Уильям Каттон, мл - Конец техноутопии

Экологические аспекты человеческой истории: взлет, падение и неопределенное будущее
(По материалам книги Уильяма Каттона «Конец техноутопии», ЭкоПраво-Киев, 2006)
В.И. Постников
 
Аннотация

Книга профессора социологии Уильяма Р. Каттона, мл. «Конец техноутопии» (Overshoot, Illinois University Press, 1982) представляет собой радикальный взгляд на человеческую историю, проанализированную в терминах биологии. Его труд – серьезный вклад в разработку т.н. «экологической парадигмы» -- нового мировоззрения, формирующегося в западных интеллектуальных кругах и объединяющего ученых разных профилей, философов, активистов.

Эта книга посвящена тому, как преодолеть нашу привычку игнорировать природные ограничения, и как найти способы, которые, напротив, расширят эти пределы; кроме всего прочего, она должна научить нас внимательно относиться к новостям. Это можно сделать только, усвоив некоторые незнакомые, но совершенно необходимые, понятия. «Несущая способность» – одно из таких понятий. До последнего времени с ним были знакомы лишь немногие специалисты, не занятые непосредственно заповедным делом или животноводством. Жизненно важный смысл этого понятия был скрыт от нас, он не представлялся чем-то особенным. Но пришло время, когда ученые, да и каждый из нас, должны глубоко прочувствовать связь между изменяющейся способностью Земли поддерживать человеческое сообщество и нагрузкой, определяемой численностью населения и нашими потребностями. Изменения, произошедшие за последнее время в мире, указывают на то, что эта связь становится самой важной темой, о которой люди должны знать и о которой должны задумываться. Закончился исторический период, когда никого не интересовали пределы несущей способности планеты.

Сегодня необходимо хорошо понимать: все существа – люди, животные – создают нагрузку на окружающую среду, изменяя тем самым ее способность поддерживать жизнедеятельность, поглощение и преобразование отходов. Несущую способность окружающей среды для данного типа существ (и данного образа жизни) можно определить как максимально возможную, постоянно приложенную допустимую нагрузку, небольшое превышение которой может разрушить способность среды поддерживать данный биологический тип. Несущую способность можно выразить количественно, как число существ с определенным образом жизни, поддерживаемых окружающей средой на протяжении длительного времени.

Если нагрузка существенно меньше несущей способности, возникает пространство для роста численности или повышение уровня жизни. Если нагрузка превышает несущую способность, среда уменьшает свою несущую способность, и происходит падение численности или уровня жизни. Чрезмерная эксплуатация окружающей среды приведет в действие механизмы, которые в обязательном порядке, с течением времени, уменьшат нагрузку так, чтобы она соответствовала уменьшенной несущей способности.

Теперь должно быть ясно, что для понимания будущего следует трезво проанализировать историю с экологической точки зрения. Именно из-за чрезмерной нагрузки на ограниченные ресурсы, вызванной возросшей численностью нашего вида и нашими технологиями, приемлемые в прошлом решения становятся непригодными для многих современных проблем. Этой идее постоянно сопротивляются, но факты остаются фактами, даже если их не замечать в упор. С другой стороны, даже предсказывающие всякие несчастья в будущем «алармисты» не представляют до конца тяжести нашего положения.
Вкратце тяжесть нашего положения и его истоки можно охарактеризовать так: человеческие существа на протяжении двух миллионов лет культурной эволюции несколько раз умудрялись отхватывать большие части несущей способности планеты за счет других существ. И каждый раз число людей возрастало. Сегодня человек научился использовать технологию, которая резко увеличивает несущую способность среды обитания, но лишь временно – подобно тому, как поедание семян продлевает жизнь, но исключает урожай на следующий год. Организованное в индустриальные сообщества человечество продолжает расширяться, несмотря на то, что его масштабы давно превзошли возможности планеты. За этим неизбежно должно последовать банкротство.
         Банкротство, по сути, уже началось, но не замечается большинством. Мы вступили в период, когда старые теории не дают возможность оценить происходящее и поэтому должны быть отброшены.

