Ледоколы заснеженных трасс

Снег, внезапно выпавший в октябре, вывел на улицы города всю технику Ce;u parvalde. Мощные грузовики с бульдозерными лопатами, грейдеры, трактора с вращающимися метлами… Работают они в основном по ночам, когда стихает дорожное движение. «В ночь» на снегоуборщике решил выйти и корреспондент «ВР».


На первый взгляд, нет ничего более бессмысленного, чем уборка снега. Все равно ведь он выпадет снова. Или растает. Однако если регулярно не очищать улицы нашего города от замерзшей Н2О, превращающейся на дорогах в коричневую кашу, вся жизнь города тут же замрет. Автовладельцы не смогут добраться к месту назначения. Не приедет по вызову «скорая», не успеют на пожар брандмейстеры, не завезут в булочную хлеб. И город накроет белое безмолвие.

Снег выпал внезапно

Снег в Риге, как всегда, выпал внезапно. Началось все с редкой ледяной крупы, а завершилось мощнейшим снегопадом. Влажные облака, принесшие к нам соленый ветер Атлантики, вывалили на улицы города до 39 сантиметров снежного покрова. Интенсивнее всего снег шел именно в Риге.

Да, 39 сантиметров -- это много. Тем более, если сразу, в первый же день снегопада. Обычно такие сибирские снега характерны для середины латвийской зимы. А тут замело в октябре месяце. Это, наверное, все изменения климата и озоновые дыры. В общем, катаклизма.

Тем не менее, исполнительный директор Риги Марис Тралмакс обрушился с резкой критикой на коммунальные службы и дворников -- мол, дороги были непроезжими! Дорожники в общем то с его критикой согласны, но оправдываются, что снег стал полнейшей неожиданностью. Синоптики то обещали день без осадков.

Ахтунг! На дорогах «танки»!

Сразу же на улицы была выведена вся техника Ce;u parvalde. Именно эта служба убирает снег с дорог города. Вся техника -- десяток тяжелых машин. В основном это грузовые оранжевые «мерседесы». В кузов такого «танка» вмещается до 7 тонн песка или соли. Впереди -- трехметровая лопата, типа как у бульдозера. Им трак отбивает снежную массу на обочину.

Удивительно надежно чувствуешь себя в кабине такой машины. Смотришь на легковушки свысока, почти как из танка. Мало того, что машина многотонная, так впереди ее еще защищает стальная лопата. Если кто впилится, то мало не покажется! Внутри кабины размещены пульты управления -- подъемом лопаты и сбросом соли или песка. Загадочно мерцают лампочки. Водитель Петерис, он же и оператор, все делает сам. Помощника у него нет. А работает сутки через двое.

Едем к Курземскому дорожному участку. Там нам предстоит встреча с другой такой же машиной. Они будут работать парой: один грузовик посыпать путь солью, второй песком. И оба сгребать снег с проезжей части. Пока вторая машина не подошла, есть время поговорить с мастером участка Галиной Цимбалюк. Она защищает своих подчиненных от критики, говоря, что часам к 16 в день снегопада ситуация на дорогах города уже улучшилась.

-- Надо понять, что район у нас очень большой -- до Вакарбулли. А снег то шел с 9-ти! С такой ситуацией сразу не справится. Даже нашим ребятам -- а на «мерседесах» у нас работают настоящие профессионалы.

Пришла вторая машина. Обе, включив желтые мигалки (звукового сигнала -- сирены -- на них нет. Ночью выть не положено) выезжают на трассу. Одна за другой движутся в направлении магистральных улиц Дзирциема и Буллю. Водитель нехотя сообщает, что маленькие улочки района почти не чистят -- не хватает техники.

Отбить край и убрать валик

Задача мастером поставлена. Надо завершить работу по очистке улицы -- «отбить край и убрать валик». Первое означает подгрести снег ближе к обочине. Втрое -- убрать снежную полосу посреди трассы.
Бесшумно опускается впереди лопата. Идем по Дзирциема. Удивительно, но тряски и скрежета нет никакого. Петерис говорит, что она снабжена резиновым слоем. Мокрый снег летит на обочину грязным потоком. Возникает ощущение, что ты в рубке ледокола, так потоки снега похожи на отбиваемые форштевнем струи воды и крошку льда.

