Фабрика тепла

Дома хорошо. Настроение вполне рождественское. Ровно греют радиаторы парового отопления и редкие пешеходы, пробирающиеся за окном сквозь метель, не вызывают сочувственной дрожи. Но, чтобы тепло поступило в дом, в нескольких километрах отсюда должна постоянно дымить трубами тепловая электростанция. Кстати, рижской ТЭЦ-1 в этом году стукнул «полтинник». Чем не повод про нее написать…


Над ТЭЦ-1 доминируют две беспрерывно дымящие 100-метровые трубы. При приближении к станции бросается в глаза барельеф на ее фасаде. Это голубь мира, несущий в клювике пальмовую ветвь. «Голубь Пикассо», -- шутит наш сопровождающий. Подобные монументальная пропаганда, кстати, была в ходу именно в 50-е годы прошлого века. Сама же станция возведена в неоклассическом сталинском духе.

Строено на века

Рижскую ТЭЦ-1 начали строить в 1953-м -- году смерти Сталина. Архитектурные стили не успели смениться. Поэтому проект отличается своей пышностью и основательностью. Это типичное «сталинское барокко». Оказывается, в те годы так строили не только дома культуры, но и промышленные объекты. Вот, например, великолепные псевдороманские арки.

«На что похоже?», -- спрашивает наш «гид» -- инженер Штенберг -- указывая на высокие окна. «На церковь?», -- наугад пробуем ответить мы. «Точно, -- смеется Александр, -- На Домский собор!».

И административный корпус станции не менее помпезен. Так, внутренняя лестница поражает воображение своими литыми чугунными перилами, в декоре которых использован мотив пятиконечной звезды. Несмотря на явно советский символ, эту лестницу здесь почему то называют «рундальской». Похоже, архитектурным убранством своей ТЭЦ старожилы явно гордятся.

Прежде чем попасть к сердцу станции -- турбинно-генераторному залу, надо пройти под сложной развязкой тепловых труб.

-- Это как вокзал, только не железнодорожный, -- говорит Штенберг, -- а теплосетей. Отсюда тепло поступает по трубам во все концы правобережной Риги.

Действительно, трубы, выйдя из распределительного узла, разбегаются по всем направлениям -- на запад, восток, север и юг. А вот тепло для Задвинья вырабатывают не здесь, а на тамошних котельных. Теплотрасса от ТЭЦ-1 Даугаву не пересекает.

Турбина -- друг генератора

С холода сразу попадаем в тепло. Это естественно -- станция то тепловая! Турбинно-генераторный зал насыщен всяческими техническими агрегатами прошлого века. Но, сказать, что это впечатляет, нельзя. Это все действующая техника, поэтому она довольно сильно изношена. Скажем прямо, оболочка у станции гораздо лучше. Впрочем, зарубежным делегациям энергетиков на ТЭЦ-1 очень нравится.

«Голову берегите!», -- перекрикивая шум, советуют нам сопровождающие. Много всякого выступающего железа. А наш фотокор зачем то снял выданную ему белую пластиковую каску. Это явное нарушение норм техники безопасности.

Всего на станции четыре турбины производства ЛМЗ -- Ленинградского механического завода. Чтобы увидеть их, мы карабкаемся все выше по крутым и узким железным лестницам. Вот мы и над самой турбиной. Пышет жаром, так, что даже приходится расстегнуть куртку. А выше стоят генераторы. Желтые.

Схема действия станции довольно проста: пар, вырабатываемый в котлах, подается на турбину, а та, вращаясь, взаимодействует с генератором. Так вырабатывается ток. Попутно производится и тепло. Сейчас общая тепловая мощность станции 600 мВт, электрическая -- 125 мВт. Это не очень много.

Но нигде не удается обнаружить открытого огня. Как говорят наши экскурсоводы, его здесь и не увидишь. Сейчас станцию «топят» газом. Поэтому из высоких труб станции вылетают облачка белого пара -- практически безвредные.

А раньше ТЭЦ-1 использовала и местное топливо -- торф. Для него тут есть гигантский бункер. Но работало все это автоматически -- мелкий торф в вакууме сам поднимался вверх и сгорал. Поэтому открытых топок, куда можно любопытно заглянуть, тут нет. А жаль.

На главном пульте

 Вот мы и пришли к главному пульту управления. Он производит смешанное впечатление. Шкафы контрольной аппаратуры, два компьютера на столе центрального пульта. Но, одновременно, старинные рубильники. Так и тянет их переключить. «Ничего не трогать», -- назидательно говорят фотографу, уже протянувшего руку…

На пульте видны горящие красным показатели, с какими сейчас работает ТЭЦ. Вот три главных. Давление: 94,35 кг/см3, частота тока: 50 Гц, мощность: 39, 2 мВт. Станция функционирует по графику, установленному R;gas siltums. Тепло зимой для города главное дело.

За пультом сидит и внимательно отслеживает показатели начальник смены электроцеха Дмитрий Куликов. Вдруг где-то в стороне раздался странный грохот. Авария? Нет, говорят: «Проверка клапанов». И мило улыбаются.

«Происшествие» наводит на мысль, не боятся ли здесь нападения террористов? Ответ на этот вопрос был получен сразу по входе на территорию ТЭЦ-1. Дежурные из охраны следят за происходящим во всех ключевых точках станции по телемониторам. Броня крепка!

Планов громадье

Конечно, станция эта старая. Ее давно пора реконструировать. Но вписать новое оборудование в старый корпус будет сложно. Поэтому руководство Latvenergo решило пойти по другому пути. Рядом со старыми корпусами будет выстроена совершенно новая станция, оснащенная оборудованием фирмы Siemens (раньше Alstom). Ее тепловая и электрическая мощность будет примерно одинаковой -- порядка 150 мВт.

Но самое важное в том, что это будет теплостанция нового типа-- с двумя газовыми (GTS-100) и одной паровой турбиной. Таким образом газ будет как бы использоваться дважды. Общий КПД составит около 87 процентов! Это очень высокий показатель.

Мы побывали на будущей строительной площадке. Сейчас тут еще не ведется никакого строительства, лишь бульдозеры роняют грунт да прокладывают какие то кабели. Но уже в 2005 году здесь на 50-метровую высоту поднимутся три трубы новой теплостанции.

А что сделают со старой ТЭЦ? Это пока никому до конца не ясно. По мысли дирктора проекта реконструкции ТЭЦ-1 Эрика Приедниекса, здесь можно было бы организовать технологический музей.

Эскизы развития

А почему бы в Латвии не вернуться к использованию для производства электричества и тепла старого доброго торфа? Вроде бы, его запасы до конца не исчерпаны. Но в Latvenergo вряд ли пойдут по этом пути. Слишком дорого и неэкологично.

Газу, поступающему из России, как топливу, практически нет альтернативы. Хотя, возможно, где-нибудь на курземском побережье, появление теплостанции, работающей на импортном угле. Его долю в топливном балансе можно было бы увеличить.

А вот запасы гидроэнегргии в Латвии практически исчерпаны. Даугавский каскад ГЭС наращивать невозможно, а малые плотины доставляют больше хлопот, чем тока. Который, к тому же, приходится покупать по двойному тарифу.

В общем-то, не закрыты пути для строительства в Латвии АЭС. Впрочем, для принятия такого решения наверняка потребуется общенациональный референдум. Ну а ветроэнергетика все еще остается чрезвычайно экзотическим способом получения электричества.

Так что старым добрым ТЭЦ пока альтернативы нет.


"Вечерняя Рига", 2003


Рецензии