Пушкин в супе кембл

Давно собиралась и вот оно свершилось: я в Большом!!! Играли "Евгения Онегина" - хотелось праздника и классики. В последнее время вообще жила памятными местами, стихами, поэмами, мыслями Александра Сергеевича. Но смутные сомнения начались еще в фойе театра: новая сцена, так называемая, недавно отремонтирована. Там, где должен быть мрамор - халтурная декоративная штукатурка и везде типа "золото" неприятно блестит. А в каком стиле это сделано - вообще не понятно: на потолке хорошая роспись(?) в стиле модерн, но она совершенно не дружит со всем своим окружением. Как выяснится позднее акустика настолько плоха, что хуже не в каждом заводском ДК найдешь. Но это только эпиграф.

Теперь о самом спектакле - потряс. нет! ТРЯХАНУЛ: первая сцена в доме Лариных. За столом сидят многочисленные домочадцы, соседи и иже с ними. Гремят тарелками, чавкают, вешают пиджаки на спинки стульев. Глаз режет отсутствие симметрии в классическом (!) усадебном доме. Окна и двери расположены хаотично, надеюсь еще, что на этом ворчание мое закончится и я смогу радостно внимать, наконец, любимому Пушкину. По сцене начинает бегать растрепанная белокурая девица, как выясняется позднее - Татьяна. Маменька их с Ольгой заставляет петь для гостей, что они и делают, повернувшись к лесу задом, к гостям передом. Первую арию они так и пели стояв спиной (даже не в пол оборота!) к зрительному залу. Про плохую акустику уже говорила, да и странно, как-то, когда к вам спиной поют, хорошо, что хоть кланяться гостям не стали. Явились Ленский в помятом пиджаке нашего времени и Онегин. Но это еще терпимо, т.к . и другие артисты были в костюмах нэпманского периода, но никак не пушкинского.

Вторая сцена: письмо Татьяны Онегину происходит в той же столовой и она по ходу душевных метаний забирается на стол (!) и бегает по нему. Я уже боялась, что дело кан-каном закончится.

Сцена праздника была просто фееричной: Ленского сделали шутом гороховым: он скакал в колпаке, всех смешил и забавлял, играя роль французского приезжего фокусника, разозленный, типа, танцем Онегина и Ольги. Вызов на дуэль произошел там же в той же столовой принародно, гости над ним вволю поиздевались и в голос нахохотались, не выпуская выйти вон, выхватив из его рук листы со стихами и раскидав их. Так этого еще мало! - маменька там же принародно влепила Ленскому хорошую оплеуху(!!!) Несчастный Ленский вызывал не сострадание, а скорее брезгливую жалость.

Дуэль. Ленский вышел под хохот зала в тулупе и ушанке а-ля лесоруб из "Девчат". Его знаменитая "Я люблю вас Ольга" состоялась в той же столовке под дружное прибирание, подметание прислуги, со множеством швабр и веников вокруг. Явился Онегин.Сама дуэль происходила там же принародно с гостями и самими Лариными и оружием сражения была единственная... охотничья двустволка(!) Но что еще можно взять с лесорубов? Я боялась, что Ленского убьют шваброй, но убили - таки, бедолагу случайно (?), из этой самой двустволки в момент упорной борьбы за нее между ним и Онегиным при полном комплекте гостей и самих Лариных...

АНТРАКТ. Радует, много народа ушло, но мы чего-то остались.

Далее Онегин в блестящем обществе, где никто его не замечает и даже снующие официанты вокруг в очередной раз жующей за столом публики. Вместо знаменитого полонеза - триумф официантов.
Тут уж жаль Онегина, т.к. он, бедняга, то падает, то ему никто не позволяет садиться на стул рядом и он в конце концов вынужден принести себе стул сам, а в момент, когда он неловко волнуясь пытается что-то положить себе в тарелку и налить вино, проходящий мимо официант опрокидывает Онегину на голову лобстера... :((

"А это кто в малиновом берете?" - вопрошал Онегин. ДА НИКТО! Не было малинового берета, зато была неприятно малиновая вся эта комната, странно, но у режиссера не хватило фантазии еще и кавалеров нарядить в малиновые пиджаки.

В последней сцене вволю наобжимав и облапав Татьяну, которая удалилась все-таки с мужем (а то я уж боялась ненароком, что они прямиком в спальню отправятся довыяснять отношения), Онегин на глазах у них и у вконец изумленной публики выхватывает игрушечный пистолет и пытается им застрелиться :)) ...
Смотреть можно все это только с закрытыми глазами, т.к. пели артисты хорошо - Большой все-таки. (Правда если смиритесь с плохой акустикой)