Прохожие испуганно сторонятся. Но водитель ни разу не забросил снег на тротуар, ведет машину не быстро. «Что, так и будем снег туда-сюда кидать -- мы и дворники?» Вот они, кстати, рыцари метлы. С лопатой в руке и Тралмаксом в башке убирают тротуар. А еще Петерис сбавляет скорость перед каждой запаркованной на обочине машиной -- чтоб не сильно засыпать потоком грязного снега. В общем, ведет себя на дороге деликатно. Даром, что сидит в таком «танке».

А вот и страшноватая ситуация. Водитель как раз лавирует между оставленных на обочине авто. Филигранная работа! Ни одну за время своего трудового стажа не задел. Бывало, цеплял лопатой за бордюр тротуара -- и только…

Машины идут по трассе одна за другой -- ведущий и ведомый -- как самолеты или корабли. Выехали на ул. Буллю. Напарник Петериса Улдис посыпает дорогу песком. А Петерис ее солит. Сейчас соли разбрасывается 20 грамм на кв. метр. Больше снега -- надо класть больше соли. Всего ее в кузове 7 тонн.

-- Соль хороша именно при такой погоде, -- объясняет водитель, -- когда мороз крепче, она уже почти не действует. А вот при таком режиме, как сейчас, будет в самый раз.

-- А сейчас есть гололед?

-- Пока нет, -- Петерис специально притормаживает трак, чтобы показать, -- Я его, как говорится, «этим» местом чувствую…

Солить или не солить?

Я спросил мастера Галину, может быть, лучше заменить соль тем составом, который испытывали в Москве? Там применили смесь на основе солей кальция. Правда результаты были неоднозначные. Снег и лед таяли, однако на дорогах образовалась скользкая пленка. Люди нанесли ее на обуви в метро, потом падали на эскалаторах.

Галина тоже относится к этой идее неоднозначно. Результаты эксперимента очень спорные. Пусть тот состав и не разъедает днища машин, не портит обувь. А в общем, пусть решают городские власти. На то они народом и поставлены.

-- А может вообще не чистить снег? Пусть будет как в Скандинавии -- там зимой с улиц не убирают.

-- У нас такая температура -- плюс с минусом постоянно играют. То заморозки, то оттепель. А у них, если мороз, то мороз! А у нас вода начнет подмерзать -- вот вам и гололед. Все- таки, Прибалтика есть Прибалтика. И там так делают в тихой провинции. У нас же очень интенсивное движение.

Действительно, в некоторых регионах Скандинавии власти придерживаются концепции «белых дорог». Но и там посыпают улицы гранитной крошкой. А автомашины при езде «обуты» в специальные цепи.

Крутые «танков» не боятся

…Нас обогнал нетерпеливый водитель черного «мерседеса». Чтобы, через мгновение, сбросить скорость и… повернуть в проезд между домами.

-- Вот так, -- констатирует Петерис, -- не терпелось ему. А мне, кстати, чтобы затормозить, время нужно. Машина то тяжелая.

Удивительно, но «крутые» тяжелых снегоуборочных траков не боятся. Не пугает их тяжелая бульдозерная лопата. Петерис говорит мне, что сам их побаивается. «Врежешься, застрелят еще». Теперь это звучит как шутка. Однако, как говрится, в каждой шутке есть только доля шутки.

Перед нами едет маршрутное такси. Этих бизнесменов дорог водитель также недолюбливает: «Увидит пассажира на обочине, все что угодно готов сделать, чтобы остановится. Это бизнес». А если маршрутка с десятком пассажиров уйдет под лопату?

Петерис работает в Ce;u parvalde давно. Зимой на снегоуборищкие, летом на самосвале -- возит щебенку и асфальт на ремонт дорог. Помнит он и советские времена. Тогда в управлении было 70-80 «зилов», все они работали зимой на дорогах Риги. А сейчас снег с улиц города сгребает всего десяток машин. Есть, правда, еще немецкая машина «Унимог» и финский трактор «Валмет» с щеткой. Плюс пара грейдеров. С таким вот набором управление идет навстречу снегопадам. А зимы в Латвии, кстати, крепчают год от года.
Так что представителям городских властей, прежде чем критиковать, следовало бы помочь коммунальным службам техникой.

… Вахта завершена. Пара мощных машин, мигая желтыми маячками, уходит на базу и прощально гудит мне, как корабли в тумане. Завтра будет новый день, снегопады, морозы и оттепели. Без работы уборщиков снега городу никак не обойтись.


"Вечерняя Рига", 2003


Рецензии