Глава 13. Тропами потомков

Все студенты и преподаватели, а также приглашённые, собравшиеся в конференц-зале университета на очередной открытый семинар, слушали выступление ещё одного молодого историка, взошедшего на трибуну. Он, а это был наш Владимир, слегка волнуясь, посвятил своё выступление поиску следов, оставленных вероятными потомками Сократа Христа:

– Сейчас очень много пишут о разных потомках Иисуса Христа и Марии Магдалины и даже снимают фильмы о них, отчётливо зная, что этих потомков никогда не было и нет, но чего не сделаешь ради денег, особенно ради таких хрустящих, зелёных. Можно придумать ведь что угодно. Хорошо, наверное, когда много этих зелёных! Потому и сочиняют, и пишут, и снимают. И не только кино, но и кое-что ещё, даже нижнее бельё, оголяясь до неприличия. Больше оголился – больше получил! Кажется, ну уж звёзды шоу-бизнеса, зачем им-то оголяться? Денег что ли мало? Но каждый день на обложках журналов или экранах телевизоров появляется вполне раздетая, то одна, то другая звезда.

Но не всё, к счастью, измеряется деньгами, например, та же истина. Однако, к великому сожалению, сегодня и в России, и в ближнем, и уж тем более в дальнем зарубежье очень часто истина стала оцениваться во сто и даже более крат дешевле, чем ложь. Поэтому её – истину – не так уж часто увидишь на страницах новых книг, газет и журналов, на голубых экранах телевизоров. Сегодня чаще в ходу ложь, причём не простая ложь, а красивая в виде преувеличения, бахвальства, пародии, фэнтези, кривого зеркала мистики. Конечно, иногда бывает и просто откровенная ложь, если за эту ложь уж очень хорошо платят.

Поэтому сегодня ложь – будь то самая чёрная, серая или жёлтая – может присутствовать везде и во всём, без зазрения совести пользуясь нашей доверчивостью. Кажется, что сегодня, когда кругом побеждает ложь, истина и вовсе умерла. Может даже показаться, что её никогда не было, нет, и даже в будущем никогда не будет. Чтобы сделать что-то противное этому, я тоже решил вспомнить и написать о потомках Христа, но это был совсем другой Христос и совсем другие потомки.

В одну из бессонных ночей, посвящённых кропотливому поиску предполагаемых потомков или преемников Сократа Христа, последнего правителя независимой Вифинии, я наткнулся на одного очень интересного человека, которого тоже звали Христос. Но, в отличие от Сократа Христа, слово «Христос» было для него уже не прозвищем, а именем. Чувствуете отличие? И это ведь очень важное отличие! Оно связано с какими-то появившимися семейными традициями: очень старыми или совсем новыми. В честь кого же вновь возникший Христос мог носить это своё необычное имя? Повторяю: не прозвище, а имя! В честь всем известного Иисуса Христа из Вифлеема или в честь давно забытого всеми Сократа Христа из Вифинии?

Этот новый для меня Христос, оказывается, был вовсе не простым человеком. Он был учёным-софистом, то есть специалистом в области красноречия, риторики, хорошо знающим греческий язык и греческую поэзию. В юности он учился в Афинах в школе так называемой «второй софистики», основанной неким Геродом Аттиком, а потом вернулся на родину. Вместе с ним в Афинах учились тогда Аристокл из Пергама, Адриан из Тира, Павзаний из Кесарии, Антипатр из Перополитании, Аспасий из Равенны, Руф из Перинфа, Феодот из Афин и Аристид из Смирны. Все они стремились возродить в Греции прежний эллинский дух и эллинскую культуру, безжалостно подавленную ромеями. Самым замечательным софистом из этих учеников школы Герода Аттика впоследствии признавался ещё один Герод Аттик, учитель римских императоров Марка Аврелия и Луция Вера. Его называли «царём речи», «языком эллинов». А вот среди многочисленных учеников самого Христа, которых, оказывается, было несколько сотен, древние историки отмечали некоего Гипподрома, поэта-комика Филиска, ритора Никомеда из Пергама, литератора Аристенета, архитектора Каллаешруса и софиста Прокла из египетского города Наукратиса.

Учитывая всё перечисленное о деятельности этого Христа-софиста, можно с уверенностью сказать, что он придерживался традиционных для Древней Греции верований и, конечно, вряд ли был христианином. Поэтому своё имя он не мог носить в честь Христа из Вифлеема. В честь какого же Христа он носил своё имя? Может быть, всё-таки в честь Сократа Христа?

