Детская литература

       




       А Л Ё Ш И Н Ы С К А З К И.





- Леша! Ложись спать!
- Нет, мама, я не хочу.
- Леша!
- Ну, мама, я не хочу.
- Пора спать.
- Еще немножечко… Ну, ма-ма.
- Хорошо, раз ты не хочешь спать, я расскажу тебе сказку.
- Сказку? Я люблю твои сказки.
- Тогда слушай.

В комнате, где ты спишь, на твоей кроватке живет подушка. Это подушка не простая, а волшебная. Совсем недавно ее еще не было, как не было и тебя. И вот одна-жды, когда ты зашевелился у меня в животике, для тебя в кроватку приготовили по-душку. Её, мягкую и пушистую, по перышку собирала Фея Снов. Она очень любит детей и готовит для них подушки, собирая самые легкие перышки с крыльев разных красивых птиц.
Для мальчика Леши она сначала положила в подушку перышки от черного и белого лебедей. Эти лебеди каждую зиму улетают далеко-далеко, туда, где в реках во-дятся крокодилы и бегемоты, а на берегах бродят могучие слоны, ищут добычу хищ-ные тигры и прыгают ловкие обезьяны. Поэтому на этой подушке снятся волшебные сны, красивые, яркие и радужные.
Потом Фея Снов собрала пух с гагары, северной морской птицы. Она положила его в твою подушку для того, чтобы мальчик Леша видел сны, где по морям и океанам ходят красивые корабли, а в глубинах плещутся мощные киты и зубастые акулы. В этих морях есть снежные торосы и ледяные айсберги, коралловые острова и кокосовые пальмы. Там белые паруса летят по волнам навстречу приключениям. Там пираты под черным флагом прячут золото на далеком, потерянном в океане острове.
Фея Снов не забыла положить в твою подушку и перышки гусей и уток, кото-рые летают над огромными зелеными лесами. Там среди деревьев бегают серые волки и рыжие лисички, а по веткам огромных кедров скачут ловкие белки. Там косолапый мишка бродит по малиннику и кушает спелую малину, а потом радостно катается по свежей после летнего дождя траве.

- Мама! Я хочу спать, отведи меня к моей подушке, я хочу увидеть эти сны.
- Вот и хорошо. Фея Снов ждет тебя. Пойдем, давай мне руку.
- А добрая Фея точно положила пушинку про бегемотов и слонов?
- Конечно, положила. Фея Снов добрая Фея, она не обманывает хороших мальчиков.
Леша быстро разделся, умылся, надел пижаму и лег в кровать. Он обнял подушку двумя руками и тут же заснул.
Фея Снов накрыла его своим покрывалом.
Спокойной ночи, мальчик Леша. Пусть тебе приснится добрый







