Головокружение

При движении снег хрустит под ногами через равные промежутки, как будто я, разминая кожаные краги, приподнимаюсь на носки. Хрум–хрум, хрум-хрум. Изо рта валит пар. Тёплое пальто, рукавицы и нахлобученная по самые брови шапка не дают замёрзнуть. Да и мороз пока ещё только примеряется, как и за что ему получше ухватиться. Не мороз, а морозец. Шалун! Засыпал всё вокруг ледяной крупой, а «взрослое» солнце её высеребрило, заиграло на ней. Как много приятных ощущений! Хруст, блеск, ослепительная белизна. Лицо приятно пощипывает. Здорово! И эти упоительные зимние запахи! Почему-то на них особенно обращаешь внимание накануне Нового года: свежий – хвои, романтичный – апельсинов, сытный – пельменей. От желаний, вызванных запахами, кружится голова, а сердце замирает в предвкушении скорого праздника.
Хочется озорничать, резвиться. Мне – семнадцать, самое время почувствовать себя авантюристом. Разве не авантюризм – накануне первой зимней сессии согласиться дедморозить? А что – заработаю немного – встречу Новый год как люди.

В комнате у Надьки пахнет по-особому. Когда-то похожий запах слышал в гримёрке Дворца пионеров. Сегодня Надежда поможет мне стать Дедом Морозом.
Я стою перед ней, ещё румяный.
- Да тебя и гримировать не надо, – шутит моя помощница. До сих пор в упор её не видел. Ходит себе по университетским коридорам девушка как девушка. Ничего особенного. Впервые она стоит так близко ко мне. Слышу её дыхание и ощущаю всю. Прямо жаром пышет… Интересно, все девушки такие горячие? Подняла ко мне лицо. Взяла одной рукой за подбородок, чуть приподняла вверх, а другой стала плавными движениями, едва касаясь, что-то втирать в лоб и щёки. Приятно – не то слово!.. В школьном театре мы гримировали себя сами. Наш «грим» лишь слегка подправляла взрослая тётенька – руководитель кружка. А тут – девушка… Сердце ёкнуло и упало вниз. Усиленно смотрю на люстру. Упавшее сердце колотится как сумасшедшее. Ощущаю мягкие прикосновения. От них учащается дыхание, и мне кажется, Надька сейчас заметит, точнее, почувствует с моей стороны ответные и вовсе не мягкие прикосновения… Она учится на четвёртом курсе и старше на шесть лет. Успела поработать до поступления, сходить замуж. Развелась всего (или уже?) год назад. Мне почему-то стыдно показаться ей мальчишкой. Хотя – что в этом стыдного? Я и есть мальчишка. Но ведь она обязательно расскажет кому-нибудь, как я краснел, дышал, и стеснялся, и ничего не делал, когда это… ну, в общем… Да ещё и посмеётся надо мной. Дойдёт и до наших. А я перед сокурсницами хочу слыть видавшим разные виды и смело действующим в любых ситуациях – филфак всё-таки. У нас на первом из семидесяти студентов всего пятеро парней… Хотя какое дело Надьке и её заоблачному курсу до нас? Мы для них ещё неоперившиеся птенцы…
Ладони сами собой ложатся на изящные изгибы, расширяющиеся к низу. Талия? Угум-с.
- Дедушка Мороз, убери, пожалуйста, ручки. А то Снегурочка будет сердиться…
- Извини, Надя. Вдруг упаду – хотел подержаться.
Надежда ещё какое-то время раскрашивает моё лицо. Приносит усы, бороду. Она решила не цеплять их на резинку, а приклеить. Чтобы всё было по-настоящему. Вдруг я ощущаю, что мягкие прикосновения стали плотнее. Надя прильнула ко мне всем телом. Одну руку она согнула в локте и положила мне на плечо, в другой кисточка. Она не то мажет виски клеем, не то наносит грим. Теперь двумя руками действовать неудобно – слишком близко. Не могу же я, ни с того ни с сего, обнять Снегурочку. Разве что по-родственному… Кладу правую руку на место, где Надькина спина прогибается и плавно переходит в… чёрт! как же назвать это место?.. и, неожиданно осмелев, прижимаю девушку к себе. Она смотрит мне в глаза долгим-долгим… бесконечным взглядом. Приподнимается на цыпочки и… и… тянется ко мне губами. Они горячие, мягкие и такие нежные. М-м-м… Долго целую каждую губку в отдельности, потом припадаю к ней, и пропадаю…
Вдруг Надя отрывается от моих губ и прячет голову у меня на груди:
- Постой. У меня голова кружится.
Я испуган. У неё даже голос тоньше стал, и звучит так жалобно. Смотрю за спину Наденьки, вижу стул и осторожно усаживаю мою Снегурочку.
- Дать воды? Тебе плохо?
- Немножко. Пожалуйста…
Подаю стакан и вижу искорки в мелькнувшем Надькином взгляде. Что это? Насмешка? Я что-то сделал не так? Может, обидел чем?
- Всё. Спасибо.– Она прокашлялась. – Так. Ну-ка садись за стол. Молодец. Я уже почти закончила тебя гримировать. Сейчас займусь собой, а ты пока повторишь текст.
На её щеках, даже на носу, на шее – следы ярких дедморозовских поцелуев…

