Как Миша выучил каракалпакский язык

       
       Мой друг Миша подвергался самой нещадной эксплуатации, мучениям со стороны своего зятя Эльдара. Но как говорят, нет худа без добра. Благодаря этой эксплуатации, он овладел иностранным языком. Хотя "иностранный"- сказано слишком сильно. Надо было сказать: единственным и неповторимым, уникальным в своем роде. Нет, опять неудачная формулировка; еще чего доброго подумают, что речь идет о языке какого-нибудь вымирающего австралийского племени, на котором говорит пара, другая человек. Впрочем, некоторая аналогия здесь есть, если учесть количественный фактор, иными словами, сколько человек владеют этим языком?! Ответ будет таким: полтора человека! Миша и его зять Эльдар. А так как последний, когда начинает говорить на «языке», не составляет полноценного человека, он может сойти разве что за полчеловека, то элементарное сложение даст нам ответ: на «языке» говорит полтора человека. Или, вот так: «языком» владеет полтора человека-на нем говорит Эльдар, а Миша понимает его.
       Еще несколько лет назад, Эльдар вел неплохую жизнь, или как принято сейчас говорить, был довольно респектабельным человеком, бизнесменом. Еще в те времена он любил хорошее застолье. Но он, если и посещал рестораны, то делал это в свободное, без ущерба для дел,время. Денежные реформы, слом старой системы оставили Эльдара «вне игры». Он стал катиться по наклонной плоскости. Нельзя сказать, что это произошло очень быстро. Эльдар даже год, другой продолжал сражаться с судьбой, пока не махнул на все рукой. Он стал регулярно пить.Дорогие вина сменила дешевая водка, а на смену освещенных хрустальными люстрами залам престижных ресторанов пришли в лучшем случае пивные-забегаловки, в худшем-вонючие подворотни. Дешевая водка, заполонившая наши рынки, опасна прежде всего своей непредсказуемостью: у одних она отнимает зрение, у других разрушает печень в кратчайшие сроки...Эльдару она нанесла удар по ногам. После одной из наиболее крутых выпивок (тогда он еще был способен на такое, это сейчас ему довольно нескольких стаканов, чтобы надраться в стельку), Эльдар к своему ужасу понял, что ноги время от времени перестают подчиняться ему. Кое-как в тот вечер он доплелся до дома.После того кутежа он так и не смог полностью выпрямить ног. У Эльдара изменилась походка, казалось, он ходит на полусогнутых ногах, при этом он не шагал, а как бы волочил их. Человеку понадобились миллионы лет, чтобы превратиться в прямоходящего,а Эльдар за какую-то жалкую пару лет свел на нет плоды столь долгой эволюции: он превратился в полупрямоходящего.
 С новой бедой зятя Миша познакомился неожиданно. Как то возвращаясь вечером домой с работы, он встретил Эльдара. (Миша занимался отделочными работами-штукатурил, делал кладку. В свое время отец научил его этому. Во время кризиса, Миша отложил в сторону свой диплом и стал работать физически, чтобы содержать семью). Он устал, как черт, по его же словам, единственное, о чем он мечтал в те минуты, это о диване и телевизоре. Когда Миша свернул с вокзальной площади на свою улицу, кто-то окликнул его по имени. Он оглянулся и узнал своего зятя. Тот был навеселе. Они пожали друг другу руки.
-Надо отметить встречу,-сказал Эльдар, как если бы они не виделись целый год.
-Давай,-вяло, без энтузиазма согласился Михаил, усталость не располагала его к выпивке, к тому же он знал, что домашние Эльдара недовольны пьянством зятя. Несмотря на все это, Миша,подавив вздох, последовал за ним в ближайшую забегаловку-он не хотел, чтобы Эльдар подумал, что шурин пожалел денег на угощение. Они зашли в столовую, заказали вино, сыр и зелень.
