В жизни этой

       

       Когда бы кошка говорить могла!

На все бывает мода - не только на одежду или прически. Здесь у каждого свое увлечение: инопланетяне, гадания на картах таро, экстрасенсорика. Меня заинтересовала теория о повторении жизни - реинкарнация.
 Слова такого мы прежде не знали. Не нашла я его ни у Ожегова, ни у Даля, ни в словаре иностранных слов. Новое, стало быть.
 Суть теории сводится к тому, что после физической смерти мы снова родимся, но уже в ином виде. Шекспировский Гамлет рассуждает о возможности превращения Александра Македонского в пивную пробку.
В стихотворении «Река времен…» Г.Державин высказывает идеалистическаую мысль о круговороте жизни, о том, как после смерти человек пробьется из земли травинкой, былинкой и проч.
 Согласно теории реинкарнации, мы никакой не травинкой, а животным организмом должны прожить девять жизней. Никто, правда, не знает, который уже раз живет, а потому не знает, сколько у него жизней в запасе.
Эти рассуждения, скорее всего, продиктовано желанием проникнуть в тайну, от нас совершенно скрытую, но притягательную заманчивостью «отсроченной» смерти, эгоистическое желание быть как можно дольше в реальном мире? И неважно, кем и какими мы будем или были: псковским крестьянином 1Х века, испанским ли придворным ХУ11 века или левреткой на атласной подушке, главное - были, а, следовательно, есть надежда, что еще раз появимся в этом мире.
Замечательная теория меня вначале очень ободрила: умирать стало совершенно не страшно, даже интересно, если еще проживу не один раз, и, как знать, может быть, не хуже, чем сегодня. Из какого - то пособия узнала, что была я в Х1Х веке индийским астрологом!
Только я совершенно ничего не помню об этом, а потому мысль, что после меня все будет так же неведомо мне, как и до моего рождения, повергала меня в уныние: если я ничего не помню, что было ДО, следовательно, не буду знать, что будет ПОСЛЕ. И какой смысл в моем повторении? Это то же самое, что вообще родится совсем другой человек. Я поняла, что жить надо теперь и сейчас.
А в повторении, если оно и наступит, будут иные проблемы, иные радости и огорчения - иная жизнь. Жить надо в жизни этой. И почему - то говорят, что кошки живут девять жизней! почему именно кошки? Почему девять? Как об этом узнали? Не могу сказать, что поверила, но и, признаюсь, не могу отрицать. Кто знает!..

 
СЕМЬЯ
По утрам семья редко собиралась вместе, только в выходные и в праздники. А в будни каждый быстренько допивал свой чай или кофе и бежал по своему расписанию.
Надежда Афанасьевна провожала всех. Давней привычке вставать первой она не изменяла много лет, хотя руки уже не те, ноги болели на погоду, и давление отдавалось в висках гудением.
 Встанет, геркулесовую кашу приготовит, дочери чай заварит черный, зятю - зеленый; внучке - кофе, причем, не растворимого; внуку - манную кашу, чай с молоком, колбаску без жира и хлеб бородинский. Он и не требует, она сама всегда старается. Любимчик!
Я неизменно смотрю, как хлопочет старая женщина, и мне кажется, что она будет жить вечно, потому что вечно надо будет готовить обед и ужин, заваривать чай, резать колбасу и хлеб на бутерброды. Вырастут дети, внуки, пойдут правнуки. Надежда Афанасьевна нужна всегда и всем.
Сидеть она без дела не умеет. Даже пока телесериал смотрит - или нитки мотает, или семена перебирает, или чистит овощи для винегрета. Руки у нее маленькие, морщинистые, с суставами - узелками. За пятнадцать лет, что живу я в этом доме, она, конечно, изменилась: стала ниже ростом, немного как - то усохла, чуточку согнулась. Но глаза добрые, голос тихий.
Спать ложусь я неизменно с бабушкой и вижу, как ночами она, вздыхая, растирает больные суставы, охает, пьет капли и долго - долго не спит. На тумбочке возле ее кровати книжка, очки, лекарство и маленький будильник, который никогда не звонит, потому что она встает раньше звонка и нажимает на кнопочку.
В выходной завтракают все вместе. Я люблю взбираться на колени Денису Ивановичу, зятю Надежды Афанасьевны. Он не возражает, погладит меня, еще и угостит. Я не голодна, но обидеть его не хочу, угощенье принимаю.
Мне очень нравятся воскресные обеды. Неизменно что - то особенное приготовлено; бывает, что гости приходят.
Кстати о гостях. Далеко не ко всем отношусь одинаково. Одних я обожаю, от других бегу прочь. Есть у меня свои симпатии.
Семья наша очень дружная. Радости у всех общие, все друг друга любят.
В выходные есть свои обязанности у каждого: посуду моет внучка Катя. Дочь Галина и зять Денис Иванович ходят в магазин, покупают продукты на неделю. Внук Димка чистит пылесосом ковры в комнатах и прихожей. Признаться, я не люблю, когда включают пылесос. Знаю, что он только гудит, пугает и не причинит зла, но все равно, не люблю лишнего шума.
Вечером - телевизор. Для нас с бабушкой Надеждой обязательно, для остальных - как придется. Мы в кресле устраиваемся и коротаем время.
 «Мама, как ты можешь смотреть эти дурацкие сериалы?» - недоумевала Галина. «Я не люблю новости, отвечала бабушка, - там неизменно идет речь о взрывах, об убийствах, о гибели детей - сплошные кошмары, будто нет ни светлых дат, ни приятных событий. И каждый час повторяют одно и то же. Ужас! Просто сердце не выносит. А на сериале отдыхаешь, знаешь, что все придумано, сплошные глупости».
 Еще мы с бабушкой смотрим юмористические передачи, при этом бабушка говорит, что надоели одни и те же лица из «Аншлага», что много пошлого, но все - таки смотрит. Потом, когда передача заканчивается, говорит: «Слава Богу, наконец - то!».
В доме у нас два телевизора. Катя любит «Фабрику звезд», а Галина возмущается: «Как, интересно, можно на фабрике выпекать звезд за три месяца. Настоящие артисты годами идут к славе, к успеху, а эти только гузками крутят. Голосов нет, одни голые ноги!» Катя не обращает на это внимания. Она по телефону звонит на телевизор и говорит, кого надо оставить. Девчонок Катя не оставляет, только мальчишек.
