Золотая медаль, красный диплом, президентский гран

ОНА работает в школе всего полтора десятка лет, но за это время достигла столького, сколько иному преподавателю не удаётся и за полвека педагогической карьеры. Один из лучших учителей Южного федерального округа, почётный работник образования РФ, обладатель президентского и трёх международных грантов, неоднократный победитель городских и краевых конкурсов "Учитель года" в различных номинациях, наконец, просто красивая и талантливая молодая женщина - учитель английского языка гимназии "Интеллект" Наталья Полуэктова. Она яркий представитель того нового поколения жителей Ессентуков, которое сегодня так заметно проявляет себя в деле возрождения нашего города.

КОРЕННАЯ ессентучанка, Наталья Викторовна училась в средней школе №4, кстати, в параллельных классах с нынешним главой города Константином Скоморохиным. И не в последнюю очередь нынешние успехи администрации Константина Борисовича она склонна связывать с тем интеллектуальным потенциалом, который заложили прекрасные учителя их родной школы. Закончив в 1985 году школу с золотой медалью, Наталья поступает в Пятигорский лингвистический университет на филологический факультет, который оканчивает в 1990 году с красным дипломом. Несмотря на это, после вуза молодая учительница по распределению уезжает на несколько лет работать в новоалександровскую сельскую школу. В 1997 году возвращается в родные Ессентуки и поступает на работу в "Интеллект". Именно здесь в полной мере раскрылся талант молодого учителя, произошёл настоящий профессиональный взлёт.

- В 2000 году я стала "Учителем года г.Ессентуки" и получила приз зрительских симпатий, - вспоминает Наталья Викторовна. - В том же году приняла участие в краевом конкурсе, победив в номинации "Иностранные языки". Через три года подала заявку на участие в российско-американском конкурсе преподавателей английского языка страноведения США, организованном американскими Советами по международному образованию при поддержке Министерства образования России и "Учительской газеты". Мной были представлены материалы на тему взаимоотношения разных культур, языков, толерантности, а также конкретные работы по педагогике и методике. После этого меня пригласили на собеседования с американскими коллегами, по результатам которого я вышла в полуфинал. Это позволило получить грант на 2000 долларов в виде оргтехники для школы. Были привезены ксерокс, проектор и музыкальный центр, и на такую же сумму методическая литература, словари, справочники, географические карты и другие пособия для учителя. Этот конкурс сыграл огромную роль в моём профессиональном развитии.

В 2004 году Н.В.Полуэктова вновь принимает участие в этом же конкурсе, становясь региональным победителем. Ещё годом позже её приглашают на международный конкурс под названием "Учителя - учителям". Став победителем полуфинала, молодой педагог получила возможность обучать уже не только школьников, но и молодых специалистов. Чуть позже Наталья Викторовна даёт мастер класс на престижном региональном фестивале "Талант-2005" в Невинномысске, получив диплом лауреата и став второй среди профессионалов, приехавших сюда со всего Южного федерального округа.

Нынешний год стал для Натальи Полуэктовой не менее успешным. Ей было присвоено государственное звание "Почётный работник образования Российской Федерации", и в числе шести ессентукских учителей она была номинирована на президентский грант в рамках программы поддержки лучших учителей России. В конце августа пришла радостная весть: Наталья Викторовна выдержала конкурс и представлена к гранту в размере 100 тысяч рублей.

- Честно говоря, не только я, но и никто из других учителей не верил, что мы действительно получим эти деньги, - делится впечатлениями награждённая. - В лучшем случае надеялись, что выдадут какой-нибудь сертификат или ваучер, по которому ждать придётся много лет. Но когда объявили, что идут реальные деньги, было очень приятно, что государство оценило мои заслуги и заслуги других учителей.

ОДНАКО на то, что в отношении к образованию наступил коренной перелом, моя собеседница смотрит с сомнением:

- В любом населённом пункте много хороших, талантливых, ответственных учителей, которые всю свою жизнь посвящают работе. И та зарплата, которую получает обычный российский учитель - это просто унизительно. По высшей категории она составляет менее 3 тысяч рублей, а ставка молодого специалиста, закончившего институт с красным дипломом - 1300 рублей. Именно поэтому выпускники педагогических вузов работают барменами, консультантами в супермаркетах, торгуют на рынках, уезжают за границу, но не идут в российские школы. Осуждать их за это нельзя. Пока государство их "ценит" на такие зарплаты, притока талантливых, умных, энергичных молодых специалистов не будет. Учитель сегодня поставлен в такие рамки, что работать просто невозможно. Поэтому школы наполнены старыми кадрами, многие из которых запенсионного возраста. Сколько они проработают - неизвестно, а смены им нет. Это не проблема школы - это проблема государства.

Тем не менее положительные сдвиги есть. В Ессентуках практически все школы за последние годы получили новые компьютерные классы. Развиваются информационно-компьютерные технологии, в которых ученики дают фору и учителям. Сейчас показать мастер-класс без презентации уже невозможно, чего не было ещё в 2000 году. Многое здесь делается на уровне городского управления образования.

Наш разговор происходил в канун светлого осеннего праздника - Дня учителя. Разумеется, я не мог не спросить у Натальи Викторовны Полуэктовой, что бы она хотела пожелать своим коллегам, в особенности молодым специалистам.

- Умейте ценить своё образование. Не бойтесь идти в школу, не теряйте эти драгоценные зёрна своего интеллектуального, творческого потенциала. Да, мы мало получаем денег. Но есть другие ценности. Пройдёт два-три года работы не по профилю, и полученные в институте знания останутся там, за стойкой бара, за прилавком рынка. Человек должен стремиться к самосовершенствованию. Несите в школу общечеловеческие ценности - это будет вознаграждено. Я шестнадцать лет своей жизни посвятила работе в школе, отдаю ей не только свои знания, свою энергию, свою душу, практически здесь провожу всю жизнь. Но я получаю отдачу, благодарность детей, их родителей, своих коллег, методистов, администрации, и даже на уровне государства. Труд учителя тяжёлый, но он не остаётся незамеченным. Я полностью удовлетворена как тем, что я вкладываю - а я делаю это по максимуму - так и тем, что я получаю взамен. Это, наверное, самое главное - когда есть гармония в жизни, гармония с самим собой, с окружающим обществом.

У Натальи Полуэктовой эта гармония есть. Дай Бог, чтобы она была у каждого из нас.

2006


Рецензии