рассказ

       Диалоги с дочерью

       «мы живем, потому что мы разные».
       Ю.Лотман

       
       Человек свободный ни о чем так мало не думает,
       как о смерти, и его мудрость состоит в
       размышлении не о смерти, а о жизни.
       Спиноза. Этика, ч. IV, теор. 67.


       Хоронили бабушку Валю. Уже в машине внезапно пробил вопрос дочери:

 – Что остается? Приходишь голенький, уходишь - то же.
       
       Тело бабушки даже отдаленно не напоминало ту властную, строгую и

одновременно невероятно отзывчивую и добрую женщину.
       
 … С дочерью мы часто и подолгу обсуждали самые разные темы – от радиоуправляемых моделей до сути религии. Она училась на инженера физика, я в свое время на ветеринарного врача. Благодаря бабушкиному воспитанию, я всегда старался быть терпелив, не включать «дурочку» и построить с дочкой доверительные отношения.

Она поверяла мне тайны и часто задавала вопросы, которые извлекали из моих запасников то, к чему я сам вряд ли бы прикоснулся.
       Ну, вот опять!
       - Откуда приходит любовь?
       - Куда все уходит?
       - Можно ли сохранить, сберечь чувства?
       - Если нет, то для чего все это?

       Я не успел подобрать слова для мысли о восприятии реальности, о том, что человек воспринимает действительность в пяти органах чувств, и все находится внутри него. Оля попыталась ответить на свои вопросы сама. При этом она словно прочла мои мысли.
       
- Пап, но ведь существует мнение, что вся реальность складывается из того, как я ощущаю себя и то, что вокруг. В этом весь человек, вся его жизнь, а больше ничего нет! Знаешь, папочка, я волнуюсь, когда думаю об этом. Вот, представь, мира нет, это копия тебя. Точно в зеркале, я вижу в нем свои собственные качества и недостатки.
       
 - Я должен опровергнуть или подтвердить? Знаешь, Ольчик, ты, конечно, в папу, умна немерено. Я не готов, надо подумать.
       
Сейчас я убил двух зайцев. Оля не любила, когда я сравнивал ее с собой, подчеркивая наше сходство. А мне наше сходство доставляло удовольствие. Вот сейчас она замолчала, а я получил возможность помолчать.
Проносившиеся за окном машины дома были узнаваемы, но не пробуждали воспоминаний, как проносившиеся в душе образы родных и знакомых. Вот обожаемая мной жена, которая пять лет назад оставила меня, и укатила в Америку реализовывать свой необузданный потенциал. Вот бабушка-Валя, которая любила меня без всякой критики. Заботилась обо мне как мама и курила со мной на старой нашей кухне, когда я только начал курить, подставляя мне плечо, считая, что человек ни в коем случае не должен терпеть унижения.
И вот вопросы дочери, без ответов на которые, ощущаешь свое положение невероятно униженным и никчемным.

Любимые мною женщины.
       - Куда уходит любовь?
Ну что можно ответить? Для чего она спрашивает?
Может быть, он для того, чтобы я, наконец, понял, что все зависит от моего внутреннего исправления? Мир – это не мир, а отражение того, насколько я исправлен внутри? «Каждый отрицает согласно своей испорченности». Я шел домой и судорожно думал, где же я уже это слышал?
Кроме профессора, вряд ли кто другой, остальные только путали.
На курсе преподавали большей частью профессора, доцентов было немного.
Но между собой профессором мы называли только Марка Семеновича. За его плечами был фронт, он был честен, умен, образован невероятно. Мы не боялись задавать ему вопросы, даже такие, которые в то время было задавать, мягко говоря, не принято. Одна из тем касалась природы Вселенной и вопроса о том, нужен ли был Бог для ее создания и приведения в движение.
По большей части на лекциях я умничал.
«Идей набравшись гениальных
с ученым видом знатока
«Все это, право, тривиально»
Любил он бросить свысока.
Чтоб не сказали: «Сам банален!»
журналы «Нейчур» и «Аннален»
случалось он порой листал.
Знал про неборновский кристалл,
про борновское приближенье
про спиноры, про вирал,
и кто то даже уверял
что и язык китайский Сеня
освоил бы за три часа,
когда б сдавать зачет взялся».

Да, кажется нашел. Вот она. Я достаточно бережно (насколько способен) храню эту тетрадь. Она переезжает со мной. На тетради надпись: «При пожаре выносить в очередности 1». Теща очень завидовала. Все спрашивала, ну на каком я сегодня месте?
Тещи нет, а тетрадь совсем запылилась.

