Про белого слона Абу-ль-Аббаса

 Начнем мы издалека. В VI веке, где-то в 570 году в Мекке, в роду Бану-Хашим
племени Курейш родился мальчик Муххаммад. И, хоть отец его Абдаллах
аль-Мутталиб был знатным мекканским купцом, жизнь Муххаммада, пройдя
незаметно, забылась бы, если бы в году примерно 609 (да простит меня
Всевышний, если я ошибаюсь) не явился ему Джибриил и не принес откровение от
Аллаха. И с тех пор мир знает и почитает пророка Муххаммада, да благословит
его Аллах и приветствует. Родное племя курейш не приняло проповедей
Муххаммада, и в 622 вместе с приверженцами бежал он в Ясриб, то есть Медину.
И на том завершается 622 год от рождества Христова и начинается 1 год
хиджры.

 После Муххаммад вернулся в Мекку, под знаменами ислама и его пророка
оказалась большая часть Аравии.

 На 11 год хиджры 8 июня Муххаммад скончался в стоявшую полуденную жару.
"Заместителем" пророка был избран верный его соратник Абу-Бакр. С ним
началась эпоха халифов. Халиф - "заместитель" по-арабски.

 С первыми халифами ислам распространился не только на всю Аравию, но и на
сопредельные Египет, Месопотамию, Палестину и Сирию. Четвертым халифом стал
Али, двоюродный брат пророка. Не все поддержали нового халифа. Сторонники
Али зовутся шиитами и говорят, что только человек из рода Муххаммада -
истинный халиф. Противники Али, сунниты, утверждают, что избрание Али
неправомочно. Четвертый халиф был убит в 661 году и сын его Хасан остался
править в Куфе. В Дамаске же и почти во всем обширнейшем халифате
утвердилась власть Муавии Абу-с-Суфьяна из мекканского рода, что еще в
хиджру поддержал пророка, рода Омайя. Этим началась эпоха Омайядов или
Омейядов. Арабский Халифат при них простерся от Индии до Испании, повсюду
распространялись ислам и слова пророка, да благословит его Аллах и
приветствует. Династия Омейядов правила до середины VIII века. В 747 году
под руководством Абу Муслима вспыхнуло восстание, в 750 Омейяды были
свергнуты и в 754 халифом стал Аль Мансур, потомок Аббаса, дяди пророка.
Правда, одному из Омейядов, Абдуррахману I, удалось бежать в Испанию и
основать там Кордовский эмират.

 Итак, на этом наше вступление заканчивается, и с востока мы возвращаемся в
Ахен. Вернее, сперва в Падерборн. Там в 777 году держал Карл Великий большой
государственный совет. Город находился в землях недавно покоренных саксов, и
на совет собрались все франкские и саксонские правители, а также лангобарды
и бургундцы - в знак мира и во утверждение королевской власти. Эгинхард
пишет, что на совет прибыли и сарацины из Испании во главе с неким
Ибнальараби. Испанский гость жаловал королю франков области и города, власть
над которыми ему была передана кордовским халифом, и говорил, что жители их,
в особенности христианские, страдают под игом неверных и с радостью откроют
ворота христианнейшему королю франков.

 Странно все как-то, очень похоже на бесплатный сыр в мышеловке. В
действительности, сарацин был наверняка послан аббасидами, которые
стремились с помощью Карла Великого прибрать к рукам и непокорную омейядскую
Испанию.

 Авантюра удалась. Карл попался на удочку, и уже в 778 году франкское войско
перешло Пиренеи. И тут начались неприятные сюрпризы. Во-первых, угнетенные
христиане совсем не жаждали распахивать свои ворота, города оказывали
жестокое сопротивление. Надо отдать должное Карлу, он вовремя оценил
обстановку и начал отступать. И уже на обратном пути в Ронсевальском ущелье
арьергард королевского войска был атакован - нет, не маврами, а
вольнолюбивыми жителями Пиренеев басками. В этой битве погиб легендарный
оруженосец Карла Великого, маркграф Бретонской марки Роланд. Итогом
испанского похода стало присоединение не очень больших областей к западу от
Пиренеев.

