1961 г. Поездка в Одессу

В сентябре к нам приехали родственники из Челябинска: дети брата моей бабушки Нилы, мой двоюродный дядя Женя и тетя Оля. Этих родственников я видел впервые в жизни. Поскольку им было немного за двадцать лет, то я был с ними на «ты». С ними была подруга Оли.
В свободное от школы время я им показывал город. Однажды после обеда мы забрели в морской порт. Тогда еще к нам заходили теплоходы линии «Одесса-Батуми», которая пользовалась огромной популярностью. «Заходили» – громко сказано: они останавливались на рейде из-за малой глубины евпаторийского порта, а до теплохода приходилось добираться катером и совершать пересадку в море – с катера, на котором был установлен помост, позволяющий «дотянуться до трапа теплохода». Особые проблемы были в шторм, когда пассажиры с вещами «ловили» с помоста край трапа, а затем балансировали, поднимаясь по трапу, при этом иногда роняя чемоданы в море.

И здесь у нас родилась авантюрная идея: а не поехать ли нам в Одессу! Там у нас были еще «неоткрытые» родственники, которых мы не ни разу не видели. Правда, было одно «но»: мне надо было ходить в школу. Однако это нас не особенно останавливало – решение принято: если достанутся билеты, а они продавались перед прибытием теплохода, то едем.
Мы пришли домой. Я быстро уговорил родителей, взял пластиковую сумочку типа «кошелка», бросил туда полотенце и был готов к путешествию.

В порту была большая очередь, и не было никакой гарантии купить билеты. По своей бедности мы претендовали только на палубные места. Билет на палубу стоил 4 рубля с копейками (стоимость 1,5 бутылок водки). Такой билет позволял находиться на теплоходе, но не давал спальных мест в каюте.

Простояв часа два, мы купили заветные палубные билеты, и пошли садиться на катер. На рейде уж стоял теплоход «Молдова». Это был небольшой теплоход из серии недавно построенных, получивших названия республик СССР. В нашем распоряжении была открытая палуба, а плыть нам предстояло целую ночь. Женя сразу пошел искать буфет с пивом (нынешние бары тогда назывались буфетами), а я с девушками бродил о палубе. Наилучшее место было на корме, откуда мы смотрели на черноту слившихся в одно пространство моря и неба. Только где-то далеко едва различимо мигали маяки. Было очень романтично смотреть в ночь, на бегущую вдоль бортов воду, но становилось холодно. Одеты мы были далеко не по-зимнему, и перспектива провести ночь на палубе уже не казалась нам такой уж романтикой. Мы спустились с палубы в коридоры нижних палуб, куда выходили двери кают. Там нас обволокло расслабляющее тепло, захотелось спать, но где: на полу? На палубе были скамейки, но было холодно, здесь тепло, но негде присесть. Стихийно образовалась группа боевых «палубников», которые пошли требовать у первого помощника капитана шезлонги. Эта «акция» увенчалась успехом, и все «палубники» заполонили коридоры, усаживаясь на ночь в шезлонгах. Вскоре пришел и Женя, который хвастался, что выпил около 12 бутылок пива.

Утром проснулись от качки, кого-то потянуло на палубу к борту. Но мы перенесли эту качку относительно безболезненно. Вдали приближалась Одесса, которую мы видели впервые (меня когда-то в детстве привозили в Одессу, но тогда я ничего не запомнил). С моря Одесса смотрится очень красиво.

Мы посетили мою двоюродную бабушку (родную сестру моей бабушки и отца Жени и Оли). Моя мама меня предупреждала о том, что у бабушки очень много винограда сорта Изабелла, который не отличается особым вкусом (чего не скажешь о вине из него!). Весь двор бабушки был накрыт виноградными лозами с обильным урожаем Изабеллы. Нас посадили за стол посреди двора и дали большую миску винограда. Пришлось немного его съесть. Ночевали мы в семье моего троюродного дяди (двоюродный брат для Оли и Жени). Только сейчас осознаю, какие неудобства создали мы этой семье, свалившись вчетвером им «на голову».

