Арне Нэйсс - Самореализация

Самореализация:
Экологический подход к бытию

{Данное эссе взято из лекции, посвященной памяти Кита Роби в Университете г. Мердок, Австралия, 12 марта 1986.}

На протяжении 2500 лет человечество пытается найти ответ на вопросы, кто мы, куда мы идем, и частью какой реальности, мы является. Конечно, это короткий период для биологического вида, и еще более ничтожный для жизни Земли, на поверхности которой мы передвигаемся.
Я постараюсь уложить свои мысли в шесть положений, а именно:

1. Мы недооцениваем себя, поэтому я делаю упор на личность. Мы все время путаем ее с узким «эго».
2. Человеческая природа такова, что при достаточном созревании, мы не сможем обойтись без отождествления себя с другими существами, прекрасными или уродливыми, большими или маленькими, разумными или нет. Позднее я детальнее остановлюсь на своем принципе отождествления.
3. В традиционных представлениях созревание личности проходит через три стадии — от «эго» до социальной личности, и от социальной личности до метафизической. При таком представлении наше отождествление с другими человеческими существами, а тем более с природой, весьма незначительное. Поэтому я ввожу новое понятие экологической личности. С самого начала мы можем чувствовать себя внутри природы, быть связанной с ней или даже быть для нее. Общество и человеческие отношения важны, но наша личность для нас важнее, как и ее отношения с окружающим миром. Эти отношения распространяются не только на людей и человеческое общество, но и на сообщество всех живых существ.
4. Радость и смысл жизни повышаются в результате роста самореализации, в результате полной реализации потенциала каждого живого существа. Каково-бы ни было различие между существами, рост самореализации означает расширение и углубление своей личности.
5. Из-за неизбежного процесса отождествления себя с другими, мы начинаем созревать, наша личность расширяется и углубляется. Мы "видим себя в других". Самореализация затруднена, если самореализация тех, с которыми мы себя отождествляем, недостаточна. Любовь к себе должна преодолеть этот препятствие за счет помощи в самореализации других в соответствии с формулой "живи и давать жить другим." Таким образом, все, чего только можно достичь через  ответственное, моральное отношение к другим, может быть достигнуто с помощью расширения и углубления нашей личности. В соответствии с Кантом, мы начинаем "действовать прекрасно", вне зависимости от того, морально это или аморально.
6. Вызов сегодняшнего дня – это спасение планеты от дальнейшего ее разрушения, направленного против просветленного эгоизма людей,  уменьшающего радость существования.

; ; ;
Самый простой способ ответить на вопрос, "кто я" или "что я", это показать на себя пальцем. Но, ясно, что я не могу отождествить себя или даже мое «эго» со своим телом. Например, сравните такие утверждения:

Я знаю г-на Смита, и Мое тело знает г-на Смита.
Я люблю поэзию. Мое тело любит поэзию.
Ты - пресвитерианец, твое тело пресвитерианское, а я – баптист, мое тело баптистское.

В приведенных высказываниях мы не можем подставить «мое тело» вместо «я». Не можем также заменить »я» на «мой ум» или «мое тело и ум». То есть, мы не можем так просто определить свое «эго» или свою личность.

Несколько тысячелетий философского, психологического и социо-психологического дискурса не дали нам какого-либо четкого определения "я", "эго", или личности. В современной психотерапии эти понятия играют незаменимую роль, хотя их практическое использование не приводит к сколько-нибудь значительному философскому прояснению этих терминов. Важно помнить, что мы имеем дело с удивительными и чудесными феноменами. Они тесным образом связаны с каждым из нас. Возможно, что именно эта близость создает дополнительные трудности в их определении. Я приведу лишь одно определение, которое можно рассматривать как приближенное определение "экологической личности". Экологическая личность человека – это то, с чем себя отождествляет данный человек.
Это ключевое описание (а не собственно определение) личности переносит тяжесть определения на процесс отождествления личности.

