Северные мотивы

       *****
С детства помню я рассказы Дмитрия Нагишкина. Он для меня яркий , незабываемый певец Севера . Хотя в энциклопедии он – автор знаменитого романа « Сердце Бонивура « . И только . Теплым ветром Севера повеяло на меня от рассказов Нагишкина . Но я столько перечитала и других ,забытых мной авторов рассказов о Севере,что в памяти остались только яркие эпизоды .Вот они .
       
       « ЭМБРИОН «
Советская власть много сделала для северных народов . На Чукотке , на Амуре для нанайцев открывались столовые , больницы ,клубы и т.д. Так вот в одной такой больнице практиковал молодой врач из Ленинграда .И у него завязались отношения с молодой санитаркой, чукчанкой .Романом это не назовешь ,слишком велика разница между этими молодыми . Но зов природы был налицо .
       Работы у молодого врача было по горло, но и среди этой суматошной работы (прием больных, операции и прочее ) он не мог не заметить упругого животика санитарки .
В свободную минуту он привлекал ее к себе, задумчиво глядя в окно,где была только тундра и мели метели ,Он клал руку ей на живот и произносил только одно слово :»ЭМБРИОН …» . Молодая санитарка благоговейно внимала …
Конечно , молодой врач уехал . А она родила мальчика и назвала его звучным , неведомым именем -Эмбрион …
       КОМ –ПОТ
Старая нанайка сидела на крыльце новой общественной столовой. В руках ее был стакан с компотом .Это была неизвестная для нее жидкость .Даже чая нанайцы не знали . Старая женщина любовалась стаканом, прежде чем сделать глоток и произносила медленно и раздельно :
-Ком-пот… Ком –пот…
Для нее это было наслаждением, одним из открытий новой жизни …
       «ПИРОЖОК ОСТАЛСЯ …»
Это я знаю точно откуда .Это из романа Николая Задорнова « Амур – батюшка « . В русскую избу в гости зашел нанаец-охотник и рыбак Самар ( А может быть, Кулундзюга , не помню ) . Хозяйка Анна угостила его пирогами и налила чаю .Чаепитие продолжалось долго . Когда у гостя кончался чай, он говорил :
-Пирожок остался…
Ему наливали чай …
- Хозяйка, теперь чай остался …
- Бери , бери пирожок , Федор .
Хозяева были гостеприимными .Но и им такое понятие о чаепитии было в диковинку …
       *****
Наивный и очень обаятельный Север –такое впечатление у меня с детства .
18 января 2008
       


Рецензии
"Потому, что я с Севера, что ли?"
Я хочу сказать Вам большое спасибо за эти три минуты абсолютного счастья...Счастья возвращения в детство и на обаятельный и загадочный Север.
Преклоняюсь...

Лина Гладкая   12.02.2008 22:58     Заявить о нарушении
Лина , Вы вдохновили меня на еще одно воспоминание юности - " Северные мотивы - 2 ". Спасибо за душевный отклик С теплом

Комсомольчанка   13.02.2008 16:09   Заявить о нарушении