       Г Р У С Т Н Ы Е И Г Р У Ш К И






Лёша был весёлым и подвижным мальчиком. Больше всего на свете он любил свои игрушки. Их ему дарили на день рождения гости, привозил из командировок папа. Игрушек у Лёши было много. В огромной коробке можно было найти трансформера, железную дорогу, солдатиков, танки, корабли, зайчиков, роботов, мячи и даже одну куклу. Лёша играл всё своё свободное время. Он так любил свои игрушки, что иной раз даже забывал пообедать или поужинать. Тогда к нему подходила бабуля, брала его за руку и отводила за стол.
Всё было бы хорошо, но однажды наступило первое сентября и Лёша пошёл в первый класс. С этого дня игрушки загрустили. Никто не вынимал их из большой ко-робки, они жались друг к другу в темноте и тяжело вздыхали: “Где же наш Лёша? Мы так по нему скучаем, мы так привыкли к его рукам…” Тяжело вздыхал и Лёша. Каж-дый вечер, когда Леша приходил из школы домой, он с тоской смотрел на стоящую в углу коробку. Но до неё руки у Лёши не доходили – его руки были заняты учебниками и тетрадками. Мама, папа и бабуля очень хотели, чтоб он был отличником, а у него стать отличником не получалось. “Какие уж тут игры, – говорила бабуля. – Учиться надо лучше, чтобы стать настоящим человеком”. Лёша тяжело вздыхал и шёл в свою комнату заниматься.
Шло время. Лежать, как хлам, игрушкам стало совсем невмоготу. Однажды но-чью в коробке началось волнение – игрушки решили помочь Лёше.
- Если Лёша станет отличником, – пробасил трансформер, – то бабуля позволит ему с нами играть.
- Конечно, – запрыгал от удачной догадки красивый мячик.
- А что мы можем сделать? Мы же просто игрушки, – печально вздохнула кукла.
- Надо идти на переговоры с учебниками, они лежат в ранце, – дружным хором прокричали солдатики.
- Да-ёшь пе-ре-го-во-ры! – проговорил робот, засветился и заворочал головой.
- Мы должны помочь Лёше стать отличником, – запищали зайки, мишки и про-чие мягкие игрушки.
- Правильно, переговоры, – согласился трансформер. - К учебникам пойдём не все, - жестом остановил он желающих. – Достаточно троих. Со мной пойдут робот и зайчик.
Игрушки выбрались из большой коробки, по деревянной лестнице поднялись на второй этаж, прошли по мягкому ковру и через дверную щель попали в Лёшину комнату. Раскрытый ранец лежал на полу. Игрушки подошли ближе, склонились над торчащими из него учебниками и тетрадями. Робот постучал:
- Поднимайтесь. Мы пришли на переговоры.
- Ой-ой, – заволновались книжки и тетрадки. - Уже утро? Пора в школу?
- Нет, ещё ночь, – остановил их трансформер. - Мы, Лёшины игрушки, пришли к вам на переговоры. Вот уже месяц Лёша не играет с нами. Он проходит мимо нас с опущенной головой. Говорят, мама, папа и бабуля не отпускают его к нам, потому что он не отличник. Это правда?
- Правда, – хором ответили учебники и тетрадки. И загалдели, перебивая друг друга, – Он невнимательный. Он не старается читать и писать. Ему с нами скучно. Он зевает, глядя на нас. Он никогда не станет отличником, если не выучиться усидчивости и терпению.
- Всё ясно, – сказал зайчик. – Нужно научиться усидчивости и терпению. Давайте останемся здесь и поможем Лёше, когда он будет учить уроки.
- Залезайте на стол, – подсказали книжки, – прячьтесь в уголке и сидите тихо.
На следующий день, когда грустный Лёша садился за уроки, в комнату заглянула бабуля:
- Лёша, будь внимателен!
- Ладно, – махнул рукой Лёша.
Он нехотя вытащил из ранца учебники и тетради, разложил их на столе, подпер кулачком щеку и засмотрелся в окно. На ветке яблони смешно крутилась и о чём-то своём щебетала птица.
- Леша, пора, – зашелестели тетрадные страницы.
- Да ладно вы, успею. Разве я не могу просто посмотреть на улицу?
- Лёша, берись за уроки, – хлопнул корочкой учебник арифметики.
- Да что вы ко мне пристали, – вспылил Лёша. – Всё сделаю.
Он нехотя взял в руки и стал читать. Но скоро заскучал и опять перевёл взгляд за окно.
Глядя на всё это, игрушки терпели-терпели, да и не выдержали. Так Лёша нико-гда не станет отличником! Они вышли из своего укрытия. Увидев их, Лёша даже подпрыгнул на стуле:
- О, откуда вы взялись?! Я так по вас соскучился, но мама, папа и бабуля не разрешают мне играть с вами.
- Все игрушки тоже очень соскучились и потому послали нас к тебе, – сказал ро-бот. – Мы будем пылиться в коробке до тех пор, пока ты не станешь отличником. Мы хотим помочь тебе. Мы хотим, чтобы ты стал прилежным и внимательным, чтобы быстро и хорошо делал уроки. Отбрось лень и скуку. Только так ты сможешь вырасти настоящим человеком, только тогда будешь успевать не только учиться, но и гулять с друзьями, помогать маме, папе и бабуле и, самое главное, играть с нами.
Лёша задумался: очень уж неожиданными были эти слова. Наконец он кивнул:
- Согласен. Помогайте мне быть внимательным.
Игрушки поделили роли. Трансформер и робот стояли на столе в Лёшиной комнате и воодушевляли его, когда он садился за уроки. Зайчик лежал в ранце, и напоминал Лёше о необходимости быть прилежным во время школьных занятий. Шаг за шагом, день за днём Лёшины оценки стали меняться к лучшему. И вот наступил день, когда Лёша стал отличником. “Молодец!” – сказала мама. “Я знал, что у тебя получится”, – сказал папа. А бабуля ничего не сказала. Она просто взяла Лёшу за руку и отвела его к огромной коробке с игрушками.
На радость всем, Лёша стал аккуратным и внимательным. Теперь он быстро и правильно делал уроки. Потом мама везла его в спортивную секцию. А по вечерам Лёша подходил к своей любимой коробке, высыпал игрушки на пол и играл, играл, как обычно, не замечая времени.
Игрушки были счастливы.






       Ш Н У Р О Ч К И.






Лёша надел шапочку, приготовил портфель и начал завязывать ботинки. Шнурки у ботинок длинные. Лёша долго с ними возится, никак не может завязать. Ему надоело это занятие, он хочет побыстрее выйти из дома в школу. Мама взяла Лёшу за руку и внимательно посмотрела на его ноги.
- Алёша, ты ботинки плохо зашнуровал. Посмотри, один шнурочек по полу везётся.
- А, – Алёша махнул рукой, – и так пойдёт.
- Споткнёшься, упадёшь, ударишься.
- Не споткнусь, я сам знаю, я взрослый, мама!
Не успели они пройти десяток шагов, как Лёша наступил на шнурочек и чуть было не упал.
- Давай, Лёша, я расскажу тебе сказку. Только сначала завяжем шнурочки пра-вильно.
Алёша завязал и они пошли дальше. А мама начала рассказ.

