Пока горит свеча

Пока горит свеча…


Семья Гринкевичей оказалась в Орске еще до войны: бежали от голода. Впятером жили в маленьком деревянном домике — перестроенной конюшне. Абрам Пинхасович и Лея Ароновна воспитывали троих детей: старшего сына Володю и двух дочек — Агнюшу и Леночку. Семья была дружной и сплоченной, ни ссор, ни скандалов в семье никогда не возникало, дети учились, родители работали с утра до вечера. Володя в мечтах видел себя летчиком- испытателем, занимался спортом по- настоящему. Сначала был футбол, затем — лыжи. К лыжам он приучил отца, который был намного старше матери, и мужчины по воскресеньям по нескольку часов преодолевали снежные трассы и горки, благо, лыжи можно было взять в школе напрокат. Сестры Володи спортом не занимались, с удовольствием ходили в кружок рукоделия. Все дети в семье были способными и хорошо учились.

О войне Гринкевичи узнали в лесной полосе, где собирали ягоды. По лесу бежала незнакомая женщина, раскрасневшаяся и растрепанная. Поравнявшись с ними, закричала: - Война! Война с Германией началась! Гитлер на нас напал. Война! Что тут непонятного? Боже, какая беда!
- У нас с немцами мирное соглашение,- возразил Володя.
- Молотов выступал по радио, уже бомбят наши города, — парировала женщина и побежала дальше.

Володя поторопился в военкомат, но его в неполные 16 лет на фронт не взяли, поэтому, он и старшая сестренка Агния устроились работать на оборонный завод. В 1943 году Владимира призвали в армию. Письма от Володи приходили нечасто, родным казалось, они идут целую вечность. Однажды сын прислал фото: улыбающийся Володя с двумя фронтовыми друзьями. На фото надпись: «Моим родным. Если бы вы знали, как я о вас скучаю. Здесь я изображен со своими верными друзьями - Николаем и Геной.» Фотографию поставили на тумбочке в рамке, сделанной отцом. В марте получили письмо из госпиталя, из небольшого польского города. Володя писал, что ранение у него нетяжелое, что война скоро кончится, и вся семья будет в сборе. Внизу приписал: “ Я женился на девушке - фронтовичке, она тоже еврейка. Мою избранницу зовут Дина, я ее очень люблю. Мы вернемся вместе».

Гринкевичи стали ждать сына и его жену домой, предвкушали, как это произойдет.
Отшумел победный салют. После войны прошло 5 лет, от Володи никаких известий не было. Родители не могли смириться с мыслью, что больше не увидят сына, и ждали. Вскоре Абрам Пинхасович скоропостижно скончался. Жизнь была тяжелая, здоровье Леи Ароновны ухудшилось, она стала бояться, что девчонки осиротеют совсем. Стала разыскивать своих сестер. Вскоре она нашла свою младшую сестру Мэру в Ереване. Мэра недавно овдовела, она обрадовалась, что Лея с детьми переедет в Ереван. Правда, жилье Леи оказалось далековато от дома, где жила сестра, но Мэра и Лея были рады и этому. Главное, теперь вместе. Агния вышла замуж, родила сына, назвала Володенькой в честь любимого брата.
 Шли годы. Уже и у Леночки была своя семья. Но в День Победы Гринкевичи собирались всей большой родней, говорили о погибшем сыне и брате, вспоминали каждую мелочь из его жизни.

