Бочка

Майские праздники традиционно для садоводов-огородников их законные рабочие дни. И каждый из них в дни весны и труда считает своим святым долгом привлечь к радости перекапывания огорода, гордости от лицезрения мозолей на руках и счастливо ноющей десятого мая спины всех своих родных и знакомых.
Таня в этом смысле не стала счастливым исключением, уже с конца апреля агитируя наивных друзей «В выходные отдохнуть на свежем воздухе». Особо закаленные в битвах за урожай товарищи находили благовидные предлоги, чтобы уклониться от почётной возможности. И тогда Таня решилась прибегнуть к крайним мерам – привлечь в «зелёный десант» новобранцев. Вернее, новобранца. А ещё вернее – новобранку.
Посмотрев на часы, девушка решительно сняла трубку.
В квартире изнывающей от скуки Лены раздался телефонный звонок.
За обменом дежурными приветствиями, новостями о произошедшем в мире и в личной жизни каждой и мечтами на тему «как я провёл бы лето, если бы…» Таня едва не забыла о предмете разговора; спохватившись, она озвучила легенду об отдыхе и свежем воздухе, для правдоподобия разбавив её абсолютно искренними словами об общении с природой и приближении к корням.
Поскольку каких-то конкретных планов на выходные у Лены не имелось, она постаралась не заметить подвоха в последних словах и легко согласилась в обмен на Танино обещание составить ей компанию для похода в кино.
- Оденься только попроще! – посоветовала Таня напоследок.
На следующее утро Таня, собрав в два объёмистых пакета самое необходимое, нагрузив этим брата и отправив на дачу, дождалась Лену и, захватив то, что не уместилось на братов велосипед, они двинулись было по его следам. Но тут Таня вспомнила, что видела на участке множество весело работающих муравьиных троп и решила устранить конкурентов. Недалеко от дома был небольшой магазинчик, бойко удовлетворяющий сельскохозяйственные проблемы населения, туда девушки и завернули.
Познакомившись с ассортиментом и огромным котом Рыжим, лениво наблюдавшим за их перемещениями, величественно лёжа на кассовом аппарате, непримиримые борцы против прав рыжих муравьёв выбрали нужный товар, расплатились, вежливо сказали «Спасибо», на что получили неоднозначный ответ «На здоровье», и, порядком озадаченные, продолжили путь. Какое-то время они шли молча, потом Ленка высказала вслух результаты раздумий:
- А вот интересно, чьё здоровье имелось в виду…
Таня, вздрогнув, ответила:
- Надеюсь, не муравьиное…
Так, за философскими рассуждениями о муравьином здоровье, попытками представить муравьёв-мутантов, которые, согласно мрачным Ленкиным обещаниям, придут мстить за отраву на тропках, и придумать, как можно будет от них отбиться, девушки дошли до нужного объекта. Таня распахнула калитку, сделала приглашающий жест, пропуская Лену вперёд, и вошла сама.
Участок Ленку впечатлил. На двенадцати сотках мирно уживались крапива, старые яблони, строительный мусор, полуразвалившийся гараж. Моложе всего выглядели, да и собственно, были небольшой аккуратный домик и сооружение, которое в народе ласково именуют скворечником. Означенный «туалет типа сортир» снаружи (и, как выяснила впоследствии Ленка, изнутри тоже) был увит девичьим виноградом. В общем, масштабы и объёмы предполагаемого отдыха на свежем воздухе не оставляли равнодушным.
В ходе краткой экскурсии были обнаружены участки, частично отвоёванные у буйной растительности, - ими оказались сделанные в разные годы грядки. Именно так – постепенно – Таня планировала подорвать мощь целины и однажды нанести решающий удар в виде тотальной перекопки. На недоверчивые взгляды Лены, в которых явственно читалась уверенность, что на данном этапе до решающего удара такое же расстояние, как в сентябре 1939-го года до мая 1945-го, Таня невозмутимо отвечала:
- Ты бы видела, что здесь было в прошлом году!
За гаражом Лена обнаружила странный объект ландшафта. Больше всего он походил на цистерну, невесть как и зачем оказавшуюся здесь.
- А это что? – спросила она.
- Бочка! – пожала плечами Таня.
- а зачем она вам? Она пустая?
- Она нам вообще не нужна. Говорят, в ней патока. Я не знаю, я не проверяла.
- Ну, так выбросили бы, - посоветовала Ленка.
- Выбросили бы, - согласилась Таня. – А кому её выбрасывать? Попробуй её подвинуть.
Лена попыталась. Бочка невозмутимо проигнорировала все её потуги. Лена использовали инженерный подход, притащив из груды мусора тяжеленный мелкомасштабный лом, и, используя оный в качестве рычага, балансировала на нём в качестве груза, сначала одна, затем вместе с Таней. Словно в насмешку, бочка даже на сантиметр не изменила положения. Зато лом основательно погнулся.
- Вот поэтому её и невозможно вывезти никуда! – подвела Таня итог их бурной, но бесполезной деятельности.
 - Может, её открыть и вылить эту патоку? Тогда и бочку сдвинем? – робко предложила Лена, поглядывая на бочку с некоторой опаской.
- Крышка сверху,- остановила полёт рациональных предложений Таня.
Но не дай вам Бог видеть окрылённую какой-либо идеей Ленку, бессмысленную и беспощадную…
