От Москвы пробочной к столице интеллектуальной

       "Мегаполис" Фрактальная монотипия. Влад Лившиц.

 Город должен стать «глобальным,
 умным и гуманным»  [7]

В столице с каждым годом у жителей становится все больше личного транспорта. Это хороший знак роста материального достатка. Однако на другой стороне медали - дорожные пробки. По десятибалльной шкале (есть, оказывается, такая), «пробковость» уже составляет восемь баллов. Если этот показатель достигнет десяти, то нужно будет всем ездить на метро. Машина окажется «недвижимой» собственностью. Статистика утверждает, что сегодня в месяц машина в Москве простаивает двое суток в пробках! Не сахар и в метро. Скоро там появятся «трамбовщики». Дело не новое. В Токио и Киеве уже с их помощью запихивают пассажиров в вагоны, словно кильку в банки. Многие столицы в мире не в состоянии больше справиться с людскими и транспортными потоками. Что же делать?

Не буду хитрить. Простых решений не знаю. Мегаполисы вползли в новое столетие, неся на себе груз средневековых городов. Крепостных стен и рвов уже нет, а философия жизни на относительно маленьком пятачке земли с кривыми уличками осталась. Не испарилась привычка жить в одном месте, а работать или учиться в другом. Такая четкая логика, увы, также наследие прошлого. Вот нечеткая логика (есть такая) лишена многих недостатков традиционной логики. Попробуем двинуться в этом направлении. Вдруг поможет и с дорожными пробками?

Для уменьшения загрязнения окружающей среды в мегаполисах необходимо использовать гибридный городской мобиль (ё-мобиль). Он работает на сжиженном природном газе, а расход топлива минимальный. Отличается и высокой безопасностью при ДТП.
Постараемся уменьшить потребность людей в ежедневных поездках. Тут есть несколько возможностей. Можно обзавестись домашним компьютером и через Интернет выполнять работу. Конечно, не всякую. Подходит для программирования, переводов, инженерных расчетов и др. Такую работу называют дистантной. Раньше ее называли «работа на дому». Через Интернет можно и учиться дома. Тогда это будет дистантная учеба. Все более используют виртуальные офисы. Они позволяют дистантно управлять организацией, заниматься бизнесом. Это удобно для управленцев.

Другая возможность ослабить пиковые нагрузки на транспорт заключается в том, чтобы разрешить людям самим выбирать интервал прихода и ухода с работы. Такие графики, как известно, называются гибкими. Они разрешены законодательством по труду РФ. Однако не очень распространены, как и дистантная работа и учеба. В свое время мне пришлось помогать внедрению гибкого графика на московской карандашной фабрике им. Сакко и Ванцетти. Результаты были хорошие! Запомнилась одна деталь: начальство ходило по жесткому графику, а работники «скользили».

На Западе все формы дистантной работы называют «telecommuting». Объем использования впечатляет. К примеру, в 2006 году телекоммутингом в США пользовались 45 миллионов американцев (в 2003 году таких было 41 млн.). Объем и прирост солидные!

Телекоммутинг применяют и в парламентской работе. Депутат британского парламента Стив Уэбб, через свой сайт в Интернете, приобрел около двух тысяч друзей среди его избирателей. Кроме того, он им сообщил свой номер для СМС-сообщений. Теперь Стив Уэбб известен в стране как ярый сторонник общения людей в Интернете.

Немного о медицине. Ведь часто поездки связаны с надобностью посещения поликлиник, аптек и других точек для лечения. На подходе виртуальная медицина. Относительно скоро будут внедрены электронные рецепты, дигитальные рентгеновские снимки поместят в Интернет, электронный вид примет и история болезни. Не за горами и электронные домашние медицинские центры, которые позволят многие показатели здоровья (давление, температура, кардиограмма, содержание сахара в крови и др.) в реальном времени передавать при надобности врачу.