       Историю эту можно прочесть в "Песне о Роланде". "Король наш Карл, великий
император, провоевал семь лет в стране испанской..." На самом деле все
завершилось гораздо быстрее, чем за семь лет.

       Из любых неудач умный правитель извлечет урок. И в последующие годы начали
налаживаться дружеские связи между королевством франков и аббасидским
халифатом. Тут перед нами удивительнейший исторический факт - реальная
дружба двух сказочных героев. Один - это Карл Великий, второго Эгинхард
зовет Аароном Персидским, а нам он более известен из "Книги 1001 ночи" как
Гарун ар-Рашид. Дружба была скреплена прочным миром и поддерживалась
многочисленными взаимными посольствами. В 797 году в Багдад отправилось
посольство во главе с ахенским евреем Исааком, сопровождаемым Лантфридом и
Зигмундом. Им полагалось сперва посетить Святую землю, святой город
Иерусалим, там поклониться и передать пожертвования Гробу господню и прочим
святыням, а после двигаться дальше, в Багдад к халифу.

       Путешествие было успешным: Гарун ар-Рашид с радостью принял дары, что от
своего короля привез Исаак, а подарок сказочного халифа был сказочно щедрым:
отныне Карлу и его наследникам передавались во владение Гроб Господень и все
остальные христианские святыни, что находятся в Иерусалиме, а также власть
над самим благословенным и святым городом. Вот это да! Удачное сие
посольство в сопровождении людей халифа отправилось в обратную дорогу,
груженное изящной работы золотыми и серебряными украшениями, драгоценными
камнями и шелковыми тканями.

       А за несколько лет до того Карл просил друга прислать ему слона. Потому у
Эгинхарда в анналах за 801 год читаем: "...узнал он (Карл), что посольство
персидского короля Аарона прибыло в гавань Пизы... сообщали, что еврей
Исаак, которого император четыре года назад вместе с Лантфридом и Зигмундом
послал к королю персов, с великими подарками возвращается... Потому законник
Эрканбальд был направлен в Лигурию, чтобы снарядить там флот, на котором
слон и все, что ожидалось помимо него, могли быть перевезены. ... В октябре
того же года еврей Исаак со слоном из Африки прибыл в гавань Венус и, так
как из-за снега не мог сразу отправиться через Альпы, остался на зиму в
Верчелли."

       Запись за следующий, 802 год сообщает нам: "20 июля сего года (в Ахен)
прибыл Исаак со слоном и прочими подарками короля персов и передал все
императору. Слон был назван Абулабаз."

       Так у Карла появился друг большой во всех отношениях. Говорят, что
драгоценный белый слон сразу стал любимцем императорских детей, да и самого
Карла - он брал Абу-ль-Аббаса во все свои походы. И удивительный ахенский
слон прожил в сыром климате столицы Карла Великого еще не один год. В 810
году пришла тревожная весть, что даны высадились во Фризии и опустошают
острова и побережье. Карл собирает войско и отправляется на север,
Абу-ль-Аббас едет вместе с хозяином. В Записи "Анналов" за 810 год читаем:
"...император... решил перейти через Рейн, чтоб в Липпехаме ждать еще не
подошедшие войска. В те несколько дней, что он находился там, умер внезапно
слон, которого подарил сарацинский король Аарон". Так в северных краях, в
городе Липпенхейме, завершилась наша чудесная история. Надо сказать, ахенцы
никогда не забывали про своего земляка Абу-ль-Аббаса. На ахенских пряниках
он - один из любимых героев. Не менее удивительно и само путешествие еврея
Исаака, посла христианского императора к мусульманскому халифу. А кроме
того, встретились сказки города Ахена и сказки "Тысячи и одной ночи", а
такое, согласитесь, случается не каждый день.


Рецензии