Утренник в детском саду, потом ещё один. Хороводы вокруг сверкающих огнями разукрашенных ёлок. Конкурсы, вручение подарков. Потом нас везут в детский дом. Там программа повторяется.
Уф-ф… На сегодня всё. Мы устали. Приезжаем обратно. Надька холодна. А я жду продолжения! Я ждал его весь день! Утренний поцелуй растревожил моё воображение. Но Снегурочка протягивает флакон со смывкой, вату и отворачивается к своему зеркалу.
- Надь! Пойдем вечером на танцы.
- Как же сессия?
- Да куда она денется?
- Твоя, может, и не денется, а мне надо заниматься. Завтра утром приходи, как договорились. Помогу тебе загримироваться.
Это звучит как обещание! Обнадёженный, ухожу. Вечером не могу уснуть, кручусь, вздыхаю. Вспоминаю запах Надькиной кожи и вкус поцелуя. Я целовался с женщиной, не с девчонкой какой-нибудь. Она знает, чего хочет. А я? Я знаю?..

Завтра всё повторяется, правда, с некоторыми приятными отличиями. Мои руки не просят убрать с талии. И поцелуи начинаются значительно раньше. Они длятся также долго и томительно-сладко. Но едва пальцы начинают двигаться по направлению к груди, Надька снова отстраняется, и я опять слышу:
- Постой… постой. Голова сильно кружится.
Снова сажу на стул, даю воды. На этот раз опускаюсь перед ней на корточки, кладу руки на её коленки и смотрю в глаза. Что-то здесь не так. Но она старательно прячет взгляд. Кто бы научил – как себя вести в подобной ситуации?..
И снова – утренники, утренники, утренники.

Надька согласилась встретить вместе со мной Новый год! Ура!
Хотя и не вдвоём. Да и к лучшему. Что с ней делать – вдвоём-то?.. На этаже народ разбился на смешанные компании. Вместе держатся только девчонки из Киргизии. Они пригласили из города парней, закрылись, и мы их не видели до вечера 1 января. Наша комната на пять человек опустела. Трое уехали по домам в область. Серёга Охотников, мой сосед, позволил третьекурсницам уговорить себя встретить Новый год с ними. Он со своей великолепной гитарой и в обычные дни нарасхват. Вечерует только с теми, кто ему приятен. Если разговор не нравится, или не Серёга вдруг оказывается в центре внимания, обрывает музыку на середине песни, встаёт и уходит. Сегодня Серёга, судя по составу компании, засидится допоздна. Девчонки в 536–й комнате совершенно без комплексов. Чёрт! Зачем же он ключ от комнаты уволок? И куда я дел свой? Ладно, потом разберусь…