Когда Степка был котенком, он тоже любил телевизор. На экране, бывало, двигаются зверюшки или спортсмены, а Степка бежит за телевизор, чтобы поймать их. Глупышка не понимал, что предметы из телевизора не выходят, иначе мы давно бы всех переловили. Теперь Степка не смотрит ни мультики, ни футбол, ни хоккей. Денис Иванович говорит, что Степка потерял интерес к спорту, потому что наши позорно плохо играют. Нашу сборную Денису Ивановичу смотреть стыдно, они никак не могут поймать ни мяч, ни шайбу. Степку бы туда, он бы живо всех переловил. Он так прыгает, что птицы на лету останавливаются от удивления. И дорогих тренеров ему из других стран не нанимают.
Конечно, каждому нравится своя передача, но никто не любит рекламу. А я люблю, правда, про китекет и вискас. Жаль, опять же, что нельзя в телевизор войти!
Бабушка иногда не может понять, какой она смотрит сериал, потому что на экране одни и те же актеры, только зовут их по - разному. Разобравшись, кто кого любит, и, насмотревшись на экран, мы уходим спать.
А утром начинается новая рабочая неделя. Мы с бабушкой Надеждой провожаем всех на работу и на учебу.
 Первым уходит Денис Иванович, целует Галину и неизменно говорит: «Я пошел, моя дорогая». Катя и Димка, уходя, целуют бабушку.…
Мы живем в собственном доме. Зимой у нас тепло и уютно. Денис Иванович и Димка чистят снег, и тогда мы со Степкой, Бусей и Ладой бегаем по расчищенным дорожкам. Но вообще - то гулять по холоду мне не нравится.
 Совсем иное дело весна. Я и родилась - то весной, в мае. Кем были мои родители - об этом никогда никто не узнает.
Я слышала, как бабушка Надежда рассказывала, что меня нашли в подъезде совсем маленькую, еще слепую; кто - то просто взял да выбросил меня на лестницу. Перед этим у Никитиных (фамилия нашей семьи) погиб котик, и они подобрали меня. «Она у нас умница, - говорит обо мне бабушка Надежда, - нам не нужны всякие там персы, смотрите, как на тигренка похожа, полосатенькая». Потому и зовут меня Тигреша. Галина хотела назвать меня Муркой. Странно, но через дом тоже Мурка живет, и на соседней улице - Мурка. Отчего люди так любят повторять одни и те же имена. И своих детей называют, будто бирки в магазине раскупили и лепят: Настя, Настя, Настя или Саша, Саша, Саша…Тигрешей меня назвала Катя. И правильно сделала.
Бабушка говорит, что у каждого свое имя, своя судьба, свои привычки.
Вот у Дениса Ивановича своя привычка, слабость: любит полежать на диване. Он смотрит телевизор или читает газету, а Бусик, мой старший сынок, пристроившись у его ног, дремлет. Так они лежат часами, два кота.
 Галина возмущается: сколько можно лежать! Полно дел! Спрашивается, какие дела? Что ему, мышей ловить что ли? Мы выловили грызунов во всей округе. И птичек почти всех переловили. Бабушка, правда, ругала нас за это, называла «дрянными котами» за то, что птички теперь не поют и мошек не ловят. Но, во - первых, пусть птички летают выше, чем мы прыгаем, на то и крылья. Во - вторых, птички эти, певчие, клюют иргу и вишни, а не мошек. От мошек Денис Иванович брызгал деревья, после того, как хозяйка его долго сталкивала с дивана. Он почему - то назвал это «спустить собак». При чем тут собаки - не совсем понятно. Но, должно быть, ему расставанье с диваном не менее страшно, чем нам собаки.
В саду настоящие заросли: хозяйке так и не удалось заставить мужа скосить траву. У нее «руки отваливаются от работы на огороде», устает, «как собака», (так она сама говорит), но руки, хоть и отваливаются, но не совсем, каким - то образом держатся. И усталую собаку трудно представить, но Галине видней.
 В нескошенной траве хорошо, можно прятаться и охотиться. В траве я встретила свою первую любовь. Это был сибирский кот, ласковый, спокойный. Хозяева звали его Чубайсом, но на самом деле он Рыжик.
Рыжик приходил каждый день в наш двор. Деревья еще были маленькими, мы прятались в блоках соседского дома. Бабушка угощала его рыбкой. Но он был очень осторожный и не позволял гладить себя. Мы вместе охотились на мышей, лежали рядышком на крыльце.
Наш сыночек родился, когда Рыжика уже не было. Бусик очень похож на отца, такой же добрый. Он пушистый, черненький, а за ушками - рыжая шерстка. У него белые усики, потому и назвали его Бусиком. Наверное, в деда какого - то или в бабку, я, ведь, родословной своей не знаю.
Рыжик погиб. Его сбила машина. И Галина, и Катя, и бабушка очень жалели и возмущались: «Почему люди такие жестокие? Неужели нельзя объехать или затормозить?». Такого дружка у меня больше не будет никогда.
Потом к нам пришел Черныш и понравился мне сразу. Галина говорила, что он колченогий, облезлый и уши приморожены. У людей словом «красивый» обозначена шерсть, ее длина и цвет. А у нас, кошек, совсем иные представления о красоте. Черныш никогда не отбирал у меня пойманную мною мышь, не обижал других женихов, когда в марте начинались кошачьи концерты; он молча, сутками, несмотря на снег с дождем, сидел, на подоконнике и ждал, когда я его приглашу. Черныш - отец моей дочки Лады. Теперь она уже взрослая.
Черныша настигли собаки. Он отчаянно сражался. На том месте, где его нашли, остались клочья шерсти и кровь. Стаи бездомных собак набрасываются не только на кошек; собаки - огромная опасность и для человека, но в этом сам человек и виноват. Почему собаки стали бездомными? Почему они бродят по улицам, одичавшие, обозленные, голодные? Ведь, собаки верно служили человеку и служат теперь, если человек относится к ним по - доброму. Сказать, «по - человечески»? Не знаю, будет ли это верно. И еще чуть что - поминают собак: «устал, как собака», «голодный, как собака», «спустить собак», «злой, как собака». Не напрасно так говорят. А кто виноват?
 Степка родился «по специальному заказу» приятелей Галины, им очень хотелось точно такого котика, как Бусик. Когда Степка родился, они обрадовались, но Степочку так и не взяли к себе. Бабушка сказала, что они несерьезные люди, что они и детей не имеют, потому что забот не хотят, а тут котенок. Честно признаться, я не понимаю, что за забота со Степкой. Теперь Степка Димкин друг.
