Река Амур Из цикла Двадцатый век

Река Амур Из цикла Двадцатый век

Альбина Мартьянова

*

LAXMI MANTRA

https://www.youtube.com/watch?v=-gVPH4hKcHI



*

MAHA LAKSHMI STUTHI | LAKSHMI DEVI | BHAKTHI TV | DIWALI SONGS


https://www.youtube.com/watch?v=Tp_WZbKFQ_g

EGYVELEG




*

http://www.youtube.com/watch?v=f9_IZsaE1wQ

*


«По долинам и по взгорьям
Шла дивизия вперёд,
Чтобы с моря взять Приморье
Белой армии ОПЛОТ.»

*

Места разные бывают. Бывает Москва или Будапешт, а бывают захолустные паршивенькие городишки. А ещё деревни и железнодорожные станции, а ещё река Амур и город Благовещенск.
Река Амур - вся любовь в мире искупалась в тебе, и ты насытила ею всех искупавшихся в тебе.

А как же девочка Катя? И мальчик Кеша? - А их тоже, и поэтому они не разжали рук, когда астральные вихри враждебные реяли над ними и выли в их сердцах!

И вот они, белоголовые, вечно юные дети, стоят над твоим берегом и тихо шепчутся. О былом, о давно прошедшем, о двадцатом веке, о богах и волхвах.

О этот восхитительный, необыкновенный двадцатый век! Ты подхватил на свои крылья мальчика Кешу с его сапогами через плечо, ты швырнул его в товарный вагон, ты проволок его через десятки тысяч километров, и ты высадил его, перепуганного котёнка, на берегу величавой реки с необычным именем - Амур - что за штука такая - Амур? И какие необыкновенные слова - Транссибирская магистраль! Мальчик Кеша - умный, смышлёный, но такие слова ему непривычны. Лучше выпишу я журнал „Тригонометрия” - тоже длинные слова, но как же интересно! Три-го-но-метрия! Дай-ка ещё раз повторю: - Триго-но-метрия! Ха-ха-ха-ха! Ну и название!
Да, это вам не что-нибудь, это вам - двадцатый век, революция, и она переменила всю мою жизнь! Переменила и перетригономила! Ха-ха-ха-ха-ха-ха!
И вот тут, на берегу этой широченной реки - сколько здесь должно быть рыбы! - я буду теперь жить и служить и ходить в инс-ти-тут! Ёмаё!
 
Этот вохитительный и жестокий двадцатый век, он погнал мальчика Кешу брать японского языка в Манчжурию, через эту самую непонятную реку Амур, какой там амур на печи, это не амур, а это длинные жёлтые японские зубы и длинные ножи, и ловкие бесшумные ноги японских нинья, это не люди, это демоны какие-то, и мальчик Кеша один среди них!

Медленно, под руку прогуливаясь вдоль берега жуткой реки Амур, тихо переговариваясь, бредут двое вечно-юных, беловолосых, благообразных, бредут и вспоминают свой двадцатый век, восхитительный и жестокий, праздничный и подлый, переполненный шумом стройки и мерзостью запустения!

Спешит поезд со станции Поздеевка чтобы не опоздать, Поздеевка - что за название - все опаздывают на поезд, что ли - ха-ха-ха-ха-ха! Везёт поезд девочку Катю, кроткие карие Катины глаза, каштановые локоны - о, лохматая! - маленькую трогательную девичью фигурку, плечики, округлые ручки, много-много раз стиранное платьице - в город, в Хабаровск - учиться - в институт! Что же, девушка способная, пусть учится - учительницей станет! Педагогом! Вот и хорошо! Врач есть уже в семье, акушерка тоже - а эта пусть педагог будет! Профессия почётная, молодец, Катя! Учись! Красота! Двадцатый век!

Везёт-везёт поезд Катю, увозит из не шибко богатого, но отчего дома, колёса стучат-отстукивают, двад-ца-тый-век! двад-ца-тый-век! двад-ца-тый-век! двад-ца-тый-век!
А навстречу поезд - гудит, шипит, фыркает! Стоййй! - Приехали! Вылезай! Это станция - Поздеевка - вылезай, кому за кипятком! Двадцатый век! Мальчик Кеша в гимнастёрке, бежит с чайником за кипятком, пробегает мимо девочки - мельком взглянул - где-то я её уже видел, что ли? - пробежали, по вагонам - и поехали! Поехали! Видел, увижу ли ещё, а может, это моя судьба, карие кроткие глаза, нежные округлые плечи да застиранное платьишко? Ах, да что уж? Малышка ещё - и поезд тронулся, колёса опять застучали - двад-ца-тый-век! двад-ца-тый-век! двад-ца-тый-век! двад-ца-тый-век!
Белоголовая, на редкость благообразная чета - какой же она закваски? - степенно прогуливается над берегом реки и тихонько переговаривается. Нахлынули воспоминания... Шумный, суматошный, весь издёрганный двадцатый век уже успокоился, угомонился, улёгся почивать навсегда.
................................

