Дедство

В складках времени живут деды обычаем прадедов. Но мы-то люди современные, хотя, впрочем, и мы туда же: дожив до дедовства, впадаем в детства царство, принимаемся дедовать, внуков гостинцами привечать. В одну из таких дедовских недель, поминальной по неизбывному, атеисты в лице дедов морозов, из тех, что сами не верят в Бога, но с удовольствием сочли бы себя за бога, собрались слово держать против повсюдного и повсеместного Санта Клауса. Только это был не суд, а симпозиум, ежегодное празднество на турецкой земле в Анталье*. Вот там-то и выяснилось, что на Клауса поступила жалобы – злоупотребляет, дескать, он доверием народов, не защищает их ни от мошенников, шарящих по людским мошнам, не изымает аферистов из общества, до барышей охочих. И, самое главное, занимается подменой он личности. Всех дедов морозов это прямо-таки бесило.

Одним из них был Сауык Бабай, сейчас он, задрав голову, глазопялил на ёлку, на которой висела корова размером с козу, и никак не мог внять суть торжества. При чём тут Санта и мы? Ведь Санта – это пиар-акция, тут всё схвачено, негде яблоку с ёлки упасть. Опять нам подсунули вместо лошади клячу. Как можно быть спокойным в будущем дне, когда день сегодняшний это Кошмарсобытие. Ну а если, всё-таки, подумать о завтрашнем дне, то почему бы нам в Татарстане вместо ели не поставить сосну, а на макушку водрузить полумесяц и украсить летящими стаями лебедей, никаких змей типа угря иль налима, ни отшельников-раков, ни хыщных зверей и, конечно, негоже, чтобы на ветках болталося также тупорылое рыло свиньи. Можно лишь для полного счастья под сосну поставить: жареный каз, бэлеш, чай с пермячами или чак-чак**. Чем не инновационное развитие? Сегодня мы, деды морозы, ещё живы немного, но если оставить всё так, завтра задней ногой все мы будем дрыг-дрыг. В окно полумесяц смотрел благосклонно...

Тут к Сауык Бабай подошёл дед русский Мороз и спросил: - По ком скучаешь, дружище, по Человеку-солнце, наверно.
- Нет, - ответил Сауык Бабай, - Новый год в Татарстане празднуют в декабре 25-го, когда родился Тэнгри-хан, наше Солнце. Но времена сильно меняются, - сказал он, и кивнул в сторону бушевавших активистов немецких, - вон, уволить Санта Клауса требуют, не нужен им тоже этот символ продаж-распродаж. Как ты думаешь, Санта - добрый волшебник? или так – гуляй-размахай, мошной потряхивай?
- Ты это про Санту? Не знаю, вроде не так уж и плохо, - Дед Мороз присел, вздохнул и выдохнул, - но Святой Николай лучше в сто крат, по крайней мере для людей славянской крови. Я, конечно, ревную, ибо сам я в опокое язычник, но в последнее время путать нас стали, а вскорости и забудут совсем. Но я не хотел бы жить с тем народом, что рубит зазря сплеча ёлки, а нажравшись, да ещё так, что слепнут черти от водки, под метель завывает “в лесу родилась ёлочка”, весь мордой в салате... Чего бы я хотел? - жить, как ваш Йерсу, в районе пупа земли, откуда произрастает гигантская ель, оттуда все ели были б под моей управой, а люди - под моей расправой.
- Ты хочешь, как и я, быть всецарём всесветным, но не готов, как и я, быть царём всещедротным, или жить так, как Святый Николай, обильными великими милостями.
- Как-то я спросил у Санты, отчего он лепший такой, ну, красивый, и откуда у него столько возможностей потчевать народ калачными дырками, и он ответил, шутник, что дыра во рту у народа насквозь просверлена, так что прокормить его - нет такой силы, а хорошенький он потому, что у маменьки его подменила компания “Кола-Ни-Кола”, у меня самого ни кола, ни двора, только работа на этого дядьку, на Сэма.
- Вообще-то, ни Иисус, и уж тем более Святой Николай не могут сравниться с природным явлением - зимним солнцеворотом, издревле это праздник природы, причём тут христиане и вся эта всячина, висящая, будто на ёлке, мишуры разноцветьем? Скажи, а как это Санта Клаус успевает за полтора суток облететь весь свет, заглянуть в несметное количество семей, он что, один всё это проделывает или ему кто помогает?

