэля. Почему-то вяло идут исследования в этой области.

21. Опережающее выживание. Если дожить до 2050 года, то там будут средства дотянуть до 22 века, а уж в 22 веке – до 3000 года, и так далее.

22. Круговое бессмертие. Объём памяти человека конечен. Поэтому за некое, очень большое время он может прожить всю полноту возможного опыта. Соответственно, если замкнуть его опыт в кольцо, то его сознание будет ходить по кругу. Глобальный день сурка. Длинной миллиарды миллиардов лет. Отсюда следует, что в реальности бессмертие имеет смысл для существа, которое имеет неограниченно большой объём памяти. Хотя бы, чтобы оно могло помнить свой возраст.

23. Оживление всех с помощью сильного ИИ. Сильный ИИ может собрать всю информацию о прошлом Земли, причём такими способами, которые мы даже подумать не можем, и на основании этого создать полную реконструкцию прошлого, и оживить соответственно всех умерших.

24. Бессмертие через перебор. При оживлении через сильный ИИ возможна ситуация, когда некие СУЩЕСТВЕННЫЕ факты о человеке всё равно утеряны. Тогда этот сверх Ии может создать всё множество комбинаций недостающих факторов, то есть миллиарды и триллионы копий этого человека, незначительно отличающихся, и она одна из них точно совпадёт с искомым человеком. Квантовые компьютеры и использование знаний о параллельных мирах/Бесконечности вселенной может существенно усилить этот перебор.

25. Бессмертие через сны. Часто умершие нам сняться, и мы их без тени сомнения опознаём во сне, то есть они проходят критерий «несомненного узнавания». С другой стороны, субъективно это им ничего не даёт.

26. Бессмертие через гипноз – в состоянии гипноза можно внушить человеку, что он другой человек, и иногда это даёт удивительно точные совпадения.



Бессмертие для других: цели.

А) выполнение функции этим человеком.
Б) любовь к нему. Именно в этом случае важно, что это именно он, и что он на самом деле чувствует.

Пример: мне нравится некая девушка. Если я действительно её люблю, мне важна полная идентичность её, которая бы удовлетворила и её саму, как её личное бессмертие. С другой стороны, чем более эгоистична моя любовь, тем больше я готов на бессмертие не точное, а приблизительное для этой девушки. Например, если мне особенно нравятся её черты лица, то меня удовлетворило бы ДНК-бессмертие, то есть клонирование этой девушки.

Бессмертие для себя: цели.

С одной стороны избегание смерти – самоцель, прописанная инстинктами.
С другой стороны, есть желание жизни, чтобы сделать что-то. Здесь бессмертие оказывается только средством. Например, если я хочу увидеть, какой станет цивилизация к 22 веку, мне нужно до этого момента дожить.

Парадокс бессмертия: жить – значит меняться, накапливать новую информацию. С другой стороны, бессмертие означает сохранение неизменной какой-то части меня.
В ходе непрерывных изменений я могу стать другим существом, которое не будет иметь со мной ничего общего, ни имени, ни воспоминаний. (что я помню о том, как мне было 2 года?) С другой стороны, если я закостенею в своих качествах, стану абсолютно неизменным, то превращусь в биоробота с набором фиксированных реакций. (как бывает со стариками).

Групповое бессмертие.
Люди сохраняются, а школьный класс или любая другая группа расходятся, и никогда больше не собираются вместе целиком. Даже встреча одноклассников – это уже не класс.

С другой стороны гибель всей Земли была бы и моей гибелью.

Комментарии:


Федро:
Бессмертие через "смерть собственной смерти", вкратце если смерть персонифицирована, как во многих тралициях , то ее можно убить. Одна из форм бессмертия, когда ты думаешь что бессмертен. Но форма красочная. :)

Адано:
Пока шел с работы продумал длинный коментарий, потом зашел в ремонт мобильных телефонов и все забыл. Постараюсь вспомнить:
1 На мой взгляд наиболее проработанное( хотя н не с таким разнообразием и детальностью) бессмертие - бессмертие Толкиеновских персонажей, эльфов, про это написано море статей, которые на мой взгляд незаслужено обошел вниманием автор. (там попадались например периоды полузабывания информации, необхоимые для сохранения возможностей к обучению)
2 Так же потенциальное бессмертие, которому можно найти не мало примеров, например, просто не стареть\не стареть после определенного момента\действия.
3 Не упомянуты банальности, типа продолжение жить в своих детях\потомках, в созданных вещах.

Федро17
У меня на самом деле была вчера куча "креативных" мыслей по поводу твоего поста. Мне кажтся надо использовать более формальный подход к "классификации", тогда процесс осмысления будет увлекательней.
При том, что перечисления видов бессмертия у тебя достаточно полный. Но можно построить интересные кластеры.
Пример:
По видам того, что считать бессмертным:
1. Тело
2. Разум
3. Душа
Безусловность:
1. Безусловное (т.е. сметрь не наступит никогда и ни при каких условиях)
2. Условное
2.1. Очень долгаяы жизнь
2.2. Бесконечная жизнь при прочих равных условиях
2.3. Очень долгое сузествование при конкретных условиях (пример твоя кроизаморозка)
По признаку "где":
1. На земле
2. В ином мире

Вот если все это разбить таким образом, то можно построить кластеры или многомерный массив в рамках которого на пересечених видов бессмертия можно в

Plumbax:

       > Допустим, ночью с меня копируют информацию и создают полную мою копию, причём я об этом ничего не знаю. Будет ли это для меня бессмертием? А если эту копию потом мучают, то будет ли эта боль моей болью? И если меня не волнует её боль, то почему я готов считать её своим бессмертием?