После нескольких стаканов речь Эльдара заметно изменилась в худшую сторону,Миша стал с трудом понимать его. Зять заладил: каракалпак, каракалпак. (Как потом выяснилось, он имел в виду село Караджалар, оно находится в нескольких километрах от Рустави). Но с трудом ворочая языком, проглатывая звуки, он так и не смог объяснить шурину, что имел в виду.Мише же слышалось «каракалпак», он так и окрестил язык Эльдара в стадии сильного опьянения как «каракалпакский». Поэтому, пользуясь случаем, спешу заметить, что язык Эльдара не имеет ничего общего с Каракалпакией, более того, выражаю ей наше искреннее уважение и надеюсь, что никого не заденет тот факт, что «язык» получил такое название. Тут имеет место сходство названий, совпадение, авторское право Миши, назвавшего так «язык». Но почему авторское, скорее соавторское, потому что автором, "отцом" языка является Эльдар, его шурин в лучшем случае соавтор...
 Дальше-больше!Миша, видя, вернее, слыша тарабарщину Эльдара, хотел прекратить выпивку, но не тут-то было:зять яростно воспротивился этому. Подобно Ивану Васильевичу из знаменитого фильма, он требовал «продолжения банкета». Они опорожнили графин вина. Миша подошел к буфетчику, расплатился и вернулся к столу, потому что Эльдар продолжал сидеть. Он не мог встать, ноги отказали ему. Озадаченный Миша спросил:
-Что с тобой, почему ты не встаешь?
В ответ раздалось нечленораздельное, режущее слух бормотание, казалось, гамадрил издавал бы более мелодичные звуки.Михаил подхватил Эльдара под мышки и поставил его не без труда на ноги- Эльдар на полголовы выше Миши и килограммов на десять тяжелее. Он вывел зятя из пивной и начал свой долгий, нелегкий путь. Миша тащил Эльдара. Одной рукой он обхватил Эльдара за талию, второй держал руку зятя, лежавшую на плечах Миши. Нельзя сказать, что ноги Эльдара были полностью обездвижены, он кое-как волочил их,не будь этого Миша вряд ли протащил бы его на сколько-нибудь значительное расстояние. Ко всем этим бедам добавилась боль в пояснице,несколькими днями раньше Мише пришлось работать на сквозняке, видно его, разгоряченного работой, основательно продуло там. Он мог бы нанять такси, но от двенадцати лари, после посещения столовой у него осталось пять, а ему еще надо было купить кое-что из продуктов.Миша продолжал тащить зятя. После чтверти часа титанических усилий показался дом родителей Эльдара. Вид дома возымел на Мишу тот же эффект, какой оказывает оазис на изможденного путника в пустыне, который из последних сил прибавляет ходу, чтобы припасть к желанной влаге. Он приободрился и с большей энергией потащил Эльдара. Весь пройденный путь, тот не издал ни звука. Но, как только они приблизились к дому, Эльдар забормотал, что-то затараторил.Миша напряженно прислушивался к бормотанью зятя, пытаясь разобраться в ахинее, которую тот нес. Постепенно он понял ее суть. К своему изумлению,Михаил понял, что Эльдар не хочет идти в дом своих родителей. Видно, он побаивался их, в основном своей матери, сильной, властной женщины, которой явно не понравилось бы состояние сына.
-Вот, что значит страх, он способен заставить мыслить человека даже тогда, когда тот находится в почти невменяемом состоянии,-с удивлением подумал Миша.
