Глава 1. Казни в античном мире

Смертная казнь во многих древних государствах была неотделима от ритуального убийства, жертвоприношения богам и духам. В античные времена смертная казнь была расписана по рангам. В греческих государствах самым распространённым видом казни свободнорожденных было сбрасывание со скалы или в каменоломню, а позднее непубличное отравление из чаши ядом или удушение, иногда обезглавливание. Для несвободнорожденных применялось побивание камнями, утопление, обезглавливание и распятие.

В римской империи казнь осуществлялась путём сожжения, повешения, утопления, колесования, сбрасывания в пропасть, бичевание до смерти и особенно часто – обезглавливание. Разделение сословий в античном мире было очень чётким и распространялось на смертную казнь – как в смысле строгости приговора, так и при выборе типа казни. Распятие применялось в Республике только для рабов, в Империи для свободных (его отменил император Константин). Для рабов и военнопленных существовал ещё один вид наказания – передача в цирк для участия в бое со зверями. Осужденного заставляли биться в амфитеатре со львами, пантерами или медведями, используя лёгкое оружие, либо вовсе без него. Для высокопоставленных лиц Империи практиковалось удушение или самоубийство под надзором. В Древнем Риме существовали так называемые проскрипции – особые списки, на основании которых лица, попавшие в них, объявлялись вне закона. Их мог убить любой человек, причём убийца получал награду, а рабы убитого становились свободными. Особую известность получили проскрипции Суллы, благодаря которым он, придя к власти, избавился от своих противников. При этом погибали не только его влаги. Многие, у кого не было с Суллой никаких взаимоотношений, были уничтожены личными врагами, потому что, угождая своим приверженцам, император охотно разрешал им эти бесчинства. Сенат был не против этих расправ (поскольку наделили императора диктаторскими полномочиями), но он хотел поставить их в какие-то законные рамки, чтобы Сулла публично объявил, кого он решил уничтожить, а кого оставить жить, ибо люди страдали от неведения больше чем имён. Согласившись с доводами сенаторов, Сулла составил список из 80 имён. На другой день он добавил ещё 220 человек, а на третий день - ещё столько же. Он сказал, что включил в списки тех, кого вспомнил, а тех, чьи имена он запамятовал, запишет позже. «Тех, кто принял у себя или спас осужденного,- пишет Плутарх, - Сулла тоже осудил карой за человеколюбие, назначив смерть и не делая исключения ни для брата, ни для сына, ни для отца» (вот с кого потом брал пример товарищ Сталин). Самым несправедливым было постановление о том, что гражданской чести лишаются и сыновья и внуки осужденных, а их имущество подлежит конфискации.


Рецензии
Кстати я недавно узнал что Аристотель был казнён с помощью сока
ядовитого растения, возможно вам будет полезна эта информация.....

Джордж Захаров   30.01.2008 08:26     Заявить о нарушении
Цитата из Интернета:

"В 323 году до н.э. весть о том, что Александр умер в Вавилоне во время затянувшегося пира со своими генералами, достигла Афин. Афиняне надолго затаили обиду на необразованных македонян, под контролем которых находились длительное время, и смерть Александра позволила выплеснуть накопившиеся чувства. Аристотель, который родился в Македонии и был известен как воспитатель ее достойнейшего сына, стал жертвой этой волны антимакедонских настроений. Его привлекли к суду по подложному обвинению в непочтительности к богам, так как за 20 лет до этого он написал хвалебную речь на смерть своего покровителя Гермия Артенейского. Там были такие строчки:

"Сыны богов стремились к тебе,
Герои с небес возвращались на землю –
Все ради любви твоей и чтобы тебя лицезреть".

Их едва ли можно назвать непочтительными, но толпа жаждала крови. Если бы Аристотель остался на процессе, его бы наверняка приговорили к смерти. Но Аристотель был сделан не из того теста, что Сократ; он не хотел становиться мучеником. Он поступил разумно, сбежав из города, и не позволил Афинам тем самым "совершить еще одно преступление против философии".

Это было непростое решение. Оно влекло за собой расставание с любимым им Ликеем навсегда. Лишенный своей библиотеки и доступа к своему исследовательскому архиву, старый философ вновь вернулся в унаследованные им от отца владения в Халкиде. Этот город находится в 30 милях к северу от Афин на длинном острове Эвбея, в том месте, где остров отделяется от большой земли узким каналом. В водах этого канала происходили необъяснимые вещи. Несмотря на то что в Эгейском море не наблюдаются приливы и отливы, внезапно по каналу пробегают быстрые течения, изменяющие направления безо всякой на то причины до 12 раз за день. Местное предание говорит о том, что Аристотель провел много дней, ломая голову над объяснением этого феномена, а когда впервые в жизни понял, что не может решить эту задачу, он бросился в воду и утонул.

Более надежные исторические источники сообщают, что Аристотель умер в 322 году до н.э. в возрасте 63 лет, через год после приезда в Халкиду. Считается, что он скончался от болезни желудка, но один источник все же утверждает, что он покончил жизнь самоубийством, выпив аконит – ядовитый экстракт из волчьих ягод. В то время его иногда использовали как лекарство, что позволяет предположить, что это скорее могла быть случайная передозировка, чем преднамеренное самоубийство. Но возможно, что горькое разочарование, вызванное потерей Ликея, привело его к той черте, за которой он уже не считал себя достойным жизни."

