Приключение

Как приятно было вдохнуть чистый морозный воздух солнечным зимним утром! Снег искрился вокруг, словно был усыпан блестками. Деревья в белых одеждах были невероятно красивы. Судареву казалось, что он попал в сказку. Да, в городе такого не увидишь! Там и некогда смотреть вокруг. Город – большой муравейник, в котором все бегут, бегут, суетятся, не останавливаясь ни на минуту. А тут, в ста пятидесяти километрах от города, жизнь течет неторопливо. Все тут другое – и воздух, и деревья, и люди. И Сударев уже не чувствовал себя горожанином, никуда не спешил. Ему было хорошо и спокойно.
-Любуешься? – Антон вышел следом за другом на крыльцо. – Хорошо, да? Я сколько здесь живу, никак не могу привыкнуть.
-Хорошо, - согласился Сударев. – Может, пройдемся?
-Ты не заблудишься. Пройдись, а я пока баньку затоплю.
-Ну ладно.
-Вить…
Сударев остановился и обернулся, вопросительно глядя на Антона.
-Вить, ты не очень долго гуляй, ладно?
-Да я быстро. Пройдусь вот по деревне, в магазин зайду и вернусь.
Снег поскрипывал под ботинками, мороз пощипывал лицо, солнце слепило глаза, и все это делало Сударева почти счастливым. Людей на улице было мало, но те, кто встречался, здоровались. И не только знакомые. Эта деревенская вежливость всегда поражала Сударева. В городе все было совсем не так. Он и соседей-то знал не всех, а уж идти по улице и здороваться со всеми подряд…
Ну вот – мостик, кладбище, поворот, а через сто метров магазин. Женская фигурка на мосту. Вся в белом, только длинные черные волосы рассыпаны по плечам. Сударев смотрел на девушку и не мог отвести глаз, уж очень гармонично она смотрелась, словно часть этой зимней природы. Только на Снегурочку не похожа.
-Здравствуйте! – Сказал он, подойдя к мосту. – Красиво тут, да? Девушка обернулась, и Сударев увидел зеленые глаза и нежную улыбку.
-Добрый день! – Голос девушки напоминал журчащий ручей. – Очень красиво! А Вы гуляете? Вы ведь не местный?
-Приехал к другу погостить. Бывал здесь раньше, но уже давно. А Вы местная?
Девушка слегка качнула головой, то ли в знак согласия, то ли отрицания.
-Меня зовут Виктор, - представился Сударев. – Может, прогуляемся вместе?
-Елизавета, - прожурчал голос. – Я Вас немного провожу.
-А по вечерам тут тоже красиво? – Сударев усиленно искал повод для новой встречи. – Или Вы по вечерам не выходите?
Она рассмеялась. Словно колокольчики зазвенели.
-Я как раз по вечерам и гуляю, ближе к ночи.
-Может быть, погуляем вместе? Сегодня.
-Хорошо, - ответила девушка, внимательно посмотрев Судареву в глаза. – Мы можем встретиться на мосту в десять вечера.
-На мосту? – Переспросил он, немного удивившись. – А Вы не боитесь? Кладбище рядом.
-Я не верю в привидения, а маньяков в деревне нет.
-Значит, договорились.
-Тогда до вечера! Вам, наверное, в магазин надо зайти? А мне пора.
-До вечера!
Сударев был в восторге. Чудесная природа, чистый воздух, да еще с такой красавицей познакомился! Кто бы мог подумать, что отпуск пройдет так удачно!
-Ты чего такой довольный? – Антон успел приготовить баню и, сидя на ступеньках крыльца, поджидал друга.
-Я, кажется, готов влюбиться!
-Надеюсь, не в меня?
-Прекрати! Я с такой девушкой познакомился!
-С девушкой? Тут самой молодой «девушке» давно за шестьдесят перевалило, - хмыкнул Антон. – Хотя, кому что нравится.
-Этой девушке лет двадцать пять. Может, чуть больше. Она, возможно, в гости к кому-нибудь приехала.
-Тогда поздравляю! В баню-то идем?
-Идем, идем.
Горячий пар с запахом березовых веников, смолы и хлебных корочек приятно расслаблял. Сударев лег на полку и закрыл глаза.