Мы и наши предшественники жили в эпоху изобилия и безудержного роста; мы перерасходовали несущую способность планеты, не осознавая последствий. Невероятный прогресс, достигнутый за последние четыре столетия, стал возможным благодаря двум, увы, неповторимым, достижениям: (а) открытию западного полушария, и (б) разработке способов добычи планетарных энергетических запасов, а именно, ископаемого топлива. Неожиданно открывшиеся возможности для экономического и демографического роста убедили людей в том, что будущее всегда лучше, чем прошлое. Некоторое время эта посылка хорошо работала для большинства людей и институций. Когда же население Нового Света превысило население Старого Света, а истощение ресурсов стало очевидным, будущее уже не воспринимается в розовом цвете.

Устаревшие теории, ранее казавшиеся жизненными, должны быть заменены на новые; новая перспектива должна позволить нам яснее увидеть настоящее и точнее планировать свои шаги на будущее. Задача книги сформулировать такую перспективу. Это не простая задача, поскольку новое видение радикально отличается от традиционного. Непривычная перспектива вначале может показаться неприемлемой или даже нереализуемой. Люди будут продолжать отрицать факты, на которых она основана. Но, обладая все же определенной мудростью (о чем намекает название нашего вида), мы должны понять, что стремление не замечать нежелательные факты не может защитить нас от них.

Люди, привыкшие рассчитывать на прогресс человечества, но столкнувшись с реальными фактами оказываются совершенно убитыми и теряют всякую надежду на будущее. Мысль о том, что человечество рано или поздно могут настигнуть тяжелые времена, не была известна эпохе изобилия. С этой идеей напрямую столкнулся лишь постэкзуберантный мир. Действительно, ее рождение можно отсчитывать с момента провозглашения Джимми Картером необходимости экономии энергии ввиду исчерпания имеющегося ранее в изобилии топлива (1977).
После того, как человечество вышло за границы несущей способности планеты, были безвозвратно утеряны важные альтернативы развития. Следует понять, что в основе этого процесса лежат экологические законы.

Homo sapiens, как и любой другой биологический вид, при воспроизводстве своей популяции может выходить за пределы несущей способности среды обитания. Человек отличается от других видов своей способностью задумываться об этом факте и его последствиях. Анализируя жизнь других видов, человек видит зависимость от химических процессов в окружающей среде и энергии солнечного света. Человек видит многоплановую взаимозависимость различных организмов, их действие на среду обитания, их изменчивость и неспособность предвидеть и избежать тех моментов, которые ведут к исчезновению вида или его замене преемниками. Что касается нашего биологического вида, то, по крайней мере, до апреля 1977 года многие из нас представляли его исключительным, если не сверхъестественным. К тому моменту, когда, президент США, еще не измученный компромиссами, обратился к Конгрессу и американскому народу с предложением начать серьезное обсуждение экономии энергии, большинство населения Соединенных Штатов и других стран, полностью полагалось на технический прогресс для лечения болезней, которые сам этот прогресс и породил.

Природа, по-видимому, в скором времени наложит «вето» на человеческое господство над мировыми экосистемами. Последующие за этим изменения представляются настолько революционными, что мы, наперекор природе, начнем борьбу за продление и увеличение нашего господства, чего бы это ни стоило. И мы увидим, что цена будет огромной. Человек действительно способен осложнить и без того сложную ситуацию. Я надеюсь, что после прочтения моей книги последует некоторое просветление в умах, могущее предупредить такие опасные тенденции.

Настоятельная потребность постэкзуберантного человечества – остаться гуманным перед лицом дегуманизирующих процессов. Для этого нам придется отдать предпочтение не расширению материального потребления, а более глубоким, моральным ценностям. Подобно водителю, машина которого заехала в непролазную грязь, мы продолжаем нажимать на педаль газа в надежде выехать. Но бешено крутящиеся колеса лишь глубже засасывают нас в грязь. Мы подошли к той точке нашей истории, когда надо действовать не интуитивно, а разумно.