Весело у старшекурсниц. Вроде небольшая у нас разница в возрасте, а не сравнить с вчерашними школьницами. Даже комнату украсили так уютно, что и уходить не хочется. Салфетки повсюду вышитые. На постелях – красивые покрывала. На книжных полках – разноцветные маленькие фигурки из прозрачного стекла. На столе – не какая-нибудь кухонная клеёнка, а домашняя тканая скатерть. И посуда не с надписью «Общепит», а тонкой работы. Ёлочные украшения вроде тоже развешены, но мишура, шары, гирлянды подобраны совсем иначе, да и висят по-другому, не как у всех. В чём отличие? Да по-взрослому как-то… Даже выпивка, закуска – не то, что у нас. Никаких тебе килек в томатном соусе и портвейна «три семёрки». А наши вчерашние школьники даже на Новый год портвейн закупили. Шампанского взяли всего пару, а дешёвых «огнетушителей» набрали, кто сколько унёс…
Посидели мы, встретили Новый год, покричали, позагадывали желания, поели-попили. Включили музыку, зажгли свечи. Танцы.
Прижимаю к себе Надю, касаюсь губами её волос над ухом.
- Надь, а Надь… а у меня в комнате никого нет. Пойдём ко мне?
Она молчит какое-то время. Смотрит, чем занимаются девчонки. Убедившись, что они не обращают на нас внимания, слегка пожимает мне руку. Танцуя, мы потихоньку приближаемся к двери и быстро выскальзываем в коридор.
Моя комната – у окна в самом конце. Держу Надину ладошку в своей. Идём не спеша. Только бы никто не встретился. Потом замучают вопросами – что, да как… Со всех сторон – музыка, взрывы смеха, звон посуды. Почти дошли. О-па! Распахивается дверь напротив, и, гремя гитарой, в коридор выплывает Серёга. Подхожу к нему.
- Серый, где ключ?
Серёга смеётся и качает головой, склоняясь над гитарой. Надюха стоит рядом и с иронией разглядывает его. Серёга подмигивает ей, делает мне знак приблизиться и шепчет на ухо:
- Я буду здесь. Покараулю… Сейчас девчонки подойдут.
Благодарю друга и вместе с Надей исчезаю в комнате.
На всякий случай изнутри подпираю дверь столом. Теперь я уже не могу не видеть его обшарпанную до ветхости поверхность. Стыдно перед гостьей. В центре стола стоит большая оплетённая бутылка из-под «Гымзы» с сырой водой. Рядом в куче хлебных крошек лежит чёрствая полубулка хлеба, к которой мы с ребятами припадали ещё сегодня утром.
Зато у нас посредине комнаты установлена маленькая ёлочка. Молодец Пашка! Уехал домой, а о друзьях позаботился. Она только начинает оттаивать и щедро пахнет морозом и смолой. Эти ароматы – единственное украшение нашего студенческого жилища.
Забираемся с Надей на сдвинутые кровати. Она быстрым движением пододвигает подушку к центру. Я делаю то же самое. Мы ложимся лицом друг к другу.
- Прямо как на супружеском ложе…
Луна заглядывает в окно, и я вижу Надину чуть горькую улыбку. Ляпнул не подумавши: человек же недавно развёлся. Ещё решит, что я намекаю, воспримет как издёвку. Глажу её по волосам, провожу по щеке. Она ловит мою руку и целует ладонь...
Вскоре у неё снова закружилась голова. Но на этот раз я не иду за водой. В конце концов, она лежит в постели, значит, не упадёт. На мгновение отстраняюсь и вопросительно смотрю Наде в глаза. Мои дальнейшие действия могут быть восприняты, как подлость: я собираюсь в полной мере воспользоваться её слабостью. Знать бы ещё как да что… Неожиданно Надя сама тянется ко мне, шепчет:
- Глупый…
…Сколько времени мы проводим в путешествиях друг по другу, сказать невозможно.
Вдруг – грохот! Кто-то пытается открыть дверь. Грубо так ломится.
- Стой! Не лезь туда! Там целуются.
Серёгин голос. Получив такую ценную информацию, неизвестный обрушивается на дверь всем телом. Стол отъезжает в сторону. Я не успеваю прикрыть ни себя, ни Надюху. Вспыхивает свет. Виталий. Тот самый! Вот гад! Он учится с Надей на одном курсе. Парень неприятен многим. Глаза хищно смотрят из-под густых бровей. Длинный нос. Губки неестественным бантиком. К тому же сильно пьёт и, когда напивается, вечно затевает драки. А мне отчего-то становится легче. Здесь-то я не стану ломать голову над тем, как себя вести, задумываться, играются со мной как кошка с мышкой или нет. Между мужчинами всё ясно и просто. Словно катапульта выбрасывает меня из кровати. Хватаю стул и с размаху обрушиваю его на Виталия. Нечего ломиться куда не следует. Предупреждали ведь! При этом из меня изрыгаются жуткие матерные слова, выученные за месяц пребывания на практике в колхозе. Серёга вытаскивает ошеломлённого Виталю в коридор и закрывает за собой дверь. Смотрю на Надежду и понимаю, что произошло непоправимое. Она такая бледная... Заправляет нарядную белую блузку в наспех надетую юбку, одновременно пытаясь попасть ногами в туфли. Поправляет волосы и быстро направляется к двери.
- Надя!
Резкий поворот в мою сторону, колкий взгляд.
- Guod licet Iovi, non licet bovi…
Смыл незнакомых слов не доходит до моего сознания, но заставляет остаться на месте. Это по-английски? Немецки? Французски? А! скорее всего, это латынь. У нас латынь только началась. Мы ещё не дошли до пословиц и поговорок. Дурацкая ситуация. Только что чуть в обморок не падал, когда у девушки голова кружилась, и вдруг, после такого трепетного отношения, – мат. Конечно, она обиделась. Но я же не знал, как себя вести! Всё-таки меня уели. Досадно!