-Вот видишь, как здорово жить в деревне! – Заметил Антон. – Как в раю!
-Да, но не думаю, что смог бы жить тут постоянно. Отдохнуть, конечно, можно.
-Вить, а как зовут твою новую знакомую?
-Елизавета. А почему ты так заинтересовался?
-Думаю, может, внучка чья-то? Не знаю таких.
-А если племянница? Или какая-нибудь «седьмая вода на киселе»?
-В принципе, мне без разницы. Ты доволен, и ладно! Вы сегодня встречаетесь?
-Да, в десять на мостике.
-Странная девушка. У кладбища свидания назначает… Хотя, сейчас уже никто ничего не боится. А я вот в детстве боялся.
-Чего? – Усмехнулся Сударев. – Привидений?
-Кладбища этого. Сами себя, мальчишки, пугали.
-Да? Как? Гробы на колесах, зомби, вампиры?
-Тут же раньше поместье графское было. На месте этой деревни. Теперь, конечно, ничего не осталось. Но вроде бы семья графа похоронена в старом склепе в середине кладбища. Вот мы и пугали друг друга тем, что граф по ночам встает из могилы. Ерунда, конечно!
-Во всяком случае, Лиза никак не похожа на старого графа, восставшего из мертвых!
-Так я ее в этом и не подозревал, - Антон спрыгнул с верхней полки и принялся намыливаться. – Только ты уж поаккуратней. Гулять-то в такой мороз холодновато.
-Ничего, справлюсь.
В десять часов вечера Сударев стоял на мосту. Он пришел на пятнадцать минут раньше и теперь нервничал. Но Елизавета появилась точно вовремя. Сударев невольно улыбнулся, вспомнив байки Антона. Девушка пришла со стороны деревни, а не со стороны кладбища.
-Добрый вечер! Я не опоздала?
-Нет, что Вы! Это я пришел раньше. Пройдемся?
-Почему нет? Стоять на одном месте холодно.
Она пошла вперед. По той дорожке, которая вела к магазину.
-Знаете, мне сегодня рассказали, что тут когда-то было графское поместье.
-Неужели? Мне об этом тоже рассказывали. В основном, байки.
-Да, мой друг рассказал, что в детстве очень боялся старого графа. А Вы не боитесь?
-Нет. Я не слышала о том, чтобы тут кто-то умер по непонятной причине, в чем можно было бы обвинить беднягу графа. Люди любят пугать сами себя. А уж мальчишки в детстве всегда придумывают самые разные истории.
-Вы правы, наверное.
-Если уж на то пошло, я слышала, что у графа была дочь, невероятно красивая. Ее убил муж за то, что она полюбила другого. И говорят, душа ее не успокоилась.
-Думаете, это правда?
-Нет, - девушка рассмеялась. – Конечно, нет! Но в детстве я в это верила. Графская дочь очень любила, но это был грех, и не найти ей покоя. И все же иногда она бродит по окрестностям в поисках того, кто ее полюбит. Красивая история, но совсем не страшная.
-Жалко бедняжку! Только ведь почти все мистические истории придуманы людьми с богатой фантазией. Но слушать их интересно. А что будет, если дочь графа найдет любовь?
-Наверное, ничего. Она ведь давно уже умерла. В крайнем случае, ее привидение напугает кого-нибудь. Хотя, не все люди способны увидеть привидение.
-И помочь ей нельзя?
-А Вы бы хотели? Да как же ей помочь? Вот, расскажете своему другу еще одну страшилку.
-Тема у нас какая-то странная, - улыбнулся Сударев. – Хотя, о чем еще говорить, если кладбище рядом?
-А почему Вы сюда приехали? Давно не были и вдруг решили.
-Отдохнуть от всего захотелось. А здесь такая неспешная жизнь! Красота, свежий воздух, баня…
-Еще местный фольклор…
-Ну да. В городе такого не услышишь. Может, в деревне еще и ведьма есть?
-Не знаю. Вряд ли. Спросите у своего друга. Возможно, он знает. А я все-таки не так часто бываю здесь.
-Может, зайдете к нам в гости? – предложил Сударев.
-В другой раз. Мне уже пора.