Дед Мороз помахал своим родственникам – Позвизду, Карачуну, Зимнику, Трескуну и Студенцу. – Ну конечно, у него, как и у нас, полно родственников. Только, как бы это сказать, родом мы с тобой от сохи, а они от веры что ли расплодились, ведь все эти святые отцы: бабы, папы, перы ноэли и фазер-крисмасы, появились недавно. Подумать только, даже младенец Ежишек...
- Это что ещё за ёжик шишек?
- Это не ёжик, а младенец Исус, чехов выдумка. Это ж надо ж додумались, что уже и младенец дарит детям подарки, причём инкогнито, его никто, как Святого Николая, не видит, а раз не видит, значит, никто и не знает, какой он внешности. Вот так-то. А можешь представить себе этого младенца, чтобы бы его использовали в рекламных целях, как Санту, в витринах магазинов, на прилавках, щитах, в карикатурных журналах...
- Кочмар, конечно, все святые, наверное, перевернулись бы в гробах, узнай такое. И устроили бы прямо оттуда охоту на ведьм. А знаешь, наверное, это от трёх волхвов пошло, ну, когда Исус родился, к нему в Вифлеем язычники с дарами явились: Каспар, Мельхиор, Валтасар, притащили как царю - золото, как богу - ладан, как человеку - мирру. С тех пор перепадает кое-что детям другим, главным образом, в испаноязычных странах. Кстати, в самой Греции и на Кипре башмаки наполняет подарками не Святой Николай, а Василий. Что, в самом деле был такой святой?
- Вроде, я поначалу думал, что это от царя Басилевса. Но теперь-то знаю, раз святой, значит то епископ Василий из Кесари, был такой город и святой в римское время в Азии.
- Но почему Василий, а не Николай?
- Не знаю, ей богу. Знаю лишь, что Василий был Николаю современник, но помоложе немного. Может потому, что греки не празднуют 25-го, как все прочие страны, Рождество Христово, зато встречают они Новый год по исчислению старому , то есть первого января. У Василия там своя резиденция, народу сбирается - тучи: поплясать, попеть, съесть именного кушанья “василолита” с монеткой внутри, вдруг попадётся, будешь весь год счастливый. Слушай.., это ж тот самый Василий Кесарийский, что у нас покровитель свиней. На Васильев день***, это же ещё и день Господнего Обрезания, свиную голову кладут на стол, весь этот день с утра до рассвета варят особую васильеву кашу, это оттуда поверье, что если каша лезет рекой из горшка – беда дому и улице.
- Н-у-у, чудес-а-а. Что-то давно я такого на Руси не видал, видать, совсем забыл народ свои традиции.

Мимо, подпрыгивая, пробегал козёл финский Ёлупукки, вежливо спросил, не проходила ли тут Бефана. Ой-ой, что творится, значит, там на горе на родине он оставил жену свою с козликом, а тут приударяет за итальянкой Епифанией, приглянулась, видать, ему эта добрая Баба Яга. Говорят, она отказалась с волхвами идти к младенцу Исусу с дарами, вот теперь и мается с детьми и подарками. Кстати, она единственная из женщин на этом симпозиуме. Она вон там, в другом конце зала средь голландцев и негров, может, ей Чёрный Пит понравился? Быть может, она и свой башмачок у камина поставила с запиской внутри и морковкой для лошади Санты. Все они приплыли на корабле из Испании: Санта на лошади в сопровождении мавров и Чёрного Пита. Почему из Испании? Да потому что в прошлом город Бари, ну тот, что в Италии, находился под пятою Испании, вот и сегодня каждый голландец знает, что Святой Николай родился и умер в Испании, а не в Азии. Кстати, Епифания там не одна, с ней чёрт Святого Микулаша, а сам святой по другую сторону зала в шубе, шапке, с посохом, подарками в коробе и ангелом пытается разговаривать с Хотейошо, тот вертит башкой, ибо глаза на затылке.

- Дед Мороз, а где твоя Снегурочка, почему не с тобой?
- Знаешь, решился оставить дома, наверное, ждёт меня там, продрогла одна одинёшенька в ледяной-то избушке в Великом Устюге.
- Она ж у тебя молода и красива, девица в соку, пора и на выданье, почему не отдашь её замуж? Внуков вот народит...
- Да жалко мне как-то с ней расставаться, ещё растает в замужестве, и не видать мне тогда ни её, ни внуков… А внуков понянчить мне чужих хватает. Вон, глянь на Санта, хоть и почтенного возраста, но на печи не лежит, носится на оленях, будто чёрт угорелый. Кстати, а с каких это пор стал он летать на оленях?
- Да саамы приучили. Говорят, эти лапландские оленеводы потчуют оленей своих мухоморами, а после сами пьют тёплую их мочу, вот и летают, как после ЛСД. Оно и понятно, отчего костюм у Санта цвета ядовитого мухомора.
Тут на трибуну поднялся сам Санта-Клаус и, поприветствовав, громко спросил, знаем ли мы, откуда пошла традиция Новогоднего празднества. И сам же ответил: из Шумерии, когда вода в Тигре и Евфрате прибывала. По такому случаю там с конца марта длился двухнедельных карнавал. В Новый год через врата богини любви Иштар к башне Вавилонской тянулась процессия статуй богов, все шли поклониться верховному богу Мардуку, как бы в ознаменование победы его над над силами хаоса. А потом он сам спускался на воду Евфрата, и демонстрировал, как сражался с богиней разрушений Тиамат...
- Совсем как Георгий Победоносец наш, что на гербе Москвы, - изумился Дед Мороз.
- От шумеров, - продолжил Санта, - о празднике узнали вавилоняне, от них иудеи, от иудеев греки, от греков узнали в странах Европы, из Европы весть пришла в Америку, из Америки снова в Европу, из Европы сюда, в Малую Азию. Так я очутился здесь, на родине тёзки моего, Святого Николая.
- Что-то поздновато пришёл, римляне уж и даты всем народам перепутали, - послышалось в толпе.
- Мы тебя увольняем, - закричали немцы. - Мы протестуем, нам нужен Святой Николай, а не подмена личности и коммерческие пиар-акции.
- А интересно, что ты и янки делаете в Ираке? База-то ваша рядом с Вавилонской башней, от которой, правда, и руин-то почти не осталось...
- Деды Морозы протестуют, Деды Морозы в состоянии за себя постоять...
И тут началось такое, но об этом как-нибудь в другой раз.

-------------
* Первый симпозиум, посвящённый Рождественскому Отцу, состоялся в Анталье 5-7 декабря 1983 года.
** Каз (гусь), бэлеш ( пирог с начинкой), пермяч (пирожок с мясом), чак-чак (медовые сладости).
*** 1/14 января сразу три праздника: день Святого Василия (архиепископа Кесарии Каппадокийской), “старый” Новый год и Обрезание Господне (на 8-й день после рождения, согласно завету Авраама).


Рецензии