На выходе застрелить хотелось режиссера и иже с ним. Какое общество он изобразил? Пушкинское? И козе понятно, что нет. Нэповское? Рублевское? Что он имел ввиду и где столько грязи подсмотрел?
КУДА МЫ КАТИМСЯ, ЕСЛИ САМОЕ ДОРОГОЕ ПРЕВРАЩАЕМ В ПАКОСТНУЮ ПАРОДИЮ? ЕСЛИ ПОЗВОЛЯЕМ ТАК ИЗДЕВАТЬСЯ НАД НАШЕЙ КЛАССИКОЙ ВООБЩЕ И НАД АЛЕКСАНДРОМ СЕРГЕЕВИЧЕМ В ЧАСТНОСТИ? СТЫДНО! ОТ СТЫДА НЕ ЗНАЛА КУДА ГЛАЗА ДЕВАТЬ, Т.К. ВОКРУГ БЫЛО МНОГО ИНОСТРАНЦЕВ, КОТОРЫЕ В САМОМ ГЛАВНОМ ТЕАТРЕ В САМОМ ЦЕНТРЕ НАШЕЙ СТРАНЫ СМОТРЕЛИ ВОТ это ВЫДАВАЕМОЕ ЗА ШЕДЕВР ВЕЛИКИХ ПУШКИНА ЧАЙКОВСКОГО!
Как выяснилось, спектакль еще и театральной премии удостоен!

КСТАТИ, И МУЗЕЙ ПУШКИНА ТОЖЕ ОТЛИЧИЛСЯ: ТАМ ВИСЯТ ПОСТЕРЫ С ГОЛОВАМИ ПАМЯТНИКА АЛЕКСАНДРУ СЕРГЕЕВИЧУ РАСПИСАННЫЕ А-ЛЯ ЭНДИ УОРХЕЛ. ВИДИМО НАШЕГО ВЕЛИКОГО ПОЭТА ПЫТАЮТСЯ ЗАКОНСЕРВИРОВАТЬ В СУПЕ КЕМБЛ... :(((((

Вытирая слезы...


P.S.
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.

Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конской топ!


Рецензии
Люба, увы, я тоже не могу смеяться над этим.
У меня были внутренние истерики от молодёжи, от своих студентов.
Сейчас, как известно, сессия.
Многие (москвичи, отучившиеся в художественных школах, и далее) не были ни разу ни в Пушкинском, ни в Третьяковке.
И это считается нормой! У них.
Телефон ("мобила"), по-моему, - вот источник всему: и образованию, и общению, и досугу.
Твой очерк очень понравился. И по стилю, и по анализу. Мне, как художнику, очень интересно...
Могу не посоветовать Тебе посмотреть подобное в музыкальном театре Станиславского. Там ещё и почище "Евгений Онегин".
Но, я был помоложе, и очень смеялся тогда...
Люба, прости за отсутствие в ЭФИРЕ.
Хотелось бы читать что-то ещё Твоё?
Это мне близко по интересу, скажем так.
С Рождеством Господа нашего Иисуса Христа!

Артём Киракосов   16.01.2008 00:17     Заявить о нарушении
Артём, спасибо, что удостоили вниманием :)
Про Станиславского - обидно, как раз собиралась сходить там посмотреть. Теперь не пойду. Не то, чтобы я против современных прочтений пьес, но ведь всему же есть предел! В Сатириконе, например, есть совершенно фееричный спектакль "Ай да Пушкин!", где молодым составом театра весело и задорно обыграны три сказки А.С. Его советую смотреть детям от 9 до 99 :)) Тот же Сатирикон поставил сильнейшие спектакли "Макбет" и "Ричард 3" - не смотря на то, что от классики там мало что осталось - наисильнейшее впечатление производят. Ричарда смотрела два раза. Оба - мурашки по спине бегали. В спектакле самый минимум декораций и костюмов. Показана сама ДУША героев. Райкин в роли Ричарда - бесподобен. А вот его "Короля Лира" досмотрела только из за друзей - в антракте бы ушла: насколько Он силен в роли Ричарда - настолько неудачен в роли Лира. Но это мое мнение :) В Лире вообще много режиссерских переборов, что мешает и портит. "Контрабас" - спектакль на одного актера опять таки Райкина - очень растрогал. Из, на мой, взгляд шедевров театральной сцены, сейчас можно посмотреть в театре Пушкина и Сатириконе спектакль на два актера (оба главные режиссеры этих театров) "Косметика врага" - главное досидеть до конца, т.к. там совершенно неожиданная развязка. Тоже дважды смотрела и еще собираюсь. Этот спектакль рекомендую смотреть как мастер- класс двух супер- профессионалов Константина Райкина и Романа Козака. Спектакль сложный, неоднозначный, очень эмоциональный с примесями сюра.
Много про Сатирикон - пересмотрела весь их репертуар. Я не их фанат : у них есть и откровенно слабые спектакли, о них не буду. Театр - вообще моя тема :) Ишь - расписалась :))) Закругляюсь. Успехов!

Любовь Сапожникова   21.01.2008 18:10   Заявить о нарушении
пардон, досадная ошибка: Райкин и Козак не режиссеры, а художественные руководители своих театров.

Любовь Сапожникова   21.01.2008 18:49   Заявить о нарушении
Люба! спасибо за экскурс.
А то мы совсем нигде не бываем...
А, если и бываем, то даём себе слово "больше не бывать".
Очень интересно было читать.
Меня ведь взяли в Музей, как актёра: хотели, чтобы я играл в музейных спектаклях. Но - повернулось всё по-другому: и через год я уже реставрировал Репина и Коровина.
Всяческих добрых пожеланий Тебе!

Артём Киракосов   21.01.2008 19:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.