Лунная соната

Место на берегу водохранилища называется «Берёзовая роща». Одни берёзы и кустарник.

Тишина. Только иногда слышен всплеск воды, это рыбки играют. Раньше здесь была деревня.

Из-за строительства водохранилища жители деревни выселены, дома стоят с заколоченными окнами. Только одно подворье существует. Живут два старика, они не уехали, у них пасека, коровы и куры. А так ни души.

Туристы расположились на низком берегу водохранилища, где для них уже было подготовлено место: и стол, и скамейки. Раскинули свои палатки. Каждый день кто-нибудь из туристов приплывал к старичкам откушать мёд и испить вкусное парное молоко.

Это было их свадебное путешествие. Виталий увлекался туризмом, а Лиза не любила туристический дискомфорт. Но согласилась ехать в это путешествие только потому, что была наслышана о красотах этих мест.

Берег низкий, песчаный, вода всегда тихая, гладкая. Ни волн, ни шума. Днём птички поют, а вечером туристы у костра дружно напевают свои песни:

постелите мне степь,
занавесьте мне окна туманом,
в изголовье поставьте
ночную звезду.

Красиво. И слова красивые у Ярослава Смелякова и всё вокруг соответствует им.

Луна, улыбаясь, смотрит на всю эту красоту и слушает, о чём это они…

Добирались в эти места на ялах. Две группы на восьми ялах. Мужчины гребли, а женщины их развлекали и подзадоривали. Путь длился целый день, приплыли, уже слегка темнело.

Иногда, ненадолго останавливались передохнуть и перекусить. Очень жарко. Ни ветерка, ни тучки на небе. Солнце пекло вовсю.

Лиза была в лёгком ситцевом платье и таком же платочке. Толя грёб и всё время смотрел на неё. Ему понравилась её открытая улыбка и большие голубые глаза.

Он не знал, что его сосед по гребле её муж и что они молодожёны. Смотрел и думал, как бы познакомиться. Она улыбается, смеётся, охотно разговаривает, но Толя чувствует какую-то преграду или дистанцию. Она ведёт себя так, что ближе не подступишься.

Она тоже обратила на него внимание, но не для себя, а для Виталия. Подумала, что им будет интересно вместе провести эти две недели.

Солнце ушло за горизонт, сумерки плавно перешли в вечер. Тёмное небо усыпано звёздами, как маленькими бриллиантиками. Виталий любил вечернюю прохладу и пошёл купаться.

Толя подошёл к Лизе и предложил покататься на лодке. Она призадумалась. Как отнесётся к этому Виталий? Но он же уплыл один! «Почему он пошёл купаться один? Что ж мне ждать его на берегу? Нет! Приму приглашение!»

Лиза и Толя взяли лодку и поплыли. Очень красивые места, темный вечер освещала полная луна и яркие звёзды.

Пока муж плавал, наслаждаясь водяной прохладой, жена уплыла с другим ему в отместку. Они недавно поженились. Лиза считает, что она его королева и он будет думать только о ней и всегда только с ней. А он захотел побыть один.

Искупавшись, Виталий вышел на берег, смотрит туда-сюда и Лизу не нашёл. Он знал про её строптивость, но не до такой же степени!

А Лиза и Толя плыли на лодочке, рассказывали друг другу о себе, кто откуда. Он время от времени читал ей стихи про красоты природы. Луна освещала им путь.

С Толей было интересно. Он рассказывал о своей работе, какими исследованиями занимается. К тому же очень внимательно и с интересом на неё смотрел, женщины к такому вниманию не могут быть равнодушны. Толя высокий брюнет с волнистой шевелюрой, карие вдумчивые глаза, серьёзный взгляд. Лиза всё это видела, но постоянно думала о Виталии. Чем закончится для неё эта прогулка.

Плыли по лунной дорожке. Не заметили, как прошло два часа. Вернулись на базу. Виталий их поджидал на берегу.

- Ну, всё, - говорит Толя,- сейчас будет семейный скандал.

- Нет, скандала не будет. Он просто удивился, куда это я подевалась. Виталий не ревнивый,
он выше этого,- с улыбкой сказала Лиза.

В силу своей скрытности и постоянного наблюдения за собой со стороны, Виталий старался повести себя так, чтобы никто не заметил его возмущение или ревность. Он не мог себе этого позволить.

Виталий подошёл к лодке, подал руку Лизе.
       
Внутри у него всё клокотало, возмущению не было предела. Но он должен выдержать это спокойно, как будто так они договорились. Молчаливый, самолюбивый, нелюдимый, хоть и турист. И для него очень важно, как он смотрится со стороны. Полный контроль над своими эмоциями.

- Лиза, - тихо сказал он, - ты зачем так сделала? Я уже не знал, что и думать.

Он никогда не устраивал скандалы. Может быть ей этого не хватало? И она пыталась как – то возмутить его и вызвать бурю эмоций? Но этого не произошло.

Взял себя в руки и обняв её за плечи, подвёл к костру. Сели. Он любил петь у костра. Турист, где только не побывал! И летом и зимой походы в разные уголки. Пел громко и хорошо, выпевая в звуках все свои эмоции.

