Постчеловек в недомодерновом мире

ПОСТЧЕЛОВЕК В НЕДОМОДЕРНОВОМ МИРЕ
(Артем)

Молодой человек, открыто проповедующий сегодня традиционные ценности, чаще всего подвергается осмеянию. Это общая установка эпохи постмодерна. Глумливая точка зрения негласно признана опорной в общечеловеческом масштабе. Хотим мы того или нет, - но это самодовлеющая форма нашей действительности. Прямым приложением этого строя мыслей является циничный взгляд потребителя на вещи, относительность понятий красота и уродство. Основоположником модного тренда стал печально известный лингвист Фердинанд Де Соссюр. Его абсолютно абстрактная, и по сути дела, ничего не говорящая обычному человеку концепция самостоятельных знаков, на практике аукнулась миру тяжелейшей депрессией, и привела все человечество к массовой болезни Дауна. Вот так алхимия одного «книжного червя» может оказаться роковой. А всего-то навсего - придумал ученый безобидную схему, в которой знак оторван от реципиента, и спустя несколько десятилетий превратился в самого успешного политтехнолога, культуролога, экономиста, - да, вообще, в модератора действительности! В самом деле, нередко возникает впечатление, что наша урбанистическая повседневность обновляется как сайт. При необходимости в нее ставится новый «движок», непрерывно открываются иные возможности анимации, заманчивыми флеш-роликами проходят политические программы, рекламными баннерами сверкают последние бренды. Выбери себе какой-нибудь: стань адвокатом, бизнесменом, рокером, рэйвером, тинейджером или пейджером. А если ты философ, то возьми баллончик краски и напиши на стене «зачем»? А если тебя на самом деле интересует – зачем, то модераторы сайта ответят тебе незагрузным постом: «Все это ради твоей свободы, юзер!» Если тебя устроит такой ответ, то нам с тобой не по пути. Отдыхай.
Думающему человеку, сохранившему способность к эволюции и высшей нервной деятельности, действительность давно не кажется радужной, нормальный человек, вообще, мало похож на зомби, и способен к рассуждению об устройстве окружающего. У него возникнет масса новых интересных вопросов: что же будет с Родиной и с нами? Кто влияет на общие политические тенденции в мире? Каково состояние русской культуры? Третий Рим или третий мир? Кто виноват? Чем страшен миру постмодерн?

ЦАРСТВО ПОДОБИЯ. ИЗГНАНИЕ ОБРАЗА
На пальцах объяснить теорию знаков Соссюра довольно сложно. Лучше сразу взглянуть на нее с христианской точки зрения. Мир и человек устроены по образу и подобию Божьему. Это значит, что принцип уподобления лежит в основе всего мироздания, он же является сущностью красоты. С христианской точки зрения, красота – это тоска подобия по своему образу (= любовь подобия к своему образу). В парадигме Ф. Соссюра Знак является образом, а его подобие – реципиентом. По лукавой теории этого лингвиста, мир вошел в такую фазу, когда реципиент оторвался от своего знака, когда он не обязан быть на него похож. Между ними может и не наблюдаться никакой связи, никакого контакта. Это и легло в основу постмодернизма. Постмодерн упразднил зависимость подобия от образа. На деле это означало, что все созданное человеком, не обязано проходить проверку соответствия с высшими целями, не обязано подвергаться цензуре по шкале красиво-уродливо, честно-подло, хорошо-плохо, нравственно-безнравственно. Такие понятия, как нравственность, красота, натуральность благодаря постмодерну стали относительными. В области искусства эта относительность выразилась в радикальной степени. В других сферах нашей жизни эта относительность может объясняться временными факторами, например, особенностями эпохи, или условиями глобального рынка. Высокая рождаемость – весьма относительное достоинство общества, так как в техногенном состоянии социума каждый его член должен обладать большей свободой личных инстинктов и личного времени, чтобы не выпасть из общего ритма и стиля поведения, совпасть с теми моделями, которые ему предлагает свободный рынок. Показателями высокой рождаемости поэтому, обладают, как правило, страны Третьего мира. Столь же относительной ценностью является и нравственно чистый образ жизни, поскольку общественное устройство глобального мира ставит главным приоритетом большинство. А большинство живет (или делает вид, что живет безнравственно). Это можно продемонстрировать на примере женщины. То, что считалось безнравственным для женщин советской эпохи, стало нормой для женщины 90-х годов. Отношение к собственному телу, цена собственной невинности, манеры поведения. Наиболее радикально относительность нравственности отразилась в женской одежде, менее отчетливо в снижении количества нравственных запретов со стороны собственной совести. Если, вступать в телесные отношения с партнером до брака, стало нормой еще не для всех представительниц слабого пола, то одеваться безнравственно это норма практически для каждой современной женщины, даже если при этом она продолжает испытывать некоторые потуги стыда. С точки зрения постмодерниста потуги стыда являются архаическим пережитком прежней не свободной эпохи. Еще в большей степени относительность нравственности отразилась на мужской части общества. Социум де факто признал мужчину не способным подавлять инстинкты, т.е по сути, приравнял его к животному. И вот уже в сплетнях бытует мнение: «Дай ему нагуляться, он же мужик». Столь же спокойно объясняется и наличие случайных контактов благополучного клерка. Верный неудачник это настоящий мерзавец по сравнению с похотливым менеджером, который при этом обеспечивает жену и детей. Это реалии нашей повседневности. А с точки зрения современных социальных и психологических технологий все прекрасно объясняется парадигмой Соссюра. Ценности традиционного общества – это знак, который больше не нужен. Его реципиент – общество потребления, не обязано сверяться с ним.

