Рыбацкие бациллы

Рыбное - 1

Обожаю всяческую рыбку – жареную, пареную, вареную,
печеную, копченую, соленую, вяленую и пр.,
за исключением той, которая пахнет…
рыбой.


Рыбное - 2

В детстве я не мог себе позволить купить аквариум, поэтому держал рыбок в больших банках. Как-то мне захотелось купить какую-то очень дорогую красивую рыбку. Я стал копить: не ел на деньги, которые мне давали в школу. Не ходил в кино и пр. Наконец, через полгода у меня была заветная сумма.
Дело было зимой. Купил, несу домой в стеклянной баночке, сам на седьмом небе, от радости прыгаю. И вдруг поскальзываюсь – баночка вдребезги,
моя красавица бьется на снегу. Чмокает клювиком. Что делать?!
До дома еще прилично. Я в ужасе. Обезумев, ничего не соображая,
инстинктивно кладу рыбку в рот, бегу, слезы градом… Добежал!!! Спас!!! Живая!!! Оно еще долго жила у меня, Была моей любимицей и гордостью.
Потом я накопил денег и еще и самца ей прикупил. Приносили мальков,
хотя надо было быть начеку: как многие живородки, они тут же поедали своих же детенышей, если не успеешь отсадить…


Эх! Русалка-рыбка!
Поймать бы тебя на улыбку!
Заплыть за далекий плес!
В веселый пуститься пляс!


Рыбы-звери

Моим коллегам-солюбителям-рыбакам

«Уважение к рыбе можно выразить двояко –
либо съев ее, либо отпустив»
Африканская поговорка
 
Ну, сомики - это, конечно, медвежата. Толстые, сильные и неуклюжие.
Вьюны и угри – ползучие, пугающие, но безобидные и очень вкусные змейки.
Иногда они жалобно пищат.
Щука, разумеется, - зубастый, хищный и вечно голодный рыскающий волк.
Карасики и карпы (сазаны) – жирненькие поросята, хрюкающие-чмокающие.
Красноперки, густера (гущарки) и подобные – пестрые скачущие зайчики.
Всякие мальки-мелочь – воробьи и синички, шалуны-шустрики.
Судачки – лисички. Любопытные, но хитрющие.
Лещи – неповоротливые телки. Разве что не мычащие. Постоянно пасутся.
Жерех – жадный хорек. Вездесущий, но не вонючий.
Ерши – злые собачки-кусачки.
Линь – ленивая кошечка. Вот-вот потянется и замурлыкает.
Окунь – павлин разноцветный. Красивый и коварный.
И много-много других речных и озерных озорных зверюшек.
Я их так люблю!
И ловлю с любовью…
Как же без любви?!
И не трогаю пока мощных морских рыб.
Это уже настоящая Африка. Или Бразилия…


Особенности рыбалки на пираней

В Амазонии мне довелось побывать с трех основных граничающих с ней сторон-стран – Бразилии, Перу и Эквадора. Пираньи водятся там во всех возможных водоемах, и ловля их несколько необычна. Когда мы у себя на прудах, речках, озерах и пр. сидим себе с удочкой, мы ведем себя очень тихо (в детстве с другом мы даже придумали своеобразных свистящий язык-код, чтобы не разговаривать словами и не отпугивать рыбу). Здесь же перед тем как закинуть удочку (наживка: любое мясо, лучше, если с душком – ведь пираньи в основном питаются падалью и ранеными животными, птицами, рыбами и пр.), нужно громко похлопать, пошуметь удилищем по воде, имитируя звуки барахтающегося упавшего в воду животного, что тут же привлекает к этому месту массу пираний, которые начинают жадно хватать наживку (никакие поплавки здесь не нужны, леска да крючок). Мясо вполне съедобное, даже вкусное: речная рыба все-таки.


Деревенское
(картинка)

Лето. Где-то под Москвой. На живописном мостике над небольшой речушкой, почти закрываемой плакучими ивами, стоит древний мужичок в фуфайке и в зимней шапке – одно ухо вверх, другое вниз – и ловит маленьких красно-зеленых полосатых красавцев-окуньков. Рядом чинно, подобрав все лапки, как могут только кошки, сидит важный дородный, естественно, мордастенький кот-Васька и ждет, не менее внимательно следя за поплавком, ожидая очередной награды, которую он благосклонно, не спеша, и с большим достоинством принимает.


