Легенда о Макаренко

Педагогическая система Макаренко в своей сути проста и даже примитивна: трудовое воспитание и детское самоуправление. Цель- создание «нового человека» (отметим, что у фашистов эта идея называлась создание «сверхчеловека»).
У Макаренко, да и не только у него был очевидный успех: из беспризорников вырастали вполне полезные члены общества. Однако в дальнейшем система забуксовала, и ее вполне последовательное применение приводило лишь к созданию жутких «малолеток», откуда, в подавляющем большинстве, выходили новые кадры преступников.
Все становится понятным, если подумать о составе беспризорников в первые годы революции. В результате массового террора против «обеспеченных классов» сотни тысяч детей оказались сиротами и влились в детскую преступность. Они выжили и даже стали играть ведущие роли среди малолетних преступников (в силу развитого интеллекта). Что касается своего детства, то они вспоминали его как «потерянный рай», в глубине их сознания жили принципы справедливости, чести, законности, уважения к труду, стремления к знаниям, привитые им в раннем детстве в семьях , которые теперь бы называли «благополучными». Когда они попадали в детские учреждения, которыми руководили искренние, добрые, но наивные и, откровенно говоря, слабые педагоги, но предоставлявшие им возможность самоорганизации, они естественно пытались возродить потерянный рай их детства.
Успех Макаренко не был его личным успехом, не был успехом чудо-системы, это был лишь успех самих детей. Сыграло свою роль и то, что колония была быстро превращена в образцово-показательную, что выразилось в том, что чекисты стали проводить своеобразную «селекцию»: в нее стали направлять наиболее «перспективных», лучших детей. Макаренко достаточно честно (правда, редко) упоминает о случаях, когда из колонии забирались «неисправимые» дети (обычно он называл их психопатами).
Интересно, куда направлялись эти несчастные создания, и в каких условиях они содержались?
Успех, конечно, где-то повторялся. Литературным свидетельством этого , например, является «Республика ШКИД» Пантелеева. Сама судьба Пантелеева (Еремеева) есть достаточно яркая иллюстрация к сказанному…
Но, разумеется, эти успехи были и остаются одиночными, результатом случайного стечения обстоятельств или сознательной селекции.
Система Макаренко стала чисто пропагандистским фактором, тормозом для реального развития педагогики, детской психологии.
Нечто вроде издевательской надписи “ ARBEIT MACHT FREI “ на нацистском концлагере.
 


Рецензии