ВРЕМЯ КАК МЕРА ЖИЗНИ. ДЕНЬГИ КАК МЕРА СМЕРТИ
По этой же модели разворачивается строй событий и фактов в любом пласте современного урбанизированного человечества. В экономике разрыв знака от референта обозначил новую фазу, в которой производящая экономика воспринимается в качестве профанного первообраза, который можно отодвинуть в третий мир, возложив на плечи слуг золотого миллиарда, - а не производящая, т.е ростовщическо-спекулятивная экономика, становится нормой и абсолютной ценностью. Вопрос об источнике денег некорректен в современном обществе, да по большому счету, он просто смешон. Деньги – это самый универсальный референт, своего рода абсолют, положенный глобальным миропорядком в основу всех отношений. Его можно поставить напротив любого знака. Весьма любопытно рассмотреть намозолившую глаз пару: время - деньги. С точки зрения православного человека время – это талант, данный нам от Господа. Современные требования жизни в новом постмодерновом мире требуют от нас отказа от времени. Нет, это не абсурдная формула, а напротив, очень логичная материальная схема, которая уводит человека из области метафизики в область материальной практики. Результатом стала новая мера человеческих отношений, т.е отношения эквивалентного обмена. Референт не обязан соответствовать знаку, но он непременно должен соответствовать другому равноценному референту. Воспитал ребенка - требуй компенсации от государства, помог другу – долг платежом красен, поработал лишний час врачом – добивайся возмещения убытков, заплатил налоги – живи спокойно. Из общества исчезли отношения основанные на чувстве долга и добровольного порыва. Они уходят из семьи, они тают между родителями и детьми. По большому счету, сама реальность уже считается отжившим свое знаком, вместо нее предлагаются более комфортные и предсказуемые реципиенты, вроде виртуального мира или наркотиков.

СТАНЬ СТРОИТЕЛЕМ ПРАВОСЛАВНОГО ОБЩЕСТВА!
Выход из создавшегося положения в первую очередь подсказывает здоровая христианская логика. Чтобы разрушить схему злостного французского карлика, нужно стремиться не к отношениям эквивалентного обмена, а к отношениям дарения, жертвенной службы благому делу. Единственным вариантом для современного человека, не желающего подчиняться модераторам техногенной рыночной действительности, является поиск поддержки в храмовой общине. Перед православными, которым выпала доля - жить в эпоху постмодерна, - непростая задача. Ее предстоит выполнить фактически с нуля: создать православное общество, защищенное от «модераторов» мира сего внутриобщинными отношениями. Само собой разумеется, что эти связи должны быть построены на основе дарения и взаимной выручки. Опыт подобных отношений уже был на русской земле в образе крестьянской общины. Создать подобное единство в городском приходе крайне сложно. Но совершенно очевидно, что этот процесс неизбежен. В наших силах дать ему первый импульс. Наметки этого движения мы уже наблюдаем в образе православных детских учреждений. Но только слепой не увидит, что прорыв начнется с появления системы экономической взаимопомощи. Если государство покинуло сферу социальной защиты, и миллионы русских семей оказались наедине с глобальным рынком, то совершенно логичным будет возрождение этой сферы вокруг Православной Церкви. Подобный опыт прекрасно работал в первохристианских городах-общинах, где жили не монахи, а обычные люди. При этом экономика у них была общей. На практике это обозначает, что каждая семья в приходе вполне может позволить себе уплату традиционной десятины во благо приходской общины. В итоге нуждающиеся семьи получат излишки богатых. И построена такая экономика будет не на основе эквивалентного обмена, а на заповеди Христа, завещавшего отдать ближнему. Перераспределением этих средств вполне может заниматься церковный староста (по аналогии с сельским). В раннехристианской Каппадокии эта функция была возложена на епископа. Ничего нового в этой модели общества нет. Ей несколько тысяч лет. Причем, по ней жили люди, которые сознании современного христианина пользуются непререкаемым авторитетом. Автором православной общинности был святой, Василий Великий. Общая экономика откроет такому сообществу православных колоссальные перспективы развития во всех направлениях и даст людям уверенность в завтрашнем дне, сделав возможными меры поощрения многодетных. Очевидно, что в таком объединении приоритет должен отдаваться православным семьям. Если мир поставил деньги мерой человеку, возвысив подобие над образом, то долг православного человека не подчинить свою жизнь этому бесовскому порядку. Допустим, в одиночку это сделать возможно (что маловероятно) А если Вы при этом отвечаете за новую жизнь, то не сбиться в кучу, и не поддержать собрата во Христе просто преступно. Православная община – первый реальный шаг на пути спасения отечества

"Все об общинности": http://community.livejournal.com/0bshinnost/


Рецензии
Наверное, у каждого человека свой путь перед Богом. Хотя в целом, создание духовных сообществ, воспитывающих детей в добре - это отлично! Во Христе ли или в Будде - неважно. А еще лучше, если будет убрана любая догма и люди в таких общинах будут просто стремиться к Богу путем добрых деяний, медитаций и молитв.

Александр Сорокин Российский   06.07.2009 16:05     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.