Как построена книга

Для решения поставленной задачи, книга состоит из шести, органично связанных между собой разделов, описывающих давно назревший «сдвиг парадигм». Эта определение принадлежит Томасу Куну (Kuhn), полагавшему, что фундаментальные идеи относительно того, как устроен мир, направляют наше видение (а не являются простым продуктом увиденного). Парадигмой называется главная идея, позволяющая делать определенные выводы в отношении мироустройства и происходящих в нем процессов, строить теории и пр. Такая идея заставляет нас искать соответствующие пути; она также отбивает у нас охоту искать ответы на другие вопросы (как нерелевантные). Поэтому, когда возникает необходимость ставить вопросы, выходящие за рамки старой парадигмы, требуется новая парадигма.

Понимание фундаментальных идей в отношении многих вещей, происходит частично благодаря использованию языка, на котором мы говорим. Как правильно заметил философ Макс Блэк, словарный запас, которым мы пользуемся, приводит к выделению одних аспектов действительности и игнорированию других. Новые слова приводят к новым ощущениям, поскольку терминология накапливает опыт, формирует восприятие и направляет мысль.

В книге Каттон использует экологическую терминологию для описания и объяснения явлений, которые до сих пор интерпретировались с помощью неэкологических терминов. Вслед за настоящей главой, где перечисляются основные темы книги, следуют три главы (Раздел II), в которых дается полное описание «тяжести нашего положения». В Главе 2 описан процесс, благодаря которому Homo sapiens загнал себя в угол. Наша традиционная доэкологическая парадигма не позволяла увидеть со стороны все, что мы натворили. В Главе 3 показано, насколько трагически ошибочны некоторые из наших теорий. В Главе 4 рассматриваются альтернативные пути, по которым пошли те, кто понял безнадежность установок на изобилие.

В Разделе III (Глава 5) подчеркивается явное несоответствие между американской мечтой и последствиями ее воплощения. Там же анализируются некоторые события, произошедшие за время трансформации молодой, символизирующей надежды мира, американской нации в страну, занятую склоками с остальным человечеством за место под солнцем. В главе подчеркивается мысль о том, что чисто политическая оценка этих событий скрывает от нас грандиозность перемен, в то же время нисколько не защищая нас от них.

В главах Раздела IV говорится о возможных последствиях временного (и весьма опасного) превышения несущей способности. В Главе 6 рассматриваются основные принципы экологии – принципы, которые необходимы людям в такой же степени, как умение читать и писать, но которые постоянно игнорируются большинством политических лидеров. В Главах 7 и 8 показано, как экологические законы следует применять к человеческому обществу. В Главе 9 приводятся аргументы, свидетельствующие о заблуждении насчет человеческой уникальности – именно она является причиной игнорирования экологических принципов. В Главе 10 описывается порочный курс, на который вступило человечество, провозгласив свою независимость от природы (по понятным, хотя и ложным причинам).

В Разделе V, Глава 11, описывается распространенная в постэкзуберантном мире практика ментального ухода от действительности для достижения неких экстравагантных мечтаний. В Главе 12 говорится о растущем стрессе от дегуманизации, охватившем большое число людей. Увеличивающаяся конкуренция на межличностном уровне подрывает нашу надежду на лучшее будущее и наше достоинство. Типичные способы борьбы с дегуманизацией, как правило, только усиливают ее.

Как мы увидим в Разделе VI, будущее, казавшееся многим таким далеким и даже нереальным, уже пришло. События – предвестники разрушения цивилизации стали очевидны только в свете новой экологической перспективы; слишком долго они скрывались за старыми шорами (Глава 13). В Главе 14 описываются события, которые помогли избавиться от шор. В последней главе показано, что человечество вошло в очень опасную игру с будущим, ставки которой невероятно высоки – и что, по иронии судьбы, чем менее оптимистично мы настроены на будущее, тем больше шансов у нашего вида минимизировать его последствия. Для того чтобы остановить процесс дегуманизации (или даже скатывание к геноциду), нам следует прекратить рассчитывать на вечный прогресс).


Реалистическое мышление

Мы живем в такое время, когда по причинам неполитического характера правительства и политики не могут выполнить свои обещания. Политические игры, тем не менее, доминируют в обществе, и все видят, как лидеры продолжают трясти морковкой перед простыми гражданами. В результате, мало кто сейчас верит в политический процесс. По мере того, как эта вера слабеет, государства по всему миру отчаянно пытаются выкарабкаться из кризисов или скатываются к диктатуре.