Как видите, Ваше утверждение о том, что Аристотель был казнён, является ложным.

Возможно, Вы путаете его с Сенекой, которого дпействительно казнили, заставив выпить яд.

Жан Суворов   30.01.2008 12:17   Заявить о нарушении
ВЫ ПРАВЫ Я ПЕРЕПУТАЛСЯ =(
Это Сократ казнён ядом цикуты......................

ВЕХ (цикута), род многолетних водных и болотных трав семейства зонтичных. Ок. 10 видов, главным образом в Сев. Америке. В Евразии распространен вех ядовитый, все части которого содержат токсин, вызывающий отравления (часто смертельные) у человека и домашних животных.

Джордж Захаров   30.01.2008 21:34   Заявить о нарушении
Вот цитата из Интернета о смерти Сократа.

«Сократ был приговорен к смертной казни по официальному обвинению за "введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе", то есть за то, что мы сейчас называем инакомыслием. В процессе над философом приняло участие около 600 судей. За смертную казнь проголосовали 300 человек, против 250. Сократ должен был выпить "государственный яд" - цикуту (Conium maculatum, болиголов пятнистый). Ядовитым началом в нем является алкалоид конин. Этот яд вызывает паралич окончаний двигательных нервов, очевидно, мало затрагивающий полушария головного мозга. Смерть наступает из-за судорог, приводящих к удушью. Некоторые специалисты, правда, считают, что цикутой называли не болиголов, а вех ядовитый (Cicuta Virosa), в котором содержится ядовитый алкалоид цикутотоксин. Впрочем, сути дела это не меняет.
А вот цитата оттуда же о смерти Сенеки, которому император Нерон прислал через центуриона свой приказ умереть:

«Сенека, нисколько не смущаясь, потребовал таблички для составления завещания. Когда же центурион отказал ему в этом, он обратился к своим друзьям со следующею речью: «Раз мне запрещено отблагодарить вас подарками, завещаю вам единственное, что мне осталось, но вместе и самое драгоценное — мой образ жизни. Если вы будете помнить то, что было хорошего в моей жизни, то ваше постоянство в дружбе будет для вас источником вечной славы». Друзья Сенеки залились слезами, но он успокаивал их и призывал их к мужеству ласково, но с некоторою суровостью, говоря: «При чем же наши уроки мудрости? Где же ваш разум, в течение стольких лет мужественно приучавшийся переносить превратности судьбы? Разве жестокость Нерона была еще кому-либо неизвестна? И кого же еще оставалось убить императору после того, как он убил свою мать и своего брата, как не прежнего воспитателя и наставника?»
«Говоря таким образом, обращаясь ко всем присутствующим, Сенека обнял свою жену и, немного растроганный зрелищем собственного несчастия, стал уговаривать ее утешиться в печали и не считать ее безграничной, но искать себе утешения в созерцании добродетельной жизни своего мужа. Паулина возражала, что и она хочет умереть вместе с мужем, и требовала, чтобы ее пронзили мечом. Сенека не хотел отнимать у нее этой славы, а также опасался, чтобы жена его, оставшись без поддержки, не подверглась худшим оскорблениям. Поэтому он сказал ей: «Я указывал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты с большею славой». После этих слов оба вскрыли себе жилы на руках. У Сенеки, истощенного старостью и строгим образом жизни, кровь вытекала очень медленно, чтобы ускорить ее истечение, он приказал открыть жилы также на ногах и на коленях. Утомленный жестокою болью и боясь смутить свою жену видом своих мучений, а также и сам опасаясь смущения при виде ее страданий, Сенека велел перенести себя в другую комнату. Там он с красноречием, не покинувшим его даже в последний момент, призвал писцов, диктовал им многое, чего я, однако, не решаюсь повторить здесь».
«Нерон не имей никакой личной ненависти против Паулины и, боясь упреков в излишней жестокости, приказал спасти ее. По настоянию воинов, рабы и вольноотпущенники перевязали ей жилы и остановили кровь, неизвестно, впрочем, с ее ли согласия. Ибо, так как в обществе склонны верить только дурному, то были и такие, которые уверяли, что, пока она боялась жестокости Нерона, она искала славы умереть вместе с мужем, когда же ей была подана надежда на его милость, в ней проснулось желание жизни. После этого она прожила еще несколько лет, храня уважение к памяти мужа, но бледность ее лица и членов доказывала, что она потеряла очень много крови. Между тем Сенека, так как истечение крови у него шло медленно и смерть не наступала, попросил Стация Аннея, своего друга и опытного врача, дать ему яда, приготовленного на всякий случай заранее. Это был тот яд, которым афиняне отравляли осужденных на смерть. Сенека принял этот яд, но напрасно, так как тело его уже похолодело и яд не производил своего действия. Тогда он вошел в горячую ванну и, обрызгав водою окружавших его рабов, сказал, что это — возлияние Юпитеру Освободителю. В ванне он задохся от горячих паров. Его тело было вынуто из нее и предано сожжению безо всяких торжественных обрядов. Так завещал он незадолго перед смертью. Завещание это было найдено между его рукописями».»

Как видите, и Сократ, и Сенека кончили одинаково плохо. На их фоне судьба Аристотеля смотрится ангельской!..

Жан Суворов   31.01.2008 00:25   Заявить о нарушении
Вы так замечастельно осведомлены, мне и добавить, в принципе, нечего )))

Возмездие Близко   31.01.2008 13:53   Заявить о нарушении