У нас семья кошаче - человеческая. Бабушка говорит, что это настоящий Кошкин дом, что правильнее было бы держать одну кошку и собаку, что шерсти полно и мебель ободрана в прихожей, что прокормить нас труднее, чем содержать корову. Интересно, где она видела, чтобы корова ловила мышей и ела рыбу. Корова сено ест. Коза соседская объела сады по всей улице, люди ругались, а если бы это корова была? С нами хлопот больших нет. Что касается бабушки, она только для виду ворчит, а сама любит и Бусика, и Степку, и Ладушку. Знакомые однажды просили отдать кого - то из моих детей, бабушка наотрез отказалась: «Что вы! Я без них не могу! Разве можно отдавать? Ведь они мои дети». Вот как она их любит! Но за стол им категорически запрещено садиться. Дети должны воспитываться в строгости, тут я с ней согласна. Димка, правда, Степку немного балует, но Димке позволено. Что ни говори, Димка - бабушкин любимчик!
Так и живем все одной семьей: бабушка Надежда, дочь ее Галина с мужем Денисом Ивановичем, внук Димка, внучка Катя, я да трое моих детей.…
Мы знаем привычки и голос каждого. Когда все в порядке - голоса тихие, спокойные. Когда хозяин с хозяйкой что - то выясняют, голоса становятся громкими. Хозяйка может и прикрикнуть на хозяина, и даже ложку об пол бросить. У нас, кошек, настроение всегда хорошее, а вот у людей случается по - разному.
На прошлой неделе, к примеру, Галина пришла с работы усталая. Бабушка спросила, что с ней, та пробурчала что - то и стала переодеваться.
- Есть будешь? - спросила бабушка Надежда
- Что ты со своей едой, - кричала Галина из прихожей, - что ты все «есть» да «есть», будто только и родились, чтобы есть.
- Все худеешь. Зачем эти издевательства над собой? Ты что, фотомодель что ли? Уже не молоденькая перестраиваться. Станешь, как суповой набор?
- Мама, ты никогда не разделяла моих взглядов ни на что, для тебя я все та же, какой была тридцать пять лет назад, ты норовишь откармливать меня манной кашей и рядить в школьную форму.
- Вот именно, что не девочка, а в форму школьную ты сама хочешь вписаться. Я об этом и говорю, что женщина твоих лет не должна быть тростинкой. Нагляделась передач, как всем институтом жир сгоняют и молодят. Женщины хотят мужьям угодить, а тебя Денис любит такой, какая ты есть.
- Будто весь смысл в том и состоит, чтобы Денису нравиться. Ему все глубоко безразлично. Я себе хочу нравиться!
- Когда человек работает, делом занят, к нему лишний жир не прирастает. Да разве это самое главное - сколько в талии? Ты должна быть здоровой, прежде всего, а ты язву желудка зарабатываешь.
- Конечно, ты всегда лучше меня знаешь, какой я должна быть. Позволь мне самой решать, что мне нужно! - закричала Галина и ушла в свою комнату, хлопнув дверью.
Потом успокоилась и тихо стала говорить: «Нет, не уезжает… Обязательно… И я тебя целую… Да, да, Васенька». Это она по телефону разговаривала. Что за Васенька? Наверное, кот. В конце нашей улицы живет, мордастый, трехцветный, драчун и скандалист. Он по телефону может говорить? Очень интересно!
Вообще - то я люблю Галину, но что мне не нравится в ней, так это ее запахи, когда она брызгается из пузырька духами, которые вызывают у меня отвращение; при этом она радуется: «Что значит Франция! Аромат исключительно тонкий, хотя и не стойкий.» И слава Богу, что не стойкий, иначе житья бы вовсе не было. А так немного проходит времени, запах улетучивается почти полностью. Бабушка говорит, что никакая это не Франция, а подделка, как очень многие товары сегодня. Вот раньше все было настоящее, а теперь не поймешь, во что оделся, что ешь. И духи эти «французские» разливали в каких - нибудь Подлипках, такими духами только моль травить.
И, по - моему, куда приятнее пахнет рыба или курица. От них запах держится в доме долго, но Галине это почему - то не очень нравится. Сразу окно открывает, проветривает. Мы хоть и одна семья, но вкусы все - таки разные.
Кстати о вкусах. Галина гоняет одного моего знакомого по имени Фофо. Ничего плохого Фофо никому не сделал. Придет, полежит на крылечке, оставит метку на стене или на дереве и уходит. Так Галина покоя ему не дает: и бомж он, и непушистый, и блох в нем разглядела. Словом, не нравится ей Фофо, да и только. А тут пришел к нам ее Васька. Раньше он у нас никогда не бывал.
Хозяин был в командировке. Васька этот, точнее, Василий Иванович, поздоровался с бабушкой, представился. Пришел с цветами и большой коробкой. Цветы - Галине, а конфеты - бабушке. Она взяла коробку, поблагодарила и даже не улыбнулась.
 Бабушка почему - то не очень была ему рада. Затем он прошел с Галиной в комнату. И я пошла за ними, гость все - таки. Правду сказать, гость мне не понравился сразу, своим запахом. «Накурился! Табачищем разит», - сказала бабушка.
 Однажды я видела, как Димка тайком курил, чтобы никто не видел: «Смотри, Тигринка, не выдавай меня, - смеялся он, зная, что я не смогу ничего рассказать бабушке, да я бы и не стала его выдавать. Тайны хранить я умею. Я все - таки кошка, а не болтливый попугай. - Сейчас покурим и пойдем в дом». С тех пор я знаю, что от дымящейся трубочки идет этот несносный запах. Вот такой был и от гостя.
 Я прошла в комнату и легла на диване. Васька обнял Галину и сказал: «У твоей кошки глаза очень внимательные, глядит, как человек, даже жутко». И Галина прогнала меня прочь. Я страшно обиделась: никогда такого не бывало. И все из - за этого Васьки. Чем он ей понравился? Она про Фофо говорит, что непушистый он, а этот ее Васька и вовсе без шерсти на голове, лысый. И толстый, и на диване разлегся. Галина не гнала его с дивана траву косить и про руки не говорила, что отваливаются, а только гладила и мурлыкала.
Я ушла к бабушке. Бабушка была сердита и ворчала: «Совсем с ума сошла! (это она про Галину). Совесть потеряла. Сотрудник! Знаем мы таких сотрудников».