На утро раздобыл у девчонок со второго курса тетрадку с пословицами. Вот и перевод. «Что позволено Юпитеру, не позволено быку». Кто Юпитер – Виталий? Или он – бык? И если ему позволено материться при даме и вламываться, когда люди целуются, то почему я должен терпеть такое поведение? А может быть, это я Юпитер и мне не позволено материться при даме?.. Оно, конечно, ни тому, ни другому не позволено. А что, если Виталий и Надька… И она расстроилась из-за… Не может быть!..
Так. Кажется, теперь с головой не всё в порядке у меня…
Эх, чёрт возьми! Что нынче за головокружительный Новый год. Не знаешь, радоваться или огорчаться.

…Почему-то первого января снег под ногами хрустит не так вкусно. Солнце по-прежнему играет с морозом. Но первого января оно серебрит ледяную крупу уже равнодушно, буднично как-то. Блеск закончился у светила, или подустало? Или морозец подрос, и играть с ним теперь не так интересно? Острые запахи хвои и апельсинов притупились и сильно отдают бензиновыми выхлопами, табачным и водочным перегаром. Пельменный дух валит из каждой закусочной и вызывает отвращение. Да, мороз, действительно, нашел себе точку опоры и жёстко давит на землю. Особенно достаётся всему живому. Тёплая одежда не спасает. Кажется, с каждым вздохом мороз вымораживает частицу внутри. Всё тепло сосредоточилось в области сердца. А в сердце – Надюха. «Ах, Надя-Наденька, мне за двугривенный в любую сторону твоей души», – доносится из общежитских окон.
Если бы так!
____________________________



© Copyright: Виктор Винчел, 2004
Свидетельство о публикации №2412270053


Рецензии
Виктор, я сегодня прочла столько Ваших рассказов! Ощущение, будто провела с Вами целый день. Было интересно, приятно, неожиданно. Все, что Вы пишете так знакомо, вернее, близко и понятно. Спасибо.
С уважением. Марина Божия.

Марина Божия   27.02.2008 16:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.