Случай и судьба - всего лишь пустые слова

«Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она - отражение границ нашего познания. Борьба против случайности - всегда борьба против нас самих, борьба в которой мы никогда не сможем стать победителями».
Кафка Ф.

Случилось это не в такие далекие, но безвозвратно ушедшие времена, времена, когда солнце светило чаще, а небо было голубее. Училась я тогда в университете, а летом подрабатывала в одной организации. Деньги платили небольшие, зато на экскурсии ездили, чуть ли не каждый месяц, причем частенько со всеми чадами и домочадцами, иногда даже бабушек с собою брали. А почему бы и нет? Ведь львиную долю оплачивал профсоюз.

 Та поездка началась как обычно, со штурма автобуса. Счастливчики, прорвавшиеся первыми, занимали места тете, дяде, товарищу по работе и любовнице товарища по работе. Так что мое место, как всегда, оказалось в хвосте. Но, устроившись, я поняла, что мне повезло. Поездка обещала быть приятной. Рядом со мной сидел мужчина с греческим профилем и черными как вороново крыло волосами. Колоритная седая прядь накладывала на его облик печать таинственности. «Отставной военный, переживший ужасы афганского плена или бывший шпион, выполнявший секретные операции», - попыталась я применить дедуктивный метод Шерлока Холмса. В то время я «запоями» читала детективы. Я окрестила его про себя Джеймсом Бондом. Говорят, у шпионов заурядная внешность, но Джеймс Бонд, как известно, не из их числа.

К сожалению, мой Джеймс Бонд внимания на меня не обращал и читал «Спортивное обозрение». Я достала из сумочки очередной детектив Рекса Стаута и тоже уткнулась в книгу. Впереди дорога длинная, найдется еще повод для знакомства.

Внезапно наш автобус затормозил. На обочине дороги стояла автомашина. В ее моторе копался широкоплечий парень, а рядом стояла девушка в обтягивающих брючках и в завязанной узлом под грудью рубашке, оставляющей открытой узкую полоску смуглого живота. Девушка была симпатичной и отчаянно махала руками. Ну, какой мужчина проедет мимо, тем более что в те времена никто не боялся засады в кустах «братвы» с автоматами. Девушка попросила ее подвезти.

Рядом со мной, с другой стороны прохода, оставалось свободное место, и незнакомка отправилась к нему. Не успев усесться, она тут же спросила: «Вы не скажете, сколько сейчас времени?» «Одиннадцать сорок пять», – ответила я. Через пару минут она снова спросила: «Сколько сейчас времени?» - «Я же вам сказала, одиннадцать сорок семь. Она кивнула, но через минуту опять: «Сколько времени?» Девушка явно нервничала. Щелкала замком сумки, теребила на пальце кольцо и покусывала нижнюю губу. Я подумала: что-то случилось. Она явно куда-то спешит. Но спросить у нее не решалась. Девушка думала о чем-то своем, и я снова вернулась к своей книге.

Вдруг она сама заговорила со мной:
- Год назад, - сказала она, - на этой дороге погибла моя сестра. Мы с ней были близнецами. И сегодня мне приснился сон. Приснилась сестра. Она была очень грустная, взяла меня за руку и сказала: «Приходи сегодня в двенадцать часов на место моей гибели. Только не опоздай. Ты вечно опаздываешь. Это очень важно.
Я проснулась с решимостью: надо ехать. Но все как-будто против меня. Сначала я никак не могла справиться с дверным замком. Битый час провозилась. На работе заболела напарница, и директор не хотел меня отпускать – товар принимать некому. Но я упросила, сказала – на очень важную встречу опаздываю. Он мне даже свою машину с шофером дал. И вот, когда осталось совсем немного, заглох мотор...

Рассказ собеседницы подействовал на меня завораживающе. Я, не отрываясь, смотрела на стрелки часов и тоже волновалась: успеет – не успеет. Вдруг девушка воскликнула: «Вон тот поворот»... – и стремглав бросилась к выходу.

Она выскочила из автобума и побежала через дорогу. Неожиданно раздался визг тормозов, крик, захлопали дверцы машины. Наш автобус, не успев отъехать, так и остался стоять на месте. Бедную девушку сбил встречный автомобиль. Трагедия на дороге – зрелище не для слабонервных, а тут вдвойне: я только что разговаривала с той, чье неестественно распластанное тело лежало сейчас на асфальте. Хотелось закрыть глаза и подольше их не открывать. Наконец, приехала милиция, «скорая», и мы смогли продолжить свой путь.
Всю оставшуюся дорогу пассажиры комментировали случившееся. Сомнений не было ни у кого: мистика и никак иначе.