Какова главная суть такого отождествления ? Это ситуация, при которой отождествление вызывает чувство глубокого сопереживания (эмпатию). Сорок лет назад я впервые испытал это чувство при встрече с нечеловеческим существом. Я смотрел в старинный микроскоп на то, как смешиваются две химические жидкости. В этот момент с лемминга спрыгнула блошка и попрыгав по столу опустилась в раствор кислоты. Спасти ее было практически невозможно. Блошка умирала долго. Ее судороги были ужасными. В тот момент, совершенно естественно, я также ощутил боль и сочувствие к этому существу. Это сочувствие основывалось прежде всего на процессе моего отождествления с этим существом, "Я сам был блошкой." Если бы я был от нее отчужден и не видел в ней ничего «своего», то ее смертельные муки не вызвали у меня никаких эмоций. Поэтому для сострадания или солидарности, необходимо отождествление; или, в случае с людьми, солидарность.
Эрих Фромм – один из немногих авторов, которые внесли великий вклад в изучение личности:

Доктрина, согласно которой любовь к себе самому равноценна эгоизму и противостоит любви к другим, пронизывает теологию, философию и мнения большинства людей; та же доктрина описана Фрейдом научным языком в его теории нарциссизма. Это фрейдовское понятие предусматривает наличие заданного количества либидо. В юном возрасте, все либидо заполняет личность ребенка и направлено на нее; это то, что Фрейд называет «первичным нарциссизмом». В период личностного развития либидо смещается от собственно личности на другие объекты. Если личность ограничивается в ее отношениях с объектом, либидо отрывается от объектов и возвращается к своему первоначальному обладателю, к личности; и это называется «вторичным нарциссизмом». Согласно Фрейду, чем больше любви я отдаю внешнему миру, тем меньше любви остается для меня самого, и наоборот. Таким образом для него феномен любви – это обеднение «своей любви», поскольку все либидо направляется на внешний объект. [1]

Фромм, однако, не согласен с Фрейдом, и, хотя его главный предмет исследований – человеческая любовь, он близок нам, "экософам", поскольку его понятия "заботы, уважения, ответственности, знания" применимы к живым существам в самом широком смысле.
Любить других и любить себя – это не альтернативы. Напротив, способность любить себя мы находим у тех, кто способен полюбить других. Любовь в принципе неделима, если рассматривать связь между объектами и собственной личностью. Настоящая любовь всегда выражается в творчестве и действии, и включает в себя заботу, уважение, ответственность и знание. Это не реакция на эффект, который производит на вас какой-либо человек, но активное стремление увеличить счастье любимого человека, желание вырастающее из вашей способности любить. [2]

 Фромм много говорит об альтруизме — диаметрально противоположном эгоизму, но все-таки достаточно отстраненном и узком восприятии. К нему также можно отнести самопожертвование.

В нашей культуре природа альтруизма становится очевидна, например, в «бескорыстном» поведении матери в отношении своих детей. Она верит в то, что ее бескорыстие научит ее детей тому, что значит любить и быть любимыми. Однако результат ее альтруизма не оправдывает ее ожиданий. Дети не проявляют особого счастья от того, что их любят; они беспокойны, напряжены, боятся неудовлетворения матери, и боятся не оправдать ее ожиданий. Часто на них действует скрытая ненависть матери по отношению к окружающему миру, которую они скорее чувствуют, нежели понимают, и в результате сами ей пропитываются:  Если у кого-нибудь из вас была возможность наблюдать за искренней любовью матери к себе самой, вы могли видеть, что никто не может принести детям большую любовь, радость и счастье, чем та мать, которая по-настоящему любит себя.[3]

С точки зрения эко-философии, проблема в следующем: нужна экологическая этика. Но когда люди бескорыстно отдают себя другим людям, или даже жертвуют собой, у них не остается любви для природы, и это, очевидно, весьма шаткая почва для сохранения экологии. Посредством отождествления себя с окружающим миром, истинной любви к своему расширенному «я», люди могут увидеть, что их интересы совпадают с защитой окружающей среды.