Но тут удивление сменилось ужасом. Из бормотания Эльдара он понял, что тот просит, требует отвести его к жене и детям, в свою квартиру. Это подтверждалось тем, что Эльдар упирался, он не хотел входить в подъезд дома своих родителей. А вести зятя в его дом, значило пройти по крайней мере еще столько же, сколько уже было пройдено. Дом Эльдара был в квартале от того места, где они находились.Миша вздохнул так, что сумел бы разжалобить самого капитана Шарки* и потащил Эльдара прочь от двери подъезда. Взмокший, порядком обессиленный, он продолжил путь к cвоей Голгофе, то бишь к Эльдарову дому. Издалека казалось, что идут не два человека, а ползет какая-то бесформенная, чудовищная каракатица,Миша уже не шел, выпрямившись во весь рост, он чуть ли не полз, согбенный своей непомерной ношей. После получаса мучений они дотащились до дома зятя.Миша с ужасом смотрел на дверь подъезда дома Эльдара, видневшуюся черным пятном в темноте ночи. Он с тоской думал о том, что ему не удастся поднять зятя на третий этаж. Ноги Михаила подгибались, руки налились свинцовой тяжестью. Привыкший к тяжелому труду за последние несколько лет человек достиг полного изнеможения, у него остались силы только на то, чтобы поддерживать Эльдара. Он понимал, что еще пара минут и он не сможет даже поддерживать зятя и они рухнут на землю.
-Что делать,-думал он,-позвать Лину?!Но что мы сможем сделать, сестра и я, у меня совсем не осталось сил. Этим я только переполошу весь дом, испугаю сестру, племянниц, соседям дам лишний повод злословить. Что делать?- лихорадочно продолжал искать выход из ситуации Михаил, чувствуя, что еще немного и Эльдар выскользнет у него из рук.
 В эту минуту послышались чьи-то шаги. Это был Резо, сосед Эльдара. Он возвращался с дежурства. Резо работал на подстанции. Немногословный Резо, мгновенно оценив ситуацию, схватил Эльдара и потащил его в подъезд. Вдвоем без особых проблем, они живо водворили его в квартиру...
 Рассказывая мне эту историю, Миша время от времени, проводил ладонью по лбу, как будто вытирал пот. По-видимому, он это делал сотни раз, когда волок зятя домой и пересказывая свою эпопею, инстинктивно повторял это движение.
   Мой друг сделал необходимые выводы из этого происшествия. Он изучил стадии, фазы опьянения Эльдара. А так как косноязычие, вернее степень нечленораздельности речи последнего находилась в прямой зависимости от стадии опьянения, то изучение и как следствие, знание «языка» дало Мише огромную практическую пользу. Время от времени, когда зять и шурин встречаются за столом,Миша прислушивается к речи Эльдара. Он по степени ее нечленораздельности безошибочно определяет в какой момент, вернее через сколько стаканов наступит "обезноживание". Появление в речи признаков бормотания, проглатывания звуков, служит сигналом SOS для моего друга. В такие минуты Миша, подобно великим стратегам древности, которые давали решающие сражения в удобной для себя местности, также стремится перенести место сражения с бутылками в приемлемый для себя район, т.е. поближе к дому Эльдара, чтобы по отнятии ног не тащить его через несколько кварталов. Часто Миша прибегает к другой тактике: если Эльдар трезв до застолья, то Миша, применяя большую дипломатию, начинает расхваливать какую-нибудь забегаловку, которая находится неподалеку от дома зятя. Обычно, это срабатывает, потому что Эльдару все равно где пить, лишь бы пить и наши герои приступают к выпивке в непосредственной близости от дома, к успокоению Михаила...