-Встретимся завтра?
-Хорошо, на том же месте, в то же время, - они повернули обратно. – Только не забудьте выпить горячего чая, когда придете домой.
-Не волнуйтесь, я не умру от простуды.
-Вы правы. Но болеть все равно не приятно.
-А Вы не заболеете?
-Я никогда не болею, - рассмеялась девушка. – И зиму люблю. Посмотрите, какой месяц яркий! Летом такого месяца не бывает.
-Да, наверное.
На мостике Елизавета остановилась и взглянула на Сударева. В лунном свете ее глаза казались почти желтыми.
-Простимся здесь, хорошо? – С улыбкой сказала она. – Мне отсюда не далеко идти, не люблю, когда меня провожают.
-Вы уверены?
-Да, не волнуйтесь. Думаю, привидений я не встречу, а люди в деревне рано ложатся спать.
-Ну, хорошо, тогда до завтра! Спасибо за чудесную беседу!
-И Вам спасибо! Спокойной ночи!
Сударев прошел половину расстояния до дома друга и обернулся. Улица была пустынна. Видимо, девушка успела дойти до дома. Он улыбнулся, вспомнив ее глаза, и пошел дальше. И, уже войдя в калитку, понял, что замерз.
-Ну, как погулял? – Антон не спал, ждал возвращения друга. – Замерз? Сейчас чайку горячего, а потом можно и покрепче чего-нибудь.
-Неплохо погулял. Мы говорили о привидениях. О всяких байках.
-Хорошая тема для беседы с девушкой! Что, даже не целовались?
-Даже на «ты» не перешли!
-Ты стареешь, что ли? – Усмехнулся Антон.
-Да нет, она… Понимаешь, таких просто так не соблазняют.
-Ты хоть предложение не сделал? – Антон поставил на стол чашку с чаем. – А гуляли-то где?
-Да там, недалеко от кладбища.
-Где? Ну, вы романтики! Завтра там же гулять собираетесь?
-Не знаю. Ты вот мне про графа рассказывал, а она про графскую дочку, - Сударев глотал горячий чай, постепенно начиная согреваться. – Ты об этом слышал?
-Ага, в детстве. Обычные басни. А она-то откуда это знает?
-Тоже говорит, девчонкой еще слышала.
-Что-то не припомню я девочку Лизу…
-Она ведь младше тебя, не забывай. Может, просто пропустил.
-Наверное. А ведь был уверен, что всех тут знаю!
-Выходит, не всех!
-Да, но как-то странно ночью гулять в районе кладбища. Да еще в мороз, - Антон поставил на стол салат, картошку, жареную курицу и колбасу. – Ну что, по водочке?
-А, давай! Я, кстати, холода не чувствовал совсем, только уже когда к дому подошел, замерз.
-Ну, понятно, не чувствовал! – Антон достал из холодильника бутылку и налил водку в рюмки. – Вить, а где она живет?
-Понятия не имею!
-Как это? Ты что, ее даже не проводил?
-Мы расстались там же, где и встретились – на мостике. Она сказала, что не любит, когда провожают, а идти ей не далеко.
-Слушай, а у тебя ничего не пропало?
Вместо ответа Сударев выложил на стол содержимое карманов – кошелек, сотовый телефон, зажигалку «Zippo» и пачку «Marlboro».
-Да, странная девушка! – Антон хмыкнул. – Давай еще по одной, что ли!
-Ладно тебе, не напрягайся. Ну, у всех свои причуды, мало ли странных людей? – Сударев закусил ложкой салата и закурил. – Она красивая! Глаза такие кошачьи. Очень тонкие черты лица, аристократические какие-то.
-Посмотреть бы на это чудо! Чего ты ее в гости не позвал?
-Звал я! Сказала, мол, в другой раз, уже пора. Завтра еще раз приглашу.
-Слушай, а вдруг она сумасшедшая, маньячка? Не боишься?
-Я думаю, в случае чего, с девушкой-то я справлюсь. Хотя, мне кажется, твои подозрения абсолютно беспочвенны. Может, ей просто романтики хочется.
-Да? Она тебя совсем не знает. Ее мама не учила, что с незнакомыми дяденьками лучше по ночам не гулять? Да еще рядом с кладбищем…
-Господи, да что ты к этому кладбищу прицепился? А у меня, может, лицо доброе.
