На земле, в небесах и на море

Мины -- бич человечества. Не зря против них боролась принцесса Диана. Морские мины не исключение. Представьте-ка: темной ночью к вашему судну медленно приближается ржавый рогатый шар, всплывший из бездны. Взрыв проделывает в борту на уровне ватерлинии огромную округлую дыру. Миг, и пассажиры плещутся в холодной балтийской водичке. Страх и ужас. Надежды на помощь мало. Не так ли, кстати, погиб паром «Эстония»? Во времена двух мировых войн в Балтийском море было поставлено более 80 тысяч мин.


На днях завершилась морская международная операция MCOPLAT 2003. Военные корабли Латвии, Эстонии, Швеции, Бельгии, Германии и Нидерландов в ее ходе искали и уничтожали мины. Итоги операции подводили в похожем на большой белый корабль поисково-спасательном центре флотилии береговой охраны в Вецмилгрависе. Результаты начали оценивать на земле, затем продолжили в воздухе --журналисты облетели район операции на вертолете МИ-8, а закончили на море -- к объединенной группе вышел корабль береговой охраны КА-14 «Астра».

Докладывал о результатах руководитель операции капитан Герман Чернов. По его словам, в ходе поиска применялись два метода поиска мин. На кораблях установлены стационарные сонары. Они обнаруживают мины. Затем с помощью специального передвижного устройства к мине подводится заряд взрывчатки. Следует акустический сигнал к подрыву и мина уничтожается. Применяют и передвижные сонары. Войны оставили в водах Балтики обширное наследство, от рогатых шаровых мин времен кайзера Вильгельма, до магнитных мин и торпед Второй мировой. В ходе операции активно работали группы водолазов. Они обследовали ситуацию у морского порта в Скулте, у Риги и саму акваторию Рижского порта. Поиск осложняло то, что не все карты минирования времен войны доступны.

После презентации журналистов повели к вертолету. Это был МИ-8, стоявший на площадке у центра. Вертолет нес знаки принадлежности к латвийским вооруженным силам -- карминный круг с белой полосой и некие признаки спасательной техники -- нос летательного аппарата был выкрашен оранжевой краской. Чтоб было видно издалека. Перед посадкой десятку представителей пишущей и снимающей братии провели немного пугающий инструктаж. Раздали красные спасательные жилеты и строго наказали не дергать за штуковину раньше, чем окажемся в воде. То есть вначале покинуть ветролет, а затем уж надуть жилет. Речь шла о случае вынужденной посадки на воду. Кто-то из журналистов тут же вспомнил, что «МИ восьмые» в последнее время в мире что-то часто бьются. Но команда вертолетчиков выглядела вполне уверенно.

Загрузились. Пассажиров усадили на продольную жесткую скамью по левому борту вертолета (правая сторона была занята дополнительным топливным баком. Вертолет завыл и стал подергиваться, задрожал. Запахло примусом -- жженым керосином. Ваш корреспондент тем временем вспоминал школьный английский, читая на спасательном жилете фразу Jerk to inflate. Что же все-таки значит jerk? Спасательный центр в круглом иллюминаторе стал быстро уменьшаться. Последовала пара воздушных ямок. Вскоре под нами уже плыли силикатные домики и маленькие огородики Болдераи. А вот и Рижский залив. Вертолет вообще очень быстрый и удобный, хоть и не очень экономичный, вид транспорта. Внизу показались серые малютки -- корабли группы. Мы облетели их. На операции вертолет использовали как потенциальную «скорую помощь», чтобы оперативно вывезти с корабля пострадавшего, если не дай Бог, что-то случится. Единственный недостаток МИ-8, на мой взгляд, шум. Но он компенсировался розданными пассажирам наушниками.

Выход в море состоялся на корабле береговой охраны Ка-14 «Астра». Финской постройки суденышко только на первый взгляд казалось малым и слабосильным. По выходе за створ рижских молов скорость была развита порядочная. Корреспондент «ВР» осведомился о ней у капитана «Астры» Марека Биезиса. «Скорость сейчас 27 узлов», -- ответил военный моряк. Экипаж корабля обычно четыре человека, но сейчас в наличии три. В час «Астра» ест 200 литров солярки. Корабль стал слегка глиссировать. Нет, не то, чтобы «а волны и стонут, и плачут», но о дно корабля они бились вполне ощутимо. Качка, в основном поперечная, особенно ощущалась в закрытом пространстве кают-компании, оснащенной с финским комфортом. У некоторых пассажиров начали проявляться начальные признаки морской болезни. Мы дошли до Мерсрагса. Тут показался шведский тральщик «Ландсорт». Серенький маленький «броневичок» в угловатом морском камуфляже смотрелся вполне внушительно, но никаких активных действий не вел. Мы обошли его кругом несколько раз. А еще «Астра» сходила в море с пользой. В пути к нам подошла надувная лодка с сиденьем типа «водный мотоцикл». Сидевшие цугом «рейнджеры» споро увезли в морские дали некий секретный конверт.

Вот и снова видны маяки Усть-Двинска. Стоящий на траверзе порта мальтийский сухогруз выпускает из нечищенной трубы клубы черного дыма. Хаос бетонных блоков Болдераи... Какая все-таки в Даугаве коричневая вода!


"Вечерняя Рига", 2003

       


Рецензии