       Это может быть ошибкой презумпции.
       Излагая условия опыта, Вы заранее применяете слово "я" именно к тому человеку, который останется лежать в постели, а не к тому, которого создадут из отдельных атомов этой ночью. Раньше этот подход был функционален, но ведь раньше с Вас не создавали копий. Возможно, копии возникали естественным путём в силу множественности миров - но большинство из них оказывались в точно таких же условиях, как и оригинал, что лишает нас возможности использовать подобное копирование в мысленном эксперименте.
       Таким образом, Вы вкладываете в условия мысленного эксперимента ту же самую информацию, которую впоследствии извлекаете из него, что приводит нас к классическому замкнутому кругу.
       Интересно, что, если десять раз подряд снять с человека абсолютно точную копию - каждый раз выбирая оригинал для снятия информации - то после десятого копирования подряд подопытный субъект приобретёт ни на чём не основанную и непрошибаемую интуитивную уверенность, что "Я" не раздваивается при копировании.
       С другой стороны, если десять раз подряд снять с человека абсолютно точную копию - каждый раз выбирая для снятия информации самый "свежий" дубликат - то десятая по счёту копия приобретёт точно такую же ни на чём не основанную и непрошибаемую интуитивную уверенность в противоположном.
       Интересно, что не так давно я затрагивал эту тему.
       Вы случайно не заглядывали в мой журнал? Если нет, то это уже начинает пахнуть синхронностями по Юнгу - в существование которых, впрочем, я не верю, но для полёта фантазии допустить могу.

       > Этот мысленный эксперимент позволяет нам различить два вида «я» - я как совокупность знаний, и я как моё сознание здесь и сейчас, иначе говоря, мгновенное я.

       Интересно, что у "мгновенного Я" шансы на выживание в Многомирии значительно выше.
       Недавно мне снилось, будто я спорю с кем-то об экзистенциальных рисках - знакомый Вам термин, не правда ли? Откуда-то из-за окна доносится музыка - увлёкшись спором, мы практически не замечаем её. Я говорю, что ни одного психически нормального человека всерьёз не заботят экзистенциальные риски. Какой смысл постоянно думать о возможности гибели человечества?
       И в этот момент музыка стихает.
       Я выглядываю в окно, чтобы выяснить, почему кто-то выключил магнитолу. Меня пронизывает нехорошее предчувствие. И я вижу с высоты восьмого или девятого этажа, как на расстоянии нескольких районов от нас взбухает грибок ядерного взрыва.
       "Сглазил!" - проносится в голове.
       Взрывная волна стремительно летит к нам.
       Я закрываю глаза. Единственная моя надежда - что происходящее окажется сном. Я вспоминаю все свои рассуждения насчёт "квантового бессмертия" и "теории дискретности сознания". Из этих рассуждений вытекало, что любая смерть с высокой вероятностью окажется для умершего приснившейся.
       Взрывная волна проносится сквозь наш дом, не замечая препятствий.
       Темнота.
       И - боль. Слабая всепронизывающая боль.
       Я открываю глаза.
       Сон. Не более чем сон.

**

Alicawinter:

мне скромно кажется, что в атком рассмотрении проблемы бессмертия жизнь показана линеарно, то есть она по условию прямая, и либо имеет конец, либо кнца не имеет, тут рассматривается умозрительно второй вариант, проблема жизни, лишенной конца и, так сказать, способы ее продления,изменеия качественного сосотояния, консервации,копирования, извлечения " полезного объема", те инф, которая важна для общества,теми или иными способами.
проблема эта, мне кажется, философская.
мне кажется, что жизнь по условию не прямая, а парабола, она имеет от природы начало, подъем, пик и спад,жизнь является как бы законченной формой. хорошо бы не продлевать, а в корне изменить биоритм жизни.
а то получатся струльдбруги какие-то, как у свифта.
на качество жизни во многом влияет то, что она конечна.
и в то же время, я думаю, человек почти полностью абстрагируется от того, что смертен.
книга читается и заканчивается, бесконечная книга?
этот пост как извечное memento mori на самом деле .

ps

и на самом деле еще раз поразительна идея бога:
только бессмертие через слияние с богом представляется чем-то, что как бы изменяет параболу жизни, потому как оно возможно в любые моменты на протяжении жизни, например, во время молитвы, откровения итд., это как бы бессмертие во время жизни, обретение благодати, изменение физиологической параболы.
не з наю, мало слов написала для внятного понимания мысли.

чем больше пост, тем длиньше комменты.
**
Plumbax:

Кстати, кажется, здесь не упомянуто бессмертие через Слияние - не с Богом, а с другими индивидуумами. Например, с помощью телепатии - или нейрокибернетических интерфейсов.
       Это довольно банальная фантастическая идея, позволяющая уравнять срок жизни индивидуума и срок существования цивилизации в целом.
       Хотя индивидуум при этом индивидуумом, естественно, не остаётся.


Рецензии
Интересный подход, однако...
Пока Человечество не научится Любить(болеть Душою за ...), Ему, Человечеству, не "грозит" Бессмертие. В противном случае ЗЛО станет бессмертным.
Всех благ.

Марина Давтян   21.03.2020 19:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.