-Практически у каждого маньяка доброе лицо!
-Теперь уже я маньяк? – Сударев вздохнул. – Антон, а ты не слишком увлекаешься мистикой, фантастикой и детективами? Откуда такая подозрительность? Тогда вообще не надо ни с кем знакомиться. Если б мы были маньяками, давно бы уже…
-Может, она тебя пока завлекает.
-Куда? Скажи еще, полнолуния ждет. А тогда выпустит клыки – и вперед!
-Нет, в это даже я не поверю!
-А я думал, ты меня завтра заставишь сделать венок из чеснока и посох из осины.
-Ты хоть попробуй ее поцеловать, - со вздохом посоветовал Антон. – Или так и будете друг другу сказки рассказывать?
-Разберемся.
Сударев на второе свидание снова пришел немного раньше и теперь топтался на месте, слушая, как скрипит снег под ботинками.
-Здравствуй! – Девушка улыбалась и смотрела ему в глаза. Она сама перешла на «ты». – Не простудился вчера?
-Нет, благодарю! – Сударев немного растерялся от ее улыбки. – Может, сегодня зайдешь в гости?
-Пожалуй, я приглашу в гости тебя. Мне знакомый дал ключи от летнего домика. Не бойся, там будет тепло.
Сударев был словно под гипнозом. Дорогу к этому домику он ни за что бы не вспомнил на следующий день.
-Мы пришли, - девушка повернула ключ в замке и открыла дверь. – Проходи!
Внутри действительно было тепло. В печке потрескивали дрова, на столе горели свечи. Большая кровать накрыта какими-то шкурами, на полу тоже шкуры.
-Лиза…
-Можешь раздеться, так будет удобнее, - она улыбнулась, сбросила башмачки, шубку и прошлась по комнате. Достала откуда-то бутылку вина и стаканы. – Ты не против вина?
Сударев снял ботинки, шапку и куртку. Он никак не мог отвести взгляд от девушки. Она была в черном платье, плотно облегающем фигуру. Длинные волосы, тонкие пальцы, огромные глаза. Она налила вино в бокалы и опустилась на кровать.
-Иди сюда. Или ты меня боишься?
-Что ты! Просто ты такая красивая!
-Я такая, какой ты хочешь меня видеть! – Ее смех зазвенел сотней колокольчиков. – Давай выпьем за нашу встречу!
Вино оказалось легким и очень приятным на вкус. Тем не менее, Судареву казалось, что он пьянеет. Только от вина ли? Он расслабился. Никаких мыслей о маньяках у него не было. Приятная обстановка, красивая девушка, вино, свечи. Что может быть лучше в холодный зимний вечер?
-Ну что, рассказал вчера своему другу новую страшилку? – Спросила Лиза.
-Он, похоже, знает всяких страшилок в сто раз больше, чем я.
-И почему людям нравятся такие истории? Вот напугает тебя твой друг, будешь меня бояться.
-Таких, как ты, любят, а не боятся! – Возразил Сударев.
Лиза улыбнулась и налила еще вина в опустевшие бокалы.
Все произошло само собой. Поцелуи, полетевшая на пол одежда, жаркие объятия и невероятная нежность, сменяющаяся безудержной страстью. Такого у Сударева не было никогда и ни с кем. Лиза, казалось, читала его мысли, выполняя самые заветные желания, открывая ему мир новых ощущений. Он словно растворялся в этой девушке.
Наконец, когда он, обессиленный и счастливый, вытянулся на кровати, Лиза налила еще вина.
-Нам пора, - тихо сказала она. – Уже поздно.
-Мы еще встретимся?
-Ты этого хочешь? Завтра. А сейчас надо одеваться.
-Мне очень не хочется расставаться с тобой! – Сударев уже оделся и стоял у двери.
-Ты иди. Я сейчас тут все уберу и тоже пойду. Иди. Мы увидимся завтра. Только не забудь про горячий чай.
И снова, подойдя к дому, Сударев почувствовал, что ужасно замерз.
-Я думал, ты уже не придешь, - Антон выключил видеомагнитофон и включил электрический чайник. – Опять гуляли?