Можно было бы сразу же отмести моё предположение, как совсем неуместное, скоропалительное, если бы не ещё одно очень важное обстоятельство. Оказывается, родиной этого выше упомянутого незаурядного Христа-софиста был город Византий, то есть нынешний Стамбул. Именно в этом городе Христос родился, а потом жил и учил своих учеников. А этот город, как вам известно, располагается на западном берегу пролива Босфор как раз напротив бывшей столицы Вифинии. До неё рукой подать. Нужно только переплыть несколько сотен метров. Тут я и подумал: если именно в Византии появляется следующий после Сократа Христа человек с именем Христос, так, может быть, именно в этом городе и нашёл своё первое убежище бывший правитель Вифинии, наиболее вероятный предок этого Христа-софиста, после того, как избежал конкурентной борьбы и покинул свою страну в 89 году до нашей эры?

Чтобы найти утвердительный ответ на этот вопрос, я стал уточнять годы жизни Христа-софиста. Вскоре мне удалось узнать, что в Афинах он учился примерно в 125 году нашей эры, то есть почти через двести лет после возможного появления Сократа Христа в городе Византий. Конечно, к тому времени самого Сократа Христа уже давно не могло быть в живых, как не могло быть в живых и его возможных детей и внуков.

Кем же приходился Христос-софист по отношению к Сократу? Был ли он его потомком по отцовской или материнской линии, причём, как получается, в седьмом колене! Или он просто случайно носил имя, совпадающее с прозвищем Сократа Христа? Трудно сказать. Единственное, что можно отметить: вот Герод Аттик, основатель афинской школы софистов, действительно, был современником Сократа Христа. Конечно, сам Сократ Христос вряд ли мог бы позволить себе учиться в этой школе, но его возможные потомки теоретически могли сделать это. Ведь они были потомками человека, носящего имя Сократ! Пусть не того, самого знаменитого Сократа, но тоже ведь Сократа!

Лишь очень тонкая нить связывает Сократа Христа с софистикой, если иметь в виду более древнего, самого знаменитого греческого философа Сократа и его непосредственное отношение к «первой софистике». Однако более молодой Сократ, то есть Сократ Христос, не был отмечен историками как специалист по софистике.

Как же найти необходимый мне ответ? Как продолжать исторические поиски? Как случайное появление Христа-софиста в городе Византий превратить в закономерное? Вот вопросы, которые вновь встали передо мной. И, главное, тут ведь никакой паспортный стол не поможет. Надо самому восстанавливать картину прошлого бытия.

        Однажды, настойчиво продолжая поиски следов исчезнувшего в глубине веков очень заинтересовавшего меня Сократа Христа, я наткнулся на ещё одно очень маленькое, почти незаметное сообщение археологов, которые вели раскопки на месте древнего Херсонеса, расположенного на юге Крымского полуострова недалеко от нынешнего Севастополя. Несколько лет тому назад я сам там был и всё видел своими собственными глазами, ходил по узким улочкам, разглядывал разрушенные остовы каменных домов, большой красивый амфитеатр. Так вот, оказывается, на полу одной из раскопанных общественных бань, построенных крымскими татарами на территории Херсонеса ещё в средние века, археологи нашли очень старую мраморную плиту с едва сохранившейся надписью.

Когда-то эта плита была установлена на стеле, стоящей в центре Херсонеса. Однако после захвата города крымскими татарами, сама стела, как и весь город, была безжалостно разрушена, а выломанная плита использована для облицовки пола. Можно было себе представить с каким наслаждением тогдашние победители ходили по этой плите своими грязными ногами, усердно топтали её своими сапогами. Там на полу бани она удивительным образом и сохранилась, упрямо продолжая нести на себе необходимую мне и другим историкам недостающую информацию многовековой давности.

Сама надпись на латинском языке, высеченная древним мастером Херсонеса на мраморной плите, была довольно обычной для времён Римской империи и прославляла мудрого римского императора Марка Аврелия и его добродетельную супругу Аврелию Паулину, которые жили в середине второго века новой эры.

Однако самое интересное для меня было не в этой прославляющей надписи, а в списке тогдашних наиболее знатных граждан Херсонеса, от имени которых была изготовлена эта надпись и которые перечислялись на мраморной плите чуть снизу. Оказывается, среди этих граждан упоминался и некий Христос, сын Папия, который был современником Христа-софиста, правда чуть помоложе.

– Как, ещё один человек, носящий имя Христос? – удивился я. – И он жил не где-нибудь в дальнем Назарете или ближайшем Византии, а в нашем родном Крыму, в нашей забытой всеми Тмутаракани? Непостижимо!

