06. 50 Король с Королевой Joan Baez Bob Dylan

Артём Киракосов



ПЯТЬДЕСЯТ СКЕТЧЕЙ БУДУЩЕГО ЮБИЛЕЯ








6 // 50

**** Король с Королевой || Joan Baez & Bob Dylan ****


Написано для Алёнки Лобановой
       

– У Дилана есть такая песня: «Я и Я» // «I and I».
– А… Дилан?.. Может быть, – Билан?..
– Что за страна такая? – вместо Боба Дилана – Дима Билан.
– Россия… Начало ХХI-го века.

       Из разговора


Дилан и Баэз – их называют: **** «Король» **** «Королева» ****.

Музыки `фолк`.

Дилан и Баэз.

Король.

Королева.

Мои. Для меня. Они остаются такими. И для меня. И для миллионов других. В нашей стране о
них или не знают совсем ничего или знают очень мало. Дилан и Баэз. Боб и Джоан. Они познакомились в юности. “Их `роман` хорошо задокументирован” – так пишут газеты, `специалисты`. Они не смогли пройти мимо – Друг Друга. Это – Король и Королева. Голоса и гитары, поэзии и протеста, страсти и лирики, простоты и мистики – `фолка`.

Джоан Баэз & Боб Дилан.

Прошли времена, когда что-то про кого-то оставалось не известным. Нажмёшь кнопочку – и выползает всё! – Нажми – и узнаешь всё! – о Джоан и Бобе. (Интернет! – это нынче всё! «Всемирная Паутина», куда попали мы все, каждый человек. И Джоан, и Боб тоже, конечно, давно, и в уже диких количествах там существуют.) Это люди всемирной известности, мировой славой. У нас в стране – не так. Много лет назад, во времена советские было не так. Песни Дилана пели многие: Майк Науменко («ЗООПАРК»), Боря Гребенщиков («Аквариум»), даже какие-то `советские` ансамбли (не помню точно название ансамбля, но помню точно – что: «На Крыльях Ветра» // «Blowin` In The Wind», песня исполняющаяся очень часто до сих пор множеством артистов с громадным удовольствием и вдохновением, перевернувшая мир, изменившая его, первая песня «протеста»).

Песни Дилана и Баэз – РЕВОЛЮЦИЯ!

В СССР поддерживали то, что в Америке называлось `фолк`, от которых позже произошли песни «протеста». Джоан издавали в СССР. У меня была большая пластинка Её, виниловая. Я ходил на открытые лекции по американской музыке, где мог слушать Поля Робсона, Джона Ли Хукера, Би Би Кинга, Мади Уотерса, Хоулина Вулфа, Вуди Гатри, Ледбелли, Одетту, Пита Сигера, Боба Дилана, Джоан Баэз, Фрэнка Синатру, Элвиса Пресли, других. Были лекции и о многом другом. Слушал я и Битлз и о Битлз. Издавали и Дилана. У меня были его маленькие гибкие синие пластиночки-вставки к молодёжным журналам. Кажется, к «РОВЕСНИКУ», к «СМЕНЕ»; чего-то ещё?.. В своих интервью Дилан говорил о России, о Революции, о Её Искусстве, о Маяковском, Эйзенштейне. Боб приезжал в СССР. Поклониться могиле Толстого в `Ясной Поляне`. Джоан приезжала тоже. Должна была выступать в Ленинграде с другими `рок`звёздами. Концерт отменили, запретили. Боб вообще больше не появился в нашей стране. Насколько я знаю. Насколько я знаю, и не собирается. С тех, советских, пор. Да и приглашений нет. Помнит ли их кто-то тут? А хочет ли видеть, слышать? Я зарегистрировался // был сто семьдесят пятым фанатом Дилана нашей страны в Интернете. Про фанов Джоан не говорится ничего. Может быть их и нету у нас в стране вообще? Джоан пела и в защиту Натальи Горбаневской, правозащитницы, выступившей против ввода (наших) советских войск в Чехословакию в 1968-ом. Они – были `красные`, или `левые`, даже не знаю (похоже, никто не знает), как это правильно определять. Боб очень живо и всегда интересовался революцией, русской, социалистической, как СВОБОДОЙ. Похоже, иллюзий больше нет. Ни у кого. В современной России они также не нужны. Как и многое-многое другое, многие-многие другие. Это не ``поп``, не кассовое, не коммерческое, слушается не `~гладко~`.

Боб переписывается с Бобом, нашим, Гребенщиковым. Это я знаю. Джоан поёт Окуджаву, на русском языке. В Америке `фолк` – это не то, что у нас – `народное`, массовое, безавторское, неизвестного происхождения. Такое `народное творчество` там: скорее `блюз`, тот, что пели работяги и ковбои. Зачастую не всегда оставлявшие свои подписи под творениями. Когда `фолк` соединился с тем творчеством, что рождали молодые авторы: Дилан, Баэз, Боб Сигер, Ричард и Мими Форинья, Донован, другие участники сходок в Ньюпорте – родилась песня «протеста».