-Нет, мы не гуляли. Мы пили вино и…
-Не смущайся, Казанова! Как все прошло?
-Она не маньячка! Она… Это было чудесно!
-Скажи еще, что влюбился!
-Влюбился!
-Узнал, где живет это чудо?
-Нет.
-Вы общались до трех часов ночи. Снова расстались у кладбища?
-Нет, мы были в чьем-то летнем домике. Потом она отправила меня домой. Вот и все.
-В летнем домике? Что-то не помню я тут ни у кого летних домиков… Может, не знаю просто, - Антон поставил перед другом чашку. – Пей! Замерз ведь совсем!
Это произошло еще два раза. Всего два раза. А потом Лиза сказала, что ей срочно надо уехать.
-Мы больше не увидимся? – Спросил Сударев, уже зная ответ.
-Может, увидимся. В жизни все бывает. Не жалей, нам было хорошо вместе, но лучше закончить это сейчас.
-Почему лучше?
-Я не могу ответить тебе. Пора прощаться. Иди. И не слушай больше страшилок, - Лиза улыбнулась. На этот раз улыбка была печальной. – Правда – это то, что ты чувствуешь, а не то, что тебе говорят.
Через два дня Сударев вернулся в город. Без Лизы оставаться в деревне ему не хотелось. Он ушел с головой в работу, стараясь посвящать этому как можно больше времени, чтобы не думать и не помнить. Но его тянуло туда, назад, к тому мостику через небольшую речушку, где он впервые увидел Лизу. Сударев кое-как дотянул до лета, а потом поехал. Но, сколько бы он не гулял по деревне, Лизы нигде не было.
Зато у Антона появилось увлечение – он вдруг принялся изучать свою родословную, составлять генеалогическое древо.
-Вить, ты все равно в тоске, не сходишь со мной на кладбище? – Спросил он однажды.
-Зачем?
-Там мой прадед похоронен. Недалеко от склепа графа. Одному мне жутковато идти.
-Боишься, граф из гроба встанет? – Усмехнулся Сударев. – Ладно, идем.
В центр кладбища пришлось пробираться между могилами довольно долго. Найти могилу предка тоже оказалось делом не простым. Тут были самые старые захоронения, плиты время не щадило – надписи почти стерлись. Но все же поиски увенчались успехом. Антон сделал пометки в своем блокноте, перекрестился, а потом указал на склеп.
-Может, зайдем? Интересно все-таки.
-А если старый граф выскочит и схватит тебя за уши? Не страшно?
-Да я с детства посмотреть хотел!
Каменный склеп, обветшавший снаружи, внутри сохранился довольно неплохо. Пыли, конечно, было много, но Антон бесстрашно стер ее с надписей на надгробных плитах.
-Смотри, Вить, вот тут и покоится граф.
-«Смуров Алексей Федорович», - вслух прочитал Сударев. – Совсем не страшно!
Он перешел к соседнему надгробию. «Смурова Ольга Андреевна». Дальше – «Смуров Александр Алексеевич». У последней плиты Сударев замер, не в силах пошевелиться. Это ведь простое совпадение! Ведь так не бывает! «Смурова – Воронова Елизавета Алексеевна, 1730 – 1755».
-Вить, что там? Графская дочь? – Антон подошел, прочитал надпись и смахнул пыль чуть ниже. – Смотри, ее портрет.
Сударев увидел выбитое на камне изображение женской головки. Огромные глаза, тонкие черты лица… Это лицо он узнал бы из тысячи!
-Эй, ты что? Тебе плохо? – Антон потащил друга к выходу из склепа. – Хватит, насмотрелись!
Солнце слепило глаза, но Сударев не замечал этого. Он видел только лицо юной графини Елизаветы Алексеевны, убиенной двести сорок девять лет назад. Лицо Лизы, которую он тщетно пытался забыть.
Ночью, когда его друг крепко спал, Сударев ушел. Его нашли через два дня в старом склепе в самом центре кладбища. Он лежал на плите над могилой дочери графа с блаженной улыбкой, застывшей на губах.
Антон вскоре после смерти Сударева продал дом и уехал в неизвестном направлении.


Рецензии