Часть 1-я
Вальтер Шубарт
Афоризмы — едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.
Л. Н. Толстой
Человек есть самосознание материи.
* * *
Человек — самопознающая часть Вселенной.
* * *
Настоящий критик — это талантливый отзывчивый читатель, осмысленный голос из бессловесной публики.
* * *
Иную жизнь труднее представить, чем пережить.
* * *
У многих ум не относится к числу достоинств.
* * *
Тот вовсе не пророк, кто пророк лишь в своём отечестве.
* * *
Есть улицы, на которых стыдно жить из-за их названия.
* * *
Как закалялась сталь... Закаляли, закаляли, и получили Сталина.
* * *
Не успев ещё никем стать, уже был алкоголиком.
* * *
Там свободы нет, где без меры кричат о свободе.
* * *
Шовинист — иноземный патриот.
* * *
Нет пороков в моём отечестве — кредо шовиниста.
* * *
С древних греков человечество предстаёт перед нами как разнообразие неповторимых индивидуальностей и перестаёт быть скопищем особей. Только в них мы узнаём себя; в более ранние времена ничего похожего — одна сплошная тёмная масса.
На греках заканчивается история толпы и начинается история личностей, предуготовленных к восприятию христианства. Ибо христианство — религия личности, личностей, личностная религия.
* * *
Если Ломоносов был первым русским университетом, то Пушкин был первой русской личностью.
* * *
Мы становимся богаче ровно настолько, насколько уменьшается число вещей, в которых мы нуждаемся.
* * *
Уменьшать свои потребности — значит увеличивать степень своей свободы.
* * *
Чем больше человек знает, чем шире его кругозор, тем отчётливее он сознаёт, сколь ничтожны его знания в сравнении с тем, чего он не знает.
* * *
Легко соглашаются с тем, к чему равнодушны.
* * *
Лишь то, что задевает нас кровно, заставляет нас лезть на стену, нести голову на плаху, всходить на костёр, терпеть крестную муку.
* * *
Чужой успех огорчает нас порой не меньше, чем собственная неудача.
* * *
Чужая радость нам не в радость, чужое горе — не беда.
* * *
В браке все выгоды на стороне того, кого завоёвывают, а не того, кто завоёвывает. Активная сторона, жаждущая победы, проигрывает или одерживает такую победу, которая хуже поражения.
* * *
Было бы ужасно, если бы мы не могли утаивать хотя бы часть своих мыслей.
* * *
Умный человек способен совершать время от времени такие глупости, какие не по плечу самому последнему дураку.
* * *
Если мы не учимся на своих ошибках, то и чужие нас ничему не научат.
* * *
Свобода в обществе — это возможность устраивать свою судьбу не в ущерб своим ближним.
* * *
Если бы меня попросили определить главную черту русского человека, не испорченного властью, я бы ответил: великодушие.
* * *
Разум нам дан для того, чтобы понять, что мы должны смириться и верить.
* * *
Материалист призывает к вере в человеческий разум, в то время как разум призывает к вере.
* * *
Пушкин легко подделывался под чужое: под испанца, немца и т.д. Русские находили эту похожесть неотличимой. Пушкин показывал им чужестранцев такими, какими их себе русские представляли.
* * *
Всё имело значение — всё было впервые. (Встреча Пущина и Пушкина в Михайловском — волнует каждая деталь.) Впервые, начиная с Пушкина, интересен сам человек, сам по себе, а не роль, которую он играет (Пётр, Меншиков и т.п.) на исторических подмостках. Пушкин — первая личность в нашей истории. Настоящая живая личность — и поэтому всё в нём интересно, каждая подробность, каждая чёрточка.
* * *
Паскаль. Сила чувства, глубина ума, ясность мысли, абсолютная искренность.
* * *
Большевизм — это абсолютизм, доведённый до абсурда, абсолютный абсолютизм, его апофеоз, идиотизм абсолютизма.
* * *
Был непотопляем, потому что был глуп как пробка.
* * *
Брежнев. Каким же непосильным трудом для этой головы была всякая умственная работа, любое движение мысли, если даже родившуюся от воробьиного чириканья (и достойную такого же ума) мысль о том, что экономика должна быть экономной, он воспринял как гениальное откровение и доводил её до сведения всех и каждого...