Кем же был этот Христос, сын Папия? К какому роду-племени он принадлежал? Может быть, он тоже, как и Христос-софист, был потомком того самого Сократа Христа, который бесследно исчез в Вифинии ещё в 89 году до новой эры? Вот те вопросы, которые сразу же сильно заинтересовали меня. Чтобы получить на них ответ, я стал размышлять, соотносить разные факты друг с другом, воссоздавать картину прошлого, пытаясь опять обойтись без модной ныне фэнтези, без соблазняющей иных авторов мистики, безудержной фантазии или просто откровенной лжи.

Как обыкновенный христианин Крыма, то есть Херсонеса, сын Папия теоретически мог носить имя Христа в честь Христа из Назарета. Но у христиан всего мира никогда не было и до сих пор нет такой традиции: называть своих детей именем Христа. Соображаете? Христиан много – а детей никто Христом не называет. Понимают ведь разницу! А может, во времена Марка Аврелия всё-таки была такая традиция? – засомневался я.

Некоторое время я не мог найти ясного ответа на этот неожиданный вопрос, думал и так, и сяк, пока ещё раз не обратил внимание на ту же самую мраморную плиту, на тот же самый список знатных граждан Херсонеса, бывших современниками Христа, сына Папия. Только теперь я заметил, что возглавлял список этих лиц некий Ульпий Вакхий. Как мне на этот раз стало понятно, он вовсе не случайно стоял во главе списка. Он был местным жрецом, властителем, так сказать, душ граждан Херсонеса! Понимаете? Не священником он был, а жрецом! Языческим жрецом! Значит и Христос, сын Папия, по крайней мере, во время изготовления надписи на мраморной плите тоже не был христианином! Выходит, что своё имя он никак не мог носить в честь Иисуса Христа. Он мог носить его только в честь какого-то другого исторического персонажа, который когда-то ранее тоже носил имя или прозвище Христос. Если это не Иисус Христос, то кто же это мог быть? Может всё-таки Сократ Христос? Ведь другой ближайший Христос истории неизвестен!

Я продолжал свои исторические поиски в разных городах и странах, но нигде больше не находил знатных лиц, носящих в те же времена или чуть ранее имя Христос. Почему же именно в Херсонесе после Византия тоже всплывает это имя? Чем примечателен был Херсонес, например, для Сократа Христа или его современника и союзника Митридата Евпатора?

Ответ напрашивался сам собой: ведь именно в Херсонесе бывший царь Понта Митридат Евпатор, настойчиво преследуемый азартными ромеями и преданный некоторыми своими детьми и приближёнными, окончил жизнь самоубийством. И вот здесь же, именно на этом же самом месте, через двести пятьдесят лет вроде бы случайно вдруг появляется человек, носящий имя Христа, совпадающее с прозвищем Сократа Христа, который был одним из самых первых союзников Митридата Евпатора.

Что же это: случайность или всё же закономерность? Случайно ли эти два закономерные события произошли в одном и том же месте, хотя и с разрывом в двести пятьдесят лет? Если не случайно, то, значит, какая-то очень тонкая невидимая ниточка всё-таки связывала эти два события между собой. Может быть, если не сам Сократ Христос, то какие-то его родичи или даже потомки сумели, спасаясь от ромеев, бежать из Вифинии в Крым, и уже здесь в Крыму они могли задержаться на несколько веков. Скорее всего, именно такой ход событий и мог объяснить причину появления у некоего Папия или его супруги сильного желания назвать своего сына именем Христа. Значит всё-таки второй Христос, то есть Христос из Херсонеса, мог носить своё имя, скорее всего, в честь Сократа Христа, сумевшего невероятным образом через несколько поколений донести своё имя до своих потомков или просто преемников? К сожалению, пока это только предположение. Каких либо других доказательств у меня больше нет, но появление почти одновременно одного Христа именно в Византии, а другого Христа именно в Херсонесе вряд ли было случайным.
       
Теперь передо мной возник и следующий, уточняющий вопрос: если некая логическая связь Христа из Херсонеса с Христом из Вифинии всё-таки существует, то кем мог приходиться один Христос по отношению к другому? Могли ли они быть родственниками по крови или всё же не могли? Хотя бы теоретически. И я принялся за новые поиски и новые размышления.

И вот через некоторое время там же в Крыму я нашёл ещё одного человека, который тоже жил в Херсонесе и тоже носил имя Христа. Его упоминал уже не кто-нибудь, а сам император Византии Константин Багрянородный, тот самый, который крестил нашу русскую княгиню Ольгу. В своей книге «Управление империей» в главе под номером 53 этот император писал о том, что упоминаемый им Христос тоже был сыном Папия, только жил он на несколько поколений позже. На шесть или семь. Так иногда бывает, когда, например, седьмое колено чудесным и непостижимым пока для меня образом почему-то совпадает с первым. В итоге имя Христос у неких Папиев по неизвестной пока для меня причине повторилось и из случайного – вот что главное – превратилось в закономерное, стало родовым, семейным! Возникал вполне резонный вопрос: почему оно стало таковым, по какой такой причине? Они что, все были христианами, священниками? Оказывается, вовсе нет!

