Кладбище позора

Не поселиться тут неприкаянному, но чистоплотному вампиру. В полуразрушенных склепах старого кладбища царит жуткая грязь. Конечно, проблемы Большого кладбища начались не сегодня, а еще в 1969 году -- именно тогда его преобразовали в парк. Однако нынешняя ситуация на бывшем погосте также порядку не способствует. Хозяйствующие субъекты никак не могут определится, кто же отвечает за порядок в этом мемориальном парке.


“ВР” недавно прогулялась по Большому кладбищу. Парк вроде бы был достаточно чисто убран, некоторые места бывших захоронений даже уложены в преддверии церковного праздника нарядным еловым лапником. То есть какая-то заботливая рука тут имеется. Но впечатление резко испортили склепы. В одном из них, находящемся рядом с семейным захоронением Шмелингов, было полно мусора. Какие-то железные конструкции, рама от старого велосипеда, тряпье и даже подобие кровати. Похоже, летом тут жили бомжи. В другом, находящемся в шеренге так называемых рядных склепов, картина была схожей. Хлам, пустые пластиковые бутылки…

И это при том, что это кладбище является мемориальным парком, а сохранившиеся на его территории сооружения -- склепы и надгробия -- охраняются государством как памятники культуры! Разумеется, сваливать сегодня всю вину за разор на кладбище на его хозяина было бы несправедливым. Большое кладбище было открыто еще в 1773 году, после того, как российский Сенат запретил захоронения в церквях. Со временем лютеранское кладбище стало настоящим некрополем выдающихся рижан. Так, тут были похоронены Бротце, Кр. Валдемар, архитектор Шмелинг, другие видные люди эпохи. По большому счету, тут упокоились хозяева Риги, многие из которых были, увы, немцами. В 1969 году произошел настоящий разгром кладбища, обозначенный в документах как преобразование в мемоириальный парк.

Но, что было, то было... Однако и теперь нет Большому кладбищу-парку покоя. Неясный статус территории стал причиной того, что на деле она стала бесхозной. Если это городской парк, то и убирать тут должны Rigas darzi un parki. А если кладбище, то нет.

Директор предприятия самоуправления Улдис Зоммерс был в сомнении:

-- Это висящий вопрос -- чьи они? Владелец территории исторически возобновил свои права на эту землю.

Начальник видземского участка фирмы Александра Цериня уточнила, что Rigas darzi un parki действительно занимаются уходом за территорией Большого кладбища.

-- Так, мы убираем там газон, обрезаем ветки с деревьев.

Но состояние склепов не в ее компетенции. Цериня так и не смогла ответить, какая структура Рижской думы отвечает за все это. То ли департамент среды, то ли управление кладбищ.

-- Сейчас это просто зеленая зона, а не парк и не кладбище, -- высказала свою точку зрения главный специалист департамента среды Анита Стумбре, -- И это частная земля, переданная Латвийской евангелически-лютеранской церкви (LELB). Они пытаются вернуть статус кладбища. При этом считают, что это очень хорошо, если город там убирает.

В LELB «ВР» сообщили, что на вопросы о Большом кладбище смогут ответить в ООО Pastorats. Там управляющий Эдгарс Букавс тут же вернул «мяч» назад:

-- Эта территория считается парком, следовательно, находится в компетенции Рижской думы. И хозяйствовать там должны Rigas darzi un parki.

На вопрос же о состоянии склепов управляющий ответил, что они поставили в некоторых склепах двери, но их взламывают. С одного склепа даже украли крышу! Есть планы восстановления склепов и, так как кладбище было по преимуществу немецким, об этом ведутся переговоры в Германии. Но чистоту на кладбище никак не навести...

-- Пока вокруг нет забора, нам трудно обеспечить там порядок, -- подытожил Букавс.

Таким образом, вопрос о плачевном состоянии исторических памятников на Большом кладбище остается открытым.


"Вечерняя Рига", 2003


Рецензии