Форельное
(ново-зеландское)

Захотелось форельки. Черта с два! Хотя здесь все водоемы буквально кишат ею, тут практически нигде в ресторанах ее так просто не подадут. Надо самому поймать, тогда тебе ее, разумеется, по предъявлении документа о законном отлове, охотно и великолепно, со знанием дела приготовят где угодно. Путевки-лицензии страшно дорогие, но рыбалка неповторима. Я впервые ловил «на мушку». Здесь большое значение имеет умение правильно и точно закидывать мушку прямо перед носом рыбы или на пути ее движения. Ловля форели – это скорее фактически даже не рыбалка в традиционном смысле, а охота, потому что приходится все время ходить по берегу (рыба держится ближе к берегу и кормится, подбирая падающих в воду насекомых) или ехать на лодке вдоль берега, выискивать форель и закидывать удочку только тогда, когда увидишь ее. Сначала у меня не получалось, я даже умудрился поймать своего инструктора за шляпу. Страшно сконфузился, растерялся, стал яростно извиняться, но он меня успокоил, сказал, что для новичков это обычно, и показал мне несколько шрамов на руках, ухе, шее и лице от крючков таких же незадачливых горе-рыбаков. Потом я все-таки насобачился (немного помог мой домашний опыт спиннингования), стало интересно. Поймал с десятка два и оставил себе две радужные форели и одну бурую (по лицензии больше трех в день нельзя), остальных целовал в ротик и отпускал, вспоминая африканскую рыбалку - там говорят, что уважение к рыбе можно выразить двояко – либо съев ее, либо отпустив (Хорваты говорят еще аппетитней: рыба плавает трижды: в воде, в оливковом масле и в вине; а, раз уж вспоминать «рыбный» фольклор, у французов рыба без выпивки – вообще отрава - poisson sans boisson c'est poison). В Новой Зеландии пойманную рыбу не принято держать-мучать живой, как у нас, ее сразу убивают, поскольку, как считается, от огорчения, боли и мук мясо становится менее вкусным. А вообще самой вкусной здесь считается форель, пойманная во время нереста при спаривании. Тогда ее, обалдевшую от любви, можно, осторожненько ласково пощекачивая под брюшком, резко выбросить на берег и, конечно, тут же, пока она еще под кайфом, умертвить. Это у них здесь самый-самый деликатес. Такую форель называют «tickling trout» (букв. «щекочущая форель»). К сожалению, такой мне не довелось попробовать, но и пойманная мной была царственно хороша.


***

Раззудись, плечо!
Разойдись, печаль!
И ловись, большая-
пребольшущая!
Лучик солнышка
словно блеск блесны
то ли в небе плывет,
то ли в речке мчит.


Вяленая акула

Как-то рыбачили в Индийском океане на барракуд, свирепых и зубастых морских щук. Ловить их было не трудно, так как они жадно и глубоко заглатывали любую приманку. Трудно было только вытаскивать щипцами крючки чуть ли не из желудка. И вдруг мне попался акуленок с метр. Он был такой красивый, такой экзотичный! Мне захотелось оставить его и привезти домой. Я его вычистил, высолил и вывялил на солнце. Через неделю привез его в Москву, как раз у меня был день рождения. Я положил его красиво посреди стола, но как-то он не пошел. Уже заканчили ужин, уже шел десерт, и вдруг кто-то сказал вскользь, что акулье мясо – это мощный афродизиак. Через минуту акуленок мой исчез со стола…


Метеорологическое

Влюбленным хочется солнышка.
Крестьянин вымаливает дождь.
Яхтсмены жаждут ветра.
Рыбак в тихой заводи – штиля…


За рыбой с лопатой
(детское)

Да! Совершенно верно! Именно с лопатой! И с ведром. Или большим мешком. В далеком детстве, осенью, когда вода в Днепре сходила, образовывалась масса небольших мелких илистых водоемчиков, которые потом почти полностью высыхали, и вся рыба (порой очень крупная) уходила в ил, в грязь. Мы приходили и просто выкапывали ее или, нащупав ногами, вытаскивали руками. Конечно, вымазывались, как поросята, но уловы всегда были вполне приличные: попадались тучные, нагулявшие на зиму жир карпы, зубастые с волчьим оскалом щуки, расписные красавцы окуни-щеголи, круглые как луна караси, мои любимые лини-ленивцы, усатые сомики (которые и без того по ночам выходили из воды, ползая по берегу в погоне за лягушками или совершая моцион), издающие пищащие звуки вьюны-гадюки и пр. Позже в других краях и странах я тоже встречал подобные методы рыбалки, в частности, в Индии, Казахстане, Вьетнаме, Бразилии и т.д., но первые детские впечатления, конечно, ничем не перекроешь…


