Мирской монастырь - в цветастых платочках

Необычные люди живут в самарском селе Красные Ключи: православная община именует себя «монастырем в миру». Основу устава верующих составляют труд, послушание и обет безбрачия. Верующие ведут натуральное хозяйство, пропагандируют здоровый образ жизни и отказ от излишеств.

При Михайло-Архангельском храме, расположенном в Похвистневском районе Самарской области, живет около 40 общинников. 200 лет назад община именовала себя «беседниками»: после молитв шли беседы о Божьем. Теперь же, во избежание назойливых вопросов о сектантстве, православные решили отойти от «беседничества», объясняя это так: «Мы - течение внутри самого православия и существуем в форме «монастыря в миру». В основе нашего устава - труд, молитва, послушание. Женщины добровольно принимают обет безбрачия. Все это и называется спасением души.

Первейший постулат «мирского монастыря» – труд. Здесь все именуют себя братьями и сЕстрами (именно так, а не через «ё»), в основном, это обслуга храма, живущая на послушании. Община редко использует наемный труд, обитают здесь исключительно добровольцы-аскеты – те, кого принимают и кто признает полумонашеский устав. Усадьба сверкает немыслимой чистотой, разве было бы это возможно, если б люди не были трудо- и жизнелюбивыми? Абсолютно все члены общины, без возрастных ограничений, трудятся не покладая рук.

Как у рачительных хозяев, здесь есть все: коровы, птица, лошадь, пасека, земля с покосными площадями, 20 жилых домов. Из основных культур произрастает картофель и кормовая свекла, все остальное выращивается по желанию. Почитаема здесь смородина и ее витаминная «родня» малина. Каким бы ни был год, в общине никогда не голодают. Постный борщ, которым кормят гостей, не подадут ни в одном ресторане, он до того вкусен, что от добавки не отказаться. Фирменную кисло-сладкую окрошку на удивительно вкусном квасе готовит заезжая келейница, пенсионерка Клавдия Вишнякова. Она - мать самарского офицера, повариха-ас, в Красных Ключах не живет постоянно, лишь приезжает летом для подмоги. Это происходит, чаще, в паломнические наплывы и тогда она становится помощницей основной поварихе, общиннице Наталье Мирсковой (обе на фото).

Чтобы скотина не голодала, монастырские заготавливают по 25 тонн сена, соломы и силоса, буренки в общине - будто с ВДНХ. Со всем справляются, и знаете, почему? Тут царит не только строжайшая дисциплина, но и на полную мощь используется техника, которая была ранее в колхозах: грузовичок, трактора, бороны, ворошилка для сена, пять легковушек. Управляют ими все женщины из общины, у большинства есть автоправа. Однако виртуознее всех справляется все же сильный пол – это Виктор Седин. В чужие руки общинная техника не попадает, но если нужна помощь, не откажут.

Второе общинное правило – воздержание, соблюдение постов. Прежде чем новичок переступит порог, ему выдадут памятку, устав 200-летней давности. И тогда паломник узнает, что цветастые, в платочках и юбках (не в штанах!) женщины – это «монашки в миру», с белоснежными зубами, без желтых оттенков, какие бывают у курящих и любителей вкусно поесть. Здесь не питаются мясом, не знают вкуса вина и табака, едят строго дважды в день (завтрак не признается!), в обиходе лишь слова «обед» и «ужин», а в промежутках между ними - ни ягодки во рту, разве что чаю попить. Постные дни – среда, пятница и понедельник (последний - для ангела-хранителя). Плюс четыре больших поста.

Третий постулат общины – молитвы. Перед сном и проснувшись, перед едой и после – обязательно, с поклонами на коленях. Меня, мирскую, сестры заставляли креститься в трапезной, лбом оземь стучать. Спасибо, что до свету не будили - читать каноны и акафисты. До обеда ими читается 1000 Иисусовых молитв, после обеда – 200 раз «Богородице, Дево...». А за год псалтырь перечитывается 18 раз. Попасть в общину хотели бы многие, но монашеское усердие, изнурительное чтение молитв выдерживают не все. Еще более тяжкое испытание, особенно для новичков - «полунощница», это молитвы, читаемые ночью. Чтобы осилить правила жития, новичку и выдаются правила, в которых расписано, как вести себя на все случаи жизни. В полвторого ночи: «если сон одолевает, сделай 15-20 земных поклонов, если сон не уходит – еще столько же. И так до тех пор, пока ум не ободрится».

Но главное, на что обращают внимание абсолютно все – это обет безбрачия. «Так ли это?» – спрашиваю. «Мы здесь все девушки, - рассказывает старшая келейница, белозубая 67-летняя Ольга Григорьевна Бахчева. При этом оговаривается, что старшая она не по положению, а по возрасту. – Живем мы по законам девства».

