Гога и Магога отечественного краеведения

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве снег сгорел, соломой тушили, много народу покрушили, тем дела не порешили. А реки текли там молочные, берега кисельные, да по полям летали жареные куры. Подрались комар с мухою. Комар укусил муху, а муха-то — слепня, а слепень-то — шершня, а шершень-то — воробья. И пошел тут бой — не разлить бойцов водой. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди…

Жили, были в уездном городе N два краеведа. Звали их… да и не важно как их на самом деле звали: скажем, так — Гога и Магога (как они сами себя по-домашнему называли). Ходили себе по городу прогуливались. То Гога к Магоге придет и говорит, всё говорит без конца — то Магога к Гоге. Придет и болтает себе без умолку. Сядут у стола на кухне, и давай шуметь, как два глухаря — не докричишься. А болтали себе все больше о проблемах очень важных.
— Все вокруг всё приватизируют. Один вишь — завод, другой фабрику, третий колхоз-совхоз завалящий зацапал. А мы не при деле…
— Да-а-а, отвечал ему Гога. Надо и нам с тобою что-нибудь прихватизировать.


Думали они думали и, наконец, придумали. Вот оно лежит на земле — ничейное, никому не нужное. Но если подумать еще — то очень даже кому-то и нужно… Эта мысль как молния осветила грозовые и мрачные пучины их разочарования в жизни уездного города N-ска.
Так уже здесь случалось: придут чужаки понастроят, поживут да и уйдут сами восвояси, если их не попросят… Вот уж местным забава — разбирать-расчищать родную землю. Ни пяди земли — чужаку, всё сразу подберут до кирпичика. Как тут не вспомнить N-ского воеводу Шеншина, что устроил летом 1744 года заезжему москвичу Нестерову «Варфоломеевскую ночь» с массовым мордобитием, ружейной пальбой и колокольным набатом, чтобы чужим неповадно было сюда соваться… Ну да это всё друзья присказка, а сказка-то вот-вот начнется!


Вам конечно интересно, что же Гога с Магогой такого выдумали, чтобы жизнь свою многотрудную украсить? А решили они немного ни мало приватизировать N-ское краеведение». Все целиком и сразу! Еще изобрели разделить историю города чисто пополам: до царя Гороха — Магоге, а после — пусть достанется Гоге… Да еще каждый за забор друг дружке заглядывал — не оплошать бы, вдруг чего недоглядел и упустил.
       

Как родилось N-ское краеведение — никто не видал. Это наверняка был солнечный день. Осмотрелось краеведение кругом и громко сказало:
— Хорошо! — Расправило оно свои юные крылышки, потерло тонкие ножки одна об другую, еще посмотрело кругом и добавило:
— Как хорошо! Какое солнце теплое, какое небо синее, трава зеленая да уездный город N красивый — хорошо, хорошо!.. И всё это мое!..
Еще раз потерло краеведение ножками и полетело. Летит себе в небесах среди тучек, любуется да тихо радуется. Внизу яблони растут, церковки да домики облупленные вдоль улиц рассыпаны. Памятники местного значения то тут, то там из кустов выглядывают. А внизу Гога с Магогой поджидают.


— Краеведение, ко мне — зовут. Наше младое краеведение и опустилось…
— Все-таки здесь хорошо — уверяло краеведение. — И, всё моё…
Не успело договорить, как с шумом подлетели Гога с Магогой, и, блестя медными лбами, давай кричать:
— Кто забрался в наше краеведение? Кто пьет наш сладкий сок N-ской истории? Ах ты, дрянная козявка убирайся вон! Это все наше — гого-магогское. Уходи вон, не доводи до греха!
— Позвольте, что же это такое? — защищалось краеведение. — Все, все здесь моё…
— Нет, наше — шумели-кричали Гога с Магогою.
Так, в недобрый час наше краеведение узнало решительно всё, именно, что всё кроме солнышка, синего неба и зеленой травки — гого-магогское, а кроме цветочков в истории есть еще и колючки на кустах.


Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Так бы еще долго Гога с Магогой ходили друг к другу через весь город. Да вот случилось — стала прорастать идея эта в массах. Ведь и то сказать, славен был уездный город N-ск своей многовековой историей пришлецев. То татары сюда каждый год повадились изгоном приходить; то литовцы с поляками захаживали. А то и «гостили» — московские. И всяк норовил ухватить кусок пожирнее. Недаром многие видные столичные царедворцы считали за счастье здесь под городом в Погорельской волости в деревне Мокрые пупки построить какой-нибудь памятник местного значения!


Так оно в скорости и случилось, что директор музея решил тоже краеведением заняться, конечно, по долгу службы. Ведь он и поставлен был большим коллективом аж из восьми историков заведовать. Как начнет с утра заведовать, так до вечера и не успеет. Это он так сильно заведовал. А уездный город N-ск так и стоял, да краеведение понемногу росло, как сорный куст среди лопухов. Надергал из газет да журналов исторических кусков разнообразных да опус свой краеведческий густо елеем вымазал. Но углядели Гога с Магогой, что уж больно директор местному краеведению глазки строит — обидно стало. И начали они его отучать от этого, мол, ты писатель — вот и пиши себе, а в наше краеведение не суйся. Вот так-то! Да за одно и администрации с газетой об этом же напомнили, чтобы знали свое место…
       

Да вот еще напасть. Повадились чужаки окаянные издалека прикатывать, да арию московского гостя исполнять. Понаедут — щёки надуют, походят себе по городу всё краеведение себе тихонько высмотрят и обратно нырк — статейки пописывать. Да всё подряд издалека критиковать и оплевывать…
Но здесь уж Гога с Магогою не выдержали. Как же так, мы тут всё честно поделили. Всё тут наше, а эти столичные и так у себя как сыр в масле катаются, а у нас тут не золотые прииски. Да и позвали Модератора с Сайтом рубить не развязанный узел, да еще розгами посечь, чтоб лучше работали…
       

Чтоб гости «заморские» не слишком часто набивали себе цену (а цена то им три копейки за изделие), несмотря на заслуги и титулы. Что ценят их за будущие, еще не совершенные подвиги, да за не полученные еще медали. Чтоб вставали они в очередь за краеведением как все люди в магазине, а не иначе. Ведь «люди здесь работают бескорыстно, по призванию, тратя на любимое занятие все свои ресурсы…». Больше всего компанию «любителей» краеведения мучил вопрос, какой навар с N-ской истории имеют залётные гости? Ведь не могут же они просто так — напрасно тратить свое и чужое время…
       

Пусть вопрос этот, как и всякие иные останется в этой сказке единственной тайной. Истиной же, и, увы, печальной, остаются сегодня блеск и духовная нищета отечественного краеведения — полная разобщенность ее рядов, когда личные амбиции подобных "гог и магог" от краеведения, преобладают порою над научной этикой. А недопустимое в приличном обществе поведение объясняется царящими в уездном городе N-ск провинциальными нравами!

В это же самое время в округе стремительно исчезают всё больше памятников как местной, так и общечеловеческой истории и культуры… А это, увы, страшная быль! Лечить же отдавленные мозоли и застарелые комплексы надобно в соответствующих лечебных заведениях — это я вам как врач говорю! Может быть, кто-кто знает иной рецепт?
       


 


Рецензии