Что Я? Пылинка? Ноль? Зверюшка? Магические часы

Магические часы. Из цикла Двадцатый век
Магические часы. Из цикла Двадцатый век


*
Песни дельфинов

https://www.youtube.com/watch?v=LehBL9T5pd4

*
Мантра Богине Лакшми, дарующая процветание и успех

http://www.youtube.com/watch?v=Y-E4lyq9YOY

*

моим родителям посвящается

*

http://www.youtube.com/watch?v=1zCFhqEFJwI&NR=1

*


Танец с мальчиком Ашеком вокруг магического циферблата.
Действующие лица:
Яла, четырехлетняя девочка, в красном вышитом шёлковом платье из китайского шёлка, очень нарядном,
и
Ашек, трёхлетний мальчик, в косоворотке и шароварах,
босиком.
В руках у Ялы длинная, многометровая атласная лента синего
цвета с глубоким огоньком, прикреплённая к деревянной палочке. Палочку Яла держит в правой руке, а много метров ленты, собрав их складками, в левой, на весу.
Ашек держит в правой руке тоже ленту, покороче, и не шёлковую, а
кожаную. Он нетерпеливо щёлкает ею о пол, как плетью У Ашека густые тёмные брови, немного нависающие на глаза.
На сцене начертан большой круг, символизирующий огромный циферблат без стрелок.


Ожидание затягивается, напряжение возрастает... В ритм щёлканья ленты-плётки барабанщик начинает постукивать барабанными палочками друг о друга.


Дети стоят в центре циферблата, освещённые светом цвета майской листвы.
Появляются два луча света, жёлтый и голубой, по две стороны от пары. Они включаются попеременно.


Ашек и Яла начинают танец.


Шаг 1. Топот. Ашек и Яла крепко топают подошвами об асфальт.
Погода ясная, стоит ранняя весна, но сухо. Место действия - московский тротуар, бульвар Шевченко.
Постукивание барабанных палочек переходит в дробь и военный марш. Дети обнимаются за плечи и в ногу шагают по тротуару, печатая шаг. Тротуар превращается в длинный коридор общежития Военной академии им. Ленина. Ленты уныло обвисают до пола. Дети топают, печатая шаг, энергично, стараясь утвердиться и почувствовать свою силу. Силу собственного Я. Что Я? Пылинка? Ноль? Зверюшка? Очень много? Тысячи вопросов ждут ответа.


Шаг 2. Эх, яблочко. Кто способен взять голыми руками шестую часть света и одною своей волей заставить танцевать под свою дудку? Упразднить семью, упразднить инстинкты, даже инстинкт самосохранения? Или на нём-то и сыграть? Не может иметь власти Сталин, если на каждой улице, в каждом доме и семье не сидит свой мини-сталин, выполняющий его желания, танцующий под его дудку! Не топочите ногами, дети! Тихо! Тихо! В угол! Под стол! Мини Сталин в каждой душе. Племя рабочих и крестьян, а особенно легко прививаются детские и юные души! - Школа, школа, школачка - начинает подпрыгивать на цыпочках Яла. Яла любит школу. Там её место не в углу под столом, там в коридорах большой выбор, с кем дружиться и печатать шаг в обнимку! Мальчики - отдельно, девочки - отдельно! Такова воля Партии и Народа! И Сталина! Синяя лента превращается в бант в косе, только её огонёк не затухает. Длинная плеть из кожи в руке Ашека превращается в обычный кожаный ремень, который сам собой опоясывает его серую школьную форму. Звонкая барабанная дробь, горнист назойливо выводит: „На зарядку! На зарядку! На зарядку, на зарядку становись!” Ашек очень любит зарядку! Он вскакивает с постели, машет руками и приседает и отжимается от пола. Яла потягивается и остаётся в постели. Эти женщины не поддаются дрессировке!! Проститутки! Бабы! Б ..ти! Барабанная дробь прекращается, зазвучало „Эх, яблочко!” Яла и Ашек выделывают па матросского танца. В полную ступню. Корни, предки, родная Земля, ты нас по себе водишь, мы тебя всю исходили, эх, яблочко на золотой тарелочке! Ялины предки на Амуре, Ашековы на Каме - встретились на безымянном острове, по берегам которого стоят дворцы с красными черепичными крышами, башенками и чудесными садами, это город-сад, город-сад! Огромный зал с навощённым паркетом. Дети занимаются гимнастикой: Ашек на брусьях, Яла со скакалкой. У меня прыгучесть! Я могу скакать дольше всех! Выше всех! Упруже всех! Я гибкая, я упругая! Я хорошая!

Шаг 3. Бальные танцы. Звучит полька, играет старик-немец на стареньком рояле. Дети перекрещивают руки и становятся на полупальцы. На Яле - кремовая юбочка из чесучи, на Ашеке - ярко-жёлтые атласные шаровары. Постепенно ритм польки приобретает синкопированный характер, дети начинают спотыкаться и путать па. Шаровары Ашека превратились в узкие стильные брюки, под Ялиной юбочкой возникает пышная поролоновая нижняя юбка, звучит буги-вуги! Левыми руками дети цепляются друг за друга, в правых появляется опять синяя лента, уже развёрнутая во всю её длину, и длиннющий кожаный ремень! Ашек начинает щёлкать ремнём, Яла быстро-быстро чертя в воздухе над головою синей лентой на палочке, убегает от него. Накатываются волны медленного старинного вальса: „Плавно Амур свои волны несёт, ветер сибирский им песни поёт-па-па-пам-пампам...”, Яла кружится, зачерчивая движениями ленты теперь уже пространство вокруг своей талии. Ашек задумавшись наблюдает. В музыку врываются диссонансные звуки „Эврибоди Твист!” Пляска принимает бешеный характер! В воздухе то синяя лента, то кожаный ремень, синяя лента, кожаный ремень! Схватка не на жизнь, а на смерть! Великий Сталин против великого Доллара! Эврибоди!!! Никто не остаётся равнодушным! В пляске участвуют все! Ай-люли, ай-люли, это новый танец! Огневушка-Поскакушка в паре с ковбоем! Бареточки синие в паре с кирзовым сапогом! РРокэнндрролл! РРокэндрролл! Музыка ревёт! Свистит! Похохатывает! Это разбойничий свист! Все подскакивают, трясутся, как будто у них горячо под ногами! Синяя лента, вся искромсанная, отброшена в сторону, остаётся один солдатский ремень с пряжкой! Новый мир против старого мира! Но где новый и где старый? Кто тут старый? Кто юный? Пляска затрагивает всех!


Шаг 4. Народная песня. В шумный твист вплетаются лирические мотивы: „Черёмушки - в Черёмушках черёмуха цветёт!”... Пары обнимают друг друга за талии и начинают кружиться... „Ум-пам-пам, ум-пам-пам...” Ашековы руки у Ялы на талии, Яла кладёт обе руки Ашеку на плечи: дети смотрят в глаза друг другу... Звучит соло на рояле, исполняется русская народная песня „Ивушка”, дети прижимаются друг к другу и начинают медленно переступать с ноги на ногу. Яла оттопыривает попку. Пара застывает...
Слышно биение их сердец...


Шаг 5. Йоганн Штраусс. На прекрасном ГОлубом Дунае. ...Издалека, порывами, прилетает другой вальс. Синяя лента снова появляется во всей своей красе, а в руках Ашека - точно такая же лента, только голубая! Сегодня у Штраусов вечер вальса! Исполняется вальс „Голубой Дунай”! Вальс звучит в исполнении на фортепиано. Дети в упоении принимаются танцевать под его звуки, они то разбегаются в разные стороны, то снова сбегаются, работа с лентой у обоих чёткая, ритмичная, слаженная. Набегает множество таких же девочек и мальчиков, в руках у каждого - синяя или голубая лента! Вальс становится похожим на вихрь! Вихрь! Буря! Дети образуют круг и махая лентами, движутся по кругу, в середине круга Яла с синей лентой, бысро-быстро мелькающей над её головой! Движение ленты становится конусообразным, образуя воронку. Вальс Голубой Дунай звучит всё настойчивее и убедительнее. Включается оркестр! Движение по кругу не прекращается и постепенно замедляется, музыка носит всё более проникновенный характер, но ленты мелькают всё с той же частотой, чтоб не упасть на пол... Внезапно солистка взмывает в воздух и улетает! Дети с лентами бегут врассыпную, каждый машет своей лентой над головой, быстро-быстро, чтоб лента вилась в воздухе!

Ашек остаётся один на сцене. Часы бьют полночь

Сверху на него медленно опускается длинная многометровая лента синего цвета.

Занавес. Лента падает и занавесом закрывает Ашека от глаз.


Рецензии