- Покидают ли женщины обитель? – задаю вопрос 47-летнему священнику Георгию Аношкину. (Его родители в 2003 году перебрались сюда вслед за сыном, из Ульяновска)

- Да, не все выдерживают устава и послушания.

- Из-за замужества?

- Как раз нет. Присоединяясь к общине, человек не должен стремиться, чтобы получше устроиться. Покидают общину те, кто забывают, что наша главная цель – это спасение души, служение Богу и людям.

- А как же Вы, навсегда останетесь холостяком?

- Православный священнослужитель имеет право вступить в брак однажды, но до принятия сана. Я этого не сделал в свое время. Если нарушается правило - лишают этой чести...

- Но ведь… в общине действует закон безбрачия?

- Обеты в общине официально не даются ( как при вступлении в монашество). Женщины у нас сами поддерживают такой образ жизни. Насильно здесь никто не живет. Кстати, у христиан отказ от брака считается восхождением к Богу, а возврат - нисхождением.

- Не задумывались ли об организации сиротского приюта с целью воспитать продолжение рода общины?

- Социальных проектов нет. Помощь - конкретная и целенаправленная - оказывается огромная и постоянная. А заботы о продолжении рода общины нет, главная наша забота - в спасении души...

Руководит общиной в Красных Ключах девятый по счету старец, Павел Васильевич Алексахин (на фото), ему 87 лет. Это – старейший клирик Самарской епархии, «бриллиант» в ее оправе. Он бодр, находится в завидном здравом уме и участвует в жизни общины. «Ноги слабеют, ум - нет», - это я могу сказать, побывав в его келье. Когда-то старец был школьным учителем, в боях под Полтавой попал в плен, а после войны встретил человека, перевернувшего его жизнь. Стал священником, да таким, что паства из округи к нему потянулась. И пошли на бывшего военнопленного доносы, менялись его церковные приходы, подальше гнали Алексахина от густонаселенных сел. Ровно тридцать лет назад он стал руководить общиной, взвалив на себя крест старчества. Все 30 лет старец является главным духовным пастырем в округе.

- Я был у матери шестым, - рассказывает старец. - Отца убили, когда мать мною ходила. Она пыталась извести плод, подымала мешки, но не вышло, видать я сильно стремился я к жизни. 6-летним мальцом напросился в поле. Старшие братья пахали и меня посадили на лошадь, по борозде править. Получилось! К обеду мать домой собралась, а мне старшие говорят: останься, работничек. Так я стал крестьянствовать. Тихий был, послушный, вымою посуду, везде приберусь и сижу. Приходят с поля старшие, а соседи кричат: «Сидит, старичок ваш маленький...»

Рассказывая про войну и плен, Алексахин вспоминает: «Плен – это очень страшно, моя хорошая. Врачи лагерные задержали меня в лазарете, не пустили на этап. А тысячи погнали пешком в неизвестность. Упадешь – пристрелят. Помню, сидим в свинарнике, холод, стужа, кто-то зажег костер, согреться, немец выстрелил разрывной пулей. Сразу троих наповал. Ужасно все было... Лошадь дохлую кинут – люди зубами ее рвут. Хлеб кинут – драка, давка, а немец прикладом бьет, разнимает. Голодные люди все человеческое в себе теряют. Эшелоном в Германию попал, на фабрику, там в 45-м нас англичане освобождали».

Правит старец общиной мудро, по-хозяйски, и все же для него главное - духовное начало. Любой верующий найдет под его крышей место. И еще: местная восьмилетка не бедствует, потому что помогает шефство пастыря, помогли в газификации села, в обустройстве дороги, кладбища, детской площадки при церкви, создали сельский музей. Отмечен здешний старец не только наивысшими церковными наградами (он - митрофорный протоиерей, то бишь награжден головным убором - митрой и посохом), но и отмечен как общественник. Алексахин - первый почетный гражданин Похвистневского района, где расположены Красные Ключи. А их всего восемь.

- Неужели не хотелось замуж, нарожать детей? – задаю вопрос 47-летней поварихе Наталье Мирсковой.

- Хотелось, но кому нравилась я, тот мне не нравился. А годам к 30-ти, когда я работала в рентгенкабинете, мне грудничков на диагностику приносили. Прижмешь, бывало этот теплый комочек к себе, и так захочется своего... Однажды полюбила я врача, в разводе он был. Он знал, что я верующая. И все подшучивал: монашка, ты, Наталья! Словно накаркал. Так и осталась я в монашках, никого не осчастливила замужеством...


Рецензии
Мног интересного узнал-спасибо.

Игорь Степанов-Зорин 2   18.07.2013 19:38     Заявить о нарушении