Научная мафия, или похождения Красного Оленя

В рассказе автора «Научная мафия, или похождения Красного Оленя», состоящем из 2 частей, действия происходят во время горбачевской перестройки вокруг одного из типичных российских НИИ (научно-исследовательских институтов) в городе N-ске, в отделе геологических изысканий, который включает в себя: лабораторию по определению физико-механических свойств горных пород, полевую партию с базой – непосредственное место выполнения полевых геологических исследований, сектор камеральной обработки первичной документации, сектор топографических (геодезических) работ. Все полевые геологические исследования происходят в лесотундровой полосе - в Заполярье Европейского Севера России.
В описании психологического микроклимата вышеуказанного отдела геологических изысканий раскрывается сущность меркантильного отношения людей того времени друг к другу в рамках соблюдения профессиональной субординации, что до сих пор находит отражение и в нынешней жизни. По определению автора, это хороший материал для создания мультфильма.

Действующие лица:
1. Маслянистый Жаба – доктор технических наук, начальник отдела, мужчина 50 лет, хитрый, трусливый, интриган-одиночка.
2. Серый Крыса – мужчина 45 лет, по натуре оборотень, жестокий начальник полевой партии черномазых, образование средне-специальное.
3. Толстая Волчица – кандидат технических наук, зав. лаборатории, женщина 42 лет, жена Серого Крысы. Своенравна, любит подавлять волю желторотых.
4. Шакалиха – главный специалист сектора камеральной обработки первичной документации, кандидат технических наук, подруга Толстой Волчицы, дружат семьями и заодно против Маслянистого Жабы и всех остальных, шестерка по натуре.
5. Желтый Суслик – муж Шакалихи, кандидат технических наук, зам. начальника по геологическим вопросам, тихоня.
6. Вонючий Улитка – зав. сектора топографии, самодур и мерзавец.
7. Желторотые – рядовые работники отдела с высшим и средне-специальным образованием, молодые кадры. Лаборанты, чертежники и т.п.
8. Случайно уцелевшие козлы – старые рядовые кадры.
9. Красный Олень – главный герой – попадает в интриганскую атмосферу вышеуказанного отдела НИИ, свободолюбивый парень из далекого Поволжья, приехавший покорять, после службы в СА, северные просторы. В прошлом окончил геологоразведочный институт.
10. Худые собаки – обычные люди, прохожие, народ.
11. Комсодружевцы – коммунисты, члены КПСС.
12. Черномазые – рабочие кадры-полевики: Кривоногий Лис, Великий Мур и Одинокий Буйвол.


