C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Театр им. 26 процентов

Краткое предисловие: в туполевском ОКБ ежемесячная премия составляла 26% от оклада...

       До сих пор не перестаю удивляться: как это судьба умудрилась свести в одном месте и в одно время столько людей, близких по духу, по призванию, по увлечениям? Место – это отдел САУ туполевского ОКБ, время – это вторая половина шестидесятых годов (увы, уже прошлого столетия). Может именно поэтому любые мои ассоциации, связанные с ними, окрашены в солнечные тона и вызывают хорошее настроение. Как будто посмотрел хорошее кино или сходил в театр. Снова и снова я не могу избежать искушения хоть одним глазком заглянуть в этот театр, где можно увидеть один из обычных рабочих дней отдела САУ того времени… А ведь действительно, в нашем отделе порой разыгрывались театральные действа, которые с лёгкой руки Димы Крылова были названы «Театром имени 26%». Давайте заглянем в этот театр. Занавес открывается, на сцене – мы…
Естественно, мы работаем. Но я уже давно отказался от попытки заинтересовать зрителя темой демпфирования короткопериодических колебаний самолёта или процессами моделирования алгоритмов автоматической посадки. Именно эти действия происходят на сцене, и мы в них участвуем, но публике это «почему-то» неинтересно. Наверно, человеческие отношения более привлекательны, поэтому давайте не будем смотреть на сцену, (где мы работаем на допотопных ЭВМ), а заглянем за кулисы…
Наш театр начинает работать с раннего утра, и я опять опаздываю минут на десять… Мой «худрук», т.е. непосредственный начальник, строго спрашивает меня, где же я был все эти десять минут? (Мой начальник – Николай Андреевич. Он стремился стать начальником с момента своего рождения. Недавно он, наконец, занял вожделенную должность и тут же стал проявлять административное рвение.) Вчера он уже подходил ко мне с этим же вопросом и получил от меня исчерпывающий ответ, поясняющий, что его подчинённый был с утра в туалете. И вот сегодня Н.А. снова стоит у моего стола, смотрит в мои честные глаза и задаёт вчерашний вопрос: «Виктор, ты опять пришёл на рабочее место на десять минут позже! В чём дело? Где ты был?» Весь вид нового начальника указывает на то, что за дисциплину он будет бороться до конца! Кстати, Н.А. – тот самый человек, который ранее был осмеян нами за попытку бритвой расслоить дублированный капрон.
Мы всегда недолюбливали Н.А. за его за очевидную меркантильность и откровенный карьеризм, подкрепляемый очень дурно маскируемым подхалимажем. Например, будучи ещё молодым специалистом, он как бы случайно, с букетом роз оказывался у кабинета второго лица в ОКБ, чтобы поздравить его с днём рождения.
 При этом Н.А. действительно хороший работник и, по общепринятым понятиям, неплохой человек. Но он «не наш человек»! Однако же он назначен моим начальником и законно стоит над моею душой: «…Где ты был?..» И я ему честно отвечаю: «Коля! Я же тебе ещё вчера сказал, что я был в туалете! И вообще: я всегда с утра хожу в туалет!!!»
(Больше он меня никогда о причинах опозданий не спрашивал.)

Рабочий день в разгаре. Мы с Валерой уже отмоделировали с десяток режимов, проявленные ленты осциллограмм сушатся, свешиваясь с потолка, как новогодние гирлянды. И это кстати, т.к. скоро новый год. К нам своей танцующей походкой подходит Рыжий: «Витя, пойдём покурим твоих пшеничных!» (Это он так называет довольно дорогие сигареты «ВТ», которые я курю, и которые любит Рыжий.) За «пшеничными» он довольно часто подходит к моему столу, а если меня нет на месте, он может открыть мой стол и самостоятельно взять сигарету. Наши близкие отношения дают ему на это право, впрочем так же, как и мне. Сегодня мы с Валерой ждали сигаретного рейда Рыжего особенно заинтересованно. Дело в том, что в столе у меня уже несколько дней лежит коробка «ВТ» с тремя сигаретами специально для Рыжего. Одна из сигарет заряжена порохом с примесью вещества от сигнальной ракеты. Доза «взрывчатки» подобрана нами опытным путём, дабы эмоциональный эффект не сопровождался членовредительством. Наша «антирыжая диверсия» задумана в ответ на очередную рыжую шутку, и мы терпеливо ждём, когда же Рыжий попадётся на наш крючок. Продумано всё, даже то, что на его просьбу сигареты будут выдаваться ему в пачке, чтобы он сам выбирал сигарету. (По неписаному закону две последние сигареты из пачки «стрелком» не брались.) Наш расчёт строился на том, что рано или поздно мина сработает!
       В ответ на просьбу-предложение Рыжего я киваю ему на ящик, где как всегда лежит пачка «ВТ». Он берёт пачку, вынимает из неё сигарету. И тут подходит некто Орлов и беспардонно берёт из пачки вторую сигарету. А это человек абсолютно лишённый чувства юмора и воображения.
       Вариант нерасчётный. Мне не остаётся ничего другого, как взять последнюю сигарету и последовать с ними в курилку.
       Ну что сказать? Рыжий – везунчик! Мина взорвалась у Орлова! Но он (слава Богу!) абсолютно ничего не понял. Он ошалело разглядывал обгорелый огрызок сигареты и, наконец, изрёк: «Вот болгары обнаглели, надо сообщить об этом в КГБ…»