Потом «сотрудник Васька» вышел из комнаты, покурил на крыльце. А Галина накрыла на стол, чай пить собралась с Васькой своим. Ветчины нарезала, колбасы. Васька ел и улыбался так, что глаз не было видно. Нравилось! И не то, чтобы угостить, даже не заметил меня. А мне и не надо, только я с Денисом Ивановичем сравниваю: и жадный Васька, и лысый, и пахнет от него плохо. Галина говорила с ним про дела непонятные, одно лишь и разобрала, про мышей: «Значит, говорите, Василий Иванович, мышь надо менять. Теперь без компьютера, как без рук», - говорила Галина. Опять «без рук», так они у нее давно отваливались, еще весной на грядках. Наверное, теперь Васька ей руки починил, не станет она донимать Дениса Ивановича. Что - то насчет мыши, почему менять? Откуда в комнате мышь?
Провожать Ваську пошла, чтобы с дороги не сбился, или чтобы собаки соседские не покусали. В доме, хоть и на крыльце курил, пахло дымом от его курения. И ничего, окон не открывала. Вернулась, песни поет, а бабушка Надежда из комнаты до вечера не выходила. Галина к ней заглянула. Слышу, спрашивает: «Мама, что случилось? Ты больна?»
- Это ты больна, а не я, - ответила бабушка
- Я не понимаю, в чем дело!
- А что тут понимать, Кошка вон и та поняла. Думаешь, я не знаю, что он за «сотрудник»!
Конечно же, я все поняла: Васька этот не из нашей семьи, и делать ему у нас нечего. Это еще хуже, чем Димкино курение. Бабушка зря ругать не станет.
- Я не девочка, чтобы меня учить! - возмутилась Галина
- То - то и есть, что пора остепениться. Грешно такого мужа обманывать. Ты его отношения не ценишь. Дети взрослые, постыдись! К чему все это ведет? Я не представляю, как можно…
- Не суди по себе. Теперь время иное, и вообще, женщину молодит влюбленность. Зять твой, прекрасный, обленился, слова не добьешься, вечно усталый, а я живая, мне внимания хочется! - Галина заплакала
- А что, для внимания в дом надо тащить, закрываться с кем попало?!
-Я не понимаю, кому я сделала зло? - Галина плакала.- Выскочила замуж в девятнадцать лет, и с тех пор, как приросла, живем, как заведенные, как часы без боя.
- Тебе бой нужен? Хочешь остроты, как у Сизовых? Там и сцены, и посуда с боем, до синяков. Тебе такое надо? Радуйся, что человек спокойный, добрый, не пьет, не изменяет.
- Еще скажи, «не курит»! Не помню, чтобы этот «добрый человек», как ты говоришь, подарил цветок или шоколадку к празднику принес. Вежливый робот. А изменять ему просто лень.
- Он все до копейки тебе отдает, ничего для тебя не жалеет. Тебе шоколадка нужна? Цветы? Подскажи, он поймет. Разве это самое главное?
- А что главное? Для Дениса главное - его работа. Еще телевизор. Надень я трубу самоварную на голову, он даже не заметит. Не жизнь - болото. Он с сыном когда - нибудь поговорил, дочь спросил о чем - нибудь?
- Ты не справедлива, - ответила бабушка, - он хороший отец. Он помогал тебе растить их, вставал ночью, водил в детский сад, путевки доставал, ходил на родительское собрание не раз.
- Вот именно, «не раз»! Два: в первом классе и в выпускном! Очень тогда удивился, как дети быстро растут. Вот отец наш был совсем другим. Он нам столько внимания уделял. Он все наши тайны знал.
- Только о своих вам не рассказывал! Жизнь сломать легко - построить трудно.
- Разве редкие встречи с человеком, который приятен, ломают жизнь? Разве радоваться грех? У меня что, две жизни?
- Нет, жизнь одна и душа одна. Радость надо в своем доме искать. - Не ломай свою жизнь, Галина! Побойся греха!
- Тебе надо, чтобы я развелась с Денисом и ушла к Василию?
- Даже не говори таких слов! Думаешь, в других семьях проблем нет? И Вася этот твой на диван ляжет через полгода. А таких мужей, как Денис - поискать! Дурью ты маешься!
-Ты жестока, мама! - зарыдала Галина и, как всегда, хлопнув дверью, закрылась в комнате. Мне стало ее жаль, но я не пошла за ней, хотя отлично умею открывать дверь ее комнаты. Все - таки, она меня обидела ради своего Васьки. И права бабушка: Дениса искать не надо, он сам всегда идет домой.
С руками, кажется, наладилось, теперь Галина может сломать жизнь. Как все же сложно у людей, все - то у них что - нибудь да ломается.

Галина про две жизни сказала. А кто знает, сколько их, жизней: одна, две, девять? Почему я так понимаю людей? Почему мы так похожи в радостях и переживаниях? Не была ли я когда - то человеком? Не была ли бабушка когда - то кошкой? Кто может об этом знать наверное? Не потому ли не дано нам говорить на языке людей, чтобы больше видеть, думать и молчать?
Васька больше не приходил. Когда Денис Иванович вернулся, дымом уже не пахло. И цветы завяли. И бабушка уже не сердилась.
Денис Иванович пошел в ванную, потом сел пить чай. Я прыгнула ему на колени. Он погладил меня: «Как дела, Тигрешка? Соскучилась? Васька - то наведывается?»
Нет, ко мне - то Васька не наведывается, но как хорошо, что он не знает, какой Васька наведывался к нашей Галине. Между прочим, мог бы и у нее спросить, не соскучилась ли она. Разве его это не интересует? Пришел, в щечку ее поцеловал. Цветов не принес, а Галина цветы любит. Белье привез в чемодане для стирки. Так и сказал: «Белье для стирки привез» и еще сказал, что рад полежать на своем родном диване, потому что в гостинице кровать страшно неудобная, и совсем не было времени отдохнуть. После ужина он лег на диван.
Все мужчины любят этот диван. Наверное, в нем сила какая - то загадочная есть.
Вечером пришла Катя, потом Димка.
       Катя у нас учится последний год в институте. Она большая модница. Бабушка часто бывает недовольна внучкой: то не нравится, что спина и живот у Кати голые, то недовольна, что в ухе три серьги, и на пупке - тоже серьга, то возмущается, что у девушки рисунки на коже. Но Катя не обращает внимания на бабушкины слова, целует ее, уходя из дому, и приговаривает: «Ты у нас из другого века».
       Значит, бабушка тоже уже не первую жизнь живет. Интересно, кем она была раньше? Наверное, умной лошадью. А вот Катя, если и была кем, то, скорее всего, обезьяной. Она и бананы любит не случайно, и ходит, виляя бедрами, и гримасничает, когда с бабушкой разговаривает. «Почки простудишь, - говорит бабушка Кате, - и детей не сможешь иметь». Но Катя отвечает, что с почками будет все в порядке, а детей она совсем и не хочет.
Катя в этом году заканчивает институт. Бабушка говорит, что институт этот съел столько денег, что можно было построить еще один дом. Конечно, второй дом нам не нужен: как бабушка сможет сразу на двух кухнях готовить еду? Но что это за «институт», спрашивается, который так много ест? Однажды он и Катю может проглотить.
Катя приходит поздно, все учится. А тут как - то явилась, молча разделась, бросила сумку в прихожей, ушла в свою комнату и, упала лицом в подушку.
Я пришла к ней, приласкалась. Она заплакала сильнее: «Тигреша, как мне тяжело, если бы ты могла понять! Все мужчины, как коты, для них главное - удовольствие. Ты своих котов прощаешь, когда они тебя с котятами оставляют? А у людей должно быть по - другому. Господи, что делать?!»
Напрасно она думает, что я не понимаю. Все я понимаю. Катю, наверное, бросил ее кот Пашка. Он приходил к нам не однажды, высокий, в очках, много ел и хвалил бабушкины пироги с капустой. Может быть, в прошлой жизни он был козлом, потому что ему и щи страшно понравились. Теперь этот кот - козел обидел Катю. Понятно, что у нее должны быть котята, а она не хочет их.
У нас, у кошек, не принято горевать, что будут котята и искать, кто виноват. Когда мы носим котят, то стараемся побольше есть. А когда приходит время котятам родиться, мы громко поем, чтобы, появляясь на свет, они чувствовали, как их любят. Мы кормим их, вылизываем им хвостики и ушки, охраняем от врагов, согреваем своим теплом. Мы никогда не бросаем своих котят и не требуем от котов никакой помощи. За своего котенка мы бесстрашно бросаемся даже на самую злую собаку.
 Только перед человеком мы бессильны. Бывает, родятся котята, их забирают, и больше никто малышей не видит. Напрасно я смотрю хозяевам в глаза, напрасно мяукаю, мыркаю. Молоко прибывает, я часами лежу неподвижно, мучаясь от боли и тоски. Однажды я спрятала котеночка. Его увидели только через неделю. Это моя красавица Лада.
Должно быть, у Кати должен родиться котенок - ребенок. Напрасно бабушка беспокоилась, что у Кати не будет детей. Все хорошо, пусть теперь бабушка порадуется, но только почему - то не радуется Катя. Катиного ребенка выкормит бабушка, если не сможет Катя. У бабушки всегда есть еда, а главное - у бабушки очень ласковые руки и очень доброе сердце. Почему Катя так убивается?
В комнату пришла бабушка, села возле внучки положила руку ей на голову: «Что случилось? Отчего ты плачешь? Устала? Не сдала зачет? Поссорилась с Пашей?»
- О чем ты говоришь, бабушка! Разве все это стоит слез! У меня горе!
- Ты погоди расстраиваться, может быть, из твоего горя есть выход, - утешала бабушка
- Выход есть, даже не один: можно родить без мужа, можно заставить его силой жениться, можно избавиться от ребенка! А проще всего - умереть!
Неужели ребенок уже есть! Где же она его прячет? В блоках, как я Ладушку когда - то прятала?
- Ребенок? - ахнула бабушка. - Доигрались! Все ваши свободные нравы, нет ни скромности, ни целомудрия! У вас все просто. Поглядишь на экран: только познакомились, уже в постели. То за стеклом, то в какой - то избе сватаются без стыда, без совести и без любви.
- Мы знакомы пять лет! При чем тут нравы! Тебе же он тоже нравится! Вы все соглашались, что замуж идти пока рановато, а теперь осуждаешь, - не унималась Катя.
- Если детей заводить пора приспела, значит, надо жениться. Паша уже знает?
Похоже, что и бабушка не очень обрадовалась ребенку. Чего же она переживала, что у Кати не будет детей? Как трудно бывает понять людей!
- Нет, еще не знает, но не думаю, что он слишком обрадуется. У него совсем иные планы, - плакала Катя
- О планах надо было помнить, до того, как …..
- Хорошо тебе рассуждать, ты все знаешь, у вас мужчины были другие, и век был другой, и законы в обществе были другие…
- Да что ты знаешь о прошлой жизни? И мы были во многом похожими, и проблемы были такими же. Кто тебе сказал, что мужчины были иными. В чем - то иными были мы, да и то не всегда. Твой дедушка стал примерным семьянином к тридцати годам, а что пришлось мне вынести в молодости, я никогда никому не рассказывала. …
Он служил в армии, я верно ждала его. Вернулся, стали к свадьбе готовиться, и вдруг приезжает молодая женщина с ребенком и объявляет, что этот ребенок - его дочь. Что со мной было, не передать словами. Что делать? Гости приглашены, все о свадьбе знают, а тут такое! Сколько же я слез тогда пролила! Он все клялся, что любит только меня, что эта девушка - случайная встреча, что мы должны пожениться. Но мне уже не надо было ничего на свете, умереть - и все. Мои родители не хотели скандала, не хотели злой молвы, но отдавать меня замуж, зная о случившемся, не хотели. Мне бы его возненавидеть, а я чувствовала, что жить без него не могу…
- И что? Что дальше? - Катя перестала плакать и села.
- А ничего. Дальше жизнь. Отложили свадьбу. Меня отправили к родственникам в Вологду. Дед твой девочку удочерил, исправно платил алименты. Так прошло три года. Потом он приехал за мной, и мы поженились. Уже без пышной свадьбы.
- А где теперь эта девочка?
- Девочка уже не девочка вовсе, а молодая бабушка. Вика наша.
- Тетя Вика? - изумилась Катя, - мамина сестра? Ничего себе!
- Мать ее вышла замуж, и Вика в нашей семье воспитывалась. Когда родилась твоя мама, и было ей года четыре, дедушку твоего послали в долгосрочную командировку. Куда я с маленькими детьми поехать могла? Он должен был устроиться с жильем и вызвать меня. Время шло, он все не вызывал, а потом выяснилось, что у него там роман с медсестрой. На развод не подавали. Прожили врозь несколько лет, а потом он вернулся, просил прощенья, сказал, что на пороге моего дома умрет. Там детей у него не было, Бог не дал. Пожил немного с новой женой, затосковал по дому, по детям и вернулся. Женщина эта как - то приезжала, но он и говорить с нею не стал.
- А мама тети Вики?
- Жила где - то в Воронежской области. От нее вестей никогда не было. Вот как бывает. Никогда не надо отчаиваться, надо жить сегодня, не оглядываясь назад и не забегая вперед. В этой жизни. Нет у тебя никакого горя. Что за горе - ребенок будет? Пусть будет, вырастим.
Я знала, что бабушка вырастит, у нее тепла для всех хватит, но то, что она рассказала о своей «прошлой жизни», меня удивило: значит, она и в прошлой жизни была человеком и даже помнит, как жила. Бедная бабушка, ведь прожить две жизни, в обе жизни болеть, страдать, переживать и все помнить! Как же это, должно быть, тяжело! А если так все девять жизней?!…
Вечером бабушка разговаривала с Галиной: «Живете, не зная, что творится с детьми, а они уже взрослые, у них возникают проблемы, дети закрываются от вас».
- Я же говорила тебе, что Денис занят только работой.
- А ты? Ты мать! Почему дочь не пришла к тебе за ответом на вопросы?
- Она взрослая, она своей головой думает. Я за нее не могу ни решать, ни поступать так или иначе.
- Конечно, у нее своя судьба, но материнский совет в жизни, может быть самым главным, когда возникают проблемы.
- Пусть избавляется, ей сейчас эта обуза незачем, я в няньках сидеть не намерена, мне еще не сто лет.
- А мне почти сто, но она моя внучка, и, прежде всего - твоя дочь. Сегодня ее трудности - наша общая проблема.
- Она меня спросила, когда с этим своим очкариком водилась?
- Тебе, по - моему, было не до нее.
- Не надо, мама, намекать. Можно подумать, что я плохая мать. Я итак сидела, пока ей три года не исполнилось, пока в сад не взяли. Тебя не загружала.
Когда пришел Денис Иванович, бабушка и с ним закрылась в комнате, и я могла услышать только, как Денис Иванович сказал: «Я поговорю с Павлом. Это, прежде всего, его касается».
Вчера попало Степке. Он стащил сардельку. Стыдоба, конечно, но с другой стороны - он добытчик. Бабушка Степку побила тряпкой, так, не для боли, а для наказания. Степка спрятался под лестницей и не выходил до самого вечера, пока не пришел Димка. Будь Димка дома, Степке бы не попало.
После ужина Димка лег на диван, включил музыку, надел наушники и слушал. Степка - у него на груди. У Димки свой диван, в его комнате. Мужчинам, даже самым молодым, обязательно нужен свой диван. Вот и у Димки в его комнате свой диван. Там они со Степкой вдвоем. Димка учится в медицинском институте. Но его институт не ест, как Катин, наоборот, он еще Димке дает денег. Бабушка говорит, неважно, пусть копейки, но все - таки платит.
 Димка нас всех лечит. Когда он поучится еще несколько лет, он станет настоящим доктором, не кошачьим - человечьим, добрым, как бабушка. Бабушка уверена, что о Димке еще узнает весь мир. Может быть, пока о нем знаем только мы, его институт и какие - то знакомые. Они рассказали Денису Ивановичу, что Димка с плохой компанией водится, с дурными парнями и девицами, они веселятся и курят.
О том, что Димка курит, знала только я, но не выдала. Сотрудник выдал. Денис Иванович спросил Димку: «Ты куришь?». Димка засмеялся: «Твой сослуживец не в органах работает? Может, скажет, что курю? Пусть за своим сыном глядит, а за мной не надо».
- Что за компания у вас собирается? - вмешалась в разговор Галина
- Компания, как компания. Ребята - студенты. Шашлыки жарили, у Сереги на даче собрались. Он сказал, что родителей не будет, но папаня его нагрянул и начал выступать: как можно? Куда это ведет? Цель жизни!
Тоска, даже мыши передохли, слушая.
Интересно, почему передохли мыши? Должно быть, нет там стоящей кошки, иначе мыши не тосковали бы, не дохли бы от тоски. Или «тоска» - это яд, которым травятся люди и мыши? Может, и курят от тоски?
- Не думаю, что взрослый человек стал бы напрасно беспокоиться, очевидно, вы что - то позволили себе из ряда вон…
- Полно тебе, Галина, нельзя же так. Николай Николаевич человек скрупулезный, дотошный. Он вечно всех подозревает в каких - то непонятностях. Уверен, что ребята нормально веселились. Он забыл, каким был в молодости.
- А может, он и в молодости был занудой, - обрадовался Димка поддержке отца.
- Ну - ну, - проговорила Галина. - Нет дыма без огня.
- Бабуль, в твоей молодости курили? Вино пили? Девушек любили?
- Ты спрашиваешь, словно я жила лет триста тому назад или на другой планете. Конечно, все было, но о чувстве меры нельзя забывать. Молодость - это не только шалости и глупости, это и выбор пути. Голову нельзя терять.
- Правильно говоришь, дорогая, - шутил Димка, - без головы как курить - не получится! И про выбор пути правильно. И мамочка права: нет дыма без огня, как без огня нет жизни.
- Смотри, все не прожги, - ответила Галина.…
Лето выдалось жаркое. Лежишь в тени, даже двигаться не хочется. Мыши обнаглели: бегают по саду. Лада совсем перестала их ловить. Степка поймал мышь - она отняла, еще и ворчит на него, не мешай, дескать, есть дичь. Степка ушел в сторону. Умывается, дурашка, будто поел.
Лада у нас красавица. Она на фотоконкурсе первое место заняла. Ее портрет висел на выставке. Денис Иванович рассказывал, что все посетители восхищались!
А Ладушка возгордилась. Катя говорит, что у Лады звездная болезнь, наверное, как у людей бывает. Димка болезнь эту не лечит. Да Лада и не мучается. Сядет на подоконнике и наблюдает, как коты - поклонники со всей округи к ней сбегаются.
Дни стали короче, жара спала. У соседей деревья, с зимы объеденные мышами, погибли, а у нас сад отличный, деревья выросли. Мы любим лазить по деревьям. Хозяева собирают урожай - мы тут как тут: вверх - вниз по веткам, сливы и яблоки падают - помогаем!
Денис Иванович прежде фотографировал очень много: мы на дереве, мы на крыльце, мы в траве. Не только нас, конечно, фотографировал и небо, и людей, и предметы разные. У него работа такая. «Наш папа - раций», - говорит Димка. Что за «раций» - я не знаю, папа - понятное дело, но деньги на рыбку и все остальное ему платят не за то, что «папа», а за то, что «раций». И вдруг что - то произошло.
Денис Иванович ходил страшно расстроенный. У него не стало больше работы. Он теперь просто «папа», но уже не «раций». Галина говорит: «Я ведь знала, я говорила, но ты никогда меня не слушаешь! Этого и надо было ожидать! Да у тебя Никифоров просто украл твои труды, твои идеи - все твое! И на этом сделал себе имя, а тебя оставил на бобах».
Стало быть, и люди крадут. Бобы Никифорова не интересовали, наверное, а вот идея - совсем другое дело. Это побольше, чем сарделька, которую украл на кухне Степка, это что - то очень важное. Жаль, не видела бабушка, как этот Никифоров крал идею. Ох, досталось бы ему!
       Бабушка успокаивала зятя: «Была бы шея - хомут найдется, не отчаивайся».
- Хомут - то найдется, - не унималась Галина, - только заработает ли на овес с хомутом - то! - не унималась Галина.
Зачем Галине нужен овес? Что она собирается с ним делать?
Денис Иванович очень переживал. Он не знал, очевидно, где взять этот самый «овес».
- Не переживай ты так, - говорила бабушка
- Понимаете, работа - это все для меня, - объяснял Денис Иванович
- Не должно так быть. Человек в жизни имеет несколько корней, чтобы жить: работа, семья, дом. За одну ниточку в жизни нельзя держаться, ты подыскивай, что тебе подойдет, а мы проживем пока, с голоду не умрем. Галина неплохо зарабатывает, у меня пенсия, Димка стипендию получает.
-Ага, особенно Димка здорово поможет, - засмеялась Галина. - В самом деле, не отчаивайся, Тигринка нам мышей притащит, будем мясо есть и шкурки выделывать шиншилловые, бизнесом займемся.
Все засмеялись. А напрасно. Я могу мышей ловить достаточно. Их на соседских пустых участках, столько, что всей семье хватит. Люди даже не представляют, какое вкусное и полезное мышиное мясо.
Бабушка рассказывала, как их прежний Котя поймал однажды зайчонка и принес Денису Ивановичу. Дом только начали строить, кругом трава, зайцы бегали, а Котя был отличным охотником. Галина из зайца жаркое приготовила. Сколько лет прошло, а все вспоминают про этот случай. Теперь заговорили про овес.
Но в семье была проблема не только с овсом, еще все принялись решать проблему, как растить Катиного ребеночка. Галина все повторяла, что беда одна не бывает, но бабушка не соглашалась: никакая это не беда. Трудности пройдут, главное - быть дружными в семье.
 В воскресенье пришел Паша. Они с Денисом Ивановичем ушли в сад и долго пробыли там. Потом позвали Катю. Когда я пришла в сад, они уже заканчивали беседу. «Я не отказываюсь от ребенка, - соглашался Паша, - но я не готов решать немедленно. Диплом, потом практика. Женитьба может круто изменить мои планы. Все так неожиданно».
- Неожиданно что? - спросил Денис Иванович.
- Ребенок, - ответил Паша
- Тебе он не нужен! - заплакала Катя
- Почему же, почему же, он обязательно нужен. Но потом, - тихо ответил Паша
- Может, научишь, как приказать ему родиться не сейчас, а потом? Это ты - потом! Или никогда! - крикнула Катя и побежала в дом.
Паша у нас в тот день не обедал. Он ушел. За столом сидели молча, пока не появился Димка. «Отчего грустим? - спросил он, - кто умер?»
- Скорее, кто родился? - ответил Денис Иванович
- И кто же родился? - поинтересовался Димка
- Не родился еще, но может родиться твой племянник или племянница, - ответила Галина
- Правда? Нет, в самом деле? - допытывался Димка.- И что же тут плохого? Радоваться надо! Человек родится! Еще одно поколение начнет жить в роду Никитиных!
- Ветер, веселый ветер в голове, сплошная оперетта, - сказала Галина. - Ребенку нужен отец.
- Для рожденья ребенка, как свидетельствует наука, нужен отец, он есть, а для воспитания - вон сколько нас! Кто был самым близким для великих людей, Кати и меня? Бабушка! А у нас их будет сразу две! Да еще дедушка Денис и дядя Дима!
«Интересно, кто придумал, что мне приспичило стать бабушкой?» - возмутилась Галина.
- Значит, будешь дедушкиной женой, - засмеялся Димка
Все развеселились, стали шутить.…

Зачастили дожди. Листья с деревьев облетели. В саду стало уныло, сыро. Птицы улетели. Иной раз неосторожная мышь пробежит свой последний путь, но вообще - то, охоты уже нет.
Денис Иванович ищет работу. На диване лежит редко, все что - то по дому делает. Сказал бабушке, что скоро решится его вопрос.
Катя работает. С первой зарплаты принесла всем гостинца. Мне и моим детям -«Вискас». Нам с Ладой и Бусей понравилось, а Степка есть не стал. Бабушка говорит, что от кормов кошки часто гибнут, как погиб когда - то их котик Проша.
 Вредно часто есть эти корма. Но мы только иногда лакомимся, а так у нас пища обычная. Колбаса нам не всякая нравится, бывает такая гадость, сплошная соя. Что это за зверь такой - «соя» - я не знаю, но мясо из него совершенно не вкусное, даже вообще и мясом - то не пахнет. Бабушка говорит, что раньше люди такого не знали, все было только натуральное. Больше всего нам нравятся мыши - это действительно натуральное мясо. Мышь - это не соя какая - нибудь!
Денис Иванович говорит, что коровы больные, и мяса стало мало. Мыши тоже бывают больные. Прошлым летом погибло много кошек, поймавших больных мышей. Степочка тяжело болел, Димка его еле - еле вылечил. Уколы делал. Димка лечил всех, но сам вылечиться не смог.
Это было в начале зимы. Как - то в субботу вечером позвонили из больницы. Димка был в коме. Так и сказали: «в коме». Что за «ком» такой, я не знаю, наверное, дым, потому что бабушка плакала и говорила: «Все с курева началось! Как мы проглядели! Беда - то какая! Горе великое!»
 Когда с Димкой стряслось несчастье, Денис Иванович совершенно перестал разговаривать, волосы у него стали белыми. Галина и Катя рыдали. Собралось много его друзей. Все тихо говорили про какую - то передозировку. Кто виноват, что случилась эта «передозировка», кто ею заразил Димку - теперь уже не важно. Димки нет. Степка лежал на Димкиной кровати и отказывался от еды несколько дней. Он страшно тосковал по Димке.
 К бабушке приехала машина с врачами. Был бы Димка, он вылечил бы ее сам, а так пришлось отправить бабушку в больницу. Как будем теперь жить - неизвестно. Что - то произошло навсегда. Димка ушел из этой жизни. В другую? В какую? И в какой он жил до этого? И жил ли? Точно можно сказать только, кем был он в жизни этой: добрым, веселым, очень хорошим. Но с ним случилась «передозировка», и он ушел из дому насовсем.…
Однажды пришел Паша. Он сказал, что предлагает Кате руку. Должно быть, Кате будет лучше, если у нее будет еще одна рука, чтобы удобнее было ребенка носить. И еще он сказал, что сына назовет Димкой. Катя плакала, Паша ее успокаивал. «Что ж, живым жить, - рассудила Галина, но праздники устраивать не время. Не до гостей сейчас». Паша ответил: « Праздновать будем день рожденья Димки». Значит, ребенка еще нет, но он обязательно будет, потому что его все хотят.
Паша живет теперь у нас, в нашей семье. Он помогает Денису Ивановичу, когда тот что - то мастерит.

Галина и Денис Иванович стали молчаливы, но теперь они постоянно вместе и не ссорятся. Денис Иванович устроился на работу. Утром Галина встает раньше, как бабушка. Готовит бутерброды и геркулес, а манку не варит, все равно некому теперь ее есть. Катя пьет кофе из банки. А Галина как - то сказала: «Хорошо быть кошкой, готовить не надо. Кухня полжизни съедает». Значит у бабушки жизнь короче, чем у всех, т.к. она из кухни не уходит почти никогда. Но у нее на все хватало времени, даже при том, что «полжизни».
По телефону Галина признавалась подруге: «Без мамы плохо, ничего не успеваю толком. Руки не доходят даже маску сделать». Опять проблема с руками, даже Васька не помог. Теперь еще и с маской. У Димки была маска зимой, на елке. Он Снегурочкой был, всех веселил. Галине - то маска зачем нужна? Кого будет веселить? Да и елки нет.
 Васька ее звонил, она с ним мало разговаривала: «Нет, … Никогда… Меня Бог наказал…».
С осени, когда еще не увезли в больницу бабушку, на огороде собрали помидоры, а потом почти все выбросили. Бабушка приготовила бы банки на зиму, а Галина ничего не успела да и не хотела заниматься «крестьянским трудом», от которого становятся некрасивыми руки. Все - таки, хоть и плохо у Галины держатся руки, а ей хочется, чтобы они были красивые. Но мне кажется, что самые красивые руки у бабушки. И выросли на месте, и держатся хорошо, как надо.
Зимой случилось две радости: у Кати родился сыночек. Его назвали Димкой. А еще - бабушка вернулась из больницы. Как же все обрадовались! Но, когда Паша принялся чистить пылесосом, бабушка заплакала. Наверное, как - то он не так чистил, у Димки получалось лучше. Но бабушка ничего не сказала, научится и Паша чистить как следует.
Бабушка стала больше баловать Степку. Я не против, лишь бы не испортила его, дети быстро понимают слабость взрослых.
А весной бабушка впервые улыбнулась.
Димка любил дарить бабушке пионы, и однажды он принес и посадил под верандой корни. «Теперь у нас будут свои пионы, сказал Димка, - бордовые, розовые и белые. Мы назовем их Надежда, Вера и Любовь». Когда пионы взошли, бабушка обрадовалась: «Память о моем Димочке! Я уже боялась, что вымерзли, не взойдут».
Целыми днями мы с бабушкой во дворе. Она посеяла петрушку и укроп. Денис Иванович и Паша наладили теплицу. Галина возражала, потому что проще купить на рынке овощи, чем выращивать. Денис Иванович получает хорошие деньги. Наверное, «хороших» денег хватило бы и на хорошие огурцы, но бабушка считает, что свои огурчики и помидоры лучше. «Ищешь себе заботу, - сказала Галина, - отдохнула бы, в беседке посидела». Бабушка не спорит, но делает по - своему.
В саду под яблоней спит в коляске маленький Димка. Паша работает, а Катя с сыном дома. Пока. Потом они хотят что - то придумать. Денис Иванович в выходные много возится с малышом, а Галина считает, что брать на руки надо меньше и нечего бояться, когда плачет: «Поплачет и перестанет, легкие должны развиваться. Нечего вскакивать на каждый его вздох, он парень, а не неженка - девчонка».
Интересно живет семья: вроде проблемы у каждого свои, а решают все вместе. Бабушка так и сказала: «Видите, все проблемы можно решить, главное - друг друга беречь и любить. Не станет меня - не обижайте друг друга, берегите семью».
От таких бабушкиных слов мне стало очень грустно. Каждый из нас переживал что - то свое, но бабушка живет с каждым из нас в наших проблемах. Она, наверное, и есть самая главная, без нее и семьи бы не было.
Как - то бабушка сказала мне: «Идем спать, старушка! Пора, за день наработались». Я впервые подумала, что ведь и я, как бабушка Надежда, только кошачья бабушка. Значит, и мой век кончается. Не знаю, кем я была в прежней жизни, и также не знаю, кем буду в следующей. Человеком быть мне почему - то совсем не хочется.

Непросто живется кошкам: машины сбивают, собаки задирают, люди обижают, кошки бывают голодными, бездомными, брошенными, но нет в них коварства, как в людях. Украденная сарделька, драка соперников за невесту, ободранный бок дивана - вот и весь грех, который они совершают. Они не предают, не подличают, не убивают детей, не стремятся к богатству и власти, не взрывают, не знают пошлости и фальши. Они независимы и самолюбивы, их не подкупишь, не подчинишь. Нет среди них пьяниц, наркоманов, маньяков. Только человек уничтожает природу, живя в ней. Только человек жесток и лукав. Кошки искренни и верны. Они поют свои песни тем, кого любят. А человек? Кто кем будет в следующей жизни?
 Да и есть ли она, жизнь эта следующая?

06.05.2006


Рецензии