Часть первая
I
… В одно прекрасное весеннее утро в город N-ск с целью поступить на работу на должность инженера-геолога в расположенный в центре города научно-исследовательский институт, приехал молодой парень – Красный Олень. Его привел один великий в своем роде аферист и негодяй – Вонючий Улитка, считавший себя большим деятелем в области научных изысканий. Он являлся заведующим сектора топографии в отделе геологических исследований, которым руководил Маслянистый Жаба. Сбив Красного Оленя с толку, который намеревался ехать по приглашению на работу в другой город, в другую изыскательскую партию, Вонючий Улитка пообещав хороший оклад и жилье в общежитии,/ в чем и нуждался Красный Олень и поведал об этом по своему простодушию случайно встретившемуся ему в аэропорту, в зале ожидания, Вонючему Улитке/ уговорил Красного Оленя остаться в этом транзитном городе.
Вонючий Улитка сначала показался Красному Оленю человеком большого ума и благодушия, высокой культуры общения и достоинства в словах и на деле, но все оказалось наоборот. Он просто нуждался в кадрах, так как многие специалисты, немного поработав, сразу же оставляли своего мерзкого начальника, который, как оказалось, был далек от реальной жизни, слыл самодуром и не пользовался поддержкой в руководящих кругах. Этот человек был обречен на «погибель», но все еще держался на плаву. Уловив моментально положение дел, обладая удивительной способностью вовремя уйти от опасности, Красный Олень, во время разговора- знакомства у Маслянистого Жабы, к удивлению Вонючего Улитки, сразу же заявил, что работать у него в секторе не желает, и что сожалеет о знакомстве с этим человеком. Последние слова, конечно же, понравились Маслянистому Жабе. Будучи трусливым человеком, он нуждался в смелом помощнике, что и сыграло определенную роль в последующем решении вопроса о трудоустройстве Красного Оленя. Сразу же после того, как Вонючий Улитка, вышел из кабинета, Маслянистый Жаба попросил задержаться Красного Оленя.
- Вы мне глубоко симпатичны, Красный Олень, - с нескрываемой радостью в глазах сказал Маслянистый Жаба.
- Вы мне тоже! – скромно произнес Красный Олень и они дружно засмеялись.
Дальше дело приняло мгновенно синсценированный Маслянистым Жабой оборот. Пообещав через некоторое время хороший оклад и должность руководителя полевой партии черномазых, где руководителем был Серый Крыса, он сразу же позвонил Толстой Волчице, сообщив ей о приеме на работу нового инженера-геолога. Красный Олень не знал и не мог знать, что это интрига, направленная против Серого Крысы, а значит, и Толстой Волчицы, которая еще не знала, что ее мужа… Серого Крысу, после завуалированной стажировки, должен будет заменить Красный Олень. Маслянистый Жаба, придумав все это, преследовал давно намеченные цели. Толстая Волчица, хоть и была заведующей лаборатории, но везде и всюду верховодила сама, ее боялся и сам Маслянистый Жаба, который был главным руководилой научной мафии. Вся эта гнусная мафия, уже много лет творившая грязные дела, благоденствовала и по сей день.
Серый Крыса был неприятен Маслянистому Жабе, так как ему постоянно приходилось делиться своей денежной долей не только с Толстой Волчицей, но и с Серым Крысой, и он ненавидел их, готовый любыми путями досадить этой супружеской паре, но боялся «открытой войны» и предательского разоблачения втянутых в одно дело мерзавцев.
«Перестройка! Перестройка!» – кричали Худые Собаки на улице, голодные и злые.
«Перестройка?!» – ухмылялись члены научной мафии. – «Подумаешь, не то переживали, а вам, Худые Собаки, все равно ничего не достанется!».
Бывало и из Худых Собак находились «деловые люди», но не долго они задерживались у Маслянистого Жабы. На первый взгляд, он был простым и добродушным человеком,
 любил открытый разговор с подчиненными, дипломатично виражируя, что всегда согласный с пожеланиями и просьбами их, но в тайнике своего сердца он уже имел готовые ответы и решения.
- «Время покажет!» – с ехидцей произнес он вслед уходящему в лабораторию Красному Оленю.
- Время покажет, - мысленно повторил Красный Олень и ничего не понял… Перед отьездом на полевую базу черномазых он должен был пройти инструктаж у Толстой Волчицы и ознакомиться с полевой документацией.
Он входил сейчас в тайные сети – владения Маслянистого Жабы, входил смело, твердым шагом, не предполагая, что его ожидает на новом поприще. Он входил в большую игру, не знаю об этом, но чувствуя это своим спинным мозгом…