Она живо свистнула мирно отсиживавшегося в домике брата Тани, Женю, которых ожидал, пока у девушек поостынет трудовой пыл, и они придут пить чай. Затем послала его за топориком. Таня, предполагавшая ход её мыслей, уже вместе с ней внимательно изучала бочку на предмет хоть где-то истончившейся стенки. К несчастью для бочки, Жени и топорика, такое место на поверхности нашлось, и после нескольких основательных ударов на волю вырвалась застоявшаяся за долгие годы патока, сопровождая своё передвижение весьма специфическим запахом долго настаивавшихся в ней листьев урожая всех лет, начиная с конца восьмидесятых.
- Блин!!! – воскликнули трое тружеников хором, пытаясь оценить масштаб произошедшего, отряхнуть джинсы и вспомнить, отстирывается ли то, что сейчас весело бежит по земле.
- Круто, - задумчиво произнёс Женя. – Пойдём чай пить?
На этот раз Ленка предпочла принять предложение.
Трапеза проходила весело, чему немало способствовал источаемый смесью из бочки аромат.
- Сейчас оно всё из бочки выльется, в землю впитается, мы бочку перетащим в мусорную кучу, а на её месте цветы посадим! – намечала Таня за чаем последовательность действий.
Вот и не тут-то было.
После бизнес-ланча наши герои, готовые к новым подвигам, вернулись к месту событий. Рядом с поверженной ёмкостью весело пузырилась чёрного цвета лужа. Таким образом, опытным путём выяснилось, что патока быстро в землю не впитывается.
- Ну и что делать будем? – спросила Таня. – Я же цветы притащила, их посадить надо. Не в грязь же сажать.
- Надо куда-нибудь всё это собрать, - глубокомысленно заявила Лена, и все направились к всё той же мусорной куче, где найти можно было практически всё.
Через некоторое время патока уже сгребалась в найденные вёдра найденными же лопатами. Таня почти догребла свой участок и собиралась заканчивать работу, когда под тонким верхним слоем почвы что-то тускло блеснуло. Она наклонилась. «Монета! Наверное, из кармана выпала». Таня подняла монетку, увидела номинал – десять копеек, и уже собиралась положить её в карман, чувствуя себя несостоявшимся Буратино, когда поняла, что что-то в надписи её смутило. Она рассмотрела денежку внимательнее. Ну конечно! В слове «копеек» первая буква «е» была заменена на «ять». Да и сама монетка была слишком тёмной для только что вывалившейся из кармана.
На обратной стороне десяти копеек было изображение двуглавого орла, но непривычное – о трёх коронах. Очистив «клад» от земли, Таня сумела разобрать и дату – 1849-й год.
 - Я десять копеек нашла! – сообщила она остальным.
 - Это клад! – заявила Ленка. – Ты должна отдать его государству и получить свои законные 25%.
- Тысяча восемьсот сорок девятого года!
Лопаты тут же были брошены на землю, но, после того, как было выяснено, где была обнаружена монета, тут же подобраны обратно. Начались поиски клада.
Копали посменно. В ходе археологических изысканий было выдвинуто множество предположений о том, как монета смогла оказаться почти на поверхности земли. Вот некоторые из них:
1. Согласно легендам, клады открываются тем, кто не ищет их специально, при условии, что те чисты душою и помыслами и способны пустить найденное богатство на благо общества, отдав государству все 100% клада. Отвергнута как не относящаяся к нашим героям.
2. На участке произошли некоторые тектонические сдвиги, в результате чего пласт земли, где был зарыт клад, поменялся с тем, который был ближе к поверхности. Отвергнута за невозможностью представить процесс.
3. Монета выпала из кармана или кошелька хозяина участка более чем сто пятьдесят лет назад. Отвергнута за нежеланием верить, что больше они ничего не найдут.
 - По ходу, тут клада нет! – сказала Таня через несколько часов напряжённой работы.
Трое кладоискателей сидели на краю ямищи более полутора метров глубиной. Рядом насмешливо возвышалась та, с которой всё началось. Бочка. Все синхронно перевели на неё взгляд и поняли, что это именно она виновата во всём. В том, что они были похожи на бравых шахтёров-стахановцев, чёрные от патоки; в том, что клада в земле не оказалось; в том, что курс рубля падает, помидоры не растут, а картошку жрут колорадские жуки. Они смотрели на бочку, а в головах зрел план мести.
- А давайте её в этой яме закопаем! – хищно улыбнувшись, предложила Ленка.
Скоро бочка уже покоилась на дне ямы, а три лопаты поспешно закидывали её землёй. Предварительно на дно ямы было брошено несколько современных монет.
Довольно скоро место захоронения бочки выдавали лишь посаженные там ландыши.
 - А говорят, что клады, если их ищет не тот, кого задумал их закопавший, часто уходят под землю,- задумчиво произнесла Таня, когда отмытые труженики села пили чай перед возвращением к цивилизации.
- А может, мы не там искали? – предположила Лена. – Может, наш клад где-то ещё зарыт…
- Ну да! – усмехнулся Женя. – Пока весь мусор на участке закопаем, точно ещё что-нибудь найдём!
Они убрали за собой посуду, заперли инструменты в избе и пошли домой, пугая друг друга легендами о старинных кладах и призраках, их охраняющих.

Ночь накрыла город. Тане снились муравьи в противогазах и бронежилетах, ровными рядами идущие откапывать бочку, Ленке – старинные клады, охраняемые всё теми же муравьями-призраками. И лишь только сон Жени был недалёк от истины. Ему снился старый деревянный тубус, лежащий на самом дне бочки. В тубусе хранилась пожелтевшая от времени карта…

Март 2007


Рецензии