Прокуратура разберётся с творчеством гиопа
В минувшем августе председатель Комитета ГИОП В.А.Дементьева подписала распоряжение о введении в С.-Петербурге новых зон охраны, с совершенно новыми границами и новыми режимами. При этом г-жа Дементьева сочла воз-можным de facto отменить приказ министра культуры, скорректировать федеральный закон «Об объектах культурного наследия» и даже внести изменения в международные соглашения, подписанные Правительством на уровне Объединённых Наций.
Зоны, как они были и есть
Что такое вообще зоны охраны?
До 1988 года у нас была совершенно стандартная для российских городов ситуация: существовали отдельные памятники, вокруг них были установлены 50-100-метровые локальные зоны, в пределах которых действовал ряд ограничений на хозяйственную деятельность и строительство.
Однако, Петербург – город уникальный; в силу целого ряда исторически сложившихся условий развития он сохранился не в виде отдельных памятников, «вкраплённых» в современную застройку, а именно в целом, комплексно. У нас на очень значительной территории уцелела сама историческая среда, чем не может похвастаться ни один другой российский город и ни один мегаполис мира.
Уникальность петербургской городской среды и необходимость её комплексной охраны была официально признана в 1988 году. Тогда в Петербурге были введены три категории зон охраны, в том числе объединённая охранная зона – территория, где следует сберегать все сохранившиеся старые здания и элементы среды, где нельзя строить современные «коробки», где следует воссоздавать разрушенное и реставрировать сохранившееся.
В границы охранной зоны тогда была включена обширная территория, включая – грубо – и Васильевский остров до 22-23-й линий, Заячий и Петроградский острова, Центр в пределах Обводного канала и панорамы Правого берега с рядом отдельных архитектурных комплексов.
Осознание ценности не отдельных шедевров архитектуры, а именно городской среды в целом, включая так называемую «фоновую» застройку, было огромным шагом вперёд в плане охраны объектов нашей истории и культуры. Поэтому, учитывая уникальную специфику нашего города, объединённой охранной зоны, столь значительной по площади и с таким строгим режимом, не существует ни в одном другом городе России. Да и во всём мире в сравнение с Петербургом по системе охраны наследия идут разве что Рим и Прага.
А спустя ещё два года, в 1990-м, центр города взяли под международную охрану как объект Всемирного наследия UNESCO. Правительство страны подписало тогда пакет международных соглашений, обязавшись сберегать наш Центр в соответствии с самыми строгими требованиями международного права.
Последний рубикон охранной зоны?
С тех пор прошло всего 17 лет. Менялись российские законы, нормативные акты. Застройщики и власти сплошь и рядом игнорировали требования нашего же собственного законодательства, что многократно приводило к незаконным сносам ценнейших зданий, утрате памятников истории и архитектуры, чудовищному инородному вмешательству в живую историческую ткань города.
Однако, никогда ещё не предпринималось попыток поставить под сомнение саму значимость Петербурга как архитектурного комплекса международного значения. Теперь, с появлением во главе нашего Комитета ГИОП г-жи Дементьевой, «процесс пошёл».
Когда в 2005 году утверждался новый Генплан города, в него оказались внесены не те зоны охраны, которые действуют до сих пор, а совсем другие, урезанные по сравнению с нынешними в 4,5 раза. Из границ охраняемой территории «исчезли», например, огромная территория к югу и востоку от Фонтанки, включая Литейную и Рождественскую части, слободы Семёновского и Измайловского полков, Коломна – это только в Центре. «Пропали» Васильевский и Петроградский острова – от них остались только два крошечных участка, на Стрелке и в районе крепости.
Понятно, чем руководствовались авторы этого проекта: требовалось максимально облегчить всевозможным застройщикам, инвесторам и «развивателям» территорий доступ в Центр, куда они так рвались со своими бизнес-центрами, «элитными» домами и гостиницами в 5 звёзд. Понятно, что строительное лобби оказывало мощнейшее давление на власти, которые, впрочем, сплошь и рядом оказывались сами заинтересованы в том или ином разрушительном проекте.
Строительный бум, на фоне которого принимался новый генплан, с теми огромными средствами, которые были при этом задействованы, породил систематическое и безнаказанное нарушение практически всех ограничений по режиму охранной зоны, снос уникальных памятников, уничтожение целых кварталов исторической застройки – в диапазоне от Невского до Обводного. В результате мы получили в самом центре города таких монстров, как ТЦ «Пик» близ Сенной площади, ТЦ на Владимирской, изуродованные различными «монбланами» па-норамы Невы и многое другие.