       И всё-таки, хотя бы из-за кулис, заглянем на сцену, т.е. в отдел. Там незаметно кипит работа. Там наш друг Вадим Зименков «извлекает» спиральные корни дифференциальных уравнений бокового движения изделия ТУ22М и ищет методы борьбы с «обратной реакцией на ногу». Там Олег Моргунов объявляет, что сегодня после работы наш супер-инженер дядя Саша сделает для желающих доклад на тему: «Бустер – это просто!» Там Валерик между снятием амплитудных и фазовых характеристик изготовил супер-дрель из механизма тряски штурвала сверхзвукового ТУ-144. Там Рубин – патологический бездельник – изображает роденовского мыслителя. Там бывший начальник нашего отдела Воронов в одиночку проектирует альтернативную САУ-154, противопоставив себя целой фирме… Там кипят технические страсти!
Там на стене висят объявления типа: «Маладой спицилист пириписывет атчёты. Аплата здельная», или: «Меняю двухтумбовый стол рядом с начальником, на однотумбовый в отдалённом районе», или: « Куплю подставку для удержания головы в рабочем положении»…

Но близится обед, …ах, извините, антракт! И вся труппа, (т.е. мы) отправляемся играть в футбол. Место баталий – парк МВО или стадион «Строитель». Играем весь обед, а обедаем потом, естественно, уже в рабочее время. Возвращаемся с обеда, и к Рыжему вдруг подходит сам начальник отдела Каштанов, ласково спрашивая: «Ыжий, скажи мне, только ОТКРОВЕННО, где ты сейчас был?» Рыжий откровенно отвечает: «Обедал». И тут Каштанов, который всегда был очень снисходительным к нашей компании, (а уж тем более к Рыжему), лишил его одного процента премии из наших знаменитых двадцати шести. В денежном выражении тогда - это рубль с копейками. Не больно, но обидно!
После этого Рыжий получил титул: «Валерий Откровенный»

       Дима буквально ворвался в наш коллектив, несколько потеснив Рыжего с театрального Олимпа. Если Рыжий – актёр и режиссёр-любитель, то Дима – почти профессионал. Если Рыж в МАИ был всего лишь членом агитбригады, то Дима организовал в МЭИ студенческий театр эстрадных миниатюр (СТЭМ). Ещё недавно Рыжий был основным организатором капустников и праздничных вечеров, а теперь всё это в энергичных руках Димы. Его увлечение театром явно идёт в ущерб работе, но начальство этого не замечает, т.к. Димины заслуги в области организации нашего отдыха неоспоримы. Теперь он инициатор театрализованных празднеств, где он и режиссёр и первый актёр, где он играет на гитаре и поёт наши любимые песни… Кажется, что Рыжий отошёл на второй план, но относится к этому весьма снисходительно: «Пора давать дорогу молодым», говорит Рыжий и подыгрывает Диме на своём «гудиле»… От этого наши капустники только выигрывают. Конечно же нельзя все заслуги в организации «Театра им.26%» отдать Диме, ведь буквально каждый в этом театре талантлив и незаменим.        Разрешите же перечислить труппу этого театра: Валера Фролов, Дима Крылов, Вадик Зименков, Валера Левшунов, Олег Моргунов, Андрюша Лукавенко, Коля Кудряшов.
И где-то среди них Ваш покорный слуга…


Рецензии
Добрый день, Виктор!
Видимо подобный юмор в конструкторских бюро вне времени! У меня, когда в конце 90-х я работал в ЦСКБ, был подобный случай. Хочу поделиться, кажется, он тоже смешной.
Нашего заслуженного работника, проработавшего в ЦСКБ почти с самого основания (на тот момент более 40 лет), начальство попросило написать объяснительную записку по поводу опаздания. Дисциплина превыше всего! Наш Виктор Алексеевич написал. Потом это произведение читали всем сектором... Он полностью расписал хронометраж того утра, когда опаздал на работу - во сколько вышел из дома, сколько шел до метро и т. д По этому хронометражу он должен был успеть вовремя. Но... Как написал В. А., на пути возникла большая лужа... которую он обходил 20 минут!
Больше к нему с объяснительными не приставали)))

С уважением и наилучшими пожеланиями,

Аркадий Журавлев   28.10.2021 12:01     Заявить о нарушении
Прекрасный эпизод из жизни инженеров!!! Снимаю шляпу (которой у меня никогда и не было...)
Спасибо!

Виктор Свиридов   28.10.2021 12:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.