; ; ;

Со студенческой скамьи (1930) я восхищался политикой ненасилия Ганди, а потом неизбежно попал под влияние его метафизики, которая предоставила ему колоссальную мотивацию для действий, вплоть до его смерти. Его главная цель заключалась не только в политическом освобождении Индии. Он повел атаку против бедности, кастовой нетерпимости, против террора во имя религии. Эти атаки были необходимы, но освобождение отдельного человека было его главной целью. Описание конечной цели его философии может показаться странным для многих активистов:

То, чего я хочу достичь — то, ради чего я страдал и боролся последние тридцать лет — это самореализация, это увидеть Бога в лицо, достичь мокши (освобождения). Я живу, и двигаюсь и существую ради этой конечной цели. Все мои выступления, статьи, книги, политическая деятельность направлены на достижение этой цели.[4]

Для западного человека такое заявление звучит как ода индивидуализму, но это заблуждение. Если Ганди говорит от имени своего узкого «я» (дживы), подверженного эгоистическим интересам, то зачем работать ради бедных? Напротив, он должен реализовать свое высшее или универсальное «Я»  (атмана). Парадоксально, что он стремится достичь самореализации посредством бескорыстного действия, то есть, посредством ослабления власти узкого «я», или эго. С помощью расширенного "Я" вы соприкасаетесь с каждым живым существом, и из этой близости возникает сила отождествления с миром и его прямое, природное следствие - практика ненасилия. И здесь не нужно никакого морализаторства, также как его не нужно для того, чтобы дышать. Нам следует развивать эту мысль, ибо, по словам Ганди, "Непоколебимое основание и сила ненасилия в том, что в своей глубинной сути мир един."

История показывает, насколько защита окружающей среды в своей сути зиждется на ненасилии. Ганди замечает:

Я верю в адвайту (недуальность), в фундаментальное единство человека и всего живого. Поэтому я верю, что если один человек на земле становится духовным, весь мир от этого выигрывает, а если хотя бы один человек оступится, мир проиграет. [5]

Некоторые могут посчитать убеждения Ганди экстремистскими, поскольку он говорит о самореализации существ, отличных от людей. Например, он путешествовал с козой для удовлетворения своих потребностей в молоке. Это было частью его ненасильственного протеста против жестокого обращения с коровами в Индии при доении. Более того, некоторые его европейские коллеги, с которыми он жил в ашраме, были ошарашены, когда он позволял змеям, скорпионам и паукам спокойно проникать в их спальни – животные таким путем реализовывали себя. Он даже запрещал людям пользоваться медикаментами против ядовитых укусов. Он верил в возможность удовлетворительного сосуществования людей и животных, и верно! никаких инцидентов в его ашраме не отмечалось. Люди, жившие в ашраме, совершенно естественно смотрели в туфли, чтобы, надевая их, не наступить на скорпиона. Двигаясь в темной комнате люди старались не наступить на ползущего приятеля-насекомого. Таким образом Ганди проводил в жизнь основное право каждого существа на жизнь и процветание, на самореализацию своих интересов и потребностей. Ганди внутренне объединял самореализацию, ненасилие и то, что иногда называют биосферным эгалитаризмом.

В среде, в которой я рос, часто высказывалось мнение, что в жизни важно быть «кем-то» — то есть, побеждать в конкурентной борьбе. Такое понимание смысла и цели жизни особенно опасно сегодня в контексте глобального экономического соревнования. Закон «спроса и предложения», производство отдельных "товаров и услуг»", независящих от реальных потребностей человека, не должны брать вверх над другими, более важными сферами нашей жизни. Способность кооперироваться и работать с людьми, поддерживать их инициативу, конечно, ценятся и в индивидуалистическом обществе, и для этого могут потребоваться высокие должности. Эти качества часто приносятся в жертву карьере – основной цели узкого эго, далекого от самореализации. С точки зрения самореализации, эго представляет собой значительную недооценку личности человека.

Согласно традиционным переводам на пали и санкрите, Будда говорил своим ученикам о том, что человеческий разум должен заботиться о всех живых существах как мать заботиться о своем единственном сыне. Для некоторых людей может показаться невозможным и бессмысленным, чтобы человеческая личность включала все существа, поэтому оставим традиционный перевод. Важно, чтобы у вас было желание заботиться о них и чувствовать сострадание.

