В царстве подземных вод

Дорога с Таллинского шоссе ныряет в лес. Пару минут на машине и между соснами показывается край озера. Здесь, на крутом берегу Балтэзерса, стоит добротное кирпичное здание бывшей насосной станции. Когда-то здесь качали лучшую в Балтии питьевую воду. Теперь тут музей.


Станция работала с 1904 по 1950 год. Теперь здесь тихо, спокойно. В поселке Алдери (да и можно ли назвать поселком несколько домов?) даже собаки не лают. Вокруг ни души. Но ворота открыты. Нас ждут. На пороге появился старичок -- смотритель музея водоснабжения Имантс Екабсонс.

Ливонские трубы

Во время оно Рига снабжалась водой как придется. Средневековые водоносы таскали ведра на коромыслах, воду брали и из колодцев, и просто из реки. Немудрено, что в Риге то и дело вспыхивали страшные эпидемии чумы.

Первая насосная станция в Риге на ул. Грециниеку появилась в 1663 году и работала целых 200 лет. Воду вели по деревянным трубам из реки Даугавы. Общая длина труб была 8 километров! Недавно на остатки средневекового водопровода наткнулись при земляных работах на ул. Трокшню. Теперь трубы экспонат музея. На самом деле это просто выдолбленные изнутри дубовые бревна, соединенные свинцовыми патрубками. Кстати, еще в 30-е годы прошлого века, например в Германии, использовали водопроводные трубы из свинца. Не потому ли немцы проиграли войну?
 
Знаменитый рижанин Йохан Кристоф Бротце, имевший idee fix рисовать, все что видит, водокачку описал и, по обыкновению, тщательно зарисовал. Располагалась она в башне. Водозабор был в колодце, обложенный слоем глины. Под водой располагалось 8 латунных цилиндров с поршнями. Шесть лошадок крутили эту славную машину со всеми ее 129 деревянными зубьями.

Было три башни

Уже при царе, в 1863 году, на Даугаве в 4 верстах выше старого города, в районе теперешней Криденера дамбис была построена новая станция водозабора. Там стояла паровая машина с давлением в 2 атмосферы, в общем небольшая. По чугунным трубам вода подавалась в город.

В 1867 году возвели низкую, двухэтажную, водонапорную башню. На взгорке, там, где сегодня, в конце ул. Матиса, стоят две высокие водонапорные башни-близнеца.

В 1897 году у Московской улицы было построен еще один водозабор. Там стояла двухцилиндровая паровая машина, более мощная, сделанная в Риге, на заводе «Фельзер и Ко».

И, наконец, в 1897-98 гг. были построены две высотные водонапорные башни, а низкая ликвидирована.

Холера как стимул водоснабжения

Вода в Дагаве была плохого качества. Поэтому в Риге время от времени случались эпидемии брюшного тифа и холеры. Так семья будущего главы Риги Армистеда погибла во время вспышки холеры. Надо было искать воду лучшего качества.

В Ригу был приглашен из Германии гидролог Адольф Тим. И в районе Балтэзерса провел бурение пробной 16 м скважины. Оказалось, в этом районе можно получить воду отличного качества. Известный гигиенист тех лет Петеркопфен писал, что «Ригу можно поздравить с водой такого качества».

Но кто будет финансировать стройку и наживется на подрядах? Тогда в Риге властвовали три немецкие гильдии. Однако Петербургский Сенат дал указ, что система водоподачи должна быть коммунальным предприятием.

Проектировал водозабор инженер Смрекер. В музее сохранились его тщательные чертежи. За неполные два года станция была построена. И в 1904 году чистая вода была подана в город.

Правда, в газетах того времени была опубликована карикатура, где перед мэром иронически снимала шляпу статуя Роланда, а скульптура русалки из Верманского парка увенчивала градоначальника венком. Немцы не простили англичанину Армистеду отобранную стройку. На карикатуре в воду превращались миллионы рублей.

Действительно, город Рига взял на воду кредит в целых 3 миллиона золотых рублей! Здоровье горожан было градоначальнику дороже.

Огонь и вода

Станция состояла из котельной и машинного зала. Здесь сохранился большой паровой котел фирмы «Рихард Поле». Дверцы топки гостеприимно распахнуты. Вагонетками сюда привозили каменный уголь. До 15 тонн в сутки сжигали. Котел собран на мощных заклепках, сварки тогда еще не знали.

Вот машинное здание. Тут три циклопических агрегата паровых машин. Каждый ухоженностью черного металла отдаленно похож на бабушкину швейную машинку «Зингер». Сделано «Обществом Рижскаго чугунолитейнаго и машиностроительнаго завода». Маховик одной машины почти 8 тонн весит! Здесь работали два человека: машинист и смазчик. Смазчик -- чтобы подливать масло. У всех трущихся деталей сохранились трогательные стеклянные масленки. Эти паровые машины без проблем проработали 46 лет.

А чтобы смена ночью не спала, были заведены специальные часы с замком. Ключ был у проверяющего. Отметки делались машинистом через особое окошко.

Качество плюс цена

В музее есть фильтр конструкции Тима из мелкой металлической сетки. После 2-й мировой войны использовали уже керамические фильтры, шамотные. Беда была в том, что самые мелкие фракции песка забивали поры фильтра.

Первоначально станция давала 40 000 м3 в сутки. В 50-х, в связи с растущими потребностями, начали применять искусственное пополнение грунтового потока. Были вырыты инфильтрационные бассейны. Туда подавалась вода из озера и медленно фильтровалась через дно. Это дало возможность увеличить водоподачу в три раза -- до 120 000 м3.

В 1935 был построен водозабор Закюмуйжа. После войны -- водозабор Ремберги. Рига шагнула за реку Гаую -- станции «Гауя экспериментальная» и «Гауя-1». Наконец в 80-е город опять вернулся к забору воды из реки -- из водохранилища Рижской ГЭС. Воду хлорировали.
 
-- А наша вода такого качества, что можно подавать ее без очистки, -- говорит хранитель Екабсонс.

Действительно, старожилы помнят еще времена, когда вода в Риге была балтэзерская -- такая мягкая, что мыться-стираться было одно удовольствие. Да и пить ее было приятно.

В царское время «куб» воды стоил 7 копеек, в 30-е годы 12 сантимов за м3. Правда, деньги тогда были весомее. Сравни с современными ценами, читатель!


"Вечерняя Рига", 2003


Рецензии