Неподражаемая Жанна Моро

Великая, неподражаема, прекрасная, удивительная.


Эпитеты существовали отдельно, а имя отдельно - Жанна Моро. Знакомое, но не известное. Взгляд скользил поверхностно. Ну, чтож, ещё одно имя, ещё одна величина. Да, что-то удалось посмотреть. Понравилось? Не цепляет, как-то закрыто, как-то по габеновски. В подаче образа - сдержанность, мотивировки поступков скрыты. Нет обнажённости чувств, как-то холодновато, без опоры на внешние эффекты и аффекты. Суть внутри. И что особенно обескураживает и напрягает, она вроде бы нисколько не заботится, чтобы помочь зрителю - понимай, как хочешь. Даже скучно местами, если уж совсем, честно. Штампы восприятия. Никто не сказал мне тогда, что Жанну Моро нельзя
оценивать штампами.
Но, тем не менее, на периферии сознания это имя почему-то прижилось, и так или иначе всплывало при случае в памяти. Избитая фраза, но здесь она к месту – большая личность, как айсберг: на поверхности – лишь небольшая часть, а содержание уходит в глубину. Это понимание приходит не сразу, и приходит вдруг.
И вот, это вдруг наступило. И если осознание любого явления продвигается обычно от истока к развитию и завершению, то у меня всё произошло с точностью до - наоборот.

«Это любовь» - фильм Жози Дайана
Маргарит Дюра –успешная писательница, получает большое количество писем от своих поклонников. В том числе и от Яна Андрэа .Своими частыми и необычными посланиями молодой человек привлекает, наконец, внимание Маргарит и добивается встречи, с нею, как автором, чьим творчество он восхищается, и остаётся при ней, в качестве…, да во всех качествах вместе взятых, до её смерти. Фильм 2001 года, сама Жанна Моро, как и её героиня – уже немолодая женщина, без смягчающих эпитетов – просто старуха. И, тем не менее, фильм вроде бы о любви. Ну, всё ясно, скажет какой-нибудь проницательный товарищ - ловкий парень, этот Ян. Пристроился к известной пожилой писательнице. И ума хватило прикинуться влюблённым, и даже разыграть этот фарс. Вот и я почти так начала уже было думать, и ещё припомнила, как коробила друзей Эдит Пиаф её нежность к юному супругу. Да, зрелище на любителя, как-то всё время хочется отвести глаза, как-то странно верить, тем более, что сама Жанна-Маргарет нисколько не пытается смягчить эту разницу, похоже, вопрос о возрасте волнует только нас, зрителей…
И тем не менее не всё так обывательски однозначно, и осуждать или жалеть
старушку, впавшую в слабость, нам не придётся.
.Мы как-то забыли, что перед нами Жанна Моро.
Это фильм, не о любви, на самом деле, и не о естественной слабости одинокой старой женщины, на пороге смерти, цепляющейся за жизнь, если уж не из-за влечения к юной плоти, то из страха и одиночества. И не о чём ещё другом, с позиций здравого смысла, нами придуманном
Это фильм о творческом процессе, если угодно, о личности, существующей по законам созидания. Нить живого творения давно перекрутилась с нитью жизни, и где и что, уже не разберёшь, прерви и жизнь тоже прервётся.
Она пишет постоянно, буквально до последнего вздоха, и вся плоть её, и кровь – это материал, предоставленная природой, возможность, творить.
Для этого процесса понятие возраста нет - ум, желание, замыслы – не иссякли. Только жизни уже не хватает.
- Вы слишком много работали, слишком много любили, слишком много пили красного вина – вы разрушили себя – говорит ей Ян.
Он – это она сама, отражённая в другое время, возрастные рамки, пол. В этом смысле – они действительно - одно целое.
Пишите, Ян. Пишите.
-У меня нет сюжета.
-У вас есть роскошный сюжет
-Какой сюжет?

 


Фильм второй «Ночь» Антониони, 1961г.
Его отделяет от первого 40 лет, отражённые в прошло

Писатель - Джованни, ( Марчелло Мастрояни), его супруга - Лидия… Потемки творческого кризиса… Закат чувств… Рутина привычек Воспоминания, смерть близкого друга, , ночной ресторан. Богатая ночная вечеринка Юная Вален., возможная соперница…

Таковы реалии сюжета. Кризис творчества, любви, семьи – жизни, если угодно. Но как это возможно передать, когда ничего вроде бы не происходит, ничего не меняется, всё как обычно, а жизнь как-будто ускользает?
Что её мучает, эту женщину, ведь что-то её мучает? В этом не остаётся сомнений, стоит только посмотреть на неё повнимательней. И при этом она не делает резких движений, никаких попыток что-то изменить, кого-то удержать, она даже голоса не повышает. Но почему же возникает неистребимое ощущение, что она страдает, и что она полна решимости. К чему? Мужа удержать? – так она его не удерживает, как раз наоборот. Не ревнует, не устаивает сцен, выяснений отношений, не ненавидит, не протестует, – она просто молчит, или говорит о посторонних вещах. Как-то непонятно ведёт себя. Непонятно не только нам, зрителям, но даже юной Вален. Той, что могла бы стать её соперницей. Но не стала - у неё просто не могло быть соперниц.
Потому, что она ничего не стремится ухватить для себя, ни одной частички любимого. Ничего. Да, его и нет уже, а то, что благополучно существует рядом с нею, тот, кто когда-то был творцом, почти растворился в обывательской повседневности, той, что мы так часто путаем с жизнью. Повседневность, косность, пошлость жизни. Сколько людей найдут для себя оправдание – все так живут, не замечая, как любовь постепенно превращается в интрижку, творчество – в ремесло, в способ накопления средств, а жизнь - в отсрочку от смерти. Мы принимаем эту пресловутую правду жизни.
Лидия-Жанна эту правду считает сомнительной. Она её не принимает. Так быть не должно , она – против. И это непоколебимое, бескомпромиссное сопротивление мы чувствуем постоянно. Говорят, женщина – хранительница души мужчины. Не собственница, не владелица. - хранительница.
И вот неожиданный финал - письмо, которое хранила Лидия. Чьё оно? Оно о любви – к женщине, к жизни, оно написано человеком с живой душой, открытой миру, человеком – творцом.
- Кто это написал?
-Ты….
 


Рецензии