Благовещенск. Педагогический институт. Кроткая девушка Катя учится на первом курсе, статный молодой офицер Кеша уже на третьем. Катя в полосатом платьице, фасон придумала сама - тут вот полосочки сбегаются, а тут разбегаются, как шпалы, как рельсы, двадцатый век! Катя - законодательница мод двадцатого века! Кеша увидел группу девушек, одна показалась ему знакомой - где это я тебя уже видел? Лохматенькая, волосы каштановые, вьющиеся, а глаза - сама кротость! Глаза не двадцатого века! Таких глаз в двадцатом веке не бывает!
Застыл как вкопанный. - Кеша, пошли! - Нет, я отсюда никуда не уйду!

Теперь держись, Катя, зацепила, подхватила тебя метель, вьюга двадцатого века, ни проснуться тебе не дала, ни сообразить - а ты уже мамочка, качаешь детку маленькую, крошку, девочку! - Мамочке девочка - очень даже приятно и понятно, девочка, малютка, помощница будет!
Поздравляем вас, Кирилл Петрович, с новорожденной, девочкой, вся в вас! Вот вам, пожалуйста, китайский шёлк на платье - и маме, и дочке!
Счастливая девочка, тут же и выигрыш ей в лотерею - ну прямо как в сказке! Китайский отрез! Это в теперешнюю-то разруху!
...................
То ли ещё будет?!
Двадцатый век - век-сказка, доверху напичкан чудесами!
Что! Не верите! А вот слушайте!
Что такое радио - знаете уже? А как такая комната, где говорят и поют и оркестр играет - помещается в малюсеньком ящике - это вам понятно? Не понятно?
Так вот, знайте, будет вам ещё и такой ящик, из которого не только слышно, но и видно - и можно будет комнату ту самую рассмотреть во всех подробностях! И посмотреть, и послушать!
Да что там! Будет вам в вашей комнате чёрный такой ящик, со звонком - и будет он мысли передавать из одного города в другой! Что? Не верите в передачу мыслей на расстоянии? Ну, вот ты подумаешь эту мысль да выскажешь, а ящик подхватит и передаст! Что тут непонятного! Вот ведь - деревенщина! А человек в космосе?
А что такое космос?
У, спохватился! Ты бы ещё спросил, что такое человек? Спросил бы я, спросил бы. Что такое человек, мужчина, женщина, солдат, ребёнок, генералиссимус... Да кто мне ответит? Лучше промолчу. Подальше от греха.
.....................
...Эта революция переменила всю мою жизнь! Разве последний ребёнок многодетной семьи крестьянина мог в старое время надеяться на учёбу, образование, два диплома, чин полковника? Журнал Тригонометрия да румынскую Констанцу да курорт Мамаю да германский Кёнигсберг, а потом и Берлин, и Магдебург, и всю Восточную Германию под моим сапогом?!
Земля, землица, уж не раб я твой более, а я твой господин и повелитель! И я попираю тебя сапогом, а не гну над тобою спину и не пасу твоих коров.
Ах, хорошо! Ах-ха-ха-ха-ха-ха!!
Нам не соху подавай, а подавай нам журнальчик Тригонометрия да бутылочку армянского коньячку! А можно и ещё одну-две! Эта революция переменила всю мою жизнь! И я пользуюсь всеми предоставленными мне благами, и тренирую моё крепкое, ловкое, мускулистое тело, я езжу по тебе, мать-Земля, на машинах да на поездах, а то и на самолёте! Если захочу. Не особенно хочется. Ну их, самолёты эти. Я поезда больше люблю. Двад-ца-тый-век, двад-ца-тый-век, два-ца-тый-век, двад-ца-тый-век!
.....................
А девочка, доченька, настоящая маленькая женщина, чудо природы, богиня - лежит на солнышке, загорает - и прямо в Солнце смотрит не мигая! Какие удивительные эти маленькие дети!
А может, это у новогодних младенцев бывают такие способности? Как много чудес, как много благоприятных признаков, какая вы счастливица и удачливая, мамочка! Смотрите, смотрите, какой хоровод фей собрался вокруг незатейливой детской кроватки! Одна дарит золотую ложечку на зубки, другая - букварь. Эта девочка научится читать в три-четыре года, мамочка, и это ваша первенница. Как, первый ребёнок - и сразу такой удачный!? И такая мамочка, литератор, педагог! А папа - самый красивый, самый многообещающий из всех молодых офицеров города и края! Сколько благоприятных признаков, мамочка! Улыбайтесь, улыбайтесь, раскройте ваши таланты и нарисуйте вашу девочку много-много раз! О-о, как у вас красиво получается! Вы способная художница, а может, вам захотелось бы и поучиться играть на музыкальных инструментах? Не нужно ложной скромности - это двадцатый век! Это век-сказка, где всё возможно, и хрупкая девочка-мама из обездоленной, ограбленной, многократно ограбленной семьи может стать кем ей только захочется. Ах, вы лучше хотите стать царицей семьи и обожаемой мамочкой? У вас отличнейшее чутьё на благородный выбор - таких сокровищ явно нехватает в этом чудном, издёрганном, вечно куда-то спешащем, взмыленном двадцатом веке! Ну, конечно, с такими кроткими, нездешними и нетеперешними глазами это неудивительно. Как чудесно, как повезло этой вашей девочке - у неё будет настоящая мама, занимающаяся ею, её способностями, уменьями, поджидающая её с братом каждый день после школы новыми записями в семейном журнале - эт-то - что-то! Таких мам нет ни у кого больше! Какие счастливые дети! Какая счастливая семья! Какие перспективы! Какой век!
Двадцатый век! Двадцатый ве-е-ек!!
Двадцатый век.
...................
Эта революция сделала меня необыкновенно богатым! Раньше я был последним пастухом, над которым издевались все, кто только захотел, - начиная с собственной матери и кончая гусями - а теперь я рабочий и крестьянин, рабочий класс, и мне в моё собственное распоряжение предоставлена целая страна - страна рабочих и крестьян, то есть меня и мне подобных! Эх, хорошо! Вступлю в колхоз, раскулачу парочку кулаков, заколочу их дома гвоздями, у-у, эксплуататоры! И уеду по Транссибирской магистрали, что проходит прямо через посёлок Балезино, прокачусь аж до станции со смешным именем Поздеевка, где все, наверное, опаздывают на поезд, вот поэтому она так и называется! Ха-ха-ха-ха-ха! Эта армия переменила всю мою жизнь! Выдали всё новёхонькое! Когда раньше у меня были новые вещи? За братьями да сёстрами донашивал. А теперь - и гимнастёрка, и портянки, и пилотка - со звездой! Во как! Видал! Со звездой! Что мне теперь ваша земля да ваши гуси! Я теперь орёл, у меня есть шапка со звездой, и этим я обязан родной, своей собственной стране рабочих и крестьян, принадлежащей мне по праву, потому что я её заслужил! Ну, ладно, заслужу - это уж точно!