Однако, закон С.-Петербурга о новом Генплане, в связи со значительными недостатками, рядом юридических нюансов и отсутствием необходимых подзаконных актов, так и не был полностью введён в действие. В результате этого зоны 1988 года сохраняют силу закона до сих, что впрочем, лишь радует – хоть один фактор, пусть и плохо, но сдерживающий градостроительный вандализм, ещё сохранился.
Юристы – в шоке
И вот, когда мрачные последствия градостроительных беззаконий предшествующего десятилетия уже стали суровой реальностью, наше «охранное» ведомство производит на свет документ, основным смыслом которого является всё то же урезание охраняемых территорий более, чем вчетверо.
При этом игнорируются правовые документы самого высокого ранга, которые чиновник среднего эшелона местной исполнительной власти отменять никак не компетентен.
В частности. Режимные требования по организации зон охраны памятников определены специальной инструкцией, утверждённой приказом министра культуры. Установление границ и режимов зон охраны Федеральным Законом «Об объектах культурного наследия...» отнесено к компетенции федеральных ор-ганов охраны памятников, т. е. Министерства культуры и его структур. Состав и статус объекта Всемирного наследия UNESCO определён международным соглашением, заключённым федеральным Правительством.
Вмешательство Комитета ГИОП в сферу исключительной компетенции всех этих высокопоставленных учреждений – это не просто «превышение полномочий», это уже полный юридический нонсенс: такого не было, нет и не может быть по определению.
Судите сами: инициировать внесение изменений в международные договоры может лишь Правительство страны, которая их ратифицировала. То же касается и вопросов выхода из каких-либо международных конвенций. Менять федеральный закон компетентен лишь федеральный парламент. Никакой местный чиновник низшего ранга не может отменять не только приказы министров, но и решения Ленгорисполкома (тогдашней исполнительной власти).
В качестве формальной «зацепки» Вера Анатольевна сослалась на пункт министерской инструкции, допускающий установление временных охранных зон. Ссылка оказалась неудачной – в этом пункте речь идёт об установлении зон в случае выявления нового памятника, когда их ещё нет вообще, и необходимо обеспечить сохранность объекта. Какой смысл вводить временные зоны, когда давно существуют постоянные, к тому же гораздо большие по территории?
Юристы и адвокаты, даже те, что ознакомились с «распоряжением» г-жи Дементьевой лишь бегло, смогли лишь пожать плечами и удивиться: как такое вообще оказалось возможным? Документ полностью находится вне правового поля страны его происхождения...
Сами нарушаем – сами сдаёмся
В довершение столь захватывающей истории с «законотворчеством» Комитета ГИОП, следует особо отметить одну деталь.
Едва исполнив на бумаге проект своего распоряжения, Комитет ГИОП пошёл на совершенно беспрецедентный шаг в петербургской практике охраны наследия: САМ направил его в Городскую прокуратуру, якобы для анализа его правовой состоятельности, хотя для этой цели в Администрации Петербурга существует целый Юридический комитет, который, собственно, для такого анализа и создан.
Что называется, сами нарушили закон – сами и сдались прокурору.
При этом Комитет ГИОП любезно разъяснил, что пока не ввела в действие свежеиспечённый акт и ожидает заключения прокуратуры. Беда только в том, что пока документ находится на такой странной «экспертизе», чиновники КГИОП уже начали ссылаться в текущей деловой переписке на его нормы, как якобы действующего акта.
Финал бездарного детектива
Самым же экстремальным был финал истории.
6 декабря скандально известное «распоряжение» было официально опубликовано в «Вестнике Администрации СПб.». Данное издание имеет тираж 350 экземпляров и распространяется по служебной рассылке, однако, это считается достаточным (?) для того, чтобы «уведомить население» 5-миллионного мегаполиса об издании новых нормативных актов, как того требует Конституция.
Дальше начался форменный детектив.
Спустя несколько часов после ведомственной рассылки утром 6 декабря весь тираж журнала, за исключением нескольких экземпляров, был в организованном порядке изъят из оборота чиновниками Администрации города. Официально заявленной причиной оказалась «допущенная опечатка».
Однако, как удалось установить вскоре, опечатки были ни при чём – просто в этот же день Комитет ГИОП получил, наконец, ответ городской прокуратуры – отрицательное заключение на опус, опубликованный в состоянии крайнего нетерпения поскорее урезать охранную зону, окончательно развязав руки тем инвесторам, которые делают свой бизнес на уничтожении Старого Города. При этом прокуратура особо отметила явное превышение полномочий г-жой Дементьевой.
После разразившегося скандала КГИОП был вынужден, конечно, отменить незаконный акт.
А расследованием перипетий получившегося бездарного детектива теперь займётся Генеральная прокуратура РФ, куда Общественное движение «Живой город» направило свой протест с просьбой произвести проверку законности действий всех участвовавших в нём чиновников Администрации.
Свидетельство о публикации №207122500047