Часть 1-я

Существует глубокая внутрeнняя связь между душевной установкой человека и его научной формой выражения... Прометеевскому человеку свойственно систематическое, русскому — открытое философствование. Первый, в своём недоверии, воспринимает отказ от системы как опасность, как дефицит основательности; второй, в своём изначальном доверии, — как освобождение от оков. Европеец, обращённый к внешней стороне вещей, охватывает всю периферию внешнего бытия... Русский же — против законченных систем, созданных в классической западной философии. Он считает самонадеянной попытку индивидуума вместить в свою систему всю полноту мира... Смирение, а не недостаток сообразительности мешает ему стать систематиком. Системы разрывают тонкое кружево истины. Таким ему видится положение вещей. Он предпочитает скpoмную фopмy созерцaния, памятуя о том, что мысль способна только отражать существующее, но не превосходить его. Его духовное творчество всегда фрагментарно. Он не может собраться с мыслями в одном главном своём труде. Русский мыслитель проявляет себя в эссе, в случайных очерках или в чистой поэзии, при этом касаясь временами, словно в полёте, истины, целостной истины. Так издревле мыслит Восток: притчами, изречениями, афоризмами. Он смотрит на мир любящим взором художника, изображающего новую картину всякий раз, когда она его возбуждает, когда его переполняет любовь к вещам.

Вальтер Шубарт

Афоризмы — едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений.

Л. Н. Толстой



Человек есть самосознание материи.

* * *

Человек — самопознающая часть Вселенной.
 
* * *

Настоящий критик — это талантливый отзывчивый читатель, осмысленный голос из бессловесной публики.

* * *

Иную жизнь труднее представить, чем пережить.

* * *

У многих ум не относится к числу достоинств.

* * *

Тот вовсе не пророк, кто пророк лишь в своём отечестве.

* * *

Есть улицы, на которых стыдно жить из-за их названия.

* * *

Как закалялась сталь... Закаляли, закаляли, и получили Сталина.

* * *

Не успев ещё никем стать, уже был алкоголиком.

* * *

Там свободы нет, где без меры кричат о свободе.

* * *

Шовинист — иноземный патриот.

* * *

Нет пороков в моём отечестве — кредо шовиниста.

* * *

С древних греков человечество предстаёт перед нами как разнообразие неповторимых индивидуальностей и перестаёт быть скопищем особей. Только в них мы узнаём себя; в более ранние времена ничего похожего — одна сплошная тёмная масса.

На греках заканчивается история толпы и начинается история личностей, предуготовленных к восприятию христианства. Ибо христианство — религия личности, личностей, личностная религия.
 
* * *

Если Ломоносов был первым русским университетом, то Пушкин был первой русской личностью.
 
* * *

Мы становимся богаче ровно настолько, насколько уменьшается число вещей, в которых мы нуждаемся.

* * *

Уменьшать свои потребности — значит увеличивать степень своей свободы.

* * *

Чем больше человек знает, чем шире его кругозор, тем отчётливее он сознаёт, сколь ничтожны его знания в сравнении с тем, чего он не знает.

* * *

Легко соглашаются с тем, к чему равнодушны.

* * *

Лишь то, что задевает нас кровно, заставляет нас лезть на стену, нести голову на плаху, всходить на костёр, терпеть крестную муку.

* * *

Чужой успех огорчает нас порой не меньше, чем собственная неудача.

* * *

Чужая радость нам не в радость, чужое горе — не беда.

* * *

В браке все выгоды на стороне того, кого завоёвывают, а не того, кто завоёвывает. Активная сторона, жаждущая победы, проигрывает или одерживает такую победу, которая хуже поражения.

* * *

Было бы ужасно, если бы мы не могли утаивать хотя бы часть своих мыслей.

* * *

Умный человек способен совершать время от времени такие глупости, какие не по плечу самому последнему дураку.

* * *

Если мы не учимся на своих ошибках, то и чужие нас ничему не научат.
 
* * *

Свобода в обществе — это возможность устраивать свою судьбу не в ущерб своим ближним.

* * *

Если бы меня попросили определить главную черту русского человека, не испорченного властью, я бы ответил: великодушие.

* * *

Разум нам дан для того, чтобы понять, что мы должны смириться и верить.

* * *

Материалист призывает к вере в человеческий разум, в то время как разум призывает к вере.

* * *

Пушкин легко подделывался под чужое: под испанца, немца и т.д. Русские находили эту похожесть неотличимой. Пушкин показывал им чужестранцев такими, какими их себе русские представляли.

* * *

Всё имело значение — всё было впервые. (Встреча Пущина и Пушкина в Михайловском — волнует каждая деталь.) Впервые, начиная с Пушкина, интересен сам человек, сам по себе, а не роль, которую он играет (Пётр, Меншиков и т.п.) на исторических подмостках. Пушкин — первая личность в нашей истории. Настоящая живая личность — и поэтому всё в нём интересно, каждая подробность, каждая чёрточка.

