Воспоминание - Был ли счастлив

Мы, трое стариков, сидели в кафе на набережной,
Под крики чаек,
И говорили о счастье.

Один из нас сказал: "Я провел двадцать пять лет, чтобы написать эту книгу. Вот она." - он показал нам толстую книгу. "Да, собственно, Вы знаете об этом."

Второй старик почти возразил ему: "А я провел эти двадцать пять лет в ежедневных удовольствиях, игре, путешествиях. Двадцать пять лет, господа!"

Я вгляделся в их лица и сказал: "А я каждый день рисовал по одной маленькой картине и каждый день жил "Дольче вита".

Мы рассмеялись.

Я спросил первого: "Как часто из последних двадцати пяти лет ты ощущал счастье?"

"Я не заметил, как прошли эти годы." - ответил он - "я знал только свою книгу. И счаслив я был только один день - когда ее дописал. Ты знаешь как это бывает, когда достигаешь того, к чему шел почти всю свою жизнь..."

"А я был счастлив каждый день - утром, когда мне удавалось побриться и выйти в город свежим, а вечером - когда... ну, всякое бывало, друзья мои..." - второй старик широко улыбался.

"Я могу сказать словами обоих из Вас" - ответил я.

"Так ты не продал, кажется, ни одной картины!" - рассмеялся второй.

"О, да, мой друг! Кому нужна эта импрессионистская мазня?... Но, знаешь, давным давно я оформил заклад с одним богатеем - если я нарисую десять тысяч картин - он все их у меня купит."

"О! Кто этот сумасшедший?" - хохотал первый.

"Неважно, господа... Но, будьте уверены, джентельмены, назавтра он обещал отдать мне мои деньги! Чтобы возместить эту сумму, богатею придется сделать много выставок моей мазни!" - Я покатывался со смеху. - "Хороший пример, того как великая глупость делает и творчество - вслед за собой - великим..."

"А моя книга не нуждается в признании - она слишком для того хороша!" - улыбался первый...

"Значит, сегодня все счастливы!" - провозгласил второй.

А я, довольный за всех нас, с улыбкой смотрел на спокойное, вечное

море...


Рецензии