В одной деревне жил-был мужичок. Был он роста малого, а гордости великой. Кто бы что ему ни сказал или ни посоветовал, он всем отвечал: “Знаю, не учите меня” или “Да ладно, и так пойдёт”.
Однажды осенью на полях выдался плохой урожай. Все жители деревни, боясь суровой зимы, собирали урожай до зёрнышка, до травиночки. Выкапывали каждую морковочку, каждую свёколку. На телегу укладывали аккуратно, понемногу, чтобы ничего не просыпалось, не упало.
Один только мужичок не стал оберегать свой урожай. На дно телеги положил картофель, на него морковь, свеклу, репу. Потом накидал сена, соломы, а сверху решил ещё мешки с зерном положить. Соседи недоумевают:
- Что ты делаешь, сосед? Так ты ничего до дома не довезешь. Дорога с ямами да ухабами, телегу так будет трясти, что рассыплется весь твой урожай.
- Не учите меня, я знаю, что делаю. Сложу так, что ни одно зернышко не упадёт.
А ему опять:
- Свяжи верёвкой сено, раздует его ветер по дороге. Чем скотину будешь кор-мить?
- И так пойдет, – отвечает мужичок. – Закину на сено два мешка с зерном, они его прижмут, и довезу все до дому в лучшем виде.
Покачали головой соседи. Ну что с ним сделаешь! Как объяснить, не знают. А мужичок еще ходит вокруг соседских повозок и посмеивается:
- Эх вы, советчики. Рассказываете мне как урожай сохранить, а сами по десять раз туда-сюда пустые телеги катаете. Так у вас от напрасной езды лошади помрут. А то мороз ударит или дождь пойдет – пропадет в поле весь урожай, пока вы собираетесь его вывозить. Вот я сейчас, смотрите, за один раз всё вывезу.
Соседи опять ему подсказывают:
- Закрой края телеги мешковиной, завяжи верёвками. Да сам в телегу не садись, иди возле лошади, аккуратно веди её под уздцы, где дорога лучше.
- Сам знаю, не в первый раз.
- Да, смотри, через речку лошадь не веди. Лучше переправься по мосту. Оно хоть и в объезд, да урожай целее будет. А так застрянешь в речке, считай, пропал.
- Ладно, не учите, сам знаю. Где надо, там и пройду.
Сел мужичок на телегу, хлестнул свою лошадёнку и покатил себе на уме. Пока-чали головой соседи, да что делать: такой упрямый у них сосед. А мужичок едет на телеге, песни поёт, кнутом лошадёнку подгоняет. “Зачем пешком идти? – думает. – Трудно, неохота, и так доеду”.
А на дороге ухабы, кочки да бугры. Из телеги валится всё понемногу: то картошка выпадет, то морковь, то зерно просыплется. А мужичонка всё песни поёт да лошадку подстёгивает.
Не послушал он соседей, поехал напрямик через речку. С горки покатился – ветром стожок сена у него с телеги и сдуло. Два мешка с зерном на землю упали, а те-лега въехала в речку и застряла. Рассердился мужичок и ну давай ругать свою животину.
- Эх ты, кобыла безродная, беспородная, Что же ты неумеха эдакая. Весь уро-жай растеряла, а теперь еще и посреди реки застряла. Если слезу, промокну весь, заболею и умру. Смерти моей хочешь, доходяга?
Обиделась лошадка, так рванула, что оторвались оглобли, телега перевернулась, а мужичок свалился в воду. Лошадка выскочила из реки и побежала знакомой дорогой в деревню.
Увидела жена лошадку без телеги и мужа, созвала соседей и поехали они выру-чать мужичка. А тот сидит возле реки. Телега кверху колёсами в воде стоит, овощи по реке плывут, зерно рассыпано по берегу, а сено и вовсе ветром раздуло.
“Не послушался нас мужичок”, - покачали головами соседи. Но что могли, спасли. Только зиму семья того мужичка еле-еле пережила. Чуть с голоду все не помёрли. Спасибо, соседи понемногу выручали: кто картошкой, кто капустой, кто репой, – и помогли им выжить.

Подойдя к школе, Алёша поцеловал маму и в задумчивости произнёс:
- Старших и умных надо слушать, а не рукой махать.
Мама улыбнулась и пожелала Лёше хорошей учёбы.
На следующее утро, когда мама с Лёшей уходили из дома в школу, шнурочки на ботинках у Лёши были завязаны красиво и аккуратно, никак за них не споткнуться.







       С Л Е П О Й М А Л Ь Ч И К.






Лёша во дворе колотил скворечник. Мама, проходя мимо, остановилась.
- Что ты делаешь? – спросила она.
- Как что? Скворечник. Скоро день птиц, и нам дали домашнее задание изгото-вить по скворечнику. Потом всем классом повесим их в парке.
- Хорошо, но ты делаешь скворечник очень неаккуратно.
- Ладно, и так пойдёт.
- Нет, Леша, не пойдет. Что бы ты ни делал и для кого бы ни делал, все должно быть сделано от сердца и аккуратно. Хочешь, я расскажу тебе сказку о слепом мальчике?
- Хочу!
- Тогда слушай.

