Глава 2. Учитель праведности
искали Его, и поставил им Учителя
праведности , чтобы направить их по
пути Своего сердца
------------------------------------------Дамасский документ
Это происходило в конце пятидесятых годов ХХ столетия. Большой океанский лайнер после нескольких дней пути по Средиземному морю от Гибралтара на восток до Апенинского полуострова, наконец, вошёл в желанный порт Италии и, сверкая многочисленными огнями, вскоре с помощью буксиров причалил к берегу. Матросы тут же опустили на причал трап, укрепили его, и пассажиры по очереди стали сходить по трапу на берег. Одним из них был некто Судин, который почему-то считал себя потомком каких-то халдеев. Он, как профессиональный археолог, прибыл на международный исторический симпозиум, что на этот раз должен проходить в Риме. Симпозиум посвящался древним свиткам, найденным на территории Иордании у берегов Мёртвого моря в Кумранских пещерах. Среди встречающих жителей Италии на причале был только один человек, кто приветственно помахал рукой Судину. Это был его давнишний знакомый, который бросился к прибывшему с радушными объятиями. Обменявшись приветствиями, друзья направились к выходу с территории порта. Вскоре итальянец, а это был некто Витторио, спросил Судина:
– Коллега, вы слышали вчерашнее сообщение по радио профессора Джона Аллегро?
– Того самого, который сейчас тоже продолжает заниматься расшифровкой древних свитков?
– Да, того самого!
– Нет, Витторио, пока ещё не слышал! А что он говорил?
– Во-первых, он сказал, что многие найденные свитки Мёртвого моря им уже расшифрованы. В целом они представляют собой собрание около шести сотен книг, написанных на восьми языках и диалектах, в том числе не только на древнееврейском, но и на палестинском, сирийском, арабском, греческом и латинском. Это говорит о том, что среди жителей неизвестной доселе религиозной общины могли быть не только иудеи, но также какие-то палестинцы, сирийцы, арабы, греки и ромеи. Наверное, все они были беженцами.
– Это вполне возможно. В этом нет ничего удивительного. Удивляет другое: как же они все могли вдруг объединиться, по какой причине? Ведь тогда ещё не было никакого Коммунистического Интернационала, не было и Иисуса Христа!
– Наверное, их объединяла какая-то общая цель. В то же время некоторые из найденных у них книг являются отдельными каноническими книгами Ветхого завета и комментариями к ним.
– Этого, наверное, и следовало ожидать.
– Причём найдены все книги Ветхого завета, кроме книги Есфири.
– Это здорово!
Подойдя к ранее заказанному такси и уложив с помощью водителя чемоданы и портфели в багажник, коллеги уселись на мягкие задние сиденья автомобиля и продолжили свой разговор:
– Как оказалось, одни из книг Ветхого завета, найденных в Кумранских пещерах, совпадают с текстом самого древнего перевода Библии на греческий язык, то есть с «Септуагинтой», и с Библией на церковно-славянском языке.
– О! Это уже интересно! Ведь это же ещё раз подтверждает подлинность греческой «Септуагинты» и Библии на церковно-славянском языке!
– Вот именно!
– В таком случае выходит, например, что самым младшим сыном библейского Иавана, который жил после потопа, был не сын со странным именем Доданим, как утверждается в некоторых современных текстах Библии, а сын со вполне понятным нам именем Родий или просто Род.
– Да, это так!
– Кроме того, получается, что библейский Иаван и его сын Род действительно жили в некой стране, которая носила тогда название Рош или Рось.
– Должен с вами согласиться. Но мы отвлеклись от темы. Я хотел рассказать вам о том, что другие книги, найденные в Кумранских пещерах, написаны в масоретской и самаритянской традициях и сильно отличаются по своему содержанию от первого текста.
– То есть получается, что жители религиозной общины собирали все варианты Ветхого завета, не взирая на их разночтения?
– Да! И, что удивительно, это не приводило их к расколу! Хотя Кумранская община и включала в себя представителей разных религиозных направлений, но все они как-то уживались друг с другом.
– Вот как!
– Да! Вторая же часть библиотеки, найденных в Кумранских пещерах, – это апокрифические библейские книги, не входящие в Ветхий завет, но известные нам ранее по переводам с греческого, латинского, эфиопского и даже славянского языков. Среди них книга Юбилеев, книга Еноха, завещания Левия, книга Ноя, апокалипсис Ламеха, книга Тайн, речения Моисея. Некоторые из этих апокрифических книг открыты впервые, например, апокриф книги Бытие со многими дополнениями.