Эта армия переменила всю мою жизнь, я каждое утро тренирую моё тело, делаю приседания, обтираюсь холодной водой - и я выполняю это неукоснительно, соблюдая все правила до мельчайших подробностей. Я боец отважный, молодой, я рабочий и крестьянин, я его величество рабочий класс, и жизнь моя принадлежит стране! А страна принадлежит мне! Что мне семейные узы, что мне родители, что они мне дали? Жизнь? А какую? И что мне жена и дети? О них позаботится родная страна, а я её славный защитник! Что мне ваш быт, что мне ваше мещанство, что мне все эти привязанности? Я ни к кому и ни к чему не привязываюсь - я вершу, что мне приказывает моя родина, ибо ей я обязан всем! Образованием! Новой одеждой! Крепчайшими киррзовыми - киррзовыми! - сапогами с таким скрипом, что хоть уши затыкай! Да и этой самой семьёй, по правде говоря, тоже. Где бы я тебя встретил, лохматая, кудрявая девчонка с нездешними, нетеперешними глазами, с округлыми плечиками, если бы не родная страна и не армия, а? Ну ты хоть соображаешь? И как бы ты тогда жила, если бы не подхватил я тебя и не умчал далеко-далеко отсюда, в такие места, где ты преспокойненько могла вести свой созерцательный образ жизни, с твоим шитьём, твоими рисунками и вышивкой ришелье, с твоей смехотворной мещанской культурой! Да жизнь в тысячу раз интереснее всех твоих книжек, Катя! Ну, ты сама знаешь, ты как хочешь, а я - я использую все предоставляющиеся мне возможности, я пью эту новую жизнь большими глотками, жадно и весь дрожа от восторга! Мать! Почему ты такая слепая, что не видишь и не воспринимаешь всего этого богатства, этого величия, этого великолепия?!
..................
Это новый дух, это новый ветер, это преддверие нового тысячелетия - никто из вас над этим не задумывается, а ведь это так! Двадцатый век, двадцатый век, двадцатый ве-е-е-е-е-ек!