Император писал о том, что этот Христос тоже был одним из самых знатных граждан Херсонеса, а во времена императора Девкалиона примерно в 294 году, когда в Риме повсюду ещё преследовали христиан, даже избирался носителем венца, то есть правителем страны херсонитов, её царём! Получается, что этот второй, обнаруженный мною в Крыму, Христос занимал такое же видное общественное положение, какое за несколько веков до него занимал другой Христос – Сократ, но только один занимал это положение в Херсонесе, а другой – в Вифинии.

Случайно ли граждане Херсонеса избрали в то время именно Христа своим правителем, своим венценосным царём? Может быть, всё-таки не случайно? Может быть, они избирали его, памятуя не только его личные заслуги, но и вспоминая его знатного предка, каковым и был давно забытый Сократ Христос? Вот вам ещё один довод в пользу моего предположения, а когда доводов набирается достаточно много, то можно использовать и утверждение. Однако доводов для этого у меня пока всё же ещё недостаточно. Хотелось бы иметь хотя бы ещё один. Было бы хорошо сделать сравнительный анализ ДНК Сократа Христа и Христа сына Папия, но где взять искомые тела?

Если просто сидеть и думать, то при отсутствии новых фактов ничего не придумаешь, голова только будет раскалываться, поэтому я решил вначале найти хотя бы какие-нибудь сведения о том Папие, который был отцом самого первого Христа, упоминаемого в Херсонесе.

Вскоре, благодаря тем же археологам, мне посчастливилось найти в Херсонесе ещё один очень важный документ. Причём этот документ тоже был написан не на бумаге, а выбит на мраморной плите. Речь идёт о декрете, который знатные люди Херсонеса выдали тому Папию, который мог быть отцом Христа. Вот текст этого декрета:

«Проэдры херсонесцев, что в Таврике, предложили: поскольку Папий, сын Гераклеона, гераклеец, проявил полезные свойства характера, провёл время пребывания у нас самым достойным, при дружеских встречах, всех нас полюбив и почитая как благородный и прирождённый гражданин, за что да надлежит ответно почтить мужа в соответствующей степени. Да будет решено советом и народом: восхвалить в соответствии с этим Папия, сына Гераклеона, гераклейца, дать ему проксению, гражданство, (право) въезда и выезда во время мира и войны, без ущерба и без договора и ему самому, и его потомкам, и его имуществу и участие во всех государственных делах, в чём участвуют херсонесцы. Решение написать на беломраморной плите и поставить на самом видном месте акрополя. Это постановил совет и народ в царствование Девы, в 155 году, при жреце Тите Флавии Ксанфе, сыне Насона, месяца Латоя 10 дня, при секретаре Героиде, сыне Зета. Приложили печать в первом ряду: богиня царица Дева, Тит Флавий Агеполис, сын Флавия Аристона, первый архонт, Зет, сын Аристона, Тит Флавий Аристон, сын Флавия Аристона Агеполида, Афиней, сын Диогена, Гермокл, сын Аполлония, Никагор, сын Демократа. Во втором ряду: Филомис, сын Аполлонида, Луций Антоний Руф, Демократ, сын Боиска, архонт, Аристон, сын Аполлония, архонт, Луций, сын Гилара, Антилох, сын Антилиха, Зет, сын Пифодота, Асклепиад, сын Асклепиада, архонт. В третьем ряду: Нетроний Марейн, архонт, Метродор, сын Диоскурида, Аристон, сын Антилоха, Калликл, сын Гедила, архонт, Героид, сын Героида, номофилак, Гикесий, сын Гикесия, номофилак, Понтик, сын Гилара, номофилак. Боиск, сын Диоскурида, продик и секретарь совета, Героид, сын Зета».

Исходя из текста этого декрета, следует, что упоминаемый в нём Папий прибыл в Херсонес незадолго до 130 года нашей эры. То есть именно он по возрасту мог быть тем самым Папием, сын которого стал первым Христом в Херсонесе. Во-вторых, что самое важное, Папий прибыл в Херсонес из Гераклеи. Понимаете? Из Гераклеи! Ведь Гераклея – это город в Вифинии, где жил и правил наш Сократ Христос! Значит появление самого первого Христа в Херсонесе тоже, как и в случае с Христом из Византия, связано с Вифинией. Их пути пересекаются именно в этой стране. Налицо какая-то связь обоих с Сократом Христом. Теперь уже никто не скажет, что это случайное совпадение. Мы не можем определить, какая именно кровная связь была между ними, но эта связь, безусловно, была.

