Т-34. Человек для машины

Полагаю, будет уместно привести такой пример. Друг моего отца Павел Григорьевич Несветаев прошел войну танкистом. (Свой первый бой он принял в знаменитом танковом сражении на Курской Дуге). Северные походы сблизили с ним меня и моих друзей. Многому мы научились у дяди Паши, много узнали от него. Однажды у костра зашёл у нас с ним разговор на тему о лучшем танке. Общеизвестно, что лучшим танком второй мировой войны был объявлен танк Т-34. Поэтому мы с ребятами ожидали, что Павел Григорьевич подтвердит общепринятую точку зрения. Но, к общему удивлению, он объявил, что лучшим танком наши танкисты считали английский танк “Черчилль”. «Почему? А как же Т-34?», – завопили мы!
Ответ был интересен. «Т-34 – лучший танк для войны, а “Черчилль”– лучший танк для экипажа!», сказал дядя Паша.
Далее старый танкист объяснил нам, молодым тогда людям, что в “Черчилле” танкистам было очень удобно работать: подрессоренные кресла, подлокотники, прикладистые и рационально расположенные органы управления, прекрасный обзор, отвод пороховых газов плюс общая хорошая вентиляция, регулируемый обогрев… И главное:
экипаж надёжно защищен не только лобовой броней, но и двигателем, расположенным перед экипажем. В результате при поражении английского танка спереди танк выходил из строя, а экипаж, как правило, оставался цел. А у Т-34 двигатель сзади, поэтому снаряд, пробив лобовую броню, убивал экипаж, но танк не загорался, двигатель оставался цел. После несложного ремонта танк был годен к дальнейшему использованию. Кстати, для поражения экипажа Т-34 было совсем не обязательно, чтобы снаряд пробил лобовую броню. Часто от удара снаряда, даже не пробившего броню, маленькие кусочки металла откалывались с внутренней стороны танка и поражали экипаж. В этом случае танк вообще оставался цел, и мог идти в бой с новым экипажем.
Справедливости ради скажу, что тогда я не проникся уважением к английскому танку. Мы все воспитывались в духе: «Победа любой ценой!» А значит правы те, кто создал лучший танк для войны. Концепция: «машина для человека» - долгое время была в нашей стране только на словах, а в жизни машина, необходимая для достижения конечной цели, была дороже человека, а значит торжествовала концепция «человек для машины»! И эта концепция живуча! На практике это означает: вот машина, и пусть человек приспосабливается к ней, как может! А не сможет, так ему же хуже! А "человеков" у нас в стране хватает, всегда заменим неудачника!
И если Вы, дорогой читатель, из газет или ТВ узнаете, что где-то разбился самолет, и, видимо, виноват экипаж (не справился с управлением!) – не спешите винить экипаж... Очень может быть, что концепция «человек для машины» опять проявила себя.


Рецензии
Читал в мемуарах воспоминание одного танкиста, побывавшего внутри "Тигра".
Полное удобство для экипажа, отличная цейсовская оптика, пушка 88 мм, пробивала Т-34 на 1.5 км. Но говорить о превосходстве немцев было запрещено говорить.
О недостатках хваленого Т-34 после Прохоровской битвы, где 5-ая ТА Ротмистрова потеряла 70% состава за 3 дня, сам Ротмистров боялся говорить Сталину, только упросил Жукова передать докладную. Через год появился улучшенный Т-34-85.

Алекс Савин   26.11.2018 17:17     Заявить о нарушении
Уже известно, что после Курска и Орла РККА потеряла столько танков, что восстановить допрохоровское "поголовье" уже не удалось...

Виктор Свиридов   29.11.2018 10:58   Заявить о нарушении
Несмотря на это успешно шли вперед. Видимо многие танки удалось восстановить, а производство расширить. Якобы в день выпускали по 30-40 танков (по воспоминаниям Малышева - директора (?) Уралвагонзавода).

Алекс Савин   29.11.2018 11:27   Заявить о нарушении
Количество танков в РККА точно по годам указаны в истории войны...

Виктор Свиридов   30.11.2018 10:51   Заявить о нарушении
5-ая танковая Ротмистрова к 1944 году была полностью восстановлена и придана 3-му Белорусскому фронту под командованием Черняховского. Тут произошел конфликт - Ротмистров отказался выполнить приказ комфронта совершить скрытный переход вдоль фронта в оперативных целях и был снять с должности. Так и не удостоился звания Героя, Сталин запомнил ему Прохоровку. Там немцы встретили "кавалерийскую атаку" Т-34 прицельным огнем Тигров, Леопардов, Фердинандов. Результат - счет потерь 5:1 по бронетехнике не в нашу пользу.
Еще интересный факт: Прохоровка - это участок Воронежского фронта под командованием Ватутина, который до начала Курской ретиво настаивал наступать, а не обороняться. Но он и в обороне потерпел поражение, оборону строили 3 месяца, а немец прорвал все три линии Воронежского фронта за 2 недели. Пришлось срочно вызывать 5-ую ТА из резерва - Степного фронта. Заткнули брешь ценой неоправданных жертв. На Курской сгорел в танке Василий Бушмелев, наш родственник. Парню было 23 года.

Алекс Савин   30.11.2018 16:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.