Давным-давно, когда наши прапрадедушки и прапрабабушки не знали телевизоров, швейных машинок и шариковых ручек, когда хлеб выращивали своими руками, а из оружия были только лук со стрелами и мечи, на границе земли русской, в небольшой деревушке жила одна семья. В этой семье было много детей. Один сын отличался от всех других, он был слепой от рождения.
Он не видел цветного мира, не знал как хорошо и красиво вокруг. Мир вокруг он ощущал пальцами. Это был хороший и трудолюбивый мальчик. Когда он подрос, отец отдал его в услужение к мастеру, для получения профессии лапотника. Лапти – это обувь, сделанная из лыка. Их носили все – и мужчины, и женщины. Кожаная обувь была редкой и очень дорогой. У мастера было трое других учеников. С лета до самой осени они заготавливали лыко – материал для лаптей. Сдирали кору с деревьев, возили её на болото и клали в воду. Потом это мочало разделяли на тонкие полоски и из них уже плели изделия – лапти, короба, сумки, туесочки.
Мальчик не мог видеть, как всё это происходит. Он только плёл пальчиками – так, как показывал ему мастер. Каждый лапоть, будь то маленький или большой, он делал тихо и спокойно, с любовью, очень старательно. Бывало, его друзья уже десяток сделали, а он всё с одной парой возится. Стали смеяться над ним ребятишки. Видит это мастер и говорит:
- Не тот мастер, кто делает, а тот, у кого покупают. Поедем с товаром на ярмарку, там и посмотрим, у кого что купят.
Каждый ученик приготовил свои изделия, и поехали они на ярмарку.
Приехали, развесили лапти на жердочке, покупателей зазывают, товар свой расхваливают. А мастер смотрит, что покупатель выбирает. И стал замечать он, что если возьмёт кто изделие слепого мальчика, то долго его разглядывает, гладит, смотрит как-то по особенному. С добром, что ли. А лапти просто светятся. Удивился мастер, но ничего не сказал. Только купили у него всё, что сделал слепой мальчик, а остальное так себе, чуть-чуть.
Приехал мастер к себе в мастерскую и строго настрого наказал своим ученикам не смеяться больше над слепым мальчиком за его медлительность. Потому что продал он товар только его работы. Насупились ученики. А слепой мальчик только тихонько улыбнулся. Сидит себе и, не спеша, пальчиками работает, нет-нет лыко поглаживает.
Однажды утром заглянул к ним в мастерскую путник. Зашел он в избу и гово-рит мастеру:
- Я гонец княжеский. Хожу пешком через леса и поля – там, где кони идти не могут, где телега вязнет, где кожаная обувь через версту разлетается. Купил я на яр-марке удивительные лапти. Идёшь в них, будто летишь. Мягкие, удобные, да еще и прочные. Хожу в них, хожу, а сносу им нет. Не видывал раньше я таких лаптей. Слышал я, это твоих рук дело, мастер. Пришел к тебе купить еще одну-другую пару для дальней дороги, уж больно важное у меня поручение.
Услышали этот разговор ученики, поняли, что расхваливает гонец лапти слепого мальчика, и совсем зависть их скрутила. Пока мастер беседовал с путником, подменили они лапти слепого мальчика своими лаптями и убежали из избы на улицу. Вроде как играют и ничего не видели. Не заметив подмены, мастер продал княжескому гонцу две пары.
Много времени не прошло. Сидят в избе ученики, сидит мастер, работают. Вдруг в сенях шум. Открывается дверь, входит в избу путник, что намедни купил у мастера пару лаптей. Одежда вся изодрана в клочья, на плече кровь запеклась. Стоит босиком, без лаптей, ноги кровоточат.
Сразу узнал его мастер, бросился к нему. Спрашивает: что с тобою, путник, приключилось? А путник в ответ:
- Что за лапти продал ты мне, мастер? Я просил тебя продать мне хорошие лапти, такие же, что я купил у тебя на ярмарке. Я состою на службе княжеской, у меня важное поручение. Иду в дальнюю дорогу по лесам непроходимым, по болотам топ-ким. Напали на меня злые враги, хотели княжескую грамоту перехватить. Вижу: плохо дело, догоняют. Чтобы уйти от погони, переодел я лапти, что у тебя купил. Думал, шаг быстрее будет. А тут ступить вообще не могу. Лапти корявые, жмут и давят. Как ни шагну, так нога загибается, того гляди, выверну. Какие руки делали эти лапти? Отрубить бы их мечом острым да в лес выкинуть – волкам на съедение. Проклял я тебя и лапти твои. Немного от врагов я все же оторвался, но до сих пор гонятся они за мной. Если поймают, беда будет для всех. Перехватят враги грамоту, узнают княжеские планы, нападут на нас, сожгут деревни и города, жён наших и детей в рабство возьмут, а нас заколют острыми мечами.
Ничего не понимает мастер. А как посмотрел на учеников, сразу всё понял. Упали они ему в ноги и давай плакать. Ревмя ревут.
- Прости нас, мастер. Это мы подменили лапти. Дали не мальчиком слепым сделанные, а свои.
Взялся за палку мастер, хотел поколотить учеников и выгнать, но вступился за них слепой мальчик.
- Мастер, – сказал он, – не наказывай моих друзей. Злом делу не поможешь, а только сердце наполнишь. Зло и победит. Только что я сплёл новые лапти. Делал их аккуратно, не торопясь, вложил в них всю душу. Полетят в них ноги княжеского гонца как по ветру, успеет он убежать от врагов, доставит грамоту по адресу, спасёт всех нас.
И верно! Чего зря время терять. Обул лапти гонец и аж ахнул. Так легко вошли ноги в лапоточки. Лыко внутри лёгкое, как шелковое, а с другой стороны твёрдое, шершавое, будто кожа, да только крепче. Встал на ноги путник, топнул для проверки по полу и преобразился весь. И куда делась усталость. Заблестели азартом глаза, налились силой ноги. До самой земли отвесил гонец поклон слепому мальчику и, хоронясь от врагов, побежал по своим, только одному ему известным тропам.