Пока её не было, Виталий думал: «Зачем на ней женился? Дискомфорт, видишь ли, она не любит, ушёл искупаться один – разобиделась и вообще не знай куда исчезла. А такая милая была прежде, не обижалась, всегда весёлая, разговорчивая. А тут вот… на тебе».
Опять начал:

- Лиза, ты зачем поплыла на лодке с Толей? Мы здесь все чужие, никто толком не знает, кто какой? Мало ли что…
- А что?
- Ну, ладно. Больше так не делай!
- А ты?
- А что я?

- Ты же уплыл один без меня. А я как дура на берегу должна ждать? Я думала, что я для тебя королева. Что ты будешь обо мне заботиться, будешь всегда рядом. А ты всё время куда-то уходишь: то эту речку переплываешь несколько раз в день. Я нервничаю. То червей копать уходишь куда-то для своей рыбалки. Вот почему я должна всё время тебя ждать, высматривать, где ты, куда ты. А я всё время одна.

Скандалов он не выносил, говорил всегда спокойно, но очень метко. Тихим голосом, но меткой фразой не в бровь, а в глаз, мог сильнее задеть и обидеть, чем крик и шум.

- Хорошо. В следующий раз пойдём вместе копать червей и рыбачить вместе.
 
Виталий очень хорошо плавал всеми видами: и кролем, и брассом, и баттерфляем, по - всякому. А Лиза плавать не умела. Он начинает её учить, она визжит на всю округу.

У Виталия это второй брак. Первая жена тоже имела к нему постоянные претензии. Всё не так.

Когда он впервые увидел Лизу, то удивился, что такие девушки бывают: открытая, простая, без обид и претензий.

- Я думал, что таких девушек только в кино показывают, - говорил он ей после знакомства.
 
Вот тебе и кино. И чего они от него хотят?

- Я теперь понял, у всех женщин одни и те же требования.
- И что они требуют, по – твоему?
- Не хочу об этом говорить.
- А я хочу. Все женщины хотят внимания и любви. А ты этого им подарить не можешь и не напрягаешься по этому поводу.

Поговорили. Но до конца оба ни в чём не разобрались.

Толя и Лиза были в разных туристических группах. Их группы располагалась невдалеке друг от друга. Толя каждый день, преодолевая расстояние между стоянками, приходит к Лизе как на свидание.

Выглядела Лиза очень привлекательно. Всё при ней.
 
Он не может не прийти. Как магнитом тянет. Они с Лизой прогуливаются вдоль берега. Беседуют на разные темы. Оказались оба математики. Он работает в Московском университете, рассказывает о преподавателях, которых она знает по учебникам и встречала на конференциях.

- Лиза, вы с Виталием такие разные. Вы всё равно жить не будете. Поедем со мной в Москву. Я живу с мамой вдвоём. Я уже не могу без тебя. Утром просыпаюсь и к тебе.

- Ты что, Толя! Я только полгода как замуж вышла и Виталия люблю. О чём ты говоришь?
- Виталий хороший парень, но не твой.
- Я не хочу на эту тему говорить. Вот лучше ты мне скажи, почему не женился до сих пор.
- Не встретил такую, как ты, Лиза. Я тебя ждал.
- Может быть поговорим на другую тему? Какие закаты здесь красивые!
- Вот, где твой Виталий сейчас?
- Червей пошёл выкапывать. Завтра с утра на рыбалку пойдёт с мальчиком Славиком.
- Ему, что, всё равно, что ты тут одна или со мной?
- Он вывез меня на природу, на свежий воздух и доволен. Он считает, что мне не скучно.
Он хоть не со мной, но всё равно рядом. Он так считает.

Так продолжалось две недели. Толина группа уезжала на один день раньше. И обе группы организовали общий прощальный ужин и костёр. Толя сел вместе с Лизой и Виталием у костра. Пели, шутили.

- Лиза, вот тебе мой адрес и телефон. Будешь в Москве, звони и заходи. И ушёл. Виталий ничего не сказал, но затаил.

Утром Толина группа отплывала. Лиза с Виталием стояли на берегу. И вдруг видят и слышат Толин голос. Он сложил руки рупором и кричит:

- Лиза, повторяю, приезжай в Москву! Мой номер не забудь…

И прокричал свой номер телефона. Виталий опять ничего не сказал и ушёл.
Приехали домой. Родители стол накрыли, все довольные, что вернулись молодые загорелые, отдохнувшие.

- Как отдохнули?
- Хорошо,- говорит Лиза.
- Хорошо-то, хорошо,- с ухмылочкой вещает муж, - да вот Лизу чуть в Москву не увез один. Она с ним по берегу, на лодочке, он ей адрес свой. А почему он мне свой адрес не дал, меня не пригласил?

- Виталий, - удивилась Лиза (оказывается, зло затаил), - успокойся. Всё это несерьёзно. Но Толя хороший парень.

- Он мне вначале тоже понравился из всех, но потом… Нахал!

Потом Лиза часто вспоминала Толю, когда они с Виталием расстались. Бумажку с адресом и номером телефона она сразу же и потеряла, но номер запомнила, потому что на телефонные номера у неё была феноменальная память.