Я действительно хорошо помню эту лекцию. Меня она тогда задела. От животных быстро перешли к человеку. Профессор говорил о том, что только человек, помимо функции размножения, использует гедонистическую сторону сексуальности. Так же человек использует и возможности более тесного общения, которые предоставляет ему сексуальность, и возможности отдохнуть и расслабиться. И это расширяет возможности получения человека. Тут ему задали вопрос о любви.

- Вот вы еще говорили, что закон природы – это любовь. Что значит «закон любви», как можно поставить любовь как закон?
- Мы придаем слову «любовь» неправильный смысл. У меня любовь называется: «Я наслаждаюсь от чего-то – значит, я люблю это». Это может быть рыба, женщины, дети, фильмы, песни… Не важно, что… сладости. Я люблю шоколад. Рыбу тоже.
 Откуда мы знаем, что мы что-то любим или нет? Это основано на чем-то, что, кажется как наполняющее, как что-то в будущем собирается наполнить меня. Это называется, что я люблю. Это что-то эгоистическое. Человек использует кого-то, для того, чтобы наслаждаться от него, и тогда это называется, что он относится к нему с любовью. Короче. Называй эгоизм любовью, просто, и все. Но это ведь не так.
Эгоизм – это использование, эксплуатация ближнего. Т.е. любовь, которую мы называем любовью это нечто обратное тому, что мы, по сути дела, имеем в виду, когда говорим, что мир основывается на любви. В этом контексте - любовь как отдача, а не получение.
Я люблю этот чай или я люблю другой чай? Это называется, что я люблю, да? Я люблю, когда он находится внутри меня, я наслаждаюсь от того, что он находится внутри меня. Это называется любовь? Посмотрите, насколько мы искажаем определения.
Я люблю своего ребенка. Потому что у меня в генах это заложено, - что я люблю его, потому что он родственник мой, я его люблю. Что значит, это моя часть, конечно, я его люблю. Это эгоизм. Это просто мое. Я чувствую, разве, что это отделено от меня? Нет, это не отделяется. Это называется любовь? Так называй это «эгоизм». Почему ты даешь этому еще название «любовь» и начинаешь петь об этом и поднимать это на какую-то человеческую вершину? Люди поют: «Как я люблю рыбу». Посмотри, включи телевизор, они там варят все время, что-то готовят. Любовь, да? Возьми любое стихотворение, допустим, о любви, и истолкуй это в правильном виде. Дай правильное определение, что они там воспевают. Ты увидишь, это какая-то гадость, эта... ваша рыба.
Прежде всего, это неправильно, то, что они говорят. Любовь - это отдача. Это называется «любовь». Когда человек просто дает без всякой связи с собой. Без отдачи нет жизни, потому что жизнь – это развитие. Жизнь – это когда есть что-то, что принадлежит отдаче. Получать можно только, если кто-то дает.
А в этом проблема – кто даст. Две эти силы – отдача и получение. Они должны быть сбалансированы: выдыхаешь воздух – втягиваешь воздух. Все в сжатии и в расширении. Как охлаждение – нагревание – все эти вещи, они устроены на балансе двух сил.
И это правильное взаимодействие, которое между ними есть, точка взаимодействия, она называется любовью. Не просто отдача. Если просто дают – это ведет к ненависти, к разрушению. Мы видим, как европейцы дают развивающимся странам как родители дают детям. Нельзя давать ребенку. Ты – миллиардер. Нельзя тебе показывать своему ребенку, что ты богатый. Ты тем самым его испортишь. И так далее. Известные вещи.
Любовь построена на страхе, трепете. Страх и любовь, и сочетание между ними вместе. Природа вся целиком основывается на сочетании двух сил.