Мечтаю сделать ``Tribute`` («Посвящение») им, Джоан и Бобу. Обоим – вместе, и отдельно – каждому. Такой жанр очень популярен в мире. Но, не у нас. А потом и всем другим американцам, так сильно `задевшим` меня: Рою Орбисону, Джону Леннону, Тому Петти, Полу Саймону и Арту Гарфанкелу, Джанис Джоплин, Джимми Хендриксу, Питу и Бобу Сигерам, Вилли Нельсону, Вуди Гатри, Неилу Янгу, Лу Риду, Роджеру Макгуину, Джонни Кэшу, Крисси Хайн, другим прекрасным авторам и исполнителям.

Наверное, на бёдрах у меня должны (были?) висеть «кольты» – лучшие револьверы мира. Подо мной должен (был?) быть быстрый конь (а не скрипучие итальяно-советские «Жигули» или даже ещё *кто-то кое-кто* из `подороже`). Открывая ногой двери `салуна` и пролагая себе дорогу к барной стойке беспрерывной пальбой от бёдер (без прицела) с двух рук по недругам дожёвы-вающим неразжёванное, я выпивал бы (свой) джин (с тоником или без – всё рано!) и с улыбкой, рав-ной солнцу, ехал бы к другим, заждавшимся меня (и моих пуль, стрел, копий, томагавков и ножей) негодяям. С гвардией конечно. В которой были бы апачи, ирокезы, делавары, дакоты, семинолы, прочие армяне ирландского происхождения. Почему я родился здесь? В Москве? И хожу на работу (со всеми вместе, ковыляя по метрополитену имени Ленина), как идиот. Почти ежедневно. И не висят «кольты» у меня – на бёдрах – лучшие револьверы мира – по каждой штанине в коже натуральной бизоньей? А не в прериях я, вольный! – в коридорах душных подземки нашей глупой действительности? (А они бы мне и здесь пригодились, револьверы, когда я вхожу в кабинеты, к начальству, к кому-нибудь эдакому, а то и просто, “на дорогах”, – что говорится – при переходе на другую сторону по законной «зебре».)

Джоан и Боб. Я поклонник их любви. Их взаимной связи. Которая течёт через жизнь. Как Пение… Как Голоса… Оба поют, выступают. Их любовь вылилась в стихи, в фото, в песни, в альбомы, в фильмы, в интервью, в книги, во многое... Встретившись ещё в юности, которая была замешана для них на любви к «ВУДИ», Вуди Гатри, основателю и родоначальнику стиля `фолк`, они пронесли эту любовь по жизни, через годы – и непростые, очень! – через десятилетия. Я люблю всё, что связано с ними, с их творчеством.

– Джоан Баэз. Она – великая, – сказал Боб, представляя Джоан в их совместном чудесном концерте «Тяжёлый Дождь» // «Hard Rain» – позже, в 76-ом – и приглашая // выводя её на сцену. Он не шутил. Я это видел по его лицу (на `видео`).

Когда они поют в один микрофон – почти целуя друг друга, касаясь губами – что-то понимаешь… Эта жизнь, которая, всё равно, не делится порознь надвое. Врозь по // на разные половинки. А петь?.. Это – жизнь. Как и жизнь: время, современниками которого мы и они стали. Эти два человека испробовали всё, все стили. Боб родил ``рок``. Так говорят. Хендрикс протянул электропровода гитар на многие тысячи километров (я слышал, что где-то на 16) – и открыл современное электрическое звучание этого главного инструмента ``рока``. Боб соединил слова протеста (серьёзные темы и авторскую ритмику, стихосложение) со звуком электрики. Вывел на фолксцену шумный электрический ансамбль. За что подвергся остракизму среди ``фолкеров``. Его травили в фолковских газетах, освистали в Ньюпорте, назвав “предателем”. Но он не расстался с электрогитарой. И с шумными многозвучными коллективами – ансамблями.

Он свободен. Ото всего, что не задевает его душу, его сердце, его ум.
И – до сих пор – так.

– Играйте громче, … вашу мать, – выпалил он музыкантом своей группы, обернувшись, в ответ на выкрик из зала: «Иуда» – перед исполнением легендарной «Like a Rolling Stone», песни, признанной «Песней Века», по прошествии всего ХХ-го столетия. Встречался с Beatles и Rolling Stones во время своего знаменитого, изменившего, как писала пресса, навсегда лицо музыки, всемирного турне 1966-го – 1967-го. В Англии тогда пели банально про любовь. Хотя, тоже – гениально, трогательно, проникновенно. Это был «бит». Но, – от этого сплава родился // произошёл ``рок``. Позже Deep Purple заиграли эти песни Beatles ``тяжело``. Родился ``hard ``.