Даже среди американцев, которые видят сворачивание политических свобод по всему миру и испытывают гордость за свою двухсотлетнюю историю демократического строительства, вера в демократию серьезно пошатнулась. Эта вера частично может быть восстановлена, если у политиков хватит ума осознать и донести до своих избирателей истинные причины недостижимости традиционные политических целей.
 
Хаоса можно избежать только, если отбросить иллюзию неограниченных возможностей. Человечество научилось манипулировать многими природными процессами, но ни на персональном, ни на социальном уровне люди так и не смогли достичь полного доминирования над природой. Многие по сей день верят в миф о беспредельности человеческих возможностей, хотя обстоятельства изменились, и этот миф уже не работает. Пока мы не перестанем верить в эту «глупую беспредельность», существует опасность стать ее жертвой.
В сегодняшнем мире необходимо, чтобы каждый усвоил ключевой принцип:

Человеческое общество неразрывно связано с глобальным биотическим сообществом, и в этом сообществе доминирование со стороны человека приводит к самоубийственным последствиям.

Этот принцип лежит в основе неполитических проблем, пронизывающих человеческий социум. Проблемы неполитические, поскольку они касаются не только человека. Как мы увидим в Разделе IV, в локальных экосистемах другие виды, занимавшие ранее доминантное положение, также в ряде случаев приходили к неизбежному саморазрушению Мы и наши лидеры должны усвоить эти примеры, и использовать их для понимания человеческой истории и нашего сегодняшнего положения. Эти факты чрезвычайно важны, т.к. могут помочь нам трезво осознать неизбежность будущих катаклизм и заранее приспособиться к ним.

Поскольку эти факты не были знакомы ранее, мы, человеческие особи, продолжали неумолимо зажимать нашу цивилизацию в тиски. Как будет показано, в настоящее время возобновляемые ресурсы уже не могут обеспечить проживание всего человечества. Мы создали сложные сообщества, всецело зависящие от интенсивной эксплуатации других, невозобновляемых, ресурсов. Их истощение уменьшает несущую способность планеты для нашего вида. Это одна сторона тисков. Другая сторона – накопление вредных веществ, создаваемых в процессе нашего существования. Нас стало так много, мы используем столько техники, что эти вещества не успевают перерабатываться глобальной экосистемой. Перегрузив природные восстановительные системы, мы подрываем и без того ограниченные способности экосистем по исправлению ситуации. Накопление токсичных материалов еще больше уменьшает несущую способность Земли.

Не понимая тяжести своего положения, человечество до последнего времени с восторгом встречало каждый зажимающий поворот ручки тисков. Испокон веков мы стремились расти, и это всегда воспринималось как желательный процесс. Сотни миллионов все еще хотят повернуть ручку тисков хотя бы на один-два оборота, поскольку до сих пор у них не было возможности поучаствовать в этом процессе. И их лидеры продолжают им обещать такую возможность.


Бессмысленный поиск врага

Люди – не первые организмы, испытавшие на себе «закручивание тисков». Мы увидим, что важным уроком для нас могут послужить прецеденты, имевшие место в природе до появления человека. По мере того, как экологический стресс, испытываемый человечеством, увеличивается, игнорирование наиболее очевидных случаев (а также игнорирование того, насколько часто такие случаи возникали в природе) легко приводит к искушению обвинить в этом конкретные человеческие группы или отдельных людей. «Если бы только…», – восклицаем мы, – «если бы только эти……не преследовали свои гнусные цели». Тогда история могла бы продолжать свой победный шаг, и прогресс торжествовал бы на протяжении тысячи лет! «Они» – это те, кто препятствует достижению наших благородных целей.

И хотя поиск врагов приносит некоторое моральное удовлетворение, он никак не способствует выходу из нашей общей беды. Действительно, поиск врага лишь усложняет решение жизненных проблем. Наше тяжелое общее положение отнюдь не спровоцировано негодяями. Лишь очень немногие среди враждующих групп осведомлены о принципах, которые помогают увидеть общие корни их собственной беды и беды их недругов. Однако в условиях стресса люди отходят от хрупкого взаимопонимания, с таким трудом завоеванного в ходе истории. Стресс также не способствует пониманию нашего участия в механизмах природы. Те же, кому удалось избежать стресса, в результате анализа его природы, приходят к выводу, что у нас есть некоторый, хотя и небольшой, шанс не опуститься до бесчеловечных действий.