 Мой друг до такой степени изучил «стадии нечленораздельности», что может определить насколько пьян Эльдар, даже не видя его, а просто услышав его речь. И не просто определить насколько тот пьян, но даже сказать с точностью до одного стакана, сколько спиртного зять выпил и когда наступит «отнятие ног». В своих исследованиях, как в «лингвистических», так и в «наркологических» мой друг проявил такую наблюдательность, как если бы он был известным ученым-практиком, пожалуй и аналитиком тоже. На это могут возразить, что это за исследования, которые сделаны из страха остаться с обезноженным зятем на руках и что это за сравнения с большими учеными?Но, позвольте, разве великие открытия, исследования не были сделаны из страха?!Из страха перед природой, из-за стремления обезопасить себя от ее грозных сил?!Разве Пастер не боролся с болезнями, не стремился победить их из страха перед ними, из страха, что они поразят его близких, окружающих?! Да и дело, наверно, не в том, как я назову изыскания Миши. В одном из рассказов я написал, что Миша не хватал звезд с неба во время нашего студенчества. У него была явная неуверенность в своих возможностях. Что было тому виной? Язвительные высказывания какого-нибудь горе-педагога в его адрес, убившие веру в собственные силы?Или наше не совсем корректное отношение к нему во время совместных занятий?Как объяснить тот страх к предметам, сессиям, тот самый страх, из-за которого у него частенько поднималась температура во время экзаменов?Человек, проявивший столько наблюдательности, систематизировавший зависимость нечленораздельности от поглощаемого спиртного, давший качественную и количественную (вспомните способность Миши по одному голосу Эльдара определить количество выпитого последним), характеристики этому явлению, уверяю вас, это действительно,способный человек...
 Как-то на дне рождения Михаила мы собрались у моего друга. Была веселая, непринужденная обстановка. Было произнесено немало тостов, выпито соответствующее количество превосходного домашнего вина "без примеси хмеля и можжевельника", говоря устами героев Дюма. Среди приглашенных был само собой разумеется и Эльдар. Мы вспоминали молодость, студенчество, уморительные проделки, совместные поездки на курорты. Эльдар по своему обыкновению скоро перешел на «каракалпакский язык». Он стал нервничать, так как мы, простые смертные, не понимали его. Тогда мы попросили Мишу перевести нам тарабарщину зятя.
-Ну,вот, даже юбиляра в день его рождения, не оставляете в покое,-шутливо проворчал он, но тем не менее начал «переводить».
Как только Михаил заговорил, Эльдар развеселился, перестал психовать. Мы поняли, что «перевод» верен. Лишь иногда, когда Миша допускал неточность, Эльдар тряс головой и снова, с большей силой принимался за свое кудахтанье.
-И все-таки, ты не все понимаешь,-сказал Лева.
-Процентов девяносто понимаю,-невозмутимо ответил Миша,-но думаю, что дойду до девяноста пяти. Судите сами, насколько труден «каракалпакский язык», ведь вы ничего или почти ничего не поняли, иначе не обратились бы ко мне как к переводчику,-улыбнулся он.
Нам пришлось с этим согласиться...
 Прошло больше полугода с тех пор, когда мы отмечали день рождения нашего друга. Вернее семь месяцев и восемнадцать дней. Откуда такая точность?! Это Эльдар ведет счет дням своей трезвой жизни. После дня рождения он не выпил ни грамма спиртного. Вчера я встретил его с Линой и девочками. Эльдара было не узнать, ни дать ни взять-почтенный глава семейства на прогулке. Чтобы постичь всю глубину счастливой метаморфозы семьи, достаточно было взглянуть в глаза матери и дочерей, казалось, Лина помолодела лет на десять-пятнадцать. У девочек исчезло настороженное выражение глаз, они смеялись шуткам, которые отпускал их отец,неглупый, остроумный человек...
Я не знаю, что заставило Эльдара бросить пить?! Тяжелейший приступ боли в селезенке, случившийся с ним на следующий день после дня рождения, когда его пришлось везти на обследование?! Или, быть может в нем заговорила совесть, или же чувство стыда, когда он осознал на трезвую голову, что его речь никто не понимал, кроме шурина?! Повторяю, я не знаю, которая из этих причин сыграла решающую роль в «превращении» Эльдара, возможно все они подействовали в комплексе.
Что ж, в добрый час,Эльдар,пусть даже канет в Лету «язык», на котором говорил ты и который понимал Миша, при всей его "единственности, неповторимости и уникальности".

* Пиратский капитан,персонаж "Морских рассказов" А.Конан-Дойла.



       


Рецензии