Песня Джоан об их любви – ставшая гимном этих отношений – «Diamonds & Rust» («Алмазы и Ржавчина») – поётся, воплощаясь всё новыми и новыми клипами, версиями. – Любовь, Союз, Творчество. Я люблю их. Их внешность, фотографии, записи, видео, интервью, в кино. Я поклонник их Вечности на Земле. Они – моя Королева и мой Король. Люблю, особенно, когда они вместе. Это бывает и сейчас. И люблю долгожительство! Вот такое, совместное, творческое, протянувшееся на десятилетия. «Алмазы и Ржавчина». Ржавчина не `берёт` Алмазы. Таков вердикт – смысл. Названия. И песни. Любовь – бессмертна. Это бессмертие. Уже на Земле. При жизни живущих её. Жизни Вечной при Жизни Земной. Смотрю все новые клипы с этой песней. В них – Джоан и Боб – их история, история их песен, их творческого пути, их жизни, их отношений, их любви.

Я нашёл себя. Я нашёл их. Своих Короля и Королеву. Ржавчина не берёт Алмазы. Вот так. Дай, Господи, долгих лет – живущим долго.

Божественная улыбка Баэз.

Божественная улыбка Дилана.

Самое эротическое для меня? Среди всего, что я видел – на Земле? – за долгую свою жизнь? – Как Джон (Леннон) целует Йоко (Оно)! На берегу океана. И как смывает волна имена влюблённых, любящих, любовников, мужа и жены. Единомышленников. Накатившая…

Или в парке они, туманным утром…

И он целует её.

И она целует его.

Не оставляя нетронутым никакой участок возлюбленного тела.

Из их видео…

И домашнего…

Зря они ``написали`` это – в душе своей.

И в видеоклипе. Зря. Выстрелы были. И пули вошли в тело; не миновало это. Стороной не прошло горе. Беда. Трагедия. То, что тоже меняет мир. Нет, и это – существует.

Горе.

Смерть.

Одиночество.

Взгляните в глаза Йоко!

Что ж.

Любовь. Жизнь. Творчество.

И расставание… Смерть… Одиночество… Конец… Земному… Всему…

Пусть никогда не касается нас смерть.

Уже отсидел бесконечные годы своего наказания убийца Джона. И – не выходит из тюрьмы из страха. Да и писем протеста много: такие должны быть отделены от остальных – людей. Удалены навсегда. Срок таких не кончается… И не должен кончаться – никогда! И в – вечности!..

Я нашёл тех, кого люблю. В жизни.

Я слушаю, почти всегда, одну и ту же музыку.

Это американцы…

(Они похожи на нас – великие и свободные – тоже, несмотря ни на что. Дети больших и мощных, могучих, могущественных, богатых стран // государств, населённых десятками миллионов, многочисленными всякими разными народами и народностями – мы: ~``американцы``~ и ~``русские``~. Великие! – несмотря ни на что.)

Я слушаю Джоан.

Я слушаю Боба.

Я слушаю Баэз.

Я слушаю Дилана.

Песни! –

Те же! –

Смотрю в одни и те же глаза, бесконечно голубые и бесконечно глубокие. Своей Жены – Лены. Два Неба Жизни моих на земле! И слушаю «Diamonds & Rust» («Алмазы и Ржавчина»). И думаю: “Любовь не возьмёт ржавчина! Нет! Не быть этому! Нет, не быть”.
Звучат электрогитары… Их голоса…

!!!!

Пусть долго, очень долго живут: мой Король, моя Королева – Дилан! Баэз!
Я люблю долгожительство! Я – кавказский человек. Я люблю, когда человек побеждает в себе многое, люблю, когда он не прячется, люблю, когда он говорит открыто. Когда схватывается с стихиями. Люблю смелых, героев, бесстрашных. Именно так определяю бесстрашие – перед человеческой массовой тупостью, грязью, помрачением, озверелостью – через открытые социальные проявления – !!!!ТВОРЧЕСТВО!!!! Может быть, я тоже храню в себе зёрна протеста? Эти двое, Дилан и Баэз – сделали мою жизнь иной. Ещё звучат их гитары. Звучат горячо. И голоса. Голоса протеста и любви. Выходят их книги. Книги о них. Нигде в мире не нужно уточнять и рассказывать, кто это – Дилан и Баэз. И, что они сделали для века и человечества – в прошедшем. И, что делают сейчас.

Это мои – **** Король **** Королева ****.

Дилан и Баэз.

С Новым Годом!

Дорогие!