Вечно-юная, белоголовая чета прогуливается вдоль берега широкого Амура с его серебрящимися волнами... А помнишь, Катя? А помнишь, Кеша? Всё, всё помнят они - это люди старой закваски, люди с прекрасной и натренированной памятью. Всё надо тренировать, и память тоже! Разве у нас была плохая жизнь, а, мать? Ну, осталась бы ты на всю жизнь вот тут, на берегу этой реки - и что? Как бы ты вынесла тяжесть такой жизни? Невзрачность, не дающую пищи ни уму, ни сердцу. Утомительный труд учительницы с нелепейшими требованиями болванов - директоров да партийных инструкторов. Ты, с твоим умом, с твоими потребностями! Да твоим воображением, да мнительностью! Ни-ког-да! Ни красивой детской вещи, ни хорошей книжки, ни квартиры в яблоневом саду. Ни одного яблочка! Ни одного! Всю жизнь простояла бы в очереди на квартиру, во-от! Это не твоя страна, это не страна слабаков да чувствительных да людей с душой! Что! Душу мы упразднили! А у тебя душа болит! Ты думаешь, это я тебя подвёл под этих врачей? Да я тебя от них спас, ибо без меня ты попалась бы им в руки куда раньше, Катя. Катя! Ты до сих пор не поняла, что я всю жизнь тебя спасал?!

А тут - девочка у нас родилась, а к ней - выигрыш в лотерею! Мать! Выигрыш я тут же отнёс и пропил, чтоб не завидовали - эти, уроды! Ну прости уж меня за это, Катя! Но благоприятный признак остался! И взамен одной тряпки ты получила уйму новых, и не китайских - германских! Мать! И ковры, и дивандэки, и штурмозы, и противогазы! И два пианино! И нет завистников, потому что у всех по два пианино и дивандэки и сирень в саду. Я никогда не говорил тебе об этом, да я и сам не понимал. Я только сейчас понял, что всю мою жизнь у меня была одна забота - спасать и защищать тебя, лохматая ты девчушка с необыкновенно кроткими, неземными глазами, малюсенькой фигуркой и нежнейшей на всём белом свете кожей. Прости, прости, прости меня за то, что сам не понял и тебе не дал понять, как я тебя всегда любил и сейчас люблю, Катя!
Двадцатый век не потакал людям с такой нежной кожей, о, нет! Родная страна таких не ценит. Ты всегда претендовала на то, чтобы тебя ценили - Катя! Кто был способен оценить тебя, такую вот - маленькую, мягкую, тёплую, родную! Кто, кроме меня? Ты говоришь, нет ценителей - взгляни на меня, Катя, подними твои нездешние, нетеперешние глаза и посмотри в глаза мне. Смотри - видишь в них сталь? Эта сталь - твоя защита, ну прости, коль часто ранит она и тебя!
Я и сам разобрался в этом только сейчас.

8 Марта 2002 г.

*

Datta Raksha Mantra chanted by Sri Ganapathy Sachchidananda Swamiji

*




Sri Swamiji's gift of Dattatreya Raksha Mantra for Universal Peace and Personal Protection. 27 repetitions set to


© Copyright: Альбина Мартьянова, 2008
Свидетельство о публикации №2801010178


Рецензии
Двадцатый век не потакал людям с такой нежной кожей, о, нет! Родная страна таких не ценит. Ты всегда претендовала на то, чтобы тебя ценили - Катя! Кто был способен оценить тебя, такую вот - маленькую, мягкую, тёплую, родную! Кто, кроме меня? Ты говоришь, нет ценителей - взгляни на меня, Катя, подними твои нездешние, нетеперешние глаза и посмотри в глаза мне. Смотри - видишь в них сталь? Эта сталь - твоя защита, ну прости, коль часто ранит она и тебя!
Я и сам разобрался в этом только сейчас.

Алексей Дудин-Гренажов   17.02.2008 16:12     Заявить о нарушении
Алексей, это Ваша рецензия на моё сочинение или моя - на двадцатый век?
Пока не разобралась, но всё равно - спасибо за внимание к моей прозе.
С дружеским приветом
Альбина

Альбина Мартьянова   17.02.2008 21:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.