Благодаря тексту того же декрета, мы теперь также знаем, что отцом Папия был некто Гераклеон, который жил в Гераклее. Поэтому я стал заниматься поисками именно этого человека. В результате обнаружил, что среди амфор, найденных археологами в Гераклее, действительно попадаются сосуды с именем какого-то Гераклеона. Надписи указывают на то, что это был не простой гражданин Гераклеи, а знатный человек. Как же сложилась судьба этого до сих пор неизвестного нам Гераклеона?

Я попытался продолжить поиски и, в конце концов, неожиданно для себя обнаружил в том же Херсонесе надгробную плиту некого Гераклеона, сына Менофонта, который умер в середине второго века нашей эры. То есть этот Гераклеон вполне мог быть отцом Папия. Кроме того, ведь и жили они в одном и том же городе. Что самое удивительное: этого Гераклеона именовали также Сисюросом Гераклеотом. Очевидно, что это было его настоящее имя. По мнению археологов, с которыми мне удалось пообщаться, его имя свидетельствует о том, что он был не греком, а вифинцем, который каким-то образом проник в Гераклею, а потом оказался в Херсонесе, где и умер. Вот вам ещё одно очень важное подтверждение связи Сократа Христа и Христа, сына Папия, полученное уже с помощью его деда Сисюроса и прадеда Менофонта.

К сожалению, более древних предков первого Христа из Херсонеса мне пока найти не удалось. Но главное сделано: доказана прямая зависимость этого Христа от Сократа Христа, царя Вифинии.

Однако я не остановился на достигнутом и опять продолжил свои поиски, обращая теперь внимание на другие города Черноморского побережья. В результате, благодаря тем же археологам, мне удалось найти недалеко от Херсонеса следы ещё одного Папия. Речь идёт об Ольвии – древнем городе, расположенном рядом с Крымом в устье Буга недалеко от нынешнего Очакова. Кем был этот Папий, неизвестно, но его сын носил имя Никерат и жил в Ольвии. Самое интересное заключается в том, что этот сын являлся современником Сократа Христа. Кроме того, Никерат погиб во время войны со скифами примерно в 90 году до новой эры, то есть практически в то же самое время, когда исчез и Сократ Христос. В честь Никерата тоже, как и в честь Папия, сына Гераклеона, был издан проксенический декрет, а в центре города даже сооружена конная статуя. Всё это указывает на то, что, с одной стороны, Никерат был полководцем, а с другой стороны, на то, что он не был коренным жителем Ольвии, а прибыл в неё из другого города. Возникает естественный вопрос: из какого?

Других Папиев, которые могли бы быть современниками Сократа Христа или Митридата Евпатора, ни в Крыму, ни в Ольвии, ни в других городах Причерноморья мне найти больше не удалось. Если верить археологам, то упоминания о них появились там вновь лишь через двести пятьдесят лет. Что же происходило с Папиями эти двести пятьдесят лет, то есть десять поколений? Где жили, что делали потомки Никерата? Вот следующий вопрос, который возник передо мной.

Но вначале мне захотелось определить, откуда мог прибыть в Херсонес самый древний из Папиев, и я снова с головой окунулся в поиски. Вскоре мне удалось найти упоминания о тех Папиях, которые могли быть очень близкими родственниками Никерата и его отца. Оказывается, все они жили в Италии, были родом из племени самнитов и часто воевали против ромеев. Некоторые из них являлись современниками Никерата или были моложе его, и лишь один из них был намного старше их всех. Речь идёт о малознакомом для всех нас Брутуле Папие, который когда-то был одним из самых знатных и могущественных вождей самнитов. Он очень активно участвовал в войне самнитов против Рима, однако потерпел поражение, не захотел сдаваться в плен, хотя мог бежать, и сам, чтобы избежать позора пленения, лишил себя жизни. Произошло это в 322 году до новой эры.

Перечисленные факты позволили мне прийти к выводу о том, что самый первый Папий появился в Ольвии далеко не случайно. Скорее всего, дети Брутула после смерти своего отца были вынуждены покинуть Италию и отправиться в длительное изгнание. Некоторые из их потомков и оказались, в конце концов, далеко от Италии.

Такая вот получилась у меня слишком краткая история самых древних Папиев. Могла ли она каким-то образом быть связана с историей Сократа Христа? Я стал искать ответ и на этот вопрос.

