Прощай, Андрейсала!

Район Андрейсалы, если смотреть с другого берега Даугавы, похож на корабль. Эдакий эскадренный броненосец времен царя-батюшки с двумя высоченными трубами первой в Риге теплоэлектростанции. В вихре исторических событий про корабль забыли, команда сошла на берег, развесила бельишко, занялась огородничеством, опростилась…

Первая в Риге

Когда-то Андреевский остров действительно был всамделишным речным островом. Затем, с течением времени, протока высохла. В начале ХХ века на берегу Западной Двины закипело бурное строительство. Огромные и по сегодняшним временам элеваторы отгружали российское зерно на экспорт. Там же, у Андреевской гавани, на заре века была сооружена первая в Риге термоэлектростанция.

Исторической правды ради, надо сказать, что отдельные попытки электрификации в Остзейском крае были и раньше. А причиной послужил пожар, да не где-нибудь, а в театре! Воспламенение вызвали поврежденные газовые рожки в городском Немецком театре (теперь Латвийская Национальная опера). Тогда то в 1887 году и построили рядом с театром электростанцию мощностью 42,5 кВт.

И только в 1903 году городское правление решило строить первую рижскую термоэлектростанцию в районе Андрейоста. Торжественное открытие станции состоялось 14 мая 1905 года. В порту ее построили не случайно, работала она на импортном, английском, угольке. Поначалу на станции было шесть котлов фирмы Babkok -Vikoks и три горизонтальные паровые турбины общей мощностью 2 500 лошадиных сил. К «знаковому» 1913 году мощность энергогенератора довели до 2 200 кВт.

Церковь или нет?

На остров с улицы Экспорта ведет пешеходный путепровод. Деревянные ступени подозрительно скрипят под ногами. Внизу, свистнув, маневровый тепловоз поволок куда-то состав с черными цистернами. А вот вагонеток с экспортным зерном что-то не видать…

Техногенный пейзаж разбавлен вкраплениями неказистых жилых домиков. Пару десятков шагов по тихой улочке, идущей вдоль впечатляющей, как из казачьих пик, кованой ограды, поворот, другой -- и вот он, один из секретов Андреевской гавани. За старинной оградой взору открылась … церковь!

В кирпичную капитальнейшую стену станции встроена башня, увенчанная столь знакомой церковной маковкой. На фасаде «церквы» барельеф царского герба Риги с двуглавым орлом. Общий стиль постройки -- характерный для того времени -- псевдорусский. Тут корреспондент и фотокор поспорили. Один утверждал, что это перестроенный морской храм Св. Николы Чудотворца, другой -- что у станции такой проект был.

Спор разрешил директор Latvenergo по производству Илмарс Стуклис. Показал старую фотографию, где станция видна во всей своей красе до всех послевоенных реконструкций. Действительно, снабдили же станцию по проекту таким вот загадочным крылечком! А некоторые хорошо известные газеты писали: “церковь, церковь”…

В центре тепла

Сейчас Ригу теплом обеспечивает цех «Андрейсала», ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Первая снабжает гигакалориями тепла Центр и Старую Ригу. Но дело в том, что для комфортного обогрева рижанам достаточно двух последних теплостанций. Да и затраты на производство тепла уменьшатся, если «старушку» на Андреевском острове закрыть.

Руководитель цеха (станция производственно является участком ТЭЦ-1) Иварс Рудзитис -- старожил, работает тут с 1966 года. Скоро уж 37 лет как он на станции. Начинал простым инженером электролаборатории. «Сейчас у нас три водогрейных котла», -- говорит начальник цеха, -- «Два по 100 гигакалорий, один -- на 50 Гкал». Котлы носят устрашающе советские имена ПТВМ-100 и 50.

За металлической сеткой распределительные устройства английского типа. Фотограф было сунулся -- «Не заходите, там высокое напряжение». У шкафов распредустройств стоят гигантские резиновые боты, как того и требует техника безопасности.