* * *
Достоевский — это Россия на экспорт.
* * *
Мы обречены сомневаться и вопрошать.
* * *
Ответ Лапласа Наполеону: «Я не нуждался в гипотезе Бога», — самоуверенный ответ невежды, возомнившего, что ему ведомо всё.
* * *
В нормально устроенном обществе должна существовать презумпция неповторимости человеческой личности. Человеку должно быть предоставлено право жить в согласии с самим собой не в ущерб ближним своим, а не по инструкциям и предписаниям всяким.
* * *
У этого человека было одно удивительное свойство — выдавать давно уже увядшие сведения за свежедобытую новость.
* * *
Не потому ли прибегают к водке тогда, когда забывают о вере? Думают забыться, когда надо утешиться. Человек вечно недоволен настоящим, не уверен в будущем, видит, что от его воли ровным счётом ничего не зависит, а конец у всех один, — что же делать с отпущенным временем и тоской, которая временами так сжимает сердце?
* * *
Если некогда «социализм» в России замышлялся как учёт и контроль, то осуществился он как отчёт и контроль, контроль за отчётом.
* * *
Классика, которая с интересом читается ныне живущим читателем, обязана этим (как правило) тому, что жива и действительность, откликом на которую было в своё время то, что теперь признано классикой. Когда классика столетней давности воспринимается как только что обнародованный документ, то это говорит о том, что действительность сама давно стала классикой.
* * *
Актуальность классики свидетельствует о классичности действительности.
* * *
Дени Дидро утверждал, что человек будет счастлив, когда не будет царей, законов, твоего и моего...
Человек же тогда только счастлив, когда живёт не в разладе с собой, со своей совестью.
* * *
Читающая публика в столичном метро — генерация читающих гоголевских Петрушек.
* * *
Человек тогда лишь начинает вполне думать, когда перестаёт думать о хлебе насущном.
* * *
Мыслитель, чьи мысли заняты главным образом тем, как бы повыгоднее свои мысли пристроить, как мыслитель немногого и стоит. Много хлама, надуманного, растянутого, нарочитого.
* * *
То, в чём отказывают Богу, приписывают случайности.
* * *
Художник не может быть преуспевающим предпринимателем, ибо тогда он не художник, а предприниматель.
* * *
Советские правители связали народ по рукам и ногам и требовали, чтобы он резво бегал. Бегал и не отставал от американцев. И удивлялись, что ничего из этого не выходит.
* * *
Примат политики над экономикой означает, что у власти приматы.
* * *
Сходство и различие между французской революцией и «русской». У французов — перед революцией — была Мадам Дефицит, а у нас — после — Хронический Дефицит.
* * *
Достоевский и Бальзак. Одного интересует, что происходит в человеке, другого — что происходит с человеком. Духовный мир и мир событий. Величины — одна неизменная, другая — постоянно меняющаяся. Один вечен, другой — всецело в своём столетии.
* * *
Тем охотнее и чаще ставят себя в пример, чем меньше на то оснований.
* * *
Пусть думают, что хотят, лишь бы не мешали делать, что нужно.
* * *
Политика и мораль несовместимы. Политика аморальна. Кто хочет заняться ею, должен забыть о совести. Более того, должен не иметь её. Без лжи, большой и малой, по обстоятельствам, нет ни политики, ни политиков — держитесь от этого подальше. Вот что нам демонстрируют, вот что нам внушают.
* * *
С годами мы становимся снисходительнее к окружающим и строже к себе. У кого наоборот, у того печальный удел.
* * *
Настоящие писатели не оставляют воспоминаний — их пишут второстепенные.
* * *
С возрастом мы всё сильнее замыкаемся в себе, всё слабее становится наша зависимость от впечатлений и привязанностей внешнего мира. Венчает этот процесс смерть — абсолютная замкнутость в себе, абсолютная независимость от внешнего мира.
Свидетельство о публикации №207122500395
Косманавтов. Жители этой улицы пишут властям... Воз и ныне там...
Анжела Стальная 06.10.2010 12:02 Заявить о нарушении
Спасибо, Анжела, за отклик.
Валентин Грудев 06.10.2010 16:07 Заявить о нарушении