После того, как мне удалось поближе познакомиться с описанием войн самнитов против Рима, то обнаружилось, что как раз в те же самые годы, когда Сократ Христос занимал престол Вифинии, консулом самнитов был избран Гай Папий Мутил. Во время Союзнической войны против Рима он был самым знаменитым полководцем самнитов, не один раз вёл их войска против Рима и добивался успеха. В этой войне Рим даже потерял двух своих консулов. Вначале Рутилия, а потом и Катона Порция. В конечном итоге борьба Гая Папия Мутила за предоставление самнитам прав римского гражданства всё же привела к успеху, хотя и неполному. Произошло это в 88 году до новой эры. Поэтому и Гай Папий Мутил, и Сократ Христос выступали против Рима в одни и те же годы и фактически были союзниками, хотя их и разделяли большие расстояния. Знали ли они в то время друг о друге? Безусловно, знали! Примерно в одно и то же по историческим меркам время они в неравной борьбе против Рима и канули в лету. Поэтому у возможных потомков или преемников Гая Папия Мутила и Сократа Христа, проживавших вместе в Херсонесе, всё же могла быть веская причина для одновременного чествования и Папия, и Христа и появления потомков с их именами.

После знакомства с италийскими Папиями теперь легче, мне думалось, найти ответ и на следующий вопрос: почему после гибели Никерата, сына Папия, двести пятьдесят лет ни в Ольвии, ни в Херсонесе не было никаких упоминаний о других Папиях? Вывод напрашивался сам собой: или у Никерата совсем не было потомков, или все они покинули Ольвию и отправились на родину своих предков в Италию для участия в Союзнической войне против Рима на стороне самнитов. Именно тогда во главе самнитов оказался полководец Гай Папий Мутил, который мог быть братом или даже сыном полководца Никерата и потомком Брутула, одного из прежних вождей самнитов. Если верить древним римским историкам, то во время этой Союзнической войны погибло около двухсот тысяч италийских юношей. Среди них вполне могли быть и те самнитские юноши, которые прибыли в Италию из других районов Средиземноморья, в том числе из Ольвии, Херсонеса и других городов.

Как свидетельствуют древние документы, после замирения самнитов с ромеями Папии несколько десятилетий упоминались только в Италии. Некоторые из них стали занимать высокое положение в Риме. Например, в 65 году до нашей эры ещё один Гай Папий был избран народным трибуном, он же стал автором закона о праве римского гражданина. Возможно, это был сын Гая Папия Мутила.

Потом впервые в Риме стали упоминаться и лица, носящие похожую фамилию Поппей, которые ранее нигде больше не встречались. Они тоже, как и Папии, происходили из италиков. Самые богатые из них – Квинт Поппей и Гней Поппей Абит – имели шикарные по тем меркам дома на родине самнитов в Помпеях. Всё это позволяет предположить, что некоторые Папии с какого-то момента стали называть себя Поппеями. Не случайно, наверное, они вместе с Папиями совместно издавали в Риме некоторые законы, продолжая дело того Гая Папия, который был перед ними народным трибуном.

Наиболее известный из Поппеев – Гай Поппей Сабин, кстати, современник Иисуса Христа, – при императоре Августе стал консулом в Риме, а при императоре Тиберии был назначен наместником в Ахайе, то есть в Греции и Иллирии, потом в Македонии и Мезии, куда могли бежать мисийцы из Вифинии. Пришлось этому Поппею повоевать и против фракийцев, и против даков. Мисийцы же были покорены римлянами ещё ранее - в 29-27 годы до н.э.  Воевал Поппей успешно и даже заслужил в Риме триумфальные отличия. Среди его непосредственных потомков историками Рима упоминалась только дочь Поппея Сабина и внучка, носящая такое же имя. Однако могли быть не только дочери и внучки, но и сыновья, и внуки. Поэтому я решил проверить мои предположения. Самый лучший способ сделать это – отправиться к Поппеям в гости.

Дело в том, что во время известного извержения вулкана Везувия, произошедшего в 79 году нашей эры, погибла вся Помпея. При этом дома Квинта Поппея и Гнея Поппея Абита, как и все остальные дома этого города, были полностью засыпаны раскалённым пеплом. Все, кто находился в это время в домах, погибли, но тот же раскалённый пепел, остынув, на долгие века законсервировал в нём все предметы домашнего обихода, отделку стен, пола и потолков. Поэтому мне для проведения моих собственных поисков необходимо было срочно отправиться на раскопки в Помпеи. Что я и сделал. В переносном, конечно, смысле.