***

Особенности рыбалки на летучих рыб

Все очень просто: либо между несколькими лодками протягивается большой кусок материи, либо в море вывозится что-то вроде плота примерно метров пять на пять, и вокруг начинают большой шум и гвалт, начинают шлепать по воде веслами, палками, вообще чем-попало, а туристы еще начинают нырять и плескаться в воде, все это требовожит летучих рыбок, они начинают беспорядочно летать туда-сюда, и большое их количество попадает на растянутую материю или на плот, или к нам в лодку, а иногда можно и на лету поймать, рукой или в специальный большой сачок. Иногда также ставят своеобразные вертикальные сети над водой, в которых они запутываются. Летают они на довольно большое расстояние, по-моему, метров до пятидесяти, благодаря своим длинным хвостовым и грудным плавникам (сантиметров до тридцати), на которых они красиво планируют, иногда даже помахивая ими, как крыльями, причем становятся очень похожими на ласточек или стрижей. Я лично впервые увидел их на Сейшелах и, поскольку был без очков, сначала и принял их за птиц. Жареные, они очень вкусные, типа жареной свежей селедки или воблы. Говорят, их тоже солят и вялят, но мне довелось пробовать их только свежезапеченными на угольях или в виде суши. Особым деликатесом считаются отдельно хорошо прожаренные солёненькие мелко нарезанные плавники со специями, этакие хрустящие рыбные шкварки, особенно хороши с холодным пивком. В некоторых островных странах – это национальное блюдо, находящее порой даже отражение во всяческой местной символике, а по поводу границ угодий для их промысла даже возникают периодические межнациональные конфликты.


Вьетнамская рыбалка

Заходишь на мелководье, примерно по пояс, и втыкаешь в дно множество прутьев и веток, чтоб образовался некий искусственный куст, куда рыбы любят заходить. Через некоторое время окружаешь это место сеткой и выбираешь рыбу руками.
А еще у них сети-«пауки» раз в десять больше наших.


Якутское
(Ленская рыбалка)

Только здесь я понял, почувствовал, что рыбалка – это, действительно, спорт, вспомнил Папу Хема, когда у меня просто болели руки от вытаскивания рыбы и борьбы с ней. Редко бывало так, чтобы я, забросив спиннинг, не ловил какого-нибудь жадного зубастого речного хищника – щуку, окуня, что-то вроде жереха, еще каких-то неизвестных мне ленских рыб. Сопровождающие же нас якуты угощали нас особой рыбкой (вообще, в то время – примерно
70-е гг. прошлого века – хищную рыбу в тех краях совсем не ели, она считалась «грязной», поэтому всю свою добычу я великодушно, хотя и скрепя сердце – такое бы где-нибудь в Подмосковье! – отпускал обратно в Лену. В пищу употребляли только мирную рыбу и омуля, конечно, который, оказывается, водится не только в Байкале, хотя байкальский считается самым вкусным, но и во всех сибирских реках и озерах, плюс то, о чем я сейчас рассказываю). Эта рыбка величиной с палец (больше не растет). Вылавливали ее мелкой сеткой для мальков – примерно на 5-10 мальков других рыб приходилась одна такая рыбка, забыл ее название, что-то вроде кильки. (Конечно, это было страшное вредительство, потому что после этого на берегу оставалась гнить огромная куча из нескольких сотен других погибших рыбок, хотя для тогдашнего изобилия это, конечно, была капля в океане). Потом ее засаливали, и через час, конечно, с водкой, она шла как по маслу. Пальчики оближешь!
Интересен на Лене также таежный ночлег. Поскольку там вечная мерзлота (где-то на глубине полуметра уже можно было видеть смерзшийся спрессованный твердый как металл грунт, от которого веяло жутким мрачным могильным холодом), на месте, где выбирался привал, разжигался огромный костер (нас было человек двадцать, поэтому площадь костра занимала примерно половину волейбольной площадки), который интенсивно жгли до самой ночи, чтоб земля прогревалась, потом расчищали от угольев и пепла, покрывали густо хвойными лапами, потом толстыми матрасами плюс спальные мешки, и спалось тепло и уютно, хотя под утро все опять охладилось, и уже чувствовалось ледяное дыхание коварной вечной мерзлоты, предательского пермафроста…
Вообще, о Лене у меня самые мощные и ласковые воспоминания. Не знаю, связано ли это как-то этимологически, но женское имя Лена также у меня самое любимое, и мама у меня Лена и много хороших милых знакомых Лен, правда, жены Лены у меня никогда не было. Может, поэтому я все время разводился… Не встретилась… Может, на том свете, в следующей жизни…


Рецензии