Часть 4-я

Умный в неудачах винит себя, а дурак — судьбу, окружающих, обстоятельства.

* * *

Гениальная догадка Сталина, сравнившего Партию с Орденом меченосцев, проясняет характер советского общества, которое стало складываться после Октябрьской «революции». Это было не общество строителей социализма, а всего лишь феодальное, с позаимствованной социалистической фразеологией, которое сменило рабовладельческий строй Самодержавной России.

* * *

История НКВД — это история советской средневековой инквизиции.

* * *

Процессы тридцатых годов — это калька с процесса тамплиеров, а знаменитый «Молот ведьм», изданный тогда же, оказался неплохим практическим пособием для НКВДэшных инквизиторов.

* * *

Глупцы страдают от двух напастей сразу: не знают, чем заняться и где занять.

* * *

Разве смысл жизни заключается в том, чтобы получше устроиться в ней? Разве преуспевшие в ней — лучшие люди? Разве богатство или, на худой конец, состояние — это мерило значимости и величия человека? Иисус, Сократ, Жанна д'Арк, Томас Мор потерпели жизненную катастрофу, приняли мученическую кончину, но это лучшие образцы человеческой породы и духа. Чему-то их жизнь и смерть могут нас научить?

* * *

Стоит русскому человеку надеть крест, как тотчас же происходит его национальная и духовная самоидентификация — он православный и, стало быть, русский. И, значит, уже никогда не будет ни американцем, ни канадцем, ни австралийцем. А также баптистом, иеговистом, адвентистом, буддистом, кришнаитом, коммунистом, либералом, расистом, нацистом и т.п.

* * *

По дешёвке товар могут сбыть или беспечные, или скупердяи. У одних за душой вечно ни копейки, а другие за копейку удушатся. Одним не жалко, а другим очень жалко. Одним не жалко спустить, а другим упустить (хоть копеечный барыш).

* * *

Человек создан для счастья, как курица для супа.

* * *

Когда дела идут неважно, умный затягивает пояс, а дурак залезает в долги. Умный ищет, где заработать, а дурак — где занять. Умный собирает, а дурак расточает. Дураку вечно чего-то не хватает, а умный довольствуется тем, что имеет, а если и недоволен, так только собой.

* * *

Объединяли по вере, а угнетали по крови.

* * *

«Классовая борьба» — иное название борьбы межнациональной.

* * *

Кино — неглупые, расчётливые люди валяют дурака. За немалые деньги, разумеется.

* * *

Сначала национализм, потом нация. Когда народ станет нацией, никакие классовые «разборки» ему уже не страшны. Народ в нации един. Переболев национализмом и преодолев его, он становится нацией. А сам по себе народ — это разброд. Кто в лес, кто по дрова; моя хата с краю; своя рубашка ближе к телу... И немцы, и французы, и англичане давно прошли через это. Немецкий национализм времён наполеоновских войн предшествовал объединению немецкого народа железом и кровью. И у французов — знаменитые строки Мюссе — «он нашим был, ваш немецкий Рейн». XIX век — золотой век европейского национализма, становления основных европейских наций. Поэтому так боятся русского национализма — не дай Бог русский народ станет нацией и русские перестанут грызться как собаки и осознают свои национальные интересы. Народ можно разделить на части и стравить в усобице, а нацию — нет. Это уже единый организм, не склонный ни к членовредительству, ни к самоубийству.

* * *

Неча на Бога пенять, коли совесть крива.

* * *

История не повторяется. Потому что не повторяются условия. Поэтому, даже несмотря на знание её, люди обречены повторять ошибки. Как, например, Гитлер. Он хотел повторить историю, перехитрить Судьбу, повернуть время вспять... А повторил ошибки. И в новых условиях получил старый результат. Германия снова проиграла. А ведь, казалось, все прежние ошибки были учтены...

* * *

Глупый, умный, хитрый, порядочный, простодушный. Каждый из них в одинаковой ситуации ведёт себя по-разному, но в соответствии с главной чертой своего характера.

Глупому, как водится, не хватает денег. Умному — времени и знаний. Хитрец во всём ищет выгоду. Порядочный всему на свете предпочтёт спокойную совесть. Простодушный — вечно облапошенный, с лапшой на ушах. Глупый ищет приключений и денег (а имеет пустые хлопоты). Умный — где лучше. Хитрый — где выгоднее. Порядочный — где честь не пострадает. А простодушный — хомут на выю.

* * *

Деньги к деньгам, а беды к бедам.

* * *

Идёт время, и я учусь и умнею вместе с народом. А народ учится и умнеет быстро.

* * *

Признание в антисемитизме равносильно признанию в собственном слабоумии.

* * *

Сидят в луже, а воображают себя на пьедестале. Такое часто бывает.

* * *

Эволюции нет в Природе. И как из зёрнышка или слияния двух клеток, видимых только в микроскоп, разворачивается совершенно определённое растение, животное или человек, так и всё сущее разворачивается во времени из некоторой точки в непредставимо огромную, бесконечную Вселенную. Вначале был Замысел, была Мысль и была Воля, его осуществившая.

* * *

Эволюции нет, т.к. всякому непредвзятому естествоиспытателю известно, что любой вид консервативен, деятельность внутривидовых механизмов направлена на его сохранение, а не на изменение, или на такое изменение, которое бы способствовало сохранению вида, а эволюция, переход одного вида в другой, противоречит этому и, стало быть, невозможна. Если бы она была возможна, то не надо было бы искать доказательств в далёком прошлом, отступать на миллионы и миллиарды лет: они бы проявлялись ежесекундно, готовые в любой момент, при благоприятных условиях, как палочки Коха, проявить себя. Но человечество, сколько помнит себя, ни у одного вида, растительного или животного, не обнаружило и намёка на то, чтобы сделать хоть одно, хоть самое малозаметное движение в направлении к другому, новому виду. Сколько собаку ни корми (при её волчьем аппетите), а свиньёй она не станет, даже если её мясо и едят корейцы. А почему обезьяны приматы? Только потому, что соответствуют мифу — труд создал человека? Дух создал человека, а трудом человек кормится, но никак не умнеет — сколько дураков всю жизнь трудились, а не поумнели.
 
* * *

Не эволюция, а развёртывание Сюжета во времени, раскрытие Замысла Божественного Драматурга. Просто нам выпало счастье поучаствовать или поприсутствовать в каком-либо акте Его великой Драмы.

* * *

Уверуй, дурачок, и спасёшься.

* * *

Плодовитый писатель почти всегда (если не всегда) изрядный графоман.

* * *

Французская буржуазная революция началась с созыва Генеральных Штатов. Российская буржуазная революция началась с созыва Съезда народных депутатов. Первая — в 1789 году, вторая — ровно двести лет спустя — в 1989.

* * *

У французов перед Революцией была Мадам Дефицит, а у нас — Хронический Дефицит.

* * *

Сколько на свете баб, у которых один кулинарный рецепт на все случаи жизни — тяп-ляп.

* * *

Ничего общего, кроме общих воспоминаний, у них давно уже нет.

* * *

Первый же камешек на его пути стал для него камнем преткновения.

* * *

И сумели же из безбожия сделать религию — перестаньте верить в Бога и построите Царство Божие на земле (коммунизм «по-научному»).

* * *

Приватизировали не столько собственность, сколько доходы от собственности. Качай, а там хоть потоп. Поток и разграбление.

* * *

У американцев главное в жизни, на первом месте — успех. А у нас — правда, совесть, справедливость. Это и есть наши принципы, это заложено в нашей природе, а вовсе не навязанные было «свобода, равенство, братство».

* * *

Разве можно что-то строить, отталкиваясь от чего-то, а не опираясь? («Анти-Дюринг».)

* * *

Как можно создать что-то на полемике, на отталкивании? Отталкиваясь, можно лишь взлететь и рухнуть. Как марксизм и Россия вместе с этим чёртовым марксизмом.

* * *

Ничего путного на опровержении не построишь. Антикоммунисты, разрушив коммунистическую систему в России, это доказали. Прежде чем разрушать, нужно знать, что будешь на расчищенном месте строить, — иначе получишь жизнь на руинах.

* * *

Страдания, а не труд образуют человека. Кто больше страдал, тот и человечнее.

* * *

Сколько ради нескольких стОящих слов, нескольких удачных фраз пишется рассказов, повестей и романов? А сколько романов, повестей и рассказов сводится к нескольким истинным словам. А от скольких и одной фразы не остаётся.

* * *

Нередко, опрокинувшись на спину, мы полагаем, что это мир перевернулся.

* * *

Оказывается, и глупость может быть капиталом — для других. Сколько мошенников сколотило свой капитал на людской глупости.

* * *

Жадная доверчивость глупца, делающая его глухим к предостережениям порядочных людей и с головой выдающая в лапы плутов.

* * *

У нас в политику идут не для того, чтобы послужить Отчизне, а чтобы поправить свои дела. А мы удивляемся, почему так плохо идут дела в стране и почему так плохи наши дела.

* * *

Мужчина всё может снести от женщины, всё простить ей, кроме двух вещей — неуважения к его уму и неуважения к его желудку.

* * *

Стареем, болеем, кантуемся — вот содержание жизни нынешнего, невостребованного поколения.

* * *

Не Россия сосредоточивается, а русские, сосредоточиваясь и концентрируясь, начинают становиться нацией. А пока что атомизация общества беспредельна — в храмах, в семьях, в школах, на улицах — как в средневековой Европе: каждый за себя, один Бог за всех.

* * *

Нацию невозможно заставить таскать своими руками для других каштаны из огня, а ведь русские постоянно этим занимaютcя.

* * *

XX век — век неслыханных соблазнов и невиданных масштабов. Незадолго до начала третьего тыcячелетия со дня Рождества Христова попытались всемирно отменить Христа и сделать религией атеизм — и все возможные преступления были совершены и повторены — на пределе человеческих возможностей.

* * *

Дайте поголодать Западу и увидите, чего стоит его цивилизованность. Культура его от его сытости. Как только понизится материальный достаток Америки (а рано или поздно такое случится), мы увидим такие человеческие отношения, каких никогда не было в голодной и униженной России. А нам внушают, что мы — нецивилизованный народ и Родина наша — нецивилизованная.

* * *

Меня эксплуатируют и мне же внушают, что иного я не заслуживаю, потому что я нецивилизованный. В России пытаются внушить народу, что деньги выше духа, что достаток и богатство и есть признак культуры и ума, что богатые — лучшие люди общества, самые достойные и избранные. Воры хотят, чтобы их уважали и почитали. А богатство — всё наворовано. Нуворы и нуворишки — наши богачи.

* * *

Русскому легче отдать лишний доллар, чтобы проще было считать, а американец ласкает свой взор чудовищной на наш взгляд цифирью: 99, 999, и т.д. — как же, экономят. А нам лучше, приятнее, удобнее округлить для ровного счёта — 100, 1000. Мы легко переходим и проходим их так называемые психологические пороги в один доллар, даже в нужде мы не мелочны. А столичные американизированные болваны этого не понимают и пытаются навязать нам неприемлемую психологию. Американцу приятнее видеть 999, а русскому считать — 1000.

* * *

Русский интеллигент — это и есть аристократ духа.

* * *

Со времён Чехова (и его "Ионыча") ничего не изменилось в русской провинции.

* * *

До чего снизился уровень образованности в обществе — каждый второй диктор говорит «афёра», и никто не обращает внимания, а им самим не стыдно. И почему изъяли букву «ё»? Трудно воспроизвести две точечки над «е»? Но почему у немцев, датчан, латышей все чёрточки и точки на месте? Ах, широкая наша натура, ну что нам эти две точки... Кто же нас уважать будет, если мы даже в мелочах плюём или позволяем плевать на себя.

* * *

Наша беда — в нехватке нормальных людей, в их ненормально малом количестве. Поэтому и нормальные отношения в обществе никак не наладятся.

* * *

Немцу доказали, как дважды два, что «унтерменши» лишают его необходимого ему, как воздух, жизненного пространства, отнимают у него еду и витамины, и он пошёл добывать свои витамины... Ну какой ещё народ можно так прельстить, а нам вдалбливают: там хорошо, там культура, там цивилизация. Там хорошо и там цивилизация, потому что там сейчас хорошо, потому что это сейчас выгодно быть культурным и цивилизованным, а когда станет снова не хватать еды и витаминов, куда только всё денется. А нам опять — вот, в цивилизованных странах... Да в ваших цивилизованных странах вы все давно в тюрьмах бы сидели за свои подвиги.

* * *

Американцы пишут на деньгах, что они верят в Бога, потому что их бог — деньги.

* * *

Если не знаешь, что делать, то лучше ничего не делать.

* * *

Довольно часто, стремясь предотвратить худшее, мы только ускоряем его
приближение или попадаем в ещё худший переплёт.

* * *

Кто знает, не воспротивься Русь Батыю, может быть, Америка была бы давно русской, и не английский, а русский язык был бы сейчас международным.


Рецензии
Валентин, вот прочел у Вас еще несколько Ваших произведений. Как талантливо! С какой страстью, с каким темпераментом! Ваш стиль безупречен!
Чувствуете Слово идеально! Многие Ваши суждения просятся в словарь афоризмов!
С уважением! Как хорошо, что я нашел Вас на этом сайте.
Всего самого доброго! Ничего подобного я еще нигде не читал!

Салахитдин Муминов   28.04.2008 00:11     Заявить о нарушении
Как хорошо, что я нашёл Вас в этой жизни, Салахитдин. А ведь мог бы и не найти. И Вам всего самого доброго. Никого добрее Вас я ещё не встречал. И, наверное, благороднее. Успехов Вам в Вашем собственном творчестве, и научном, и преподавательском, и литературном. О своём только творчестве не забывайте, прошу Вас.

С низким поклоном

Валентин Грудев   28.04.2008 00:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.