При переводе санскритского термина «атман» на английский язык, важно отметить, что данный термин означает скорее личность, а не разум или дух, принятые в других переводах. Преимущество такого перевода в том, что поскольку личность в самом широком смысле включает в себя другое существо, нет необходимости ни в какой моральной проповеди. Вы заботитесь о себе самом без всякого принуждения со стороны — это возможно, конечно, в случае, если у вас нет расстройства психики, или саморазрушительных тенденций, или если вы не ненавидите себя.
 
Австралийская эко-феминистка Пэтси Халлен использует близкую к Будде формулу: "Мы должны не завоевывать, а обнимать мир." Заметьте, что используется термин «мир», а не «живые существа». Я думаю, что если мы понимаем реальность, или мир, в котором живем, в самом широком смысле, тогда в нем не остается ни одного неживого существа!
 
Можно ли использовать термин «самореализация» в духе, отличном от Ганди, без религиозной окраски, как расширение личности на все формы жизни? Думаю, что да. Но я думаю, что большая популярность этого слова (часто понимаемая как удовлетворение своего узкого «эго») происходит из-за того, что люди чувствуют себя с ним в большей безопасности. Поэтому следует ввести понятие большого «Я», или «Личности». Мы гораздо больше, глубже и благороднее ! Мы способны на большую радость, чем мы думаем! Перед нами открывается огромная сокровищница радостей!

У меня есть еще одна важная причина для того, чтобы пригласить вас подумать о расширении и углублении своей личности, начиная от нашего узкого эго, как начальной, самой грубой, но неизбежной стартовой позиции. Она связана с понятием, которое обычно представляется как противоположность эгоизму, а именно, с альтруизмом. У латинского термина «эго» есть антоним «альтер». Альтруизм означает, что эго жертвует своими интересами ради «альтера». Мотивация такой жертвы обычно это долг; говорится о том, что мы обязаны любить других так же, как мы любим себя самого.

Способность человечества любить исходя из одного долга или из моральных проповедей, к сожалению, весьма ограничена. В период между Ренессансом и Второй мировой войной произошло около 400 жесточайших войн между христианскими нациями, часто из-за пустяковых причин. Мне кажется, что в будущем следует создать такие условия, при которых человек смог бы расширить и углубить свою личность. Если личность достаточно глубока и широка, то понятия «эго» и «альтер» постепенно в ней исчезают, трансцендируются.

Социальная личность формируется у нас на самом раннем этапе развития жизни, поскольку нам не хочется в одиночестве есть пирог. Мы разделяем пирог со своими близкими и друзьями. Мы отождествляем себя с этими людьми, чтобы увидеть свою радость в их радости, и свое разочарование в их разочаровании. Пришло время разделить нашу жизнь со всей жизнью на нашей замученной Земле, отождествить себя со всеми формами жизни, с экосистемами, с богиней Геей – нашей старой замечательной планетой.

Философ Иммануил Кант ввел два принципа, которые заслуживают широкого применения для гармонизации нашей жизни: принцип морального долга и принцип прекрасного действия. Моральные поступки следуют из намерения следовать моральным законам чего бы это ни стоило, т.е. выполнять наш моральный долг только из чувства долга. Следовательно, определением чисто морального акта будет то, что мы выполняем против наших намерений, против своей воли, только потому что вынуждены уважать моральный закон. Кант был глубоко взволнован двумя феноменами: "Звездным небом над головой и моральным законом внутри человека."

А если мы выполняем что-либо, руководствуясь и моральным законом, и своим намерением и удовольствием, — что тогда? Тогда, согласно Канту, мы выполняем прекрасный акт. И я хочу сказать, что мы должны склонять людей к прекрасным действиям, т.е. находить способ, при котором они будут работать по спасению природы по желанию, а не из соображений долга.* К несчастью, бесконечное морализаторство внутри экологического движения привело к ложному требованию жертв, большей ответственности, большего внимания, большей морали. Я же считаю, что нам требуется огромное множество источников радости, которые откроются, как только мы приобретем достаточную чувствительность к богатству и разнообразию жизни, через любовную заботу о свободных природных ландшафтах. Мы все можем внести свой вклад в эту задачу, и это также задача для политиков, локальных и глобальных. Частично радость вытекает из сознания нашей интимной связи с тем, что по размерам и богатству несравненно больше нашего эго, что присутствует на земле миллионы лет и у которого в запасе еще миллионы лет. Забота о земле будет проистекать естественным образом, как только наша личность расширится и поймет, что защита природы - это защита нашего большего «Я».

