Третья степень защиты

Зачем родителям газовые пистолеты? Оказывается, чтобы патрулировать с ними дворы и улицы Риги, оберегая подрастающее поколение от хулиганов и наркоманов. И, естественно, для самозащиты, ведь, скажем, вечером на Маскачке и взрослый не чувствует себя в безопасности. Вчера общественная организация Vecaki Rigai объявила о намерении приобрести несколько газовых пистолетов или револьверов.


Родительская организация, созданная в январе этого года, стала известной после общественного патрулирования улиц на Югле, Тейке и в Пурвциемсе. Vecaki Rigai, облаченные в специальные жилеты, обходили, например, интернет-салоны, где по ночам тусовались подростки и нередко приторговывали наркотиками. “Родители” действовали в тесном контакте с полицией, однако сами никакого оружия в руки не брали.

И вот, от общественной организации исходит намерение приобрести “стволы”, пусть и газовые! Зачем это? Для самозащиты, объясняет лидер Vecaki Rigai Наурис Васюрин, и для возможной нейтрализации преступника до подхода полицейской подмоги. Ведь члены организации намерены «шерстить» не только свои родные районы, но и наведываться с рейдами в Московский форштадт и другие места активной торговли наркотиками для молодежи.

-- Я недавно был на подпольном панк-концерте в Риге. Со мной был газовый пистолет, -- говорит Васюрин. -- Правда, все обошлось. Наркотиками там не торговали, а панки были к нам дружелюбны и даже выразили интерес и понимание.

Однако так бывает не всегда. Для этого то и собираются покупать «газовики». Три штуки. Их будут выдавать по одному на группу из 3-5 родителей. Инструктаж обязателен. Но пистолеты это будут или револьверы, а также калибр, тип газа и модификацию пока не определили. Вообще-то такое оружие взрослый житель республики может приобретать совершенно свободно. Вопрос не в этом. А в том, что применение газового оружия в случае конфликта на улице способно только обострить ситуацию, привести, например, к драке и травмам членов Vecaki Rigai. Васюрин с этим доводом не согласен:

-- Чтобы кто-то из нас произвел выстрел, ему нужно уметь правильно оценивать ситуацию. Первая степень защиты -- это переговоры, вторая -- информация, что поблизости есть полиция, и лишь третья -- газовый пистолет.

Лидер родительской организации также сказал, что применение газа способно обездвижить, “парализовать” нападающего. Тут он заблуждается: патронов с настоящим нервно-паралитическим газом в гражданском обороте нет и быть не может. Это боевое ОВ. Часто в обиходе под таким газом понимают обычные раздражающие слизистые человека вещества. Не очень, кстати, эффективные даже против пьяных буянов.

Тем не менее, Васюрин уже имел беседу на тему газового оружия с заместителем начальника госполиции Феликсом Домбровскисом и тот, по словам активиста-родителя, одобрил затею.

Мнение начальника Главного управления полиции Андриса Дзениса изложила пресс-секретарь ГУП Иева Звидре. По мнению полицейских, возможное приобретение оружия, пусть и газового, меняет саму суть этой организации. Ведь поначалу Vecaki Rigai занимались исключительно профилактикой. Впрочем, каждый имеет право купить такое оружие, но и соответственно, отвечать перед законом за его применение.

-- Мы очень надеемся, что они будут обучены использованию газового оружия, -- сказала Звидре. -- Однако на данный момент нам неясно, что они собираются с ним делать.

Позицию полиции самоуправления Риги пояснил пресс-секретарь Айгарс Берзиньш. По его словам, муниципальная полиция ничего запретить организации родителей не может. Человек, подходящий нормам «Закона об обороте оружия», имеет право свободно приобрести газовый пистолет или револьвер. Однако, при стычке на улице кто-нибудь, увидев оружие, похожее на боевое, вполне способен применить оружие сам. То есть на родительский газовый пистолет у «человека с улицы» вполне может найтись боевой ответ.
       

«Вечерняя Рига», 2003


Рецензии