Несколько дней тому назад в книжном магазине мне попалась на глаза красочная книга итальянского автора Сальваторе Наппо из серии «Атлас чудес света» под названием «Помпеи». Я тут же купил её и принёс домой. Вначале рассмотрел содержание книги. В нём не было ни намёка на дома Поппеев. Были какие-то другие дома, имевшие странные названия. Я стал листать книгу и всё-таки обнаружил в ней тот дом, который искал. Хотя в книге он назывался домом Менандра, но это был именно тот дом, где жила семья некого Квинта Поппея. Эта семья, как утверждается археологами по найденным в доме вещам, находилась в близком родстве с Поппеей Сабиной, внучкой Гая Поппея Сабина, а значит, и с ним самим.

Дом Квинта Поппея откопали в 1930-1931 годы и внутри него кроме всего прочего обнаружили пять деревянных бюстов. По мнению итальянских археологов, это были бюсты предков Квинта. Пять почивших предков – это, примерно, 175 или более лет до извержения вулкана. Если Гай Поппей Сабин умер в 36 году нашей эры, то после него перед 79 годом, скорее всего, мог скончаться только один человек, то есть его сын. Внук, а это, наверное, и был Квинт Поппей, в 79 году мог ещё продолжать жить в доме и быть главой семейства. В этом случае первый бюст мог изображать прадеда Гая Поппея Сабина, второй – его деда, третий – отца, четвёртый – самого Гая Поппея, а пятый – его сына. К сожалению, пока мне не удалось самому увидеть эти бюсты, чтобы сделать окончательные выводы, однако я запомнил, что бюстов было именно пять, не более того. Возникает вопрос: почему? Не потому ли, что скульпторы, ваявшие их, имели дело только с теми из предков Гая Поппея, которые жили в Италии. Более древние предки могли жить где-то в другом месте. Напрашивается вывод: неужели в Ольвии и Херсонесе?

Кто же, в таком случае, мог быть прадедом Гая Поппея Сабина? Среди тех Папиев, которые были современниками прадеда, упоминался только Гай Папий Мутил. О нём я уже вам говорил. Именно он и мог быть самым первым Папием, вернувшимся в Италию к самнитам из изгнания, чтобы вновь продолжить дело своего предка Брутула в борьбе против Рима. Я обратил внимание на то, что его третье имя Мутил потом повторялось только у Поппеев. Например, у Квинта Поппея Мутила, который в 9 году новой эры был в Риме консулом-суффектом. Поэтому прадедом Гая Поппея Сабина, скорее всего, был уже известный мне Гай Папий Мутил, ну, а дедом, естественно, следующий Гай Папий – народный трибун, по стопам которого пошли и Квинт Поппей Мутил, и Гай Поппей Сабин.

Однако мне в моих поисках нужно было снова вернуться к месту службы Гая Поппея Сабина в Ахайю, то есть в Грецию и Иллирию, а потом в Македонию и в Мезию, чтобы продолжить поиски следов самого Гая Поппея или его потомков. Но эти мои поиски там не увенчались успехом. Мне больше не удалось найти ни одного Поппея. Вместо них на протяжении нескольких веков мне попадались только Папии и Сабины. Из них Папии вначале находились мной в Иллирии, то есть в Ахайе, где и жил Гай Поппей Сабин, потом я их отыскал во Фригии, в Херсонесе, Греции, то есть снова в Ахайе, и, наконец, в Константинополе. Некоторые Папии упоминались также на юге Малой Азии в Памфилии и даже в Египте.

Если говорить о Сабинах, а Гая Поппея Сабина историки древнего Рима тоже иногда называли просто Сабином, то Сабины упоминались вначале в Македонии, потом во Фракии, а затем и в Болгарии. Некоторые Сабины упоминались также и в других отдалённых местах: на юго-западе Малой Азии в Смирне, на Кипре, в Египте и Палестине.

Сравнивая две возможные ветви потомков Гая Поппея Сабина, то есть тех Папиев и Сабинов, которые проживали по месту бывшей службы Гая Поппея Сабина, я решил, что первый, вновь появившийся в Херсонесе, Папий, то есть Папий, сын Гераклеона, конечно же, мог относиться к той ветви потомков Гая Поппея, представители которой называли себя Папиями. А вот Сабины в Херсонесе никогда не упоминались.

Среди обнаруженных мной Папиев, ещё один жил в городе Гиераполе, расположенном во Фригии, то есть в той стране, которая когда-то непосредственно граничила с Вифинией и где непосредственно располагался город Кизик, родина матери Сократа Христа. Налицо связь места пребывания этого Папия с местом пребывания Сократа Христа и его матери.
Кроме того, этот Папий был вовсе не простым Папием. Он был епископом. Да, да! Он был епископом не какой-нибудь, а именно христианской церкви! У меня сразу же возник вопрос: а был ли упомянутый епископ Папий первым христианином в роду Папиев? Если верить некоторым современным авторам, то первой христианкой в роду Папиев или Поппеев могла быть внучка Гая Поппея Сабина. Её в своё время почему-то называли иудейской прозелиткой. Наверное, имелось в виду её увлечение не иудаизмом, а христианством, потому что она защищала христиан. После неё упоминался некий Папий, который пострадал за Христа уже после гибели Помпеи при императоре Траяне примерно в 116 году нашей эры.