Как только мы приобретем достаточную чувствительность к богатству и разнообразию жизни, через любовную заботу о свободных природных ландшафтах нам откроется огромное разнообразие источников радости.

Я предлагаю здесь приоритет экологической онтологии и высшего реализма над этикой охраны окружающей среды, как метод усиления экологического движения на будущее. Если реальность ощущается экологической Личностью, наше поведение естественным и прекрасным образом будет следовать нормам самой строгой экологической этики. Безусловно надо знать о всех нарушениях экологической этики, но еще важнее изменяться и углублять свое восприятие реальности и нашу личность. Как это практически сделать, для меня сегодня слишком сложный вопрос. Но совершенно ясно, это скорее вопрос социальной терапии нежели социальных наук: мы должны найти и разработать такую терапию, которая восстановит наши отношения с более широким сообществом - сообществом всех существ.

ССЫЛКИ
1. Erich Fromm, "Selfishness, Self-love, and Self-interest," in The Self: Explorations in Personal Growth, edited by Clark E. Moustakas (New York, NY: Harper, 1956), page 58.
2. Ibid., page 59.
3 Gandhi quotations are taken from Arne Naess, Gandhi and Group Conflict (Oslo, Norway: Universitetsforlager, 1974), page 35 where the metaphysics of self-realization are treated more thoroughly in that work.
4. Ibid.
5. Ibid.


О, милая скала

Мы остались ночевать в труднодоступном ущелье Вентана-Крик,
на восточной развилке хребтов.
На скалистых отрогах гор, прямо над нашими головами, нависали
клены и секвойи, лавролистный дуб, земляничное дерево, а еще выше –
стройные ели глазели на лавины камней и звездные обрывы.
Мы лежали на галечнике вокруг разведенного костра,
Далеко заполночь в костре оставались две-три красные головешки, вокруг холодная темень; Я бросил кипу листьев на охлажденные угли и мохнатые ветки и снова прилег. Вновь вспыхнувшее пламя осветило лицо спящего сына и его друга, и высокую вертикальную скалу
ущелья на другом берегу. Свисавшие листья
танцуют над костром, видны стволы деревьев: но больше всего
очаровывает скала. Кажется ничего необычного: серый диорит с наклонными прожилками отполирован до блеска бесконечными оползнями и наводнениями; на скале –
ни папоротника, ни мха, чистая, гладкая стена... но я
как-будто увидел скалу в первый раз. Как будто
в свете костра, я увидел реальную, осязаемую, живую скалу.
Вроде бы, ничего особенного . . . Но я не могу
передать, насколько это было странно: молчаливая страсть, глубокое благородство и детская прелесть: со своей судьбой, совершенно отличной от наших, человеческих, судеб.
Здесь в горах, она улыбалась мне печальной улыбкой ребенка. Я умру,
а мои мальчики поживут и тоже умрут, наш мир будет испытывать агонию
и перемены; этот век умрет, за ним придет следующий, волки будут выть в снегу
вокруг нового Вифлеема: а эта скала будет продолжать здесь стоять, -
печальная, искренняя, живая: энергия ее атомов по-прежнему будет поддерживать всю навалившуюся на нее гору. И я,
оказавшийся вдруг старше на несколько веков,
почувствовал к скале сильнейший прилив восхищения и нежности.
       — Робинсон Джефферс

(Из книги "Думай как гора" (Совет Всех Существ), New Society Publication.
(C) John Seed, 1988
(C) В.И. Постников, 2007


* Это путь художника. - ВП


Рецензии
Спасибо, Виктор.

Ольга Студенцова   16.01.2011 17:24     Заявить о нарушении