Бунт ветров

С тех пор в трубе папской кверху корнем росла сажа, освещая путь уму пытливому на пытки на дыбах, на лопающиеся скорлупой глаза на костре, на отъём всего нажитого во имя чревоугодия и благости церкви. Подчиняясь лишь папе, инквизиция* тайно судила на смерть, а светское общество молчаливо сжигало. Так католичество всякую ересь со скрыпом счищало, чтоб людские души не тлели с задоринкой, а вели себя покойно и гладко. Нежизнь сия под образами длиннелась неимоверная долго, так что мир устал жить. Событийный порядок однажды бурей гнева сорвало; с папы ветром, как крышу, снесло одеяние святости. Так кончилась долгая брачная ночь, что длилась меж государством и церковью. Верующие было птицей вспорхнули, но сильно оказались надрезаны крылья, на мозг давили вопросы: можно ль боль донести до Христа при посредничестве папы и папских угодников? не лучше ль припасть к священным писаниям, а не к освящённым преданиям? церковь, спрятав совесть свою за глаза, отымала их души и земли, так стоит ли снова к храму их обратиться, погружаясь с молитвами в рабство? Чтобы истинно верить, не нужен храм на бугре, важен лишь тот, что несём мы в душе, ибо только так можно себя и спасти. С бунтом ветров за душу, за власть, и за землю пришли от реформаторов вести. Идеологи ересей в мозолях крика, зря в корень, словом сминали, сгнетали, сжигали язычества яви - дотла, а чиновники и князья, пользуясь случаем, церковь обирали до ниток.

Так из-за противоречий в буквах библейских за две сотни лет в небесную твердь поднялись протестантские церкви: лютеранская, кальвинистская, англиканская. Огонь лютовавшего сердца расцветал лютиком жёлтым, заливая солнечным светом страны Европы: Германию, Англию, Данию, Голландию, Швейцарию, Швецию. Но сторонники папы просто так не сдавались, а вбивали клин длинный в реформаторов стан, призвав на службу орден иезуитов**. Протестантские толпы, гонимые папством, уезжали в надежде на призрачное счастье в Америку. А когда шторм улёгся и на небе зарделась заря, тут с волной новой возрождения церкви миру явились баптисты, квакеры, пуритане, методисты, адвентисты, пятидесятники, на смену которым волной катились другие, которые имели даже молодёжную стрижку (церковь Христа, церковь Бога), а другие - луны холодный атеистический блеск (христианские социалисты). Так и живут по сей день бок о бок католичество и разноликие протестантские церкви. В России ж протестантов назвали сектантами, а церковь их господа - сектами. В семье католичества случалось, что пап было много, и тогда кипели страсти-мордасти, ибо всяк государь новой яви - Италии и центристской Европы стремился иметь папу прирученного. Однако и по сей день католичеству удаётся сохранять статус внегосударственной церкви, подчинённой лишь одному иерарху - римскому папе.

А что православие? Православную церковь долгое время возглавлял император Византии. Так и эдак катался верхом он, жрец на быке, играя перстами-лучами, пока воля Бога не обросла сорняками - волею элиты. Лишь на смертном одре Константина крестили, в рай, говорят, попросился он сам, мы и поверим, ибо только так можно смыть грехи-ракушки. Впрочем, насаждать христианство в тех странах, что ютились рядом со степью, пыталась и римская церковь. В Болгарии, Сербии, Руси не долго отцов дума над полем витала, и они отдались, пристегнувшись к удавке. Всколыхнулись души, жарким ветром опалённые: устами ветхими с народом заговорил сам Бог. Кто был слеп, прозрел, кто был туг на оба уха, услышал. А тут ещё Кирилл и Мефодий причудливо сложили буквы в узоры: будто вилами писано, но вкусно-то как. Зашелестели дружно колосья из кровяной росы, дав всход.

А когда лицо Византии копытом коня тюрки вмяли в дорожную грязь, душа церкви покосилось, стала она валиться и осыпаться, и кулик, что был велик, заспешил на своё поле. Так помимо древнейших константинопольской, антиохийской, иерусалимской и александрийской с течением времени возникли новые независимые православные церкви: русская, грузинская, сербская, румынская, болгарская, кипрская, греческая, польская, словацкая, американская, албанская, а также синайская, финская, критская и японская. С оных пор на Руси государство и церковь живут бок о бок, как муж и жена, у них то любовь, то бес в ребро, то они спят вместе, то ссорятся - чья очередь сверху. Ввалился в дом однажды генерал революции, согнул в глухой узел он на шее церкви подкову, у неё глаза закатились во всё небо русского заката, а тучки слёзки подобрали и выпали осадком, там-сям выросли дички патриархаты: московский, киевский, зарубежный, старообрядческие (поморский, беглопоповский, федосеевский, спасовский, белокриницкий, филипповский, молокане, духоборы и т.д.). На одну из этих яблонь села птичка, вместо листочков - ладошки, души лоскуты. Тут ветер крылышки приобнял и... ухлынул, откатившись волной. И сказало эхо, пустившись с ним напобег: я ветеран ветер, одряхлевший солдат.

-------------
* Инквизиция (лат. розыск) – орган сыска при католической церкви, созданный в 13 в. вскоре после раскола для борьбы с ересью. Судья и следователь в одном лице подчинялся только Папе. Упразднена в 18 в. в большинстве стран Западной Европы, позже всех в Испании (1834) и Папской области (1859).

** Иезуиты (“Общество Иисуса”) – орден, специально созданный в 1537 г. католической церковью для борьбы с протестантизмом.


Рецензии