Замолчала мама. Задумался Алёша.
- Мама, а что дальше? Как путник, как мальчик? Чем закончилось всё?
- А закончилось всё очень даже хорошо. Гонец принёс князю важную весть, враги отступили. Провинившихся учеников мастер не выгнал. Они стали очень стара-тельными и прилежными. Пока делают, семь раз всё проверят и просмотрят. Чтобы обувь была крепкой, чтобы ноге в ней было удобно. А слепого мальчика мастер отпустил. Он сам мастером стал. И слава о нём быстрее обутых в лапти ног неслась по всей земле русской.
Замолчала мама. Лёша подумал и говорит:
- В моём скворечнике не будут жить птицы. И птенцы там не родятся. Некраси-во я сделал.
- Тебе виднее, – ответила мама.
Лёша без большого труда разломал свой плохо сколоченный скворечник и взялся за дело с самого начала. Теперь он работал старательно, не спеша. Пыхтит, пот со лба капает… “И хорошо”, – подумала мама.





       Б Е Л Ы Й П Р И Н Ц







Вечером мама вошла в Алёшину комнату и очень сильно удивилась. Лёша си-дел на кровати в пижаме, готовый ко сну, а по всей комнате – на полу, на столе и на стульях – валялись игрушки.
- Что это такое, Алёша? - спросила мама и строго посмотрела на мальчика. – Почему ты не убрал комнату перед сном?
- Мамочка, - ответил Алёша, - понимаешь, я играл в войнушку, сражение было большим, и я очень устал. Игрушки соберу завтра утром, а сейчас я хочу спать!
- А кто же будет за тобой прибирать?
- Никто. – Алёша лёг на кровать, закрыв глаза и подложив ладошки под щёку, вроде спит.
- Какой ты непослушный мальчик, – сказала мама и присела на краешек крова-ти. – А я хотела тебе сказку рассказать.
Она попробовала встать, но Алёша открыл глаза.
- Мамочка, не уходи, расскажи мне сказку.
- Ты же спишь.
- Нет, ради сказки я потерплю.
- Ну, хорошо, тогда слушай.

Они живут и сейчас. Два принца – Белый и Чёрный. Когда-то очень давно у волшебного короля было два сына.
Один был отличником во всём. Он хорошо учился, сам умывался, убирал за собой в комнате, был аккуратным, трудолюбивым и в то же время очень веселым мальчиком.
Второй сын был неслухом, грязнулей и лоботрясом. Он никогда не убирал за собой, не учил уроков, вечно ходил неумытым и в рваном платье.
Когда он вырос, то превратился в Чёрного принца. Жил он в мрачном замке, что стоял высоко в горном ущелье, куда редко забирались солнечные лучи. Когда хоть лучик солнца проникал в его владения, все окна и двери в замке тут же закрывались. Внутри не терпели света. Чёрный принц жил в царстве беспорядка. В грязных комнатах всё было разбросано и разломано. Днём принц спал, а ночью летал по миру в поисках своих подданных. Он заглядывал в каждый дом, в каждое окошко, он выискивал неопрятных мальчиков и девочек, двоечников и хулиганов. Увидев где-то беспорядок, разбросанные игрушки или грязные туфли, он влетал в комнату и ставил сонному ребенку на животике чёрную кляксу. Отныне эти мальчики и девочки становились его верными слугами. Они делались ещё непослушнее и чумазее.
Его брат, когда вырос, стал Белым принцем. Он был совсем другим. Жил в красивой долине на берегу величественной голубой реки в замке из белого камня. Радовался солнцу, часто играл с детьми в большом зелёном саду. Белый принц любил всех, кто хотел стать отличником, кто уважал старших и соблюдал порядок. Он помогал таким ребятам стать ещё лучше. Белый принц жил с открытым сердцем и радовался жизни.
Чёрный принц страшно ненавидел своего брата Белого принца. Его мечтой бы-ло уничтожить солнце, весь белый свет, чтобы на Земле было темно, страшно и грязно. Ряды его слуг становились все шире. Дети, помеченные чёрной кляксой, выходили из повиновения родителей, разбрасывали и ломали всё вокруг, не умывались и носили грязное бельё.
И вот, когда его армия стала такой большой, что сосчитать всех подданных не было никакой возможности, поднялся Чёрный принц в небо и закричал:
- Эй, слуги мои верные! Мальчики и девочки с прекрасной черной кляксой на животике! Превращайтесь в чёрные облака, закройте землю от солнца! Пусть навсегда перестанет светить оно людям. Пусть настанет власть тьмы и грязи! Моя власть! На-всег-да!
Услышал этот клич Белый принц. Понял он, что Земле угрожает страшная опасность навсегда превратиться в грязную планету под властью Чёрного принца. Долго не мешкая, Белый принц тоже взлетел в небо и закричал:
- Друзья мои! Земле угрожает опасность тьмы! Все, кто хорошо учится, кто помогает старшим, кто трудолюбив и чистоплотен! Превратитесь в белые облака!
Со всех сторон в небо полетели мальчики и девочки, превращаясь кто в чёрные, кто в белые облака. Встали они друг против друга – кто кого перекроет. Борются друг с другом, а победить никто не может.
Всех своих слуг собрал в небе Чёрный принц. Всех своих друзей собрал в небе Белый принц. А пересилить никто не может. Нужен всего один мальчик, чтобы скло-нить чашу в пользу Белого принца. И тогда солнце не скроется за чёрные тучи, и на земле воцарится чистота и порядок. Нужен всего один мальчик…