– Интересно было бы почитать все эти дополнения!
– Надеюсь, что скоро нам удастся это сделать. Третья же часть найденных книг посвящена жизни самой общины, которая, если верить Дамасскому документу, называла себя общиной «Нового Завета в земле Дамаска», то есть в Сирии. Среди этих книг известен Устав общины, «Война сынов света против сынов тьмы», гимны, благодарственные молитвы, литургические сочинения, деловые и хозяйственные документы. Причём, в комментариях на Псалмы, на книги Хабаккука и Михея и на Дамасский документ удалось найти упоминание о неком Учителе праведности или Праведном наставнике, который был духовным вождём общины. Этому Учителю Бог, по их словам, вложил в сердце мудрость. Этот же Учитель якобы узнавал все тайны слов пророков непосредственно из уст Бога, а потом указывал членам общины их верный жизненный путь.
– Я думаю, что в этом сообщении профессора Джона Аллегро нет ничего удивительного. Ведь у каждой религиозной общины должен быть свой собственный учитель праведности. Причём, если вы заметили, Учитель праведности новозаветной общины очень похож на библейского Моисея, который тоже якобы иногда наедине общался с Богом, а потом рассказывал доверчивым иудеям об услышанных заповедях. Если верить древним грекам, то ещё раньше Моисея точно так же наедине с богами общались самые древние правители острова Крит, носящие имена Радамант и Минос. И если Моисей для общения со своим Богом, то есть Всевышним, уходил на вершину горы, то Радамант и Минос для общения со своим Богом, то есть с Зевсом, уходили в глубокую пещеру. После выхода из неё они издавали законы, которые все жители острова Крит обязаны были исполнять как законы данные самим Зевсом. Поэтому Учитель праведности действовал в соответствии с этой древней традицией. Кстати, имя Учителя новозаветной общины профессор Джон Аллегро не назвал?
– Профессор Джон Аллегро сказал о том, что имя самого Учителя нигде в книгах не упоминается, но в одном из древних документов он отождествляется с мессией самого Бога, то есть в переводе на греческий – с Христом. Поэтому не исключено, что Учитель праведности мог носить прозвище Христос.
– Но в этом также нет ничего удивительно, ведь известно, что указанная община обитала там же, где потом появились и первые христиане.
– Так-то оно так, но, если верить древним свиткам, то Учитель праведности жил, по крайней мере, за несколько десятилетий до новой эры!
– Вот оно что! Удивительно! Значит, некий Христос, основатель не какой-нибудь, а именно: новозаветной общины, мог жить даже раньше Иисуса Христа?
– Точно так! Это известие очень всполошило наших местных священников. Они в растерянности и не знают, что им теперь говорить, что им теперь делать. Ведь у них выбита почва из-под ног. Поэтому некоторые из священников пытаются всё начисто отвергать и опровергать.
– Представляю, какое смятение творится в их душах! Ведь раньше был один Христос, а теперь их вдруг стало двое! Но никуда тут не попрёшь. Это же ведь не домыслы сегодняшних писак, а древние религиозные свитки! К ним и отношение должно быть особое, трепетное, доверительное. А что ещё стало известно про этого Учителя праведности?
– В свитках написано, что он боролся против некоего нечестивого жреца. Нечестивый жрец вначале якобы был призван к своему сану именем истины, но когда стал властвовать, то сердце его вознеслось, он оставил Бога и изменил законам истины ради богатства: и грабил, и накоплял имущество людей кривды.
– Интересно, кто же выступал в образе этого нечестивого жреца?
– Профессор Джон Аллегро склонен думать о том, что в образе этого нечестивого жреца выступал ни кто иной, как Александр Яннай, хасмонейский царь и первосвященник, который правил в Иудее почти тридцать лет со 103 по 76 год до новой эры.
– То есть Учитель праведности общины мог быть его современником?
– Да!
– Но ведь всем известно, что тогда основными противниками Александра Янная были фарисеи, а духовными вождями самих фарисеев в то время являлись брат царицы Симон бен Шетах и учитель Иисус бен Гамла. Может быть, учитель Иисус бен Гамла и был тем самым Учителем праведности, то есть Иисусом Христом?
– Трудно сказать. Иисус бен Гамла был фарисеем, а фарисеи, как утверждает профессор Аллегро, не могли быть духовными вождями членов новозаветной общины. Поэтому Иисус бен Гамла вряд ли мог быть их Учителем праведности.
– Значит, этим Учителем и мессией, то есть Христом, был кто-то другой?