———————
Работая уже много лет вместе, Толстая Волчица и Шакалиха, казалось, стали близким подругами. И это было видно в их отношениях и разговорах о семье и делах, но больше всего им нравилось говорить о деньгах, и о том как увеличить долю их квартальной премии в общем премиальном фонде отдела.
- Говорят, Черномазые снова квасят, - съязвила с удовольствием Шакалиха. – Дело деньгами пахнет?!
- Да, Серый Крыса говорил мне об этом, и что можно на их базе все лишить квартальной премии. Черномазые пьянствуют каждый день и вполне заслуживают наказания! – согласилась радостно Толстая Волчица.
- Ха, ха, ха – нам больше достанется, - дружно хохотали они.
Шакалиха старалась во всем показать себя инициативным членом мафии. Порой негодующе набрасывалась на Желторотых или же делала это исподтишка, с подговоркой, демонстрируя всем Желторотым и случайно уцелевшим Козлам свое превосходство. К случайно уцелевшим Козлам относились 2 старых геолога предпенсионного возраста, оба занимались чертежным работами.
Серый Крыса, воспитанный на инструкциях 50-х годов, исправно выводил на листочке фамилии «нарушителей» в полевой партии Черномазых, по-своему «конструируя» положение дел, что даже возвышало его перед другими членами мафии. Готовый продать родную мать, Серый Крыса по натуре был хладнокровным конвоиром сталинской закалки.
- Ну, как дела, Серый Крыса? – спрашивал обычно первым Маслянистый Жаба, делая через силу приветливым свое морщинистое лицо, хотя ему всегда был неприятен грязный доносчик, считавший себя, как предполагал Маслянистый Жаба, «борцом за справедливость».
Маслянистый Жаба, напротив, был человеком центрального плана, беспартийным, презирающим людей комсодружества, в сказки которых он уже не верил. Он верил только в реальное положение дел, и прекрасно понимал, что комсодружевцы мутят воду только ради власти и наживы. Впрочем, он мутил воду на своем месте, как ему казалось, не хуже комсодружевцев, и этого ему вполне хватало, хотя на «всякий случай» он как бы был в союзе с комсодружевцами, всегда готовый услужить им, выполнить их просьбу, если она исходила от представителей властных структур научно-исследовательского института, но заранее знал, что выйдет из игры незаметно и безопасно. В свои 50 лет он выглядел более старым, но вполне жизнерадостным человеком. Порой его лицо наполнялось страхом, и глаза навыкате загорались предательским виноватым светом, может быть, в те минуты он был готов к очищению, к расплате за все то, что утонуло в грязном болоте его души. За свои прожитые годы Маслянистый Жаба редко менял работу, и достигнув нынешнего положения, был доволен своей «службой» в научно-исследовательском институте, где все ему было знакомо. Бывшие рядовые коллеги, с кем он «поднимался» по служебной лестнице, теперь стояли у власти НИИ, и Маслянистый Жаба легко осуществлял свои задуманные ради наживы дела, используя при этом, якобы официально, труд Черномазых и Желторотых. Маслянистый Жаба чаще всего крутил «дела» с Желтым Сусликом – мужем Шакалихи. Находя выгодного Заказчика, они всю работу документально оформляли на себя, как на Исполнителей, и хотя теоретическую часть они разрабатывали сами, и это чаще всего, по принципу «подобия», на основе ранее выполненных работ, практическое же выполнение работ и оформление отчетной документации возлагалось на Желторотых и Черномазых, которые и не подозревали, что эта работа «левая» и приработку (премию) к фонду заработной платы отдела за нее они не получат. Но Толстая Волчица и Шакалиха инстинктивно догадывались об очередной афере и сразу же предъявляли требования на долю от жирного куша. Серый Крыса, поскольку он был мужем Толстой Волчицы, тоже знал про эти дела через жену, конечно, и Маслянистому Жабе приходилось делиться и с ним.
Желторотые и Черномазые в глубине души презирали и ненавидели научную мафию, но выражать недовольство вслух и на деле побаивались.
К Желторотым относились в основном молодые кадры с высшим и средне-специальным образованием, которые по сути выполняли, не задумываясь, все, что им приказывалось Толстой Волчицей или Шакалихой…


———————
Серый Крыса крутил дела в полевой партии Черномазых. Там он себя чувствовал своеобразным князьком.
Черномазые не любили его и часто поговаривали о том, как бы убрать или совсем убить Серого Крысу, так как главным тираном для них был он. Пользуясь поддержкой Маслянистого Жабы, он устанавливал там свои правила, свои законы.
В числе Черномазых работали только старые кадры: Кривоногий Лис, Великий Мур и Одинокий Буйвол. Не так давно Серый Крыса пытался избавиться от Великого Мура, который по явно производственной причине посмел противоречить Серому Крысе. Имея большой опыт работы, Великий Мур был по-своему прав, но Серый Крыса не любил прощать обиды никому. Он сразу же позвонил по рации Маслянистому Жабе и «перевернул» все обстоятельства конфликта в свою пользу. Но Маслянистый Жаба, хорошо знавший натуру Серого Крысы, оставил Великого Мура, верно служившего почти 30 лет на своем рабочем месте. Великий Мур был бурильщиком на самоходной буровой установке в полевой партии Черномазых. Старый по возрасту, но полный энергии и желания трудиться, он весь отдавался работе. Являясь человеком прямым и откровенным, он старался жить с остальными работягами дружно. Но в глубине его души всегда таилась непонятая зависть и ненависть к людям. И в этом можно было легко убедиться, когда в очередной пьянке Великий Мур выкрикивал в адрес ненавистных ему людей матерные проклятия.
Вся полевая база состояла из нескольких передвижных вагончиков, самоходной буровой установки и грузового гусеничного тягача. Рядом в метрах 200 текла северная река. Все вокруг окружала лесотундра, и Черномазые, оторванные от «большой Земли», жили своим привычным, уединенным образом жизни. Людское одиночество заменялось тесным общением с окружающей природой Севера. Они любили эту природу и в свободное от работы время уходили кто по ягоды и грибы, а кто на рыбалку или охоту… Полевые работы велись круглогодично и выехать домой, к семье и родным, удавалось не часто /3-4 раза в год/.
Кривоногий Лис жил с Великим Муром в одном вагончике. Он работал водителем грузового гусенично-транспортного тягача. В свои 50 лет он был похож на дряхлый прогнивший пень, в котором как ни странно, еще крепко держалась сердцевина.
Одинокий Буйвол жил отдельно в соседнем балке, рядом с Кривоногим Лисом и Великим Муром. Человек он был крепче и моложе остальных, но отличался своеобразием человеческой судьбы, принесшей много трудных испытаний Одинокому Буйволу. Не каждому было дано понять душу этого человека. Одинокий Буйвол работал в полевой партии помбуром и водителем самоходной буровой установки по совместительству. Испытанный ударами судьбы, прошедший огни и воды бурной прошлой жизни, теперь он выглядел человеком спокойным, ушедшим в себя, в память о прошлом, что, вероятнее всего, помогало ему жить. Одинокий Буйвол не любил рассказывать о своем прошлом. Но когда его «била» по извилинам «Столичная» (водка), он сразу же начинал вспоминать места не столь отдаленные, там, где он долгое время отбывал срок…
 