В наш век ПК и Интернета можно многие физические перемещения людей заменить виртуальными. Тогда и в мегаполисах дорожные магистрали освободятся от заторов. Сегодня главное препятствие к этому, пожалуй, в старой психологии. Ее нужно также сделать виртуальной. К счастью, виртуальная психология не очень давно уже создана учеными …Москвы. Не исключено, что еще в этом столетии у каждого города появится виртуальный двойник, в котором будет бурлить "Вторая жизнь" (Second Life). Корпорация IBM уже два года разрабатывает проект Metaverse, по которому сотрудники могут общаться между собой и бродить по виртуальному пространству, в котором не действуют привычные физические законы - в частности, отсутствует гравитация. В настоящее время в виртуальном мире уже есть водопад, амфитеатр и подземная пещера.

Для того чтобы существенным образом повлиять на проблемы с транспортом и другими потоками в мегаполисе, нужно быстрыми темпами развивать новое направление в логистике. Оно называется Городской (муниципальной) логистикой (англ.City logistics, нем. City-Logistik), которая призвана оптимизировать все логистические потоки в городе (полимодальные виды транспорта, дороги, торговлю, образование, здравоохранение, вода, электричество, газ, экология, СМИ, администрация, информация др.).

 В Китае принято решение установить ограничения для количества автомашин в городах. С 2011 года в Пекине будет выдаваться лишь 30%  автомобильных номеров от общего числа зарегистрированных машин за 2010 год. 88%  квот предназначена для физических лиц, которые будут продаваться на специальных аукционах. Цена за номерной знак  составляет от 3 тыс. до 6 тыс. долл. Подобные ограничения были уже введены ранее в Шанхае.

Радикальным средством для решения проблем с транспортом является внедрение в Москве Интеллектуальной Транспортной Системы  (Intelligent Transportation Systems).  ИТС уже внедрены в  некоторых мегаполисах (США, Япония и др.). Судя по всему, ИТС в стадии проектирования и пошагового внедрения в Москве. Однако нужно потом идти дальше - превратить Москву в ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ГОРОД, в котором ИТС будет  одной из многих интеллектуальных подсистем. Тогда столица  достигает высокого уровня благосостояния его жителей, поскольку использует все свои ресурсы (интеллектуальные и информатические) на благо человека.   
 

Примечание

* Пол Кругман в 2008 году получил Нобелевскую премию за создание "Новой экономической географии". По его теории получается, что мегаполисы быстро растут из-за того, что в них условия жизни и возможности для роста значительно опережают другие регионы. Нужно ослабить давление на столицу мигрантов разных видов. Самый реальный вариант - повернуть поток мигрантов в Петербург, а также уменьшить разрыв между Москвой и провинцией. Теория Пола содержит такие модели.

См. также:

1. Прирастать Cанкт-Петербургом (http://www.proza.ru/2006/03/23-80)
2. Собянин поручил создать схему развития общественного транспорта (http://news.yandex.ru/yandsearch?cl4url=www.rian.ru.html)
3. Интеллектуальную транспортную  систему "Ситроникс" будут создавать в Москве (http://ria.ru/moscow/20110420/366311408.html)
4. Чем грозит расширение Москвы? 5. Китай нашел способ борьбы с пробками (http://www.rbcdaily.ru/2010/12/24/world/56294997946002)
6. Олег РОГОЗИН. Дорога к «умному» городу СПбВедомостиВыпуск  № 244  от  17.12.2012
Новая технология может привести к экономии автомобилистами топлива на 10 процентов, а также к увеличению трафика (движения) в городе на 20 процентов.
Систему нового поколения по предотвращению аварий на дорогах представили петербургские ученые. Трафик (от англ. traffic — «движение).
7. Глобальный, умный, гуманный. СПб Ведомости Выпуск  № 199  от  16.10.2013

К 2030 году в Петербурге должна быть сформирована так называемая экономика знаний. «По этому плану, наш город должен стать «глобальным, умным и гуманным».


Рецензии
Государственный уровень Вашего сознания нужен не только в Интернете, на Вашей странице. Значит, он расширит ареал своего действия, не взирая на климатические (во всех смыслах) условия. Я желаю скорейшего появления в Вашей судьбе государственных мужей под стать Вам.
Георгий Георгиевский.


Георгий Георгиевский   11.02.2008 17:40     Заявить о нарушении
Это уже слишком. Пусть сами разбираются.
Влад

Влад Лившиц   11.02.2008 21:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.