Мой сосед в разговоре участия не принимал, Хотя газету и отложил. «А что вы думаете обо всем этом?» - спросила я у него. Он пожал плечами: «Я не верб в мистику. Скорее всего, это стечение обстоятельств», Я стала горячо, путано и длинно убеждать его, что есть что-то, что сильнее нас и не подвластно нашему разуму, и мы сами, порой, идем навстречу своей судьбе не догадываясь, что все уже предрешено. Он скупо улыбнулся: «Вы же видели, в каком она была состоянии. Очень переживала смерть сестры. Совершенно себя не контролировала. И забыла об осторожности. И никто ей об этом не напомнил. Не взял за руку и не сказал; «Будь осторожна. Переходя дорогу, посмотри по сторонам. Тогда, может быть, и судьба была бы другой». Видя, что не убедил меня. А только расстроил, он добавил: «Не переживайте. Все мы задним умом крепки. Хотите, я расскажу вам одну историю?» Еще бы я не хотела!

«Одно время я работал спасателем на туристической базе (я ликовала: ну почти угадала. Хоть и не Джеймс Бонд, но ведь и не учитель истории). Однажды в пещере произошел обвал, и под обломками оказались четверо туристов. Троих мы нашли, к сожалению, слишком много времени прошло, они уже были мертвы. А вот четвертого никак найти не могли. Всю пещеру вдоль и поперек облазили. В другом конце пещеры, куда туристов не пускали, после обвала оказался тупичок. И я на всякий случай послал ребят проверить его. Ребята вернулись бледные, трясущиеся, снова идти туда отказывались. Говорят: там кто-то ходит. Я ни в какую чертовщину не верил и решил проверить сам. Взял фонарик и полез. Подхожу к тупичку и слышу: «шлеп, шлеп» - чавкающие такие шаги, а вдали какой-то силуэт виднеется. Меня стала бить нервная дрожь. По спине поползли мурашки. Но что-то надо делать. Ведь я же старший, да и не трус вроде бы. Короче, решил идти дальше. Сделал шаг, фигура вдруг взмахнула руками и двинулась ко мне. Стыдно сказать, но я потерял сознание. Когда пришел в себя, лежу и вижу: с небольшого возвышения медленно сочится жирный поток густой грязи и смачно так шлепается на пол: «шлеп, шлеп». А рядом стоит, образовавшаяся после обвала колонна, издали напоминающая слегка кривой крест. Один отросток чуть выше, другой чуть ниже – как руки распростертые. Моя-то рука с фонариком тряслась, вот и казалось, что «фигура» движется. Вылез я. Рассказал ребятам. Посмеялись мы. А это – он дотронулся до своей седой пряди, - на всю жизнь осталось. Так что теперь я не тороплюсь с выводами – мистика или не мистика – пока руками не потрогаю».

- А четвертого все-таки нашли? - спросила я.
- Нет, так под завалом и остался.
- Вот видите, - сказала я. – Может быть, все-таки это он ходил. И ходит до сих пор. А колонна тут не причем?
- У вас просто разыгралась фантазия, - засмеялся мой попутчик и снова взялся за газету.
Спорить я с ним не стала. В его словах было больше логики, чем в моих пространных эмоциональных рассуждениях.

Я никогда так и не узнала ни имени той девушки, ни ее дальнейшей судьбы. Осталась ли она жива или умерла по дороге в больницу. Что это было – судьба или случайность, я не могу решить до сих пор. Прав ли мой попутчик, привыкший всегда докапываться до истины и оказавшийся единственным в автобусе трезвомыслящим человеком. А может быть, истину знают остальные, сразу же и бесповоротно принявшие мистическое объяснение? Но «что такое, в конце концов, человеческие истины? Это неопровержимые человеческие заблуждения».


Рецензии
Мне очень понравился рассказ.
А в случайности верят только люди, ленящиеся обхватить умом более широкую часть картины Мироздания. В ней нет случайных деталей и лишних элементов.
И это уже почти аксиома тонкого мира: Если человек куда-то очень-очень спешит, то скорее всего - под трамвай...

Жанна Марова   07.01.2008 17:11     Заявить о нарушении
Большущее спасибо, Жанна. Мне особенно приятна похвала от людей, чьи произведения мне понравились
С ув.,

Софья Качуевская   07.01.2008 18:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.