Он родился в Италии, может быть даже в Помпеях в Доме Менандра, где жила семья Квинта Поппея, или в Доме Золотых Купидонов, где жила семья Гнея Поппея Абита, точно мне пока не известно, а потом этот Папий жил в Иллирии в городе Диррахий на берегу Адриатического моря. Присутствуя при мучениях тамошнего епископа Астия, распятого ромеями на кресте, Папий из Диррахия открыто прославил мужество и твёрдость святого исповедника, за что был тут же схвачен и утоплен в море. За этот мученический подвиг христианская церковь причислила Папия к лику святых. Так что у того Папия, который стал епископом во Фригии на родине матери Сократа Христа, среди его предков могли быть христиане, причём, в нескольких поколениях.

Как же Папий Гиерапольский стал епископом? Если судить по отрывкам из его книг, которые сохранились в найденных мною цитатах отца церковной истории Евсевия из Памфилии, епископа Иринея из Лиона и автора латинского перевода Библии Иеронима из Стридона, то Папий слушал в Эфесе самого апостола Иоанна Златоуста, в Гиераполе беседовал с дочерями апостола Филиппа, в Александрии Сирийской учился у епископа Аристиона, ещё где-то учился у пресвитера Иоанна и дружил с Поликарпом, епископом Смирны. Там же в Смирне позднее была замучена некая христианка Сабина, которая вполне могла быть дочерью или внучкой епископа Папия.

Возникает следующий вопрос: а прослеживается ли какая-нибудь реальная духовная связь епископа Папия с Сократом Христом или с Аристоником и Гаем Блоссием? – спросите вы. По моему, прослеживается. Попробую доказать это на конкретном примере. Древние церковные историки утверждали, что Папий написал пять книг «Истолкований слов Господних», а также «Второе пришествие нашего Господа, или Тысячелетнее царство Христа». В последней книге Папий объяснял своё представление о царстве Христа, где не будет бедных, где будет изобилие плодов и другое. За всё это более поздние представители официальной христианской церкви, защищая интересы имперской власти Восточной Римской империи, относили Папия к еретикам. Откуда же у Папия появилось такое отличное от других христианских епископов представление об идеальном обществе? Не от последователей ли Гая Блоссия, которые после подавления их восстания за независимость Пергама разбрелись, как апостолы после кончины Христа, по всему Средиземноморью. Некоторые из них жили и на территории Фригии. В их числе мог быть даже и Сократ Христос. Однако всё это может подтверждать связь Папия с Сократом Христом только лишь косвенно. Прямых же подтверждений у меня пока нет. Так может, все мои прежние доказательства о наличии такой связи рассыпаются в прах?

Однако не будем забегать вперёд. Ведь впереди у нас ещё одна встреча, ещё один Папий, имя которого коренным образом изменило для меня всю картину древнего Херсонеса, а также Северного Причерноморья и Малой Азии. Но об этом я доложу вам в следующий раз.

Этими словами Владимир закончил свой доклад. Присутствующие дружно зааплодировали ему, а потом стали подходить к нему с разными вопросами, касающихся жизни тех персонажей, которые носили имя Христос после Сократа Христа и которые жили на территории Древней Руси, то есть в Тьмутаракани.

Одна молодая особа, приехав, видимо, издалека и поэтому опоздав к началу семинара, всё стояла в сторонке и безотрывно смотрела на своего кумира как на самого Христа. По всему было видно, что она опять восхищалась своим избранником и нетерпеливо ждала, когда же они останутся наедине, и им никто не сможет помешать. Вокруг никто даже не догадывался, какой необычный подарок эта молодая женщина привезла своему возлюбленному студенту в Москву. Ради таких подарков многие мужчины готовы на любые подвиги, на самые мужественные поступки и самые решительные действия. Побольше бы им таких подарков!

       (продолжение см. глава 14. Венценосец http://www.proza.ru/2008/01/07/64)

   Другие мои произведения, посвящённые нашим предкам, с необходимыми иллюстрациями, можно прочитать на моём канале "Архиважное о прошлом"
   https://zen.yandex.ru/id/5eca1c62f66e3c72366a58ae    


Рецензии