Долгих лет жизни! Многих Плодов Её! Ещё! Когда года – точат уже не молодое тело – страсти не становится меньше. И любви. И хочется говорить всё яснее, прозрачнее, ярче. Не потому ли, концертов всё больше? Всё напряжённее их график, ритм. Вечно меняясь, эти двое олицетворяют собою саму музыку, поэзию, любовь, само понятие МУЗЫКИ, ПОЭЗИИ, ТВОРЧЕСТВА. И ЛЮБВИ! На фоне полного неприличия происходящего на Земле они ведут себя изысканно, честно, смело, активно, благородно, человечно. «Быть Человеком» – тот урок, что завещал им их учитель, основатель стиля `фолк`, Вуди Гатри, и, который они усвоили похоже отлично, твёрдо, теперь слушаем мы. Оставаться человеком – вот урок, вот итог. Болеть за всё, что горько и тяжело. И не мириться с этой бесконечной пропастью насилия и лжи. Это и есть `фолк` – народное. И ставить под этим свою авторскую подпись. Быть не ``безымяным``, но автором – это тоже урок. Тот, что мы слышали у Галича, Окуджавы, Высоцкого, Башлачёва, Гребенщикова, Шевчука, Цоя.

Годы бессмысленны, если они не ведут к вершине: человеческой и творческой. Годы бессмысленны, если ты вянешь в них. Годы не бессмысленны, если ты становишься мудрее, красивее, талантливее, глубже, разностороннее, шире, добрее. Жизнь бесцельна на Земле, если не улучшается. Жить ни к чему, если ты думаешь, что изменить нельзя ничего. “Я простой парень, который взял в руки гитару и стал петь под неё”, – говорит о себе Пол, Пол Макартни. Отчасти, при всём его таланте, это и так. Это простые ребята. Они взяли в руки гитары и пошли менять мир. Им казалось, что это возможно. Они пели. И мир изменился. Они останавливали войны. Они боролись – против насилия. И в своей стране и в других. Они взяли на себя ответственность за мир во всём мире. Как наша коммунистическая партия когда-то писала в своих бумагах и документов. Голод, междоусобные войны, военная агрессия, геноцид, преследования по любым каким-либо признакам вызывало протест. И песни. Их. И остальное: дружба, семья, творчество, родина, любовь – вот их темы. Разве можно спокойно слушать, как Пол пел свои тихие акустические посвящения дорогим ушедшим сво-им друзьям – Джону и Джорджу, своей любимой жене, другу, помощнику, сподвижнику, возлюбленной Линде?

Они уходят. Поют, но уходят. Собираясь по всем важным, ``ключевым`` темам мира. Поют. И мир меняется вместе с аккордами их гитар, их голосами. Дают большие сборные (“соборные”) концерты – посвящения. Как когда-то Джордж открыл эту традицию в 71-ом – Концертом в помощь умирающих от голода в Бангладеш. Потом `провожали` Джона… Потом – и самого Джорджа… Роя Орбисона… Многих, многих ещё… Неизменно участвуют и великие – друзья – Эрик Клэптон, Марк Кнопфлер. Идеалы остаются прежними – это поколение – «ДЕТИ ЦВЕТОВ» // «ЛЮБОВЬ, А НЕ ВОЙНА!» // «ЦВЕТЫ – В ЖЕРНОВА ПУШЕК». Трудно представить, что было бы с миром, если бы не было их песен, их страстности, их сердечности, ранимости болью других, болезнями всего человечества, если бы не было их самих. Да, по-прежнему огонь по // на Земле жжёт, уничтожая. И вместо войны Вьетнама – Ирак. Да, и многое, многое, многое к ужасу! – другое… испепеляющее и само наше существование на земле. Да и – может быть – ещё хуже, страшнее стало – и жить на Земле, и умирать…

И они, по-прежнему, поют…

А я люблю их. И их любят миллионы таких, как я. А, может быть, не миллионы – больше гораздо? – людей.

«Быть человеком».
       




**** Слушая песню ``Diamonds & Rust`` Джоан Баэз с Её одноимённого альбома (1975)
**** Ночи с 28-го декабря по 3-ое января 2007 – 2008-го годов




мои тексты о Дилане и Баэз:

http://www.proza.ru/2011/04/13/243
http://www.proza.ru/2011/04/09/345
http://www.proza.ru/2008/01/03/79


Рецензии
Как нежно... И правдиво. Я сам всё точно так же ощущаю, это мои любимые музыканты.

С теплом,

Григорий Казанский   07.03.2015 07:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Григорий! ЭТО НАСТОЯЩАЯ ПОЭЗИЯ и ЛЮБОВЬ! - то, что в них и то, что В НАС,

Артём Киракосов   07.03.2015 19:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.