– В своих манускриптах члены общины могли бы прямо назвать имя своего Учителя праведности, но они этого почему-то так и не сделали.
– Возможно, что Учителем праведности для них был какой-то посторонний человек, не член их общины, может быть, даже вовсе не иудей, а человек какой-нибудь иной национальности, например, халдей, оказавшийся в Дамаске и встретившийся там с изгнанниками из Иудеи. Поэтому его имя и осталось не названным.
– Трудно сказать. Нам с вами известно лишь то, что этот Учитель праведности стал во главе движения ессеев. А по мнению профессора Аллегро, именно ессеи и могли быть духовными предшественниками новозаветной общины, обитавшей возле Кумранских пещер. Однако мне неизвестен кто-либо из вождей ессеев того времени.
– М-да! А может после восстания против Алескандра Янная и бегства в Дамаск изгнанные фарисеи и ессеи объединились, и у них были одни и те же вожди, учителя?
– Мне не известно как это было. Теоретически, это, конечно, возможно, но надо учесть, что фарисеи примкнули тогда к ессеям и пошли вслед за их лидерами.
– Кстати о фарисеях. До сих пор учёные не могут прийти к единому мнению: почему иудеи называли их перушимами. Может быть, основатель движения фарисеев был родом из страны или города Перушим или Перусим.
– Но я не знаю такой страны и такого города.
– Я тоже. Хотя название Перусим очень похоже на название этрусского города Перусия, когда-то располагавшегося на севере Италии.
– Вообще-то да, очень похоже!
– А может быть именно город Перусия и этруски как-то связаны с происхождением фарисеев?
– Вряд ли!
– А что ещё интересного сообщил по радио профессор Аллегро?
– Профессор Джон Аллегро также утверждает, что Учитель праведности, скорее всего, погиб во время подавления восстания фарисеев в 88 году до нашей эры и даже мог быть распят вместе с другими фарисеями.
– То, что вы рассказываете, очень интересно. Получается, что Учитель праведности или неизвестный нам доныне более древний Христос, да ещё и основатель Нового Завета, мог быть распят ровно за сто двадцать пять лет до распятия самого Иисуса Христа!
– Да, именно так и получается!
– А, с другой стороны, если это распятие произошло в 88 году до нашей эры, то это, если мне не изменяет память, произошло ровно через шестьдесят две седмины со дня пророчества архангела Гавриила о пришествии Христа! Что это – случайное совпадение или архангел Гавриил имел в виду именно этого Учителя?
– Что вы, что вы! Этого не может быть!
– Но ведь профессор ссылается на только что переведённые свитки Кумранских пещер! Мы же не можем от них отмахнуться и признать их фальшивкой! Весь мир знает о том, что они настоящие!
– Всё равно я с вами не согласен. Ведь если принять ваше допущение, то оно разрушит всё нынешнее Христианство до основания!
– Ну, скажем, не до основания. В целом Христианство остаётся непоколебимым. Моё допущение разрушает лишь некоторые мифы, сложившиеся в том Христианстве, которое досталось нам в наследство от императоров Восточной Римской империи и прислуживающих им в те времена церковников. Всем давно известно, что они полностью извратили учение Иисуса Христа и превратили древнюю Апостольскую христианскую церковь в свою послушную служанку, в свою придворную наложницу, с которой они совсем не церемонятся.
– Но ведь эти, как вы говорите, мифы, являются основополагающими!
– И всё же истина нам дороже! Мы не имеем право скрывать её от общественности!
– Не знаю, не знаю.
Такси, на котором ехали коллеги, наконец, достигло Рима и подъехало к многоэтажному отелю, расположенному на Виа Венето недалеко от фонтана Треви и Испанской лестницы. Это был Гранд-отель Святого Региса, самый роскошный отель Рима. Он всегда отличался своей отделкой и меблировкой в имперском стиле и стиле эпохи Луи XV. Именно в этом отеле в одном из тринадцати его конференц-залов завтра и состоится открытие международного симпозиума, посвящённого свиткам Мёртвого моря.
Друзья с помощью разодетых швейцаров, которые открыли им двери такси, вышли из машины, достали из багажника свои портфели и чемоданы и покатили их на специальных тележках в фойе отеля. Остановившись здесь, они подошли к стойке устраиваться в ранее забронированный номер.
(продолжение см. глава 3. Новый Завет в земле Дамаска http://www.proza.ru/2008/01/07/77)
(Другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)
Свидетельство о публикации №208010700036