Сердце станции -- топка. Иварс Рудзитис открывает контрольное оконце диаметром сантиметров в 10. Внутри ад -- беснуется, пышет жаром сгорающий газ. Языки пламени не голубые, как у кухонной конфорки, а ярко оранжевые. В час сгорает 400 кубов экологически чистого топлива.

Топить можно и мазутом. «Но газ чище и проще», -- поясняет Илмарс Стуклис, -- «К тому же мазут, он чуть-чуть дороже». Еще мазут -- это выбросы вредной серы в атмосферу. Сейчас выгоднее жечь газ. На мазут мода была в прошлом веке. «Максимум -- 9 цистерн в сутки -- мы сжигали в суровые зимы конца 80-х».

Нагретая вода прокачивается насосами. В насосном отсеке их длинная шеренга. Но работает только один, мощностью 800 кВт. Не хватает сейчас у «фабрики тепла» потребителей горячей воды. Поэтому и работают энергетики попеременно, то на одном котле, то на другом. Технически могли бы и на двух сразу. Но -- «Родина не требует».

Температуру воды задает «Ригас силтумс», в зависимости от погоды на улице. Этим утром, например, запрашивали 110 градусов, а к полудню снизили норму до 105. Это перегретая вода, ее давление 6 атмосфер. Потеряв свою тепловую мощность, вода от потребителей возвращается назад, по замкнутому циклу.

Вот главный щит управления. Здесь можно было получать промышленный ток и в 220 и в 80 вольт. Со своего места за пультом встает дежурный диспетчер Бруно, докладывает: «Все нормально». Смена диспетчера длится 12 часов. Всего в смене на станции три человека: диспетчер, монтер и машинист котла.

Трофейная турбина

На «Андрейсале» полно технического наследия прошлого. Были на станции немецкие котлы «Штейнмюллер» производства 1935-36 гг. Трофейные. Зверь котлы были. Их поставили тут после войны, в счет репараций вывозя техническое оборудование из поверженной Германии.

Как и эту турбину AEG. В бывшем турбинном зале (а электричество тут не производят с 1987 года) сохранились ее ротор и станина. На зеленой станине знак фирмы. Турбина проработала 400 000 часов и это рекорд. Хотели даже писать фирме-производителю. “Пар, переходя на лопатки, крутит ротор турбины” -- объясняет сопровождающий нас Илмарс Стуклис, указывая на артефакт. Сейчас она уже ничего не крутит, списали ее после обнаружения трещин. Сейчас в зале оборудован красный бак пожаротушения. Крышу зала во время войны разбомбили, так что она “новодел”.

Есть на станции и древний токарный станок 1905 года выпуска. Даже в оборудование современного щита управления затесался старинный синхроноскоп с круглыми циферблатами.

Будущее Андреевского острова

Уже есть идея построить на Андреевском острове многофункциональный городок. Есть опыт скандинавских стран, в которых районы морских портов превратились в жилые, деловые и развлекательные центры. Близость воды -- это привлекательно для застройщика. Частично принадлежащее норвежцам Jaunrigas attistibas uznemums уже объявляло конкурс среди молодых и перспективных архитекторов. В проектах остров разбивается на три фунциональные зоны. У реки строятся жилые дома, в нижних этажах которых будут магазинчики и кафе. Вдоль улицы Экспорта по плану встанет ряд деловых зданий. В центре острова вырастут торговый и культурный центры: художественные галлереи, концертные и кинозалы.

Где же тут место старой теплостанции? «Есть у нас такая задумка, поскольку можно причислить станцию к памятникам промышленной архитектуры, сделать тут музей индустриального наследия», -- говорит Илмарс Стуклис. В бывшем здании ТЭЦ также можно было бы обучать молодежь, устроив, например, лекционные залы для студентов электроэнергетического факультета РТУ. А Иварс Рудзитис тревожится: «Главное, сохранить здание, чтобы не разрушилось». Будущее станции и других промышленных памятников на острове пока неясно, как в речном тумане. Так что - прощай, Андрейсала! И - здравствуй, музей?


"Вечерняя Рига", 2002


Рецензии