Побродили немного по городу и, конечно, посетили знаменитую одесскую «толкучку», на которой, как считалось, можно было купить все, вплоть до пистолета. Она представляла собой плотную толпу людей, обнесенную прямоугольным высоким забором из ракушечника. Это действительно была «толкучка»: люди передвигались вплотную друг к другу, чем, конечно, пользовались карманники. Меня там интересовали радиодетали и самодельные карманные радиоприемники (в качестве корпусов таких приемников использовались мыльницы). Ребят интересовали «тряпки». Помню, как меня долго преследовал мужик с брюками: все предлагал их купить или хотя бы примерить. В конце концов, если не ошибаюсь, мы так ничего не купили, но «отметились» – были на знаменитой «толкучке».

Обратно мы плыли на пароходе «Петр Великий» (немецкое название – Luderitzbucht (ex-Dogu) (629 пасс, паротурбинный, 16 уз) – с 25.02.1941 Duala, 05.07.1945 передан Великобритании, Empire Ock. В 1947 передан СССР, введен в эксплуатацию как "Петр Великий", вскоре в 1947 был передан СССР Польше, Jagiello. В 1949 возвращен Польшей СССР и вновь введен в эксплуатацию как "Петр Великий". Сдан на слом в 1973 г. – http://vif2ne.ru/nvk/forum/arhprint/837078). Это был старый корабль 1939 года постройки. Здесь палубные места означали места в трюме, на самом дне корабля, у которого не было открытой палубы. Весь трюм был уставлен двухэтажными койками с панцирными сетками без матрасов. Мы постелили газеты на эти сетки и так проспали ночь до Евпатории. Никакой романтики – как будь-то ехали в корабле для заключенных (скорее всего, это был военный корабль дли перевозки в трюме солдат).

Вот так состоялись мои первые поездки на «белом пароходе» и посещение Одессы.


Рецензии
Спасибо, уважаемый Вадим!
Второй раз ознакомился с Вашими школьными воспоминаниями об
Одессе-маме. Мы жили в Кишиневе много лет, Одесса была рядом
(186 км), мы ездили туда частенько. Так что у меня многое осталось
в памяти. А мои родители в свое время тоже совершили морское
путешествие из Одессы до Батуми и назад. Некоторые мои бывшие
одноклассники после школы перебрались в Одессу, следы многих из
них затерялись. А ныне, в наше суровое время, когда националисты
"умыли" одесситов кровью, а ныне ломают памятники тем, кто
построил Одессу (Екатерина Вторая) или защищал её (Маршал Жуков),
как-то не хочется пускаться в поиски следов пребывания одноклассников.
Позволю себе предложить Вам ознакомиться с моей работой, посвященной
Одесситам.
Кстати, я ответил Вам на Ваш вопрос о Мурманске - загляните в
предложенные сноски (Вы почему-то не спешите ознакомиться с ними?).
Они для меня важны тем, что этот период жизни был связан с окончанием
института, первым местом приложения моих сил и, наконец, срочной
службой в тех нелегких широтах. Вполне могло случиться и так, что мы
с женой вполне могли остаться в Мурманске. Но... жизнь распорядилась
по-иному и я не ропщу на неё за это.
Приглашаю на свои страницы.
С поклоном,
Виталий

Виталий Голышев   14.01.2023 07:01     Заявить о нарушении
А вот одна из предложенных мной ранее работ, которая
посвящена только одной теме - срочной службе в Мурманской области:

http://proza.ru/2015/02/08/674

Желательно всё же предварить её рассказами о том, как и почему я попал
на Север и что было далее.
С поклоном,
Виталий

Виталий Голышев   12.01.2023 05:53   Заявить о нарушении
Виталий, спасибо за рецензию и внимание к моим воспоминаниям.
Скачал указанные Вами произведения - прочту чуть попозже. Несмотря на пенсию, как ни странно, совсем нет времени.

Вадим Качала   12.01.2023 08:54   Заявить о нарушении