Однажды тетя Мэра пришла в дом к своей сестре и сказала:
- Лея, дорогая, я должна тебе что-то сказать. Сядь.
 Шел 1966 год. Лея Ароновна, уже пожилая женщина с больными отекшими ногами и целым букетом хронических болезней, растерялась:
- В чем дело, Мэра? Не надо так строго, ты пугаешь меня.
- Я тебе, сестренка, сообщу очень хорошую новость. ВОЛОДЯ ЖИВ! Слышишь, жив твой сыночек, Лея!
 Лея потеряла сознание, Мэра долго приводила ее в чувство. Вечером вся родня собралась, чтоб выслушать рассказ Мэры Ароновны.
- Лея, помнишь Армине из пятого номера, полная такая, шустрая? Так вот: она год назад ездила за границу, в Польшу. Там к ней подошел высокий худощавый мужчина, спросил кто она: армянка или грузинка? Армине ответила, что она армянка и живет в Ереване. Тогда мужчина попросил ее:
- В Ереване живет сестра моей мамы Мэра Ароновна Саркисян и ее муж Вартан Карапетович. До войны они жили по этому адресу, теперь я не знаю, где. Если адрес верен, отдайте тете в руки мое письмо, если нет, помогите найти ее через адресную службу. Я в долгу не останусь. Вот мои координаты. Прошу, помогите мне, уже 20 лет я ищу свою семью и не могу найти. С трудом вспомнил адрес тети.

- Я знаю Армине много лет, но не очень хорошо, хитрая она женщина. Не отдала она мне письмо сразу, сдала в органы, проверяли. Но я ей все равно благодарна, потому что наш Володенька нашелся живой!- сказала Мэра и улыбнулась, - Год прошел, долго проверяли, хорошо, что отдали.
Старая Лея гладила конверт, словно ласкала вихрастую голову сына, затем отдала его Агнии и приказала:
- Читай! Только не спеша, внимательно, с расстановкой. Я хочу вникнуть в каждую мелочь, Агнюша.

Письмо Володи:
«Дорогие мои родные: мама, папа, Агнюша и Леночка! Я, наверно, и не узнаю вас, мои милые взрослые сестренки. Мне не стыдно за свою жизнь. Я воевал и защищал Родину. В День Победы мы возвращались домой по территории Польши, наш эшелон разбомбили недобитые немецкие штурмовики. Меня контузило, я полностью потерял память, не знал, кто я, и откуда. Дина тоже была ранена и контужена, но ее ранение было легче моего. Через какое-то время она отыскала меня. Память стала возвращаться помаленьку только через 6 лет, благодаря усилиям врачей и жены. Пытался искать вас в Орске, но… Решил, что искать вас надо в Ереване. Как тетя Мэра живете вы с дядей Вартаном? Мы живем в небольшом и красивом польском городе: я, Диночка и четверо наших детей. Вроде бы все хорошо, но нет рядом вас, родные. Как получите письмо, а я надеюсь, что получите, ответьте по этому адресу. Живу надеждою на встречу, ваш Володя».

Все плакали, но это были слезы радости. Вспоминали покойных Абрама и Вартана.
- Жаль, что у нас с Вартаном не было детей,- сказала Мэра.
- Мэра, дети — это счастье, но то, что я пережила из-за сына, ужасно. Сама до сих пор удивляюсь, что жива. Но сегодня не будем грустить. Помянем наших мужей, напишем ответ Володеньке. Завтра я лично отнесу его на Главпочту.

Задолго до открытия почты Лея пришла, чтобы отправить письмо. Володя ответил сразу. Узнал телефон матери, стал часто звонить, а затем и приехал. Мать целовала своего сына, которого не видела 22 года, ей казалось, что не было этих горьких лет. Уговаривала Володю переехать с семьей в Ереван, но в Польше у его семьи была своя налаженная жизнь, они не решились ее менять. С тех пор сестры в отпуск ездили только в Польшу, к брату, а мама Лея жила каждый год у сына по нескольку месяцев - так хотел ее старший сын Володя.

Лея Ароновна ушла из жизни в 83 года. Умирая, сказала:
- Я была самой счастливой женщиной на свете. Мой сынок все-таки вернулся с войны. Жаль, Абрам не дожил.
Похоронили старушку в Ереване. Два раза в год: в день ее рождения и в день ее смерти, сын из Польши заказывал для нее огромные корзины ее любимых роз, которые сестры устанавливали на могиле. В доме Володи целые сутки по этим дням горела поминальная свеча, словно свет большой материнской любви.

Автор: Зинаида Маркина.


Рецензии