- Вы сказали, что точка сочетания между отдачей и получением – это любовь?
- Там, там любовь, да. Просто отдача не может быть любовью, потому что она не находится у нас, не существует в чистом виде. Ведь мы, природа человека в желании получать, потреблять. Отдача не может быть у нас просто так отдачей. Она всегда основана на нашем эго. Мы должны воспринять, принять на себя свойство отдачи поверх свойства получения, в правильной форме сочетания, по направлению к общей цели. Тут есть и цель, и это, по сути дела, точка их связи. Как говорилось в древних книгах: «Мужчина и женщина, и Шхина между ними».
Ну а то, что выявляется и ощущается внутри этого слияния, – и есть сам Творец.
Вот и выходит, что нам не нужно распыляться на всевозможные цели, исправления, процессы, задачи. От нас требуется лишь одно: создать желание – поистине создать, составить, собрать из отдельных частей и кусочков. Клеем меж нами является любовь к ближнему, а любовь к ближнему и любовь к Творцу, как говорит Бааль Сулам, это одно и то же. Ведь и ближний, и Творец, находятся вне нас, а потому никакой разницы между ними не чувствуется. Только у любви к ближнему есть «истцы», заставляющие человека правильно ориентировать себя и постоянно находиться в движении. По ходу дела я исправляю себя: свое мироощущение, свое восприятие реальности – и тогда всё соединяется в общее направленное желание.
       

 Записывал, спутано, пропустил много. Но это уже что-то! Я попробую ей ответить, она спросит, как обычно, и я опять буду искать…


Рецензии
Нашел специально для Вас, точнее хранил как сюжет, но ваш герой после отсидки пришедший к каббале буквально заставляет выложить припасенное.
Это описание встречи со светом, человека арестованного в 37 и брошенного в карцер:
Пожалуй, меня спасло необычайное событие, самое яркое и необычное в моей жизни. Случилось это, когда я, обессиленный многочасовым зябким курсированием из угла в угол каменного гроба, прикорнул у стола в перекрученной, неудобной позе. Не знаю, спал я или нет. Не знаю, сколько прошло времени (часы отбирали еще у входа в тюрьму).

Когда я поднял голову, матовое окошечко было окрашено ультрамариновым цветом вечера. Еще явственнее оттенялся зарешеченный отсвет лампочки на потолке. Клеточки тени были трапециевидные: узкие внизу и все более широкие вверху. Все осталось на месте, и в то же время преобразилось непередаваемо. Карцер стал как бы сквозным; весь мир и меня самого пронизывало сияние неземного блаженства. Пыточный гроб всеми фибрами своими трепетал от такого нечеловеческого счастья, что я, переполненный ликованием, бросился на пол с горячей молитвой, мешая русские и еврейские слова.

Это была молитва благодарности. Я ощущал все необычайно явственно. И невыразимо четко сознавал, что никогда в своей земной жизни не испытывал и наверняка не испытаю ничего, даже отдаленно похожего на это чистое, святое, невозможное блаженство. Это было дыхание вечности, в котором бесследно растворялось все злое, наносное, второстепенное. Это был не тот внутренний огонь, который подобен жесткому пламени в черной пещере, а тихий, неугасаемый светильник. Это состояние уходило медленно, постепенно слабея и замирая день за днем. Оставляло неизбывную память. Остывало неспешно, как море. Никогда не забуду, с какой улыбкой величайшей радости засыпал я на голых досках. Ни голода, ни боли, ни зла, ни смерти для меня не существовало. Мне не только ничего больше не было нужно, но наоборот, я не знал, на кого и как излить переполняющее меня блаженство. Лишь через несколько дней, когда теплился только его слабый остаток, я вспомнил о голоде...».

Это прекрасное, красочное описание духовного ощущения верно для всех – именно так впервые каждый воспринимает свет. Так же передают нам свои впечатления люди, пережившие клиническую смерть, прошедшие коматозные состояния.

И можете верить или нет, но есть в нашем мире люди, ощущающие в миллионы раз больше и постоянно... Но от первой проходящей встречи со светом до его постоянного ощущения есть период создания экрана – длительной работы над собой.

Удачи

Дмитрий Половец   02.01.2009 14:23     Заявить о нарушении
Круто!
От меня Вам.
...Есть красивая древняя легенда о том, что жили по соседству два брата. Оба возделывали землю и каждый думал, что у другого не хватает плодов земли, чтобы прокормиться. Каждую ночь вставали они незаметно друг от друга и докладывали один другому часть зерна, каждый со своего поля. Пока однажды не встретились за этим занятием и, раскрыв свои чувства, в честь этого один большой стог, гору общего зерна - и на этом месте , по преданию, впоследствии был воздвигнут Храм..

Михаил Каплан   02.01.2009 14:41   Заявить о нарушении
Замечательные у Вас "братья", но не все так чудесно. Для разнообразия Бог нам и "каинов" дал. Чтоб не расслаблялись.
А. Чугунов

Александр Чугунов   04.12.2009 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.