* * *

Паскаль. Сила чувства, глубина ума, ясность мысли, абсолютная искренность.

* * *

Большевизм — это абсолютизм, доведённый до абсурда, абсолютный абсолютизм, его апофеоз, идиотизм абсолютизма.

* * *

Был непотопляем, потому что был глуп как пробка.

* * *

Брежнев. Каким же непосильным трудом для этой головы была всякая умственная работа, любое движение мысли, если даже родившуюся от воробьиного чириканья (и достойную такого же ума) мысль о том, что экономика должна быть экономной, он воспринял как гениальное откровение и доводил её до сведения всех и каждого...

* * *

Достоевский — это Россия на экспорт.

* * *

Мы обречены сомневаться и вопрошать.

* * *

Ответ Лапласа Наполеону: «Я не нуждался в гипотезе Бога», — самоуверенный ответ невежды, возомнившего, что ему ведомо всё.

* * *

В нормально устроенном обществе должна существовать презумпция неповторимости человеческой личности. Человеку должно быть предоставлено право жить в согласии с самим собой не в ущерб ближним своим, а не по инструкциям и предписаниям всяким.

* * *

У этого человека было одно удивительное свойство — выдавать давно уже увядшие сведения за свежедобытую новость.

* * *

Не потому ли прибегают к водке тогда, когда забывают о вере? Думают забыться, когда надо утешиться. Человек вечно недоволен настоящим, не уверен в будущем, видит, что от его воли ровным счётом ничего не зависит, а конец у всех один, — что же делать с отпущенным временем и тоской, которая временами так сжимает сердце?

* * *

Если некогда «социализм» в России замышлялся как учёт и контроль, то осуществился он как отчёт и контроль, контроль за отчётом.
 
* * *

Классика, которая с интересом читается ныне живущим читателем, обязана этим (как правило) тому, что жива и действительность, откликом на которую было в своё время то, что теперь признано классикой. Когда классика столетней давности воспринимается как только что обнародованный документ, то это говорит о том, что действительность сама давно стала классикой.

* * *

Актуальность классики свидетельствует о классичности действительности.

* * *

Дени Дидро утверждал, что человек будет счастлив, когда не будет царей, законов, твоего и моего...

Человек же тогда только счастлив, когда живёт не в разладе с собой, со своей совестью.

* * *

Читающая публика в столичном метро — генерация читающих гоголевских Петрушек.

* * *

Человек тогда лишь начинает вполне думать, когда перестаёт думать о хлебе насущном.

* * *

Мыслитель, чьи мысли заняты главным образом тем, как бы повыгоднее свои мысли пристроить, как мыслитель немногого и стоит. Много хлама, надуманного, растянутого, нарочитого.

* * *

То, в чём отказывают Богу, приписывают случайности.
 
* * *

Художник не может быть преуспевающим предпринимателем, ибо тогда он не художник, а предприниматель.

* * *

Советские правители связали народ по рукам и ногам и требовали, чтобы он резво бегал. Бегал и не отставал от американцев. И удивлялись, что ничего из этого не выходит.

* * *

Примат политики над экономикой означает, что у власти приматы.

* * *

Сходство и различие между французской революцией и «русской». У французов — перед революцией — была Мадам Дефицит, а у нас — после — Хронический Дефицит.

* * *

Достоевский и Бальзак. Одного интересует, что происходит в человеке, другого — что происходит с человеком. Духовный мир и мир событий. Величины — одна неизменная, другая — постоянно меняющаяся. Один вечен, другой — всецело в своём столетии.

* * *

Тем охотнее и чаще ставят себя в пример, чем меньше на то оснований.

* * *

Пусть думают, что хотят, лишь бы не мешали делать, что нужно.

* * *

Политика и мораль несовместимы. Политика аморальна. Кто хочет заняться ею, должен забыть о совести. Более того, должен не иметь её. Без лжи, большой и малой, по обстоятельствам, нет ни политики, ни политиков — держитесь от этого подальше. Вот что нам демонстрируют, вот что нам внушают.

* * *

С годами мы становимся снисходительнее к окружающим и строже к себе. У кого наоборот, у того печальный удел.

* * *

Настоящие писатели не оставляют воспоминаний — их пишут второстепенные.

* * *

С возрастом мы всё сильнее замыкаемся в себе, всё слабее становится наша зависимость от впечатлений и привязанностей внешнего мира. Венчает этот процесс смерть — абсолютная замкнутость в себе, абсолютная независимость от внешнего мира.


Рецензии
У нас в Риге есть улица Джохара Дудаева. Прежнее назнавание -
Косманавтов. Жители этой улицы пишут властям... Воз и ныне там...

Анжела Стальная   06.10.2010 12:02     Заявить о нарушении
Это тот случай, когда уже не стыдно, а противно (а то и отвратительно).

Спасибо, Анжела, за отклик.

Валентин Грудев   06.10.2010 16:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.