II
- Здравствуйте, я – Красный Олень! – гордо представился Толстой Волчице Красный Олень, переступив порог лаборатории. Первое, что бросилось в глаза Красному Оленю, это удивленные, испуганные глаза Желторотых, много-много глаз, и в некоторых из них Красный Олень увидел какую-то странную зависть. Они словно зло и гадко говорили ему:
- Смелый, говоришь, смелый, мы тоже такими были, и тебя сломают, Красный Олень, - обломают рога-то!
Странный холод в сердце и дрожь в ногах охватили Красного Оленя, но взяв себя «в руки», он отрапортовал:
- Прибыл по назначению Маслянистого Жабы для прохождения инструктажа и дальнейшего отбытия в полевую партию Черномазых в качестве инженера-геолога.
- Нам сообщили, - холодно ответила Толстая Волчица.
- Так, как Вас зовут, Вы сказали, - инстинктивно включилась в разговор Шакалиха. - Красный Олень, если я не ошибаюсь, так что ли?
- Да, именно так, а Вас? –спросил смело Красный Олень.
- Меня?! Ха-ха-ха, - мерзко захохотала Шакалиха, оглядев снизу доверху Красного Оленя, явно подчеркивая свое превосходство.
- ДА, да, вас всех! – показав рукой на Толстую Волчицу и всех остальных, сказал Красный Олень.
- Меня – Шакалиха! – с гордостью выговорила она. – А это вот госпожа Ваша, Толстая Волчица.
Толстая Волчица, с усмешкой глядя на Шакалиху, церемониально качнула головой.
- А это? – показав на Желторотых, спросил Красный Олень.
- А это?! Это Желторотые и случайно уцелевшие козлы.
Желторотые обиженно зашевелились, то что их не удостоились назвать по именам. Но все молчали. Непонятная пустота в переполненной аудитории пугающим эхом отозвалась в душе Красного Оленя. Ему стало жалко Желторотых, и он понял, что его может ожидать такая же участь, хотя по назначению он ехал в полевую партию к Черномазым, где, по словам Маслянистого Жабы, «приволье – гуляй, играй…».
- Ну что ж, Красный Олень, - перебив Шакалиху, выдавила строго Толстая Волчица, глаза ее злобно сверкали, страшно недовольные смелостью Красного Оленя, - Придется Вам ехать к Серому Крысе, он Вас и научит как надо работать. С собой возьмете бланки документации, спецодежду, - добавила она.
- Уж он-то Вас научит, уж он-то Вас научит, - вредно повторяла Шакалиха.
Получив необходимые «ЦУ» , бланки документации и спецодежду, Красный Олень вышел из мерзкого, как ему сразу же показалось, заведения, и поехал за билетом на самолет. Завтра ему предстояла дорога…


———————
Широким простором раскинулась перед взором Красного Оленя лесотундра. Верхушки сосен и елей, покрытые белым сверкающим снегом, приветливо покачивались на ветру, словно говорили ему:
- Здравствуй, Красный Олень! Ты приехал на Север! Ты полюбишь Север!
Красный Олень ехал с аэропорта приполярного города Z -ск на попутном грузовике, на полевую базу Черномазых.
Что его ожидает?

Продолжение (часть вторая) следует…


Рецензии