Когда бывала в Москве, испытывала искушение позвонить, но не звонила. Зачем? Тогда у него был солнечный удар, лунная дорожка. Зачем портить тот волшебный миг, подаренный случаем. Пусть всё останется так… Может быть и он о ней вспоминает.

***

Однажды приехала в Москву на курсы повышения квалификации. Пришла на занятия. В этот день должны начать новый курс лекций «Методы построения распределённых вычислительных систем (РВС).

Заходит высокий черноглазый брюнет с посеребрёнными висками. Лиза смотрит и не верит своим глазам: «О, Боже, он, Толя!»

Боится смотреть, узнает ли? Столько лет прошло!

Лиза сидит как всегда за первым столом.

Преподаватель представился:

- Зовут меня Анатолий Максимович. Фамилия – Казаков. Буду вести курс лекций по РВС, 30 часов. По этому курсу будет экзамен. Вопросы раздам в конце лекционного курса. Теперь познакомлюсь с вами.

Открыл журнал, читает фамилии и спрашивает, кто откуда приехал.

- Попова Елизавета
- Я, - еле слышно пролепетала Лиза.

По его лицу нельзя было определить: узнал или нет. Но после лекции попросил её задержаться.

- Лиза, вот и встретились, - начал он раскатистым низким баритоном, от которого кружится голова, - А я тебя сразу узнал. Ты не изменилась. Я ждал тебя все эти годы. Ты ни разу не позвонила, а я ждал. Думаю, что с Виталием вы расстались. Угадал? Ну чего ты на меня так смотришь? Не женился я, некогда было. Всё диссертации защищал, вначале кандидатскую, потом докторскую. Вот и тебя дождался. Дождался?

- Не знаю, что сказать, Толя.

- Скажи что-нибудь.

- Неужели ты так и не женился ни разу? Ты такой обаятельный, не верю, что ты был один.

- Один, конечно, я не был. Но не хочу об этом рассказывать. Я сейчас один, видимо моё сердце чувствовало встречу с тобой,- улыбался Толя широко. - С кем бы я ни был, я всегда вспоминал тебя. Вначале думал, что позвонишщь, как-то дашь о себе знать. Потом уже перестал ждать, но всегда сравнивал всех с тобой и не было ни с кем такой светлой радости от общения. Когда с тобой, я не думал как сказать, что сказать. Всё было само собой, понятно и просто, если сказать одним словом, хо-ро-шо. Я никогда не знал, что ты скажешь или сделаешь, но каждый раз всё твоё мне было ново и неожиданно.

- Но мы же мало времени провели вместе. А я почему-то тоже никогда тебя не забывала. И с Виталием мне было сложно, видимо поэтому. Думаю, надо было принять твоё предложение, а я ещё тогда не понимала многое. Всегда, когда приезжала в Москву хотела позвонить, но не решалась, не думала о том, что ты помнишь меня. Номер телефона запомнила на всю жизнь, хочешь скажу? Вот. Значит судьба встретиться.

Когда она слушала его и говорила сама, её охватил лёгкий озноб, как от простуды. Это нервное. Волнение. Он всё понял. Она тоже поняла, это их судьба.

Его пара всегда была последней и они вместе уходили. Он провожал её до гостиницы.
Начался их светлый и чистый, как её глаза, роман.

Скорее всего не начался, а продолжился через долгую паузу. Каждый раз не могла прервать встречу. Эти минуты прощания длились часами.

Стоило ей взглянуть на него, как невольно вздыхала, это был вздох облегчения, как бы освобождаясь от какого-то груза на душе.

По радио шёл концерт фортепианной музыки . Диктор объявил:

 - Вы слушали Сонату №14 Людвига ван Бетховена в исполнении...

Лиза выключила радио, обняла Толю.

- Толя, а тебе не показалось, что у нас с тобой всё происходит, как Бетховен описал в своей лунной, правда он не называл её Лунной, она была им названа Соната №14 до-диез минор. Лунной её окрестил после его смерти немецкий поэт Людвиг Рельштаб.

- А сколько же у него их таких чудесных сонат, не помнишь?
- По-моему тридцать две.

- Толя, в лунной всё как у нас тобой. Спокойное движение басовых октав, переходящее в лёгкое воздушное звучание - это когда мы с тобой только мечтали друг о друге, тайно надеясь на счастье. На смену лёгкого воздушного звучания приходит престо, утверждение и восторг - это мы с тобой сейчас. Я люблю тебя.

- А я это словами выразить просто не могу! Я всё время вспоминаю тот наш первый лунный вечер.

Как медленно и тихо басы выводят тему,
и также их сердца стучат.
И вот восторг… простой и в то же время зыбкий.
По всей клавиатуре арпеджио переливается в аккорд,
Аккорд любви и восхищенья!


Рецензии
Прекрасный рассказ, Оленька! Как же Лизе повезло, что Толя дождался её!

Ольга Анисимова 2   06.08.2021 20:24     Заявить о нарушении
Привет, Олечка! Я тоже люблю этот рассказ. Спасибо за комментарий!

Ольга Реймова   06.08.2021 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.