Стресс, которому мы все подвержены коллективно, должен быть, разумеется, уменьшен. Но это уже не отменит приход нежелательного будущего. Книга Каттона – не запоздалый призыв к контролю за рождаемостью, еще дальше она от призывов к новой революции или последнему покаянию. Нет смысла и в причитании по поводу пресловутой человеческой жадности или аморальности. Голословное осуждение человеческих аппетитов или близорукости бесперспективно, если не сопровождается попыткой их понять (и сравнить с таковыми для других биологических видов).

Цель данной книги – осветить природу и причины тяжелой ситуации, в которой оказалось человечество, дабы несколько смягчить ее социальные, эмоциональные и моральные последствия. Для смягчения постэкзуберантного стресса, следует, прежде всего, разобраться в его глубоких корнях. Следует выработать личное отношение к тому, что мы называем «экологическими фактами жизни»; эти факты влияют на нашу жизнь в гораздо большей степени, чем события, выносимые на заголовки газет. Для понимания истинной сложности человеческого положения, необходима действительно экологическая перспектива.

Необходимо выработать экологический кругозор; одних благородных устремлений и экологической информации недостаточно. Новая парадигма поможет осознать, насколько самоубийственный путь человечества типичен и для других существ. Если читатель пока еще не ощутил сдвига парадигм, будет трудно пояснить, почему важно знать о прецедентах нашего положения. Будет трудно убедить его и в том, что неизбежность нашего бедственного положения естественна. Еще труднее мне будет успокоить его. Как указал Кун, очень трудно приверженцам какой-либо одной парадигмы, даже в научных дискуссиях, эффективно общаться с приверженцами другой парадигмы. Тем не менее, Каттон переходит через барьеры парадигм, используя простые и убедительные аргументы (правда, в рамках нетрадиционной точки зрения). Поэтому, читатель должен сделать такое же усилие, чтобы переориентировать свою мысль. Эта книга не для случайного или пассивного чтения.

По мере того, как будет обнаруживаться истинная «плата за изобилие», наша человечность также окажется под большим вопросом. Для ее восстановления потребуются солидные знания, свидетельствующие о том, что мы не уникальны в смысле превышения пределов несущей способности. Важно понять, что все, что с нами происходит, всего лишь следствия наших прежних достижений.
По мере того, как мы будем входить в водоворот несчастий, вызванных избыточным «успехом», развитие экологического мышления в отношении глобального кризиса может помочь нам побороть искушение найти «врагов» и перенести на них наше раздражение.


Если вас интересует вся книга "Конец техноутопии"  (ЭкоПраво, Киев - 2007),  пишите на электронную почту. - ВП

В электронном виде

*  *  *


Рецензии
Уважаемый Виктор Иванович!

Премного благодарен Вам за предоставленную возможность ознакомления с содержанием столь замечательной книги!
Вы мне писали в конце прошлого года:

"" Мне лестно ваше предложение, однако у меня есть сомнения в его реализуемости.
Во-первых, даже у "хороших" людей могут быть разные мнения, поэтому объединиться им будет очень непросто.
Во-вторых, как следует из Платформы Глубинной Экологии (которую я разделяю), именно "человеческая цивилизация" являет собой угрозу всему живому, и, следовательно, дожна умерить свой пыл. Как это сделать без особых жеств и страданий -- другой вопрос. Но Природа уже приступила к этому болезненному процессу. "

Теперь можно продолжить разговор, ведущий к конкретным делам.
Я приглашаю Вас к участию в работе сайта http://ierusalim.ucoz.org/forum/
и размещению на нем Ваших работ.

Хотел сделать конспект данной книги, но после прочтения не могу повторно открыть указанный адрес. Удобнее было бы иметь текстовый вариант для дальнейшей популяризации Вашего перевода книги и составления конспекта.
Кроме того, заметил несколько орфографических ошибок, которые желательно удалить.

С наилучшими пожеланиями! Владимир.

Владимир Карстен -Вфкг   13.08.2008 19:20     Заявить о нарушении