- Мама, – вскрикнул Алёша, – я бы полетел в небо белым облаком и помог Белому принцу победить темноту.
- Ну, не знаю, не знаю…, – мама хитро посмотрела на Алёшу. – А у тебя чёрной кляксы на животике нет?
Алёша испуганно вскочил на кровати и задрал пижаму. Животик был чист.
- Нет, нет у меня чёрной кляксы! – закричал Алёша, спрыгнул с кровати на пол и принялся собирать разбросанные игрушки. Собрав всё, он встал перед мамой.
- Мамочка! Я всё убрал! Я мог бы помочь Белому принцу?
- Конечно, Алёшенька! Ты молодец!
- А чем кончилась сказка?
- Нашёлся один мальчик, который ещё не стал слугой Чёрного принца, но и не был другом Белого принца. Он так захотел помочь своим друзьям, что превратился в белое облако и свет победил. Чёрные тучи ушли, солнце заиграло всеми лучами, белые облака поплыли по синему небу.
С того дня Чёрный принц затаился у себя в замке и всё ещё тешит себя надеж-дой когда-нибудь победить Белого принца. Если наберёт себе новых слуг, непослушных мальчиков и девочек. Он летает по ночам и заглядывает в окна.
Спокойной ночи, Алёша! Завтра обязательно выглянет солнце и будет светлый хороший день.





       К Р А С К И Р А Д У Г И






На уроке рисования Леша рисовал картину. Акварельные краски сияли в лучах весеннего солнца. Урок только начался, а Алеша уже забыл обо всем на свете: рисовал и рисовал. Мальчик был так увлечен, что не услышал, как к нему подошла учительница. Она немного постояла за Лешиной спиной, посмотрела на его работу и спросила:
- Алеша, а почему в твоем рисунке так много темных тонов?
- Не знаю. Мне так захотелось. Сначала я рисовал цветок и солнышко, а потом передумал и рисую ночь.
- А хотите, дети, я расскажу вам сказку о темных и светлых красках?
- Хотим, – хором закричали дети.
- Хочу, - сказал Леша.
- Тогда слушайте.

Это было в нашем городе. В одном дворе жили себе, не тужили два мальчика. Одного звали Дима, другого Тима. Во дворе было много других ребят и всякой замечательной живности: кошек, собак, птиц. Была даже одна очень красивая маленькая белая козочка с небольшими рожками. Все события во дворе вечно крутились вокруг Димы и Тимы. Они были заводилы.
Оба мальчика очень любили рисовать. Только как-то дети и родители заметили, что рисунки у них стали разные. Тима как рисовал радугу и цветы с солнышком, так и рисует. А Дима все больше стал применять темные краски, картины у него мрачные: ночь, война, смерть.
И стал меняться Дима. Был он веселым – стал грустным, был быстрым – стал медлительным, был вежливым и внимательным – стал злым и грубым.
Первым изменения заметила белая козочка. Играя с Димой, она ненароком ткнула его своими маленькими рожками. Дима закричал на нее: “Что ты дерешься своими рогами?” Обиделась козочка. И стала играть с Тимой.
Потом перестали клевать семечки из рук Димы его любимые голуби. Одного он так схватил за хвост, что чуть не вырвал, второму повредил крыло.
И все рисовал, рисовал черной краской. Чем больше рисовал, тем чаще плакал.
С Димой перестали играть во дворе. А вскоре там вообще забыли про мальчика Диму. Он один бродил по улице, ни на кого не обращая внимания.
Обеспокоился Тима. Посмотрел он на Диму и задумался, почему так изменился его лучший друг. Однажды на уроке рисования Дима заплакал. Тима заглянул к нему в альбом и увидел страшную черную картину. Он тут же взял свою кисть, краски и в верхнем углу картины нарисовал яркое солнышко. Диме это не понравилось, он зачернил угол. Тима опять нарисовал солнце. Оно пробивалось сквозь тучи и, достигая земли, переливалось самыми разными яркими цветами. Дима попытался закрасить эти яркие лучи, но было поздно. Во всех концах картины заиграла радуга. Впервые за многие дни мальчик Дима улыбнулся.
Каждый урок рисования друзья сидели рядом. Димины руки ещё пытались ма-кать кисть в черный цвет, но Тима был начеку, подставлял другу желтые, красные, го-лубые краски, и картины у него получались светлые и радостные.
Во дворе дети переменили свое отношение к Диме, они опять стали играть вме-сте. Прилетали к Диме его любимые голуби и смело клевали из его рук семечки. Вернулась белая козочка.

- Так, дети, Дима перестал быть мрачным, злым и холодным. Вот что может сделать с человеком черный цвет. Рисуйте всегда светлыми красками, старайтесь, чтобы ваша жизнь была яркой и сочной, как свежая радуга.
Всем в классе стало весело и тепло.
- Я передумал рисовать войну, - сказал Алеша и сменил бумагу. Первым делом в верхнем углу нового листа он нарисовал солнышко.





       Д В А М А С Т Е Р А





- Папа! У меня не получается домик. Я хотел его собрать, чтобы мои роботы имели свой дом. Такой же, как у меня. Ведь у игрушек тоже должен быть дом?
- Конечно, должен. Не торопись, собирай, и у тебя обязательно получится.
- Нет, у меня не получается. И не уговаривай меня, я больше не буду строить дом.
- Давай посмотрим, что у тебя не получается. Э-э, да у тебя тут что-то все разбросано. И дом какой-то неаккуратный.
- Я хочу сделать быстро. Роботы ждут.
- Давай я расскажу тебе сказку о двух мастерах. Давно это было.
- Ты был маленький, как я?
- Конечно, даже ещё меньше.
- Вот такой-такой?
- Да, примерно. Так вот слушай.

В одной деревне жили два мастера. Рубили они из круглых бревен дома. Да не такие, как у тебя, маленькие и игрушечные, а большие, с окнами и дверями, чтобы люди могли жить в них и жарким летом, и суровой зимой. Одного мастера звали Иваном, другого Василием. Иван хоть и удался выше ростом, был каким-то тихим и незаметным. Он мало говорил, работал все больше молчком, неторопливо и основательно. Василий, наоборот, роста был небольшого, но уж больно шустёр и говорлив. Бедовый малый, всё у него в руках так и горело.
Однажды приехал в деревню купец и говорит: “Мне к зиме нужны два дома. Сыновья мои осенью женятся. У каждого из них должен быть свой дом, чтобы было куда привести молодую жену. Так что сроку вам три месяца. Денег заплачу, как скажете, и за срочность тоже”.
Почесали затылки мастера. Иван засомневался, больно срок мал. Срубить дом с чистого места за три месяца непросто. Василий же и думать не стал. Цену назвал и ударил с купцом по рукам. Да ещё над Иваном посмеялся: мол, какой ты мастер, если за целых три месяца дом не срубишь. Попыхтел Иван, подумал и тоже согласился. Так и порешили: раз в месяц купец будет приезжать в деревню – третью часть денег привезет и на работу посмотрит.
Принялись мастера за работу, топоры застучали.
Через месяц приезжает купец в деревню. У Ивана дом еще и не собирался. Бревна по одному лежат на земле. А Иван будто и в ус не дует: неторопливо стучит топором, не обращая ни на кого внимания. Возмутился купец: “Что же ты, мастер, так медленно работаешь! Смотри, Василий уже сруб поставил, у него-то работа кипит будь здоров”. Пожал плечами Иван, спорить не стал. Молчит, топором тюк да тюк. Посомневался купец, но все же дал ему первую треть денег, как обещал. Потом пошел к Василию. Шагает и на всю деревню нахваливает: “Молодец, здорово у тебя идет работа. Не как у Ивана”. Василию деньги купец отдал без всякого сожаления.
Прошел еще месяц. Опять приезжает в деревню купец. Смотрит, у Василия уже под крышей дом. Еще чуть-чуть и готов будет. А у Ивана только сруб стоит. До крыши дел – непочатый край. Пуще прежнего расстроился купец. Свадьбы совсем скоро, осень на носу. А там дожди зарядят, без крыши плохо дело будет. Опять начал купец корить Ивана. Дескать, медленно он работает. Молчит Иван, будто и не слышит купца, только топором тюкает. Одна у купца радость – смотреть, как растет дом Василия. И сруб ладный, и готов почти. Хвалит он Василия, ругает Ивана. Подумал купец, посомневался, но деньги – вторую треть – все же заплатил обоим. Как договаривались.
На третий месяц приехал купец принимать работу. Да не один, а с сыновьями, что собрались жениться. Сразу два новых дома стоят на лужайке. Один давно готов. Мастер Василий устал ждать купца с расчетом. Ходит туда-сюда, на Ивана снисходительно поглядывает. А тот все тюк да тюк. Вроде готов дом, да не до конца, есть ещё работа. Вконец рассердился купец на Ивана: “Что ты так медленно делаешь? Смотри, Василий уже давно свою работу сделал. И полный расчет сейчас получит, как договаривались. А тебе, Иван, денег последнюю треть не дам. Дом к сроку не готов”.
Пожал плечами Иван и говорит: “Свадьбе ещё два дня гулять, успею закончить работу”. Не время купцу ругаться, махнул он рукой и говорит: “Я больше не приеду. Если успеешь, сын с тобой рассчитается. А не успеешь, денег не получишь”.
Закончил Иван дом через два дня. Сдал работу сыну купца.
Наступила зима. Приехал купец к сыновьям на рождество. Первым зашел к сы-ну, которому дом срубил Василий. Зашел и расстроился. Холодно в доме. Изо всех углов дует, полы скрипят, в окнах такие щели, что через раму улицу видно. “Как дом?” – спрашивает купец сына. Тот и отвечает: “Мы уж забыли, что быстро дом срубил Василий. Плохо он свою работу сделал. Холодно в доме, весны бы дождаться и переделать все”.
Пошел купец к сыну, которому дом срубил Иван. “Как дом?” – спрашивает. Сын и отвечает: “Да мы, батюшка, давно забыли, что медленно работал Иван. По полу катаемся: тепло, из окон не дует, из дверей не свистит. А пол как влитой, не скрипнет. Не дом, а сказка”.

- Так вот, Леша, сынок. Сделаешь быстро, но плохо – все забудут, что ты сделал быстро, скажут, что сделал плохо. А сделаешь медленно, но хорошо – все забудут, что сделал медленно, скажут, что сделал хорошо. Возьмись и сделай дом для роботов спокойно и хорошо. Не спеши, обязательно получится.
Сел Леша к своим игрушкам и говорит:
- Зовите меня, роботы, Иваном. Сейчас я буду строить для вас новый дом.





       С И Л А Д О Б Р А






- Ой, бабуля! Какая колючая малина! Как же мы её обработаем? Я не хочу. Мне больно.
- А ты не бойся, Лёша. Мы всё сделаем аккуратно, красиво и любя. Малина, она волшебную силу имеет. Сварим мы из её ягод варенье, и зимой, если кто из нашей семьи простудится, наша малинка, вспомнив, как мы с любовью за ней ухаживали, обязательно отдаст свою волшебную теплоту и вернет человеку здоровье. Так во всём. Любое дело, сделанное с любовью, приносит благостные плоды. И не важно, что это - деревянная миска, вырезанная из дерева, или ягода, выращенная в саду.
- Что это еще за миска?
- Сейчас расскажу. Есть такая сказка.

Далеко от нашего дома, за тысячи километров жила девочка. Звали её Света. Это была очень хорошая девочка. Она помогала маме по дому, хорошо училась, имела много друзей и любила весело играть с ними на улице. Но с нею случилась беда. Она заболела. Болезнь неизлечима, сказали врачи. Расстроились родители Светы, расстроились друзья и одноклассники. С каждым днем все хуже и хуже было девочке.
А на краю города возле тихой речки жил был дедушка. Кто говорил, что он пекарь, а кто был уверен, что колдун. Кто-то его любил, кто-то боялся. А дети называли его добрым волшебником, потому что он помогал им справиться с болезнями.
К этому дедушке рано утром пришли Светины родители, мама и папа. Упали они перед ним на колени: “Мы сделали для своей дочери все, что могли, но врачи го-ворят – поздно. А мы любим девочку больше жизни”.
“Хорошо, – говорит дедушка, – я попробую помочь. Только и вы мне помогите. Сколько времени у меня есть?”
Родители говорят: “Совсем мало”.
Отпустил гостей дедушка, зашел в свою мастерскую и принялся за работу. Все волшебство, Леша, делают человеческие руки. Много дней и ночей дедушка вырезал из дерева ложку и миску. Каждое движение своего ножа он сопровождал словами добра и света. Работал без устали, не разгибая спины. Ни разу не видел он девочку, что зовут Светой, но он очень хотел, чтобы она выздоровела.
Дерево, что сгодилось на миску и ложку, выросло в чистом поле на семи ветрах. Вода орошала его листья и ветви, корни питались соками из благодатной почвы. Вечерами на это дерево слетались птицы, вокруг него собирались люди. Говорили они только хорошие слова, делали только добрые дела, не врали и не подличали. Поэтому вещи, сделанные из этого дерева, приносили здоровье и удачу. Но отрезать небольшой кусочек от дерева можно было только раз в году – на утренней заре в тот день, что считается самым длинным за все двенадцать месяцев.
Давно устали руки у доброго волшебника, а он все резал и резал, любуясь тем, что получается. Не заметил он, как прошла неделя. Наконец наступил тот момент, ко-гда посмотрел он на дело рук своих и обрадовался. Получилось именно то, что он хотел. Взял он тарелочку с ложечкой и пошел к девочке Свете. Зашел в дом, а там скорбь. В комнатах темно, окна закрыты. По дому ходят люди в чёрном, разговаривают тихо.
Спросил дедушка:
- Что случилось? Неужели умерла девочка Света?
- Нет, – сказали ему, – не умерла. Но чуть жива, того гляди, закроет свои глаза.
Облегченно вздохнул старик. Не пропал его труд даром, успел он.
- А ну-ка, все, – закричал он зычным голосом, – открывайте окна и двери, впустите в дом солнце и свежий воздух. Пришла жизнь! Смерть уйдет.
Сорвали с окон черные тяжелые занавески, открыли двери. Влетел в дом свежий ветер, принося запахи луговых трав и хвойного леса. Послышался гомон птиц. Солнечные лучи осветили все темные углы, и у всех на душе стало радостно. От яркого света и громкого шума больная девочка Света открыла глаза. Подошел к ней дедушка, вынул из корзины миску и ложку, положил в миску каши и говорит:
- А ну-ка, внучка, попробуй!
Взяла Света в руки волшебную миску и волшебной ложкой скушала всю кашу. Доела и улыбнулась. Впервые за много-много дней. Стало ей лучше, начала она поправляться. У нее появился аппетит. День за днем кушала она только деревянной ложкой и из деревянной миски, что принес ей дедушка. И скоро совсем выздоровела. Стала такой же веселой и красивой, как раньше. Снова стала помогать маме по дому и хорошо учиться.

- А как ты думал, Леша? Любовь и трудолюбие спасают от всех напастей.
- А если мы, бабуля, с любовью посадим ягоды, они вырастут волшебными?
- Конечно, Леша. Главное с любовью…


Рецензии
Николай, хорошая добрая сказка, только надо дать ей другое название. Вы, очень странно её назвали.

Ольга Гуськова   09.01.2008 12:41     Заявить о нарушении