Сказ о земле и народе

Публикация: Альманах № 13 "Средиземье" Wuppertal.Deutschland.2007



       ОТ СОТВОРЕНИЯ МИРА
       ДО ДНЕЙ НЫНЕШНИХ,
       А ЗАПИСАЛ СИЕ
       СХИМНИК – ЗАТВОРНИК,
       ДА ЦЕПКИЙ
       . . . . . . . .

       « . . . , Суровая страна,
       И люди там с загадочной душою.
       На сей земле, давно уж был бы Рай,
       Коль не грешили б мы наивной простотою.»

       . . . . . . .

       Давно это было.Появился народ на земле этой.Места вольные да широкие,взглядом не охватишь,ногами враз от края до края не пройдешь.
       Откуда пришел,кто звал - неведомо.Не гнал никого-некого было.Земля богатая,да не больно ласковая,поклон любит.Работы многовато,а кто ж ее,работу,любит?Вот и не было до этой земли охотников.Лето жаркое,щедрое,да зима длинна и сурова.В лесах зверья – не считано,грибов – ягод... только собирай! Рыбы в реках столько,что коты по их спинам к подружкам на другой берег бегали.
       Осмотрелся народ,простой он был,без лукавства,не переборчивый…Жить можно,а работать не ленимся.Летом спать некогда: ночи короткие и дел много.Пахали,сеяли,припасы делали.Дома строили добротные с печами большими да с хитростями всякими.Все с пользой! Сурова зима,быстро слабину находит,да лентяев лечит.Справно работал народ,со стороны-то, вроде не спешно, с размахом да придыхом.Однако и косой ,и топором все успевали.
       Зима пришла,народ в домах,работы мало , так , по мелочи что.На печках тепло,припасы есть, ночи длинные.Что делать – то? Вот и детей много было.С устатку и пиво ,и бражка есть , потом и зелено вино появилось.
С тех пор и оговаривают народ этот всякие калики перехожии.Мол, пьет народ, да все крепкое зелье наровит.Не понимали что ли? Фряжское – то винцо слабенькое, да в снежном – то лесу, на морозе, - каково?Где потом этого молодца искать?Для сугреву нужны, напитки – то местные.
       Селились кучно, жили дружно.Что на зверя идти, что дом ставить – в одиночку сломаешся.Тогда же , верно , словечко появилось «наши». Только крикни , враз на подмогу прибегут.Зимой самый отдых , а надоест на печке сало наращивать , выйдут поразмяться.На кулачках , либо стенками помашутся меж собой , пивком – бражкой запьют – ни зла, ни обиды. Побежденному – урок , за рукав никто не тащил. Упал – проиграл , ногами не пинали за то. Победителю почет и уважение.
       Старика почитали , он немощен да мудр от жизни долгой , все подскажет , как лучше сделать. Детей не учили , а приваживали к жизни. На ноги встал – пруток в руки и помогай , хоть гусей паси. До штанов дорос , можно и к другому допускать , что в жизни надо уметь. Даже одежда была с умыслом: простая и добротная , лишнего не видно , зачем до времени дразнить? Прежде чем девке под подол заглянуть , до земли поклониться надо , да не раз , и то если дозволит. Не знали слов мудренных, обычай такой.Прост да верен.
       Жизнь идет , народ множится. Привыкли жить просторно , пошли по сторонам разным. Кто на солнышко восходящее , кто на звезду северную , а кто к горам высоким. А земли – то там! Просторы да благость.
       Хочешь , стройся да живи , хочешь дальше иди.В стороне северной встречали людей диких , что в шалашах живут , в шкурах звериных ходят.
Всю жизнь за оленями бродят , куда ж им дома – то таскать!Так до сих пор и перебиваются. Эти хоть добрые , еще проще , чем наши. Как дети , что ни скажи , все хорошо им. Не подумав , угостили их зеленым вином , а они , видать , слаще ничего не пробовали. До сих пор озорничают да балуются этим. Чуть всех оленей не растеряли.
       Других диких , тоже в шкурах , встречали в степях , да горах.Злые они очень да голодные. Последних трех баранов со степей в горы таскают и обратно , воруют , одним словом. Да наровят все со спины наскочить – пугают! Пытались подсказать им , как сытнее жить : паши , сей , картоху сажай , работай , словом. Куда там! Работать не будем , картоху вашу не надо , мы только мясо едим. Где берут? Тоже свои обычаи. Кто успел с последнего белого барана папаху сшить , тот и вожак. А мясо едят дважды в жизни : на похоронах отца да сына родив.
       Долго шли на восход , уже и Каменный пояс перешагнули , а там! Земли с лесами да реками , аж до океана. Куда ж нам больше – то , лишнего не надо! Эту б землю обустроить.Оседали кто хотел , строились. Живи да радуйся просторам.
       Пока все дела – то делали , молва по другим сторонам пошла.Живут – де люди странные , но богатые , и всего – то у них вдосталь.Простые настолько , что любому на слово верят. И потянулись ходоки – советчики со всех сторон.
       
       Все , что сказано – присказка добрая , сказка впереди да страшнее малость.
       Прост народ , значит дурак , так и прелепилось. Умник наш , местный , сказанул : две беды у нас , дураки да дороги. По таким дорогам только они ездить могут. А нам надо кого?Схитрил умник или вправду не знал? Третья беда есть , самая страшная : словоблудие.Ходоки заморские зачастили , мудрено так говорят : «Оно конечно , так , потому что , что уж там , а коснись , вот и на тебе!» Пойми – ка их. Привыкли прежде «да» так «да» , «нет» так «нет» , что попусту болтать , время терять. Тут – то и появились из своих , толмачами назвались. Из тех , кто работать не любил , а язык , как флаг на бане. Как семя сорное , сами множились. Бывало , то на охоту , то в поход идут все , след в след , а эти все сзади на пятки наступают Вот и прошло прозванье им «пятая колонна».Прикинул народ , может вправду толмач нужен , пусть с ходоками объясняется , самим – то некогда. А прокормить , прокормим , не обеднеем.
       В авторитете толмач , на тебе что надо , только пересказывай по нашему , о чем ходоки толкуют. Мошна растет , а ему мало, «помошники» нужны , да и дворня по хозяйству. Те тоже сообразительными оказались , так и путают до сих пор себя с дворянами. Охрана нужна , дружина , то бишь. Терпит народ , пусть – потешатся. Наш ведь , да умный и говорить умеет с ходоками заморскими. Глядь! А толмач новое себе прозванье придумал – «князь». И все уже ему должны. Такого запросто не отлупишь , как прежде , «босыми» руками на дружину не полезешь. Вот не ждали , не гадали…
       Мало со стороны советчиков было , гостики потянулись. Прослышали , что и накормят , и напоят , да еше в дорогу обратную дадут. Халява. Одним, со степей ребятам , так понравилось , что лет триста гостями прикидывались. Не успеют домой доехать , оголодают и снова в гости. Мало того , да охальничать начали : девок портить , мужиков калечить. Не любят такого в народе. А князь местный возьми и крикни : «наших бьют». Народ в душе посуровел да и шуганул джигитов аж до Сибири. Князю Честь да Слава! А народу что? Да ничего , так , для массовки он.
       Другие гостики пришли ,сказанули : просить не будем , сами возьмем. Мы в железе все! А у нас железа – одни крючки на баграх. Ничего… Отбились! До сих пор те железные кто в озере , кто в речке остывают от прыти. Другой князь , тамошний , тоже успел крикнуть : «Наших бьют» и всю Славу себе собрал. Народ простой все понимает. Кому слава , а кому горбушка к обеду. Что нужнее?
       Все б жить можно , только затеялись князья землю делить меж собой. Пошто делить – то ее , она и так без края , всем хватит. Нет! Каждый наровит кричать : «Наших бьют!» Народ – то , как принято , на помощь бежит к кому ближе. Вступаются , побьются меж собой. Пока синяки да шишки залечивают , а князья за столом сидят , пируют. Народ за гостинцем , а его в шею : жди пока позовем.
       Долго тянулось так – то. Пока толмачи – князья новое призванье себе не придумали – Царь. Вздохнул было народ , кончились драки местные. Не тут – то было. Любому мелкому , да с дворней , хотелось в цари прыгнуть. Вот и жили они , цари помалу. Одного грибками траванут , другого на охоте прищемят случайно. Чехарда одна. Но бывало и толмачей мелких здорово прореживали. Гостики – то заморские все учить наровят. Мол , живите как медведи , порядка нет. Потому что «оппозиции» у вас нету. Опять словечко мудреное. Отвечаем : Зато плаха есть , вот и нет оппозиции вашей хваленой.Бывало , доживали – таки цари до старости , про них аж сказки сказывали. Одно плохо : седина в голову да бес в ребро. Один такой загорелся на старости , то ли Шамаханскую , то ли Тьмутараканскую царицу в жены взять. Да как добыть? Конечно , как всегда , народ , то бишь дурак , поможет. Оказали услугу , добыли – на тебе. А чем кончилось? По разному сказывают. Одни говорят , что петухом бешеным затравила царя до смерти , похихикала да улетела к полюбовнику прежнему. Другие иное сказывают : уговорила мол , старика – то в молоко кипящее окунуться – омолодиться , а сама за молодого дворового замуж пошла. Дура она. Хоть стар , да царь , а что молодой? Стать одна , да без денег.
       Сгинула , вроде б , царица та. Да много позже узнал народ. Осталась от нее пра – пра – пра правнучка ее , мудрено мудрая , да замашки царские остались. О ней позже сказано будет.
       Менялись толмачи , князья да цари , много их развелось , и корми всех задарма. Мало того , им еще и подати подавай. Что цыган – бродяга , что народ местный – плати : дымовые , мостовые , дорожные да кормовые. Бродяге легче , хоть к дому не привязан. А где денег брать? Казна – то государева , не отшуткуешся. Да повадились чуть не через день кричать : «Наших бьют!». Всем помогай – святое дело. А работать когда?
       . . . . . . .
       
       « Живем мы в образе пехоты :
       Сказали ей , - она пошла.
       Неважно то , что не туда послали ,
       И то , что по ошибке вся слегла»
       . . . . . .

       Советчики заморские свое дело знали , дождались царя молодого , нетерпеливого. Подсказали , опоив , назовись Императором , враз цивилизация придет. Как это , почему , что это такое? Ему и толкуют : мужик не брит да в тулупе , вида нету. Невдомек им , летом бриться некогда,зимой теплее ж на морозе.А жена ,с головы до пят одетая , самому нужна , не другим напоказ. Молод , горяч император , пугнул всех плахой – то. Мужиков одел в штаны короткие , не хочешь без бороды – без головы будешь. Женок раздел , аж до пояса голые. Такая вот цивилизация пришла. Хорошо да весело!.. Подсказывают далее : огородить царство – государство забором , как везде у них принято , надобно. Ума хватило молодому ответить достойно : ваши королевства да княжества поленом перебросить можно! Нам и так все видно , в щелки подглядывать не приучены. Советчики про дороги наши на сей раз вообще промолчали. Стерпели. Много чего молодой накуролесил , но что – то и путное получилось.
       Опять незадача! Цари – мужики кончились , бабы их на царство волной пошли. Хорошо первая – то для жизни свинопаса из наших взяла. Простой да умный , плохого не посоветует. С другой хуже : с немцем покорешилась , еле отбиться сумели. Третью привезли , заморскую. От гороховой похлебки да в сытость. Уж и старалась она , и старалась. Хихикали вначале советчики заморские : блудлива она у вас. А мы в ответ: от вас привезли такую – то. За чужих чего стыдиться , тем более при ней ребята были , здоровые , тоже из наших. У них не забалуешь.
       Советчики опять учат , распоясались совсем , уж зубы стали показывать: «Делайте как скажем , а то побить можем!» А нам что? Кто б ни крикнул «Наших бьют» , любому по башке дадим. Странно только , нам все говорят, мы слушаем , а нас никто не слышит. Мы ни к кому и к нам с добром только можно , в гости . Дайте работать только: «Кувалда да соха – вся сила нашего прогресса» , только не мешайте.
       Народ сметлив да терпелив , хотя все и хуже становится. Прижмут до боли слезной – плохо совсем , отпустят слегка – опять хорошо. Бывало , правда , изредка : то соль с медью по нормальной цене вытребует , то еще чего. А так тихо все. Говорил новый умный , тоже из наших : «Настоящих буйных нету , вот и нету вожаков». Да были они… Народ вспыльчивый порою , да отходчивый. Жаль громить , что им же сделано. Не в злобе же , семя княжье губить , малы еще. Буйных в палаты казенные , да на плаху – один в поле не воин.
       Что ни говори , не везло народу на царей. Видать , цивилизация их как проказа одолела. Скаженные стали. Один так всех перессорил , что брат на брата с топором пошел. Другой половину народа в колодки посадил , а другая половина друг на друга зубами стучала. Измельчал народ от такой жизни. Что ни новый царь , то как в сказке : прежнего супостата – дракона победит , а казну получив , в такого же превращается.
       До последнего еще не добрались , потерпеть надобно.
       Вспомнить хочется жизнь прежнюю , негоже плевать в прошлое. Что было – то было. Жил народ и жизни радовался , какая есть. Солнышко встало – ему кланялся. Ветер холодный – поклон ему , чтобы сжалился. Дуб – богатырь желудями выручит , а с ними и голодавать легче. Молился народ тому , что жить помогает. Толмачи мудреные еще исстари привезли слова новые – « молиться надо одному – единому». Он де за нас всех муки принял , а теперь на небе в благости.Народ страдать должен всю жизнь , потом , на небе будет хорошо. Божество это , по случаю , у инородцев приобрели. Те сами – то правда , божество свое распяли , а нам отдать не жалко. Поверил народ толмачам , они же умные. А к этому божеству…, служек надо , как толмачам дворни. Они нас учат , а мы их кормим да строим тоже. Вначале терпимо было , служки к себе звали – божество славить , они мол его наместники на земле грешной. Потом поменялось как – то все. Церквушка махонькая , а для наместника хоромы такие, что нашим кньзьям не снились.И впрямь наместники на земле. Торговлей занялись , греховодные зелья – табак да зелено вино поставляют беспошлинно. И там дележка пошла , кто – кого? Не зря говорят теперь : « Даже сам Патриарх и тот с телохранителем».
       Доигрались , короче , с такими царями , дальше некуда. Все припасы кончились , работать некогда , туго стало. Новый царь , новый указ : раз пшеницы нет , сейте кукурузу – злак заморский. От края до края , по всей земле. Сказали , значит надо. Правда , порою по снегу сеяли , так толмачи из той самой « пятой» колонны научили. Они же лучше знают , злак – то заморский. Как – то немного перебились с припасами , ругались только много. Прошло время , и того шуганули царя : возомнил много о себе.
       Тут решили новый земной припас использовать. Вода черная , а горит хорошо. Раз нужна кому – то , продадим , нам – то она зачем? Зачем пахать , сеять да работать? Так проживем. За деньги – то все , что надо , купим. Застой да и только , как на печке зимой.
Бражка , пиво , зелено вино не переводились. Лет на двадцать хватило припаса этого , а без него и деньги кончились. Столько времени на печке , народ от пива опух , как тут работать?
       Вновь «… зации» всякие достали. Толмачи стадами ходят и всяк о своей говорит , пойми их. Государь « новый» слово сказал : «перестройка» , знакомо , значит , строить надо , это умеем. Правда , земля , прежде богатая , совсем в разоре. Все сначала начинать надо. Да вот!.. Хмельное запретил. Тут и деньги не нужны , за зелье кого хочешь купить можно. Плохо только , что ягод да садов чуть не лишились , вырубили от усердия. Новый дальше рулит. Народ должен деньги усерднее зарабатывать , а государь с друганами делить их будет. Работы невпроворот , не как прежде летом засветло , зима темная тоже наша , фонарь куда хочешь подвешивай. Припасы кончились , давай государь денег , что заработали. Нету , говорит , все в программу ушли. Кто такая голодная? Все деньги сожрала. А их – то много , оказывается.Широко шагнули , аж штаны треснули. Мы простые , нам хлеба не надо – работу давай! Толмачи засуетились , демократизация это , равные возможности. Отощал народ , чуть , было , разматерившись , не шуганул , как бывало прежде.
       . . . . .
       Правителю любому мы кричим ,
       Раскатисто и громко:
       Хвала! Хвала! Хвала!
       В горах лишь громко отдается:
       Аллах! Аллах! Аллах!
       В полях бескрайних , где трудиться нужно:
       Вола! Вола! Вола!
       А на окраине далекой очень тихо:
       « А?»
       . . . . .
       Да тут опять новый объявился. Свой… вдребезги , и выпить не дурак , и споет , и спляшет. Доброты не меряной. Рявкнул сперва: « Бери все! Что хошь». Прихватизация это. Народу – первому , конюшни разноэтажные , и бесплатно! А еще что? Погодь , народ. Полежу , подумаю. Долго ждали. А он лежит как свиноматка пьяная , все сосцы своим поросятам раздал. Нет ничего больше! Утерся народ , ох и не в последний раз. Глядь , а земля – то вновь поделена , меж удельниками.Хрюкнул ведь , берите все , зачем страна большая?
Все прежние народы дикие да наивные , да украинные всякие соседи , кого прежде кормили да строили им , толковать начали : « В долгу вы перед нами!». Кому деньги давай , кому землю. Кому просто так должны , еще не придумали , что спросить. Так – то!
       Давно слышали , что за морем – океаном тоже замля есть , как наша. Только теплее там. Народ , как братья двоюродные : простые , работящие. Как и мы , тоже раз двадцать на одни грабли наступали. И пьют , как мы , только без закуски. Да и наших там много , кого сквозняками туда занесло. Кто-то подучил, игрушки раздали , «Кольт» называется , чуть до последнего не перестрелялись. Одумались вовремя , закон придумали , всего - то пять строк: кто в кого стрелять может и что будет за это. Почитай , лет двести блюдут его , не меняют , как у нас – под каждого.Браты они и есть браты , чего делить , далеко живут , редко видимся. Их – то главный , теперяшний , как и наш прошлый , тоже крепко поддавал. До сих пор говорит как с похмелья глубокого. Браты озорства ради придумают что – нибудь и издаля нам показывают , похваляются. А мы и сами такое можем , только лучше! Долго так спорили , пока нас куга – печаль от толмачей не одолела. А так на равных были. Тому их , что с похмелья , самому – то не охота рулить. Нашел бабу посыльную. Черная , как головешка , но вредная… Где добыли такую? Сама ли слезла с дерева , в лесу ли диком поймали? Неведомо. Нравится ей рассуждать да командовать. Летает по миру , как на помеле , везде жизненный интерес ищет. Дома , что ль , мужиков нету? От имени братков всех перессорила и до нас докопалась. Братки сами еще не сообразили , что , она натворить может. Всем же хуже будет.
       Наш – то народ… Сытно пообедав да на теплой печке… Мало ль что померещится да приключиться может. Давно уже сообразили , как «злого духа» - горючего , к делу приспособить. Чтоб потом снова не начинать , лет на тыщу напридумывали. От бесов мелких огнехвостых и чертей , до «Сатаны» подбор. Надоело нечистую перебирать , обозвали то ли дрыном , то ли «Булавой». Приключилась надобность как – то испытать , с самоходной телеги да дюжину бесов мелких на ворога пустили. Аж перья с них полетели. С тех пор спокойнее стало , никто не лезет. Братки новое пугало покажут , а у нас такое давно есть. Живи и радуйся , любого достанем!
       А что в граде стольном , древнем? Да то ж самое , что везде. Кто не правил только: и свои , и персы , и грек доморощенный. Всяк под себя гребет да народ учит , как жить надо.
       Во времена кукурузные случайно репка проросла да выросла. Крепкая такая. Подкатилась к граду стольному да и грека спихнула. Сама Головой стала. Устал народ удивляться , да и из своих вроде бы , из наших. Пусть будет. Сперва наперво Голова дорогу вокруг обкатала , как – никак граница вотчины. Пользуйся народ! Все для тебя!

Прошел срок первый для избранных , вновь крикнули репку. Наш он , для нас старается. Заматерела Голова , начала покрикивать , толмачей приструнила пришлых. Появился с Головой рядом неведомо откуда , то ли доктор тибетский , то ли богатырь восточный. Имечко его странное: Стой Куда Еш. Сначала молча ходил , теперь и за голову сказать может веско при случае.
       Тогда же та самая , пра – пра – пра правнучка царицы Шемаханской появилась. Тихая , незаметная. Походила с Головой – понесла , да и принесла. Куда мужик денется! Хоть и голова. Жанись и все тут. Староват да крепок , да на месте доходном. Нищая молодость не в радость. Голова днями целыми в дороге да на стройках , его кормить надо , да лелеять. Да горе приключилось – денег не хватает. Уговорила ведь маленький свечной заводик завести да тазики делать. Сама этим и займется , чего его отвлекать от дел? Так за хлопотами и на другой срок , последний вновь его крикнули. Пусть работает , радетель. В семье снова денег нет , где взять? Вспомнил голова : А подати с народа! Конюшни получили на халяву , а за землю , где они стоят? Да за свет в окошке , то бишь лампочку , по воду на речку тоже бесплатно? Огородами разжился народ , опять земля. Кончилась жизнь бесплатная. Это у Вас не там , а здесь! По – нашему! И так денег не хватает да пенсионеры с ветеранами достали. Первым хоть по соломинке дай. Сколько ее надо – то? Да зачем она? В зубах ковырять – не у всех они есть , а с пенсий выданных , что там? Ветераны туда же. Раз в год дай им каши солдатской , да сто грамм налей. Сколько денег уходит? Пошла к тому же полоса невезения , то ногу подломит , то шишку набьет , то сам себе из рогатки в глаз влепит. Старость не шутка , беречься надо. Мало этого , так вражий голос шепнул : супружница его , со свечного заводика , самых богатых мужиков догнала. Полграда столького по кусочкам скупила , да вотчину древнюю царскую оптом взяла. А у него богатства – только чем голову прикрыть. Точно она кровей Шемаханских. По ночам бесы шепчут : « Народ не крикнет больше , проси верхнего , пусть назначит!» И так тяжко по земле ходить , пятки горят , а ему в молоке заварном искупаться предлагают – омолодиться. Страшно ведь. Молчит пока. Решил , видимо , на последнем сроке жену догнать по достатку. У нее хоромы царские , а себе императорские добуду. Подправлю да прихватизирую. На старости жить буду вольготно. А что народ? Пущу раз в год как в музей. Пусть радуются щедрости господской. Может , и сварить не успеют?
       Государь – то верхний , говорит «правильно , к народу обращается.Только толмачей с той самой «колонны» еще больше стало. Им – то некогда его слушать, все по – своему норовят. Дел – то сколько , не до народа. Кормовые себе добавить от казны , семя свое пристроить , да абы как. Хлопотно все. Верхнему радостно доложить , что денег некуда девать пока, а народу рявкнуть : Зачем деньги – то вам? Пропьете ведь. Либо враз все скупите и опять ничего не будет. Это ж каким мудрым , белым и пушистым надо быть? Как облачко! Угодить надо.
Жизнь идет как в сказке цыганской. Сидит царь их на облаке белом , тепло да мягко. Одет в рубаху белую , золотым поясом подпоясан , сапоги на нем серебряные. Жмут , правда , мозоли иногда. Снимет сапоги , ноги на облако , опять все хорошо.
Так вот и сидит , далеко видит , недругов из снайперской рогатки даже в сортире замочить может , когда донимают. А что под облаком? Не видно , да и сидеть больше не на чем. Так что всем хорошо
       Народ безмолствует. Все перепробовали. И все по команде! : то работать зовут , только негде теперь , то рожай , то пей , то не пей…
       . . . . .
       
       « . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
       . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
       Ужели за неполный век ,
       Так может отупеть разумный человек?»
       . . . . . .

       На ноги вставать пора , дрему отряхнув. До небытия немного осталось…
       Придет время… Крикнет кто – нибудь народу : «Наших бьют!»
А кто «наши» – то? Да и народ ли теперь? – ХОЛОПЫ…

       . . . . . .
       
       О бедная страна! Мой третий Рим!
       За что тебя постигла участь?
       Быть заселенной тем народом ,
       Что Честь оставил навсегда